Regulation of Criminal liability for fraud in Russia and in the foreign states — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Regulation of Criminal liability for fraud in Russia and in the foreign states

2022-11-24 27
Regulation of Criminal liability for fraud in Russia and in the foreign states 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

The article is devoted to the main signs of criminal liability for fraud in Russia and in foreign countries. The history of the development of the concept of «fraud» in the Russian state is analyzed. The problems of application of fraud norms in the Russian legislation and the distinctive specificity of the concept of fraud in Russia and foreign countries are underlined.

Key words: fraud, deception, property, abuse of law.

IVANTSOVA Natalia Vladimirovna – Doctor of Law, Professor Department  of Criminal Law and Judicial Proceedings of  Cheboksary Cooperative Institute (branch)  of the Russian University of Cooperation,  Cheboksary.

E-mail: [email protected]

 

Yashkanova Anna Vladimirovna – Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

 



ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

 

 

УДК  341.01

Проблема ОПРЕДЕЛЕНИЯ статуса непризнанных государств
в современном международном праве

Гаранина Инна Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент, PhD,
доцент кафедры частного права России и зарубежных стран ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

 

Зарипов Т. Н., Ярусова А. П.,

Казанский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский Государственный университет юстиции
(РПА Минюста РФ)», г. Казань,

E-mail: [email protected]; [email protected]

Статья посвящена анализу дискуссионного вопроса о признании правового статуса непризнанных государств, определению их места в системе современного международного права. Факт существования непризнанных государств является предметом многих научных споров либо ими пренебрегают в полемиках. Как правило, они рассматриваются как некие аномалии, которые не могут быть объяснены государственными теориями и оцениваются как нечто временное. Однако последние события показывают, что растет интерес к их исследованию.

Ключевые слова: непризнанные государства, международно-правовое признание, право на самоопределение.

 

 


Все люди на нашей планете по рождению имеют равные общепризнанные политические права, в том числе – фундаментальное право на независимое определение своего политического статуса.

Международно-признанное право на самоопределение представляет собой коллективное право народа или народности, проживающих на территории, определяемой исторически сложившимися международными границами, свободно и без внешнего вмешательства решать для себя вопрос о государственной власти, которой они готовы добровольно подчиняться.

Таким образом, источником коллективного права на самоопределение для населения, проживающего на территориях в пределах международных границ, является современное международное право. Между тем, источником коллективного права на самоопределение для населения части государства, проживающего на территориях в пределах административных границ, может быть национальное законодательство. Косовское дело послужило новым прецедентом для имплементации современного международного права в качестве источника права на самоопределение. В ситуации, когда население административной части подвергается систематической расовой дискриминации со стороны центрального правительства, право на самоопределение выступает как способ самообороны, когда все другие способы мирного урегулирования полностью исчерпаны.

Объявление независимости – это заявление уполномоченных представителей народа, основанное на доверии большинства населения данной территории, на готовность создать новое государство, которое самостоятельно будет нести всю ответственность перед населением за безопасность его существования и функционирования справедливого социального порядка. Международное сообщество прямо признает, что источником суверенитета нового государства является воля его народа. Новое государство может быть признано полным субъектом международного права в пределах границ, существующих в момент обретения независимости своим народом, если реализация права на самоопределение этого народа не противоречит принципам Устава ООН. Отказ народу в осуществлении его права на самоопределение, не противоречащего принципам Устава ООН, является нарушением прав человека.

Проблема определения статуса непризнанных государств в международно-правовой практике была поставлена очень давно. Немалая часть современных государств переживала в своей истории период непризнания со стороны других субъектов международного права.

Каждое государство ведет свои отношения с другими государствами на основе особого понимания правового статуса этих других государств. Во многих случаях такое понимание является бесспорным и представляет собой признание статус-кво: Великобритания и ее отношения с Францией, например. Иногда, однако, государство может занять позицию, которая бросает вызов существующему порядку, признания нового государства, например, требование Косово в 2008 году о создании государства, состоящего из территории, ранее принадлежавшей Сербии.

При рассмотрении проблемы определения статуса непризнанного государства (в некоторых источниках такие государства именуются как государства со спорным суверенитетом) необходимо учитывать факт того, что в современном международном праве сложились два «конкурирующих» между собой общепризнанных принципа: с одной стороны, это общепризнанный принцип международного права – принцип равноправия народов и наций, основанный на праве народов на самоопределение, с другой стороны, это общепризнанный принцип международного права – принцип территориальной целостности государств. Проблема соотношения вышеуказанных принципов, которое порождает в некоторых случаях противоречивость их имплементации, делает возможным постоянные геополитические игры, приводящие к политической нестабильности.

Право народов на самоопределение закрепляют многие международно-правовые документы, например, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года; в частности, Декларация тысячелетия 2000 года говорит о праве на самоопределение народов, которые остаются под колониальным господством и/или иностранной оккупацией.

Важно подчеркнуть, что субъектом права на самоопределение является нация, народ. Из этого следует недопустимость злоупотребления данным принципом другими субъектами международного права или участниками международных отношений.

Немаловажным является то обстоятельство, что сама дефиниция «непризнанное государство» является спорной. Мы соглашаемся с подходом, высказанным З. В. Силаевой, которая утверждает, что непризнанное государство – это политико-территориальное образование, обладающее в большинстве случаев ключевыми атрибутами государственности, и в первую очередь, способностью к эффективному внутренне легитимированному контролю над основной территорией при отсутствии международного признания, без которого они не могут полноправно вступать в правовые сношения с другими государствами [3].

Необходимо подчеркнуть, что, исследуя феномен статуса непризнанных государств, следует различать два подхода: международно-правовой (формальный) и геополитический (фактический).

Исходя из первого подхода никаких непризнанных государств для мирового сообщества не существует, так как с точки зрения современной доктрины международного права они не являются субъектами международно-правовых отношений. Сторонники второго подхода отводят непризнанным государствам роль активных участников международных отношений. Таким образом, феномен статуса непризнанных государств нельзя подробно проанализировать только с помощью формальной юриспруденции.

В современном международном праве теоретики, активно анализируя феномен института непризнанных государств, смогли выработать их типологию. Так, выделяются следующие типы непризнанных государств:

1) непризнанные государства с полным контролем над своей территорией;

2) непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично;

3) государства, образованные под протекторатом международного сообщества;

4) квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (например, Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии).

Отсутствие международно-правовых договоров, регламентирующих процесс признания, порождает проблемы в проведении процедур признания непризнанных государств. На сегодняшний день международное сообщество так и не выработало единого механизма признания вновь образованных государств.

В подходах ученых и исследователей к проблемам правосубъектности и легитимации государственных образований с давних пор существуют две основные теории признания: конститутивная и декларативная. Принципы конститутивной теории выработал Л. Оппенгейм в книге «Международное право», согласно которой для международного права государство не существует до момента его официального признания другими государствами [2]. Критики конститутивной теории отмечают, что она не объясняет, каким критериям должно отвечать догосударственное образование, чтобы его признали другие субъекты международных отношений.

Сторонники декларативной теории исходят из того, что существование государства в качестве субъекта международного права не зависит от его признания или непризнания другими государствами. Если государство существует, то оно автоматически является субъектом международного права. По этому поводу можно вспомнить высказывание русского правоведа Коркунова о том, что «государство существует, не потому что его признают или не признают». А исходя из того, что оно способно в течение длительного времени эффективно осуществлять на своей территории функции, присущие ему как социальному институту.

Признание независимости нового государства является декларативным политическим актом. Правительство любого международно-признанного государства имеет право признать независимость нового государства путем публикации его соответствующего заявления, а это означает, что данное правительство от имени своего народа признает население нового государства как равную личность международных отношений. Признание независимости нового государства необратимо по своей природе и не может быть вызвано. Отказ признать суверенное равенство нового государства, созданного путем реализации права его народа на самоопределение в соответствии с принципами Устава ООН, является неприемлемым нарушением основных положений Устава этой международной организации. Однако не существует какого-либо юридического механизма принуждения государства признать международно-правовой статус юридического лица, то есть суверенного равенства нового государства [1].

На наш взгляд, могут быть предложены следующие пути решения проблемы определения статуса непризнанных государств: во-первых, необходимо выработать общие нормативные критерии порядка признания непризнанных государств, на наш взгляд, наиболее приемлемой является использование в основе декларативной теории. Во-вторых, отказ от

однополярного мира и повышение роли ООН в решении проблем определения статуса непризнанных государств. В-третьих, создание признанной всеми субъектами современного международного права общей процедуры признания непризнанных государств независимо от их местоположения, учитывая только законность способов образования такого государства. В-четвертых, создание специализированного органа в рамках система органов ООН, основной целью деятельности которого будет решение проблем, касающихся статуса непризнанных государств.

 

 

Литература

1. Гаранина И. Г., Мадиан С. Современные модели политического и экономического вмешательства во внутренние дела государства // Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях: материалы XVI Всероссийской научной конференции (с международным участием) (г. Казань, 22 апреля 2016 года): в II ч. Казань: УВО «Университет управления «ТИСБИ», 2016. Ч. II. С. 226–231.

2. Оппенгейм Л. Международное право. Том I: Мир. Полутом 1 / пер. с 6-го английского изд., доп. Г. Лаутерпахтом; под ред. и с предисловием проф. С. Б. Крылова. М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948. 408 с. (Библиотека внешней политики).

3. Силаева З. В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7(13): в 3 ч. Ч. 1. С. 135.


 

 

I. G. Garanina,  T. N. Zaripov,  A. P. Yarusova

PROBLEM OF DETERMINATION OF THE UNRECOGNIZED STATES' STATUS

IN MODERN INTERNATIONAL LAW

The article is devoted to the analysis of the discussion issue on the recognition of the legal status of unrecognized states. Determination of their place in the system of modern international law. Most of the literature is devoted to the research of the status of recognized states and the existence of unrecognized states, are subjects of many scientific disputes, or they are neglected in polemics. As a rule, they are considered as certain anomalies that cannot be explained by state theories and is regarded as something temporary. However, recent developments show that unrecognized states can be more viable in practice, and that there is growing interest in their research.

Key words: unrecognized states, international legal recognition, right to self-determination.

 

GARANINA Inna G. – PhD (Law) Associate Professor Department of Private Law of Russia and Foreign Countries Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

 

ZARIPOV T. N., YARUSOVA A. P. – Kazan Institute (Branch) «Overrussian state university of justice»  (RPA Minjust RF), Kazan.

E-mail: [email protected]; [email protected]

 

 


 


УДК  

Некоторые правовые формы участия муниципальных образований
в хозяйственной деятельности*

Кондратенко Зарина Камилевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры
гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
E-mail [email protected]

 

Автором в статье рассматриваются такие формы участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности как привлечение частных хозяйствующих субъектов для предоставления муниципальных услуг; создание межмуниципальных хозяйствующих обществ; создание собственных хозяйствующих субъектов в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах; механизмы частно-публичного партнерства; заключение гражданско-правовых договоров с хозяйствующими субъектами иных публично-правовых образований. Автор приходит к выводу о необходимости изменения подхода к управлению муниципальным имуществом с помощью перехода к экономическим методам, например, последующая передача права собственности на объект социальной сферы или права управления им внешней организации.

Ключевые слова: муниципальное имущество, хозяйственная деятельность, муниципальное образование, местное самоуправление.

 

 


Право на участие в хозяйственной деятельности является неотъемлемым правом муниципального образования и одновременно гарантией организации местного самоуправления в Российской Федерации, необходимостью решения вопросов местного значения. Это право закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 17 этого закона перечисляются полномочия органов местного самоуправления. Одним из полномочий является полномочие по решению вопросов местного значения. Среди них выделяют, например, создание и финансирование муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями и другие. *

Право муниципальных образований на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа вытекают из положений гражданского законодательства.

Целью исследования является установление основных форм участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, посредством которых обеспечивается эффективное решение вопросов местного значения.

Следует выделить такие формы участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности: привлечение частных хозяйствующих субъектов для предоставления муниципальных услуг; создание межмуниципальных хозяйствующих обществ; создание собственных хозяйствующих субъектов в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах; механизмы частно-публичного партнерства; заключение гражданско-правовых договоров с хозяйствующими субъектами иных публично-правовых образований.

Рассмотрим подробнее каждую из вышеназванных форм.

Привлечение частных хозяйствующих субъектов как форма участия муниципального образования в хозяйственной деятельности выражается в заключении гражданско-правовых договоров на оказание услуг и выполнение работ с частными хозяйствующими субъектами. При данной форме муниципалитеты становятся инициаторами объявления конкурса на предоставление услуг между частными хозяйствующими субъектами. Победителем конкурса для исполнения заказа становится тот частный хозяйствующий субъект, который предложит более выгодные условия сотрудничества, так как потребителем данных услуг является муниципальное образование и финансируются они за счет средств местного бюджета. Это, например, закупка оборудования для муниципальных учреждений, благоустройство территории, ремонт дорог, строительство зданий и сооружений и т. д. В данном случае между муниципальным образованием и частным хозяйствующим субъектом заключается гражданско-правовой договор на оказание услуг.

Целью этой формы участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности является обеспечение муниципальных нужд. Отсутствие на рынке частных производителей услуг препятствует активному внедрению такого способа организации муниципального хозяйства. Э. Маркварт в своей работе по муниципальному праву пишет, что «зарубежная и новейшая российская практика наглядно демонстрируют, что действующее в условиях конкурентной борьбы частные предприятия предоставляют услуги населению, как правило, лучше (качество) и дешевле (цены, тарифы, издержки), нежели предприятия, создаваемые и управляемые органами публичной власти» [3].

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут приниматься решения об учреждении межмуниципальных хозяйствующих обществ в форме
закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Межмуниципальные хозяйствующие общества создаются в целях осуществления полномочий муниципальных образований по решению вопросов местного значения и объединения финансовых, материальных и иных ресурсов. Чаще всего деятельность межмуниципальных хозяйствующих субъектов связана с предоставлением коммунальных услуг населению, например, эксплуатация предприятий по утилизации и переработке бытовых отходов и т.д. Согласно положениям ст. 69 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные образования в целях организации межмуниципального сотрудничества могут стать учредителями не только хозяйственных обществ, но и некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Межмуниципальное сотрудничество может осуществляться несколькими способами:

1. Наиболее простым способом является заключение краткосрочного договора о совместной деятельности (например, для проведения мероприятия по охране окружающей среды).

2. Заключение договора о совместной деятельности на более длительный срок, например, на 1 год или 2 года (например, договор о совместной утилизации и переработке бытовых отходов).

3. Заключение договора о совместной деятельности на постоянной основе.

Таким образом, создание указанных межмуниципальных организаций должно быть обусловлено необходимостью совместного решения муниципальными образованиями вопросов местного значения.

Одной из форм участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности является создание муниципальных хозяйствующих субъектов и управление ими. Муниципальные образования имеют право создавать собственные предприятия либо участвовать в них только в целях решения вопросов местного значения. Существует два условия, при наличии которых муниципальные образования могут создавать собственные хозяйствующие субъекты:

1. Деятельность этих субъектов необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и соответствует полномочиям органов местного самоуправления.

2. Соответствующая деятельность не может осуществляться иными хозяйствующими субъектами [4]. Недопустимо создание муниципальных хозяйствующих субъектов, которые созданы в иных целях, не предусмотренных в законе.

 Муниципальные образования могут создавать как коммерческие, так и некоммерческие хозяйственные организации. В свою очередь коммерческие организации могут быть в организационно-правовой форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственность и муниципальных унитарных предприятий, а некоммерческие – в форме муниципальных учреждений, некоммерческих партнерств, фондов и автономных некоммерческих организаций. Создавая хозяйствующие субъекты либо участвуя совместно с другими учредителями в смешанных хозяйствующих субъектах, муниципальные образования должны руководствоваться, в первую очередь, нормами гражданского законодательства: Гражданским кодексов РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах», Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом «О некоммерческих организация», Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ» и других, входящих в систему гражданского права [2].

Согласно Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Такое же понятие унитарного предприятия содержится в ч. 1 ст. 113 ГК РФ. Унитарные предприятия подразделяются на два вида: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

 Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. Права собственника на это имущество, которое принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, осуществляют от имени муниципального образования органы местного самоуправления. Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. Собственник же имеет право на получение части прибыли. Учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются в целях своей деятельности и распоряжаются этим имуществом с согласия собственника имущества (ст. 296 ГК РФ).

В хозяйственной деятельности муниципальные унитарные предприятия самостоятельны. Муниципальное образование не вправе вмешиваться в его деятельность. Главной целью деятельности унитарного предприятия является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов муниципального образования, обеспечение муниципальных нужд. Муниципальные унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью, это заключается в том, что предприятие может заниматься лишь той деятельностью, которая прямо указана в его уставе. В Федеральном законе «О государственных и муниципальных предприятиях» существует несколько оснований для создания муниципальных унитарных предприятий: во-первых, это необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, и, во-вторых, необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач.

 Имущество унитарного предприятия представляет собой единый комплекс, оно не может быть разделено на паи или доли. Это обстоятельство значительно затрудняет деятельность унитарного предприятия, является тормозом в его развитии, так как невозможно привлечение инвесторов, готовых вложить инвестиции в унитарное предприятие. Важен еще тот факт, что любые приращения и улучшения в имуществе унитарного предприятия становятся собственностью муниципального образования, так как было указано выше, что собственником имущества унитарного предприятия является муниципальное образование. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Существует мнение, что муниципалитетам стоит отказаться от организационно-правовой формы унитарных предприятий, а уделить больше внимания при создании коммерческих предприятий хозяйственным обществам в форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Согласно ч. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Участниками хозяйственных обществ могут быть граждане, юридические лица, а также публично-правовые образования в лице Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не вправе участвовать в хозяйственных обществах от своего имени. Отличие хозяйственных обществ от унитарных предприятий состоит в том, что, во-первых, в отличие от унитарных предприятий в хозяйственных обществах возможно, даже приветствуется, привлечение стороннего капитала, во-вторых, уставный капитал разделен на доли или даже на паи, в-третьих, ограничивается ответственность участников по долгам предприятия.

Если рассматривать приватизацию унитарных предприятий, то необходимо отметить что под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования в собственность физических и (или) юридических лиц. В Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» перечислены способы приватизации муниципального имущества: во-первых, это преобразование унитарного предприятия в акционерное общество, и, во-вторых, преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. В первом случае преобразование возможно если размер уставного капитала хозяйственного общества, созданного в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества или превышает его. Во втором случае – если размер уставного капитала хозяйственного общества, созданного в процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала акционерного общества [2].

Представительные органы муниципальных образований могут принимать решение о создании некоммерческих организаций. Под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, образовательных, культурных целей, защиты прав и законных интересов граждан и организаций и т.д. Однако, представительные органы местного самоуправления могут создавать не все виды некоммерческих организаций. В частности, у них есть право на создание некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Например, это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, центры охраны труда и т. д.

Одной из форм участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности является внедрение механизмов частно-публичного партнерства. Под частно-публичным партнерством понимается объединение материальных и нематериальных ресурсов местного самоуправления и частных предприятий на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство территории, развитие социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения и др.) [5]. В силу того, что финансовая самостоятельность муниципального образования резко ограничена размерами финансовой помощи из бюджетов федерации и субъектов федерации и не всегда хватает средств у муниципального образования для реализации в полном объеме муниципальных нужд, то в этом случае, частно-публичное партнерство является лучшим вариантом привлечения дополнительных средств. Частно-публичное партнерство посредством объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов муниципального образования и частного бизнеса расширяет возможности по удовлетворению тех или иных потребностей населения в услугах и товарах. Главными задачами партнерства является стабильное социально-экономическое развитие муниципального образования, повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования, развитие тесной связи межу муниципальным образованием и частными предпринимателями. Частно-публичное партнерство проявляется в предоставлении на конкурсной основе муниципального имущества в аренду частным предпринимателям, которое в дальнейшем они могут выкупить, в заключении контрактов на выполнение общественных услуг.

Заключение гражданско-правовых договоров с хозяйствующими субъектами иных публично-правовых образований также является формой участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности. Под хозяйствующими субъектами иных публично-правовых образований подразумеваются хозяйствующие субъекты городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов, которые оказывают соответствующие муниципальные услуги. Это также строительство зданий и сооружений, ремонт дорог и т.д. однако заключение такого гражданско-правового договора возможно только при условии, что на рынке существуют хозяйствующие субъекты иных муниципальных образований и они готовы и способны оказать услуги другим муниципальным образованиям, а также если нет возможности привлечь частных хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.

Проведённый анализ форм участия муниципальных образований в хозяйственной деятельности, показывает, что предусмотренные правовые механизмы требуют совершенствования с целью повышения эффективности их использования. На настоящий момент решение проблемы формирования доходной части бюджетов муниципальных образований является наиболее актуальным для решения вопросов местного значения.

Так, в частности предлагается изменить подход к управлению муниципальным имуществом с помощью перехода к экономическим методам, например, последующая передача права собственности на объект социальной сферы или права управления им внешней организации. Указанное может осуществляться либо посредством приватизации, то есть когда муниципальное образование само не осуществляет муниципальную услугу; и посредством передачи права на предоставление услуг, когда органы местного самоуправления сохраняют обязательства по предоставлению услуг или оплачивают их из государственной казны. Во втором случае в контракте чётко должны быть указаны качественные параметры, объем услуг и др.

Следующий вопрос, подлежащий разрешению – это вопрос об исполнителях услуг: это могут быть муниципальные унитарные предприятия или учреждения, либо организации частного сектора. Другие формы использования муниципального имущества для предоставления муниципальных услуг (аренда, концессия, доверительное управление, акционирование) позволяют оставить муниципальное имущество в собственности муниципального образования. При аренде гарантируется поступление платежей в местный бюджет независимо от результатов хозяйственной деятельности арендатора, однако цели арендатора и муниципального образования в отношении использования имущества могут не совпадать. При доверительном управлении доверительному управляющему передаётся имущественный комплекс муниципального унитарного предприятия за вознаграждение, которое зависит от доходов предприятия. При концессии одним из условий является инвестирование средств концессионера в имущественный комплекс муниципального унитарного предприятия для повышения его доходности. Акционирование предполагает создание на безе муниципальных унитарных предприятий акционерного общества, акции которого будут принадлежать муниципальному образованию. В этом случае предполагается механизм аналогичный приватизации муниципального имущества, но отличающийся тем, что муниципальное образование оставляет за собой корпоративные рычаги управления (посредством контрольного пакета акций или золотой акции).

 

 

Литература

1. Планкина Е. А., Кондратенко З. К. Эффективное управление муниципальным имуществом // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2017. № 1 (5).
С. 113–115.

2. Полевщикова Н. Н., Кондратенко З. К. К вопросу об организационно-правовых основах приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: теория и практика // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2017. № 1 (5). С. 117–119.

3. Маркварт Э. Особенности создания муниципальных хозяйственных обществ // Местное право. 2011. № 3. С. 21–32.

4. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и состав муниципального имущества [Электронный ресурс]. URL: http://pandia/ru/text/77/223/18833/php.

5. Роль муниципально-общественного партнерства в социально-экономическом развитии города / Г. А. Сульдина, И. С. Глебова, Р. Р. Садыртдинов, С. А. Владимирова, Кораблев М.М., Сабиров С.И., Абдулганиев Ф.С.. Казань: Изд-во КГУ. 336 с.


 

 

Z. K. Kondratenko

Some legal forms of participation of municipal entities in economic activities

The author considers in this article such forms of participation of municipal entities in economic activities as the attraction of private economic entities for the provision of municipal services; creation of inter-municipal economic companies; creation of own economic entities in the organizational and legal forms provided by law; mechanisms of private-public partnership; conclusion of civil law contracts with economic entities of other public and legal entities. The author comes to the conclusion that it is necessary to change the approach to the management of municipal property by means of a transition to economic methods, for example, the subsequent transfer of ownership of an object of social sphere or the right to manage an external organization.

Key words: municipal property, economic activity, municipal formation, local self-government.

 

KONDRATENKO Zarina Kamilevna – Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Chair of Civil Law and Process Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: [email protected]

 

 


 

 

УДК 34

Новеллы гражданского законодательства о притворных сделках

Смирнов Николай Наилевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры
гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
E-mail [email protected]

 

Газизова Венера Василевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

 

Статья посвящена анализу новелл гражданского законодательства о таких притворных сделках, как договор купли-продажи недвижимого имущества по иной цене, чем указано в договоре, которые присущи при продаже жилой и нежилой недвижимости, а также при продаже бизнеса, обновленной редакции ст. 178 ГК РФ, содержащей примерный перечень возможных заблуждений при совершении сделок. В ходе работы исследована судебная практика.

Ключевые слова: притворная сделка, новеллы ГК РФ, сделка, совершенная на иных условиях, заблуждение относительно личности контрагента.

 

 


Одним из динамичных и широко применяемых институтов в гражданских отношениях является институт недействительности сделок. В ходе реформирования гражданского законодательства подверглись изменению статьи, посвященные притворным сделкам.

Знач


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.