Особенности развития музыкального восприятия.                    — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности развития музыкального восприятия.                   

2022-11-24 30
Особенности развития музыкального восприятия.                    0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для развития музыкального восприятия используется и такие приёмы, как применение грамзаписи, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Использование грамзаписи обогащает процесс восприятия музыки. Особенно эффективно её применение в сравнении с «живым» исполнением. Так, исполнение музыкального произведения педагогов на фортепиано можно сравнить с грамзаписью, с оркестровым, с хоровым. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от её исполнения.

Объединение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи) всегда желательно. Важно только точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукцией картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке. Чтение стихотворения может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми её характера. (Радынова А. П. Слушаем музыку.-.,М 1990)      

Каковы же методы и приёмы, которыми располагает музыкант-педагог для того, чтобы воплотить в жизнь важную задачу.

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Остановимся на наиболее распространённых: наглядный, словесный, и практический метод.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий). Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. (Радынова А. П. Слушаем музыку.-.,М 1990)  

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей.

Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах (бубен, треугольник, звоночки, кастаньеты, и др.), Н. А. Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определённую окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любимые мелодии, самостоятельно музицировать.

Первыми инструментами для детей 30-е годы были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифрой системной записи нот.

В союзе с мастерами-умельцами В. Рахматуллиным, В. Бодровым и др. Н. А. Метлов в 1941-1942гг. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистым, приятным звучанием.

На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Игровая на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты.

В группу мелодичных инструментов Николая Афанасьевич ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовывал в детском саду оркестр в составе 30 - 40 детей, играющих на разных музыкальных инструментах

  Н. А. Метлов считал очень важным инструментовку пьес для ударного оркестра.  . (Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1982)

Наглядный прием «цвет – настроения». Он позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказывается о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о её характере.

Определённый цвет(небольшие карточки из цветной бумаги)связывается с соответствующим настроением музыки: постельные, светлые тона(голубой, розовый) – с нежным, спокойным характером музыки; темные густые тона(тёмно-коричневый, тёмно-синий) – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) – с решительным, торжественным. (Радынова А. П. Слушаем музыку.-.,М 1990)

Виды музыкальной деятельности реализуется на занятиях, в повседневной жизни детского сада (на различных занятиях), в процессе досуговой деятельности (во время отдыха, вечеров развлечений, праздников, самообразования, в процессе творчества, а также в быту).

Основная цель – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать её красоту. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)      

Особое значения имеет различие высоты, тембра, силы и длительности звуков, то есть тех музыкальных сенсорных способностей дошкольников, на основе которых формируется более сложные навыки. Ладовое и ритмическое чувство у детей в силу возрастных психических особенностей проявляется не в равной степени. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки длительное время имеет лишь обшей характер. Позднее проявляется умение различать мажор и минор. Слуховое представление высоты особенно успешно формируется, если упражнять детей в условиях ладовой настройки.

Основные музыкальные способности:

- Способность переживать, различать, представлять и воспроизводить ладовые соотношения (ладовысотный слух);

- способность переживать, различать, представлять и воспроизводить, музыкальный ритм (чувство ритма), позволяющая воспринимать музыку наиболее полно, разносторонне, исполнять её точно, непринуждённо и эмоционально.

Для осуществления музыкальной деятельности – слушания, исполнения и творчества – ребёнок должен обладать следующими способностями:

- способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание) и дифференцированного (различие средств музыкальной выразительности);

- Исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);

- способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки; в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

    К концу старшего дошкольного возраста ребёнок может более сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения, рассматривать произведения изобразительного искусства, а также более глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному, доброму и осуждать зло.. (ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.)

Характеристика приёмов развития музыкального восприятия. Эффективен приём контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра ( например, два марша), пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика»), контрастные произведения пределах одного настроения (например, два разных весёлых).

Сравнение произведения одного жанра (двух маршей) уместно, когда дети шагают, недостаточно согласуя свои движения с характером музыки.

Различие детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например «весёлая», можно лишь очень приблизительно охарактеризовать настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов-образов, например, при сравнении пьес Г. Свиридова «Парень с гармошкой» (весёлая, плясовая, бойкая) и П. Чайковского «Мужик на гармонике играет» (весёлая, маршевая, удалая, важная, тяжёлая). (Радынова А. П. Слушаем музыку -  М., 1990г)  

Развития музыкального восприятия детей осуществляется посредствам всех видах музыкальной деятельности, поэтому речь идёт о качестве музыкального репертуара. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большей степени определяет содержание музыкального образования.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум потребностям – художественности и доступности. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Звуковысотный слух – широкое понятие, включающий, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и послуху воспроизводить мелодию. Он проявляется у детей очень рано. Гармоничный и полифонический слух развивается значительно позже. Помимо этого, существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддаётся развитию почти безгранично. В состав музыкальности входит и внутренний слух. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

  Развитое восприятие обогащает всё музыкальные проявления детей. Но также и все виды музыкальной деятельности могут способствовать его развитию. Понимая проблему развития музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушивается к звучащей музыки.

Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть лишь звуковым фоном. Когда постоянно меняющийся характер, настроения, выраженные в ней, дети будут чувствовать и сознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.

Основа содержания музыки – выражения настроения, чувств. Поэтому очень важно научить беседу с главного – определения эмоционально-образного содержания музыки. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

По мере накопления жизненного и музыкального опыта у ребёнка дошкольного возраста (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

      §1. Психолога – педагогические основы.

Вспомним знаменитые слова В. А. Сухомлинского: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» (Радынова А. П. Слушаем музыку -  М., 1990г)

В. А. Сухомлинский говорил о положительном влиянии природы на всестороннее развитие детей, на формирование их характера: «Бесконечно разнообразный кадр природы побуждает у детей живой интерес, любознательность побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности». Утверждал, что важнейшая задача детского сада – ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистичное представление о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту одной природы, любовь, бережное обращение и заботливое отношение. (Николаева С. Н.,Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. ивысш. пед. учеб. заведений – м.: Издательский центр «Академия», 1999г.)

Один из наиболее важных аргументов Ганслика заключается в следующем: содержанием музыки не может быть никакое определённое чувство, так как «определённость» чувств, или эмоций, заключается только в тех представлениях или понятиях, которое «составляют их ядро», а представлений или понятий музыка заведомо не может передавать. (Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т.)

«Я убеждён, - писал Антон Рубинштейн, - что всякий сочинитель пишет не только в каком-нибудь тоне, в каком-нибудь размере и в каком-нибудь ритме ноты, но вкладывает известное душевное настроение, т.е. программу, в своё сочинение с уверенностью. Что исполнитель и слушатель сумеют её угадать» (Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т.)

Римский-Корсаков писал, что настроения является «главной сущностью музыкальных впечатлений»

Очень харктерин следующий ответ Иосифа Гофмана на предложенный ему вопрос о том, какую идею вложил композитор Impromptu As-dur Шопена: что Шопен сочинял «музыку», которая представляет мысли только в музыкальном значении этого слова. (Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т.)

Б. М. Теплов подчёркивал, что угадывание программы занятие праздное и, в сущности, антимузыкальное, так как в основе его лежит стремление подойти к музыке не как к искусству выражения, а как к искусству изображения или обозначения. Но знание программы есть необходимое условие полноценного и адекватного восприятия программной музыки. Название пьесы (если оно имеется у композитора) необходимо сообщить детям перед её слушанием (Радынова А. П. Слушаем музыку.- М., 1990г.)

Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственным смысле содержанием музыки является чувства, эмоции, настроения» (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

По мнению Б. В. Асафьева, именно исполнительская интонация привносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актёрском сценическом искусстве.

Следует особо отметить статьи известного музыковеда и композитора который говорил о пути развития творчества у детей следующие: «Рядом с развитием полезных слуховых навыков через музыкально-исполнительскую работу в ходе и через посещение занятий по «слушанию музыки». (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

  Б. В. Асафьев употребляет понятие «интонация» в двух значениях: первое – «зерно-интонация» - наименьшая выразительно-смысловая частица, «клеточка» образа (Интонация малой секунды с акцентом на первом звуке обычно выражает боль, вдох, плачь и т. д)

Второе значение интонации – интонирование. равное протяжённости музыкального произведения. (Радынова А. П. Слушаем музыку.- М., 1990г.)

А. Дистверг писал: «Любой метод плохой, если приучает ребёнка к простому восприятию или пассивности, и хороший в той мере, в какой пробуждает в нём самодеятельность».

«Плохой воспитатель преподаёт истину, хороший учит её находить». (Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka - press, 1996г.)

В. А. Сухомлинский убеждён, что острота детской памяти, яркости мышлением в школу не только не ослабляется, но и ещё больше усиливается. Мысль, запоминать и рассуждать, станет окружающей мир. (Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka - press, 1996г.)

Теория Ж. Пиаже – выдающегося швейцарского психолога говорит о независимости процессов развития и обучения. Противопоставляя обучение самостоятельному умственному развитию, Ж Пиаже недооценивал роль обучения ребёнка интеллектуальным операциям, знание совместной деятельности и обучения педагога и детей для их развития. (Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka - press, 1996г.)

Н. А. Метлов постоянно расширял область восприятия музыки. Он исполнял музыкальные произведения детям на каждом занятии, использовал для этого свободные минуты вечерних часов, организовал для детей специальные концерты. Те же требования он предъявил музыкальным руководителям и воспитателям. (Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1982).

Изречение Аристотеля: «Мышление начинается с удивления. Искреннее изумление перед открывающийся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мысли». Важно первое наглядное представление о связи живого и неживого для дальнейшего умственного развития ребёнка. (Николаева С. Н.,Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. ивысш. пед. учеб. заведений – м.: Издательский центр «Академия», 1999г.)

Л. Н. Толстой говорил, что науки доказывают истину, искусство заражает её. Педагог должен не только знать правила, методы руководства, он должен владеть педагогикой как искусством, быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью, и прежде всего воздействовать выразительным исполнением музыки. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

П. К. Анохин, изучая влияние мажорного и минорного лада на слушателя, пришёл к выводу, что умелое использование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его.

Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Работу В. М. Бехтерева отличает научная объективность по изучению музыкального переживания ребёнка, что выгодно выделяет её из рассуждений умозрительных или основных на эмпирическом опыте.

Определённый интерес представляет работа С. М. Майкапара «Музыкальный слух, его значение, особенности и метод правильного развития», в котором изложены сведения о структуре музыкального слуха, даны подробные характеристики различных его проявлений, названы физиологические причины, способствующие развитию слуха и возникновению частицы интонаций в пении, охарактеризована система развития слуха.

Игорь Глебов подчёркивает, что применение музыкального творчества в воспитании детей отнюдь не преследует цель подготовки композитора.

Известный специалист в области формированной педагогики Л. А. Баренбойм утверждает, что основные способности – звуковысотный слух и ритм. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» Арестотель.

«Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство… это особое чувство музыки, заставляющие воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошие от плохого… Только тогда музыка может выполнять свою эстетическую, воспитательную и познавательную роль, когда тети научаться по-настоящему слышать и размышлять о ней» - именно эти слова Д. Кабалевского могут служить лейтмотивом технологии формирования основ эстетической культуры дошкольников через приобщение к музыкальной грамоте.. (Цветкова Т. Ц. Журнал «воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА»// №8 2008г.)

Известный психолог А. В. Запарожец справедливо отмечает: «для того чтобы правильнее понять художественное произведение, ребёнок должен отнестись к нему как к образу, как к изображению реальных предметов и явлений»

Л. Столоцкий, - слушая музыку, нередко ощущают желания двигаться в её ритме.   (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

  

 

 §3. Возможности музыки в исполнении, и слушании.

Отобрав доступные музыкальное произведения, надо создать интерес к исполняемой музыке, подвести к её восприятию, вызвать эмоциональный отклик. Этому способствует вступительное слово, предваряющее слушание, а главное – выразительное исполнение.  

Слушание музыки можно давать как часть музыкального занятия или в виде концерта. На занятии слушание музыки используется и в качестве методического приема.

Признавая за слушанием музыки огромную роль в развитии музыкального восприятия, кругозора и вкуса детей, Н. А. Метлов разработал слушания музыки. Он отбирал высокохудожественные инструментальные и вокальные произведения выдающихся композиторов прошлого: М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, И. Бахе, Ф. Шопена – и советских композиторов: Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, и др., обогатил репертуар музыки для детей мелодиями народов СССР, отобрал наиболее доступные из них как по текстовому, так и по музыкальному содержанию.

Чтобы ввести слушание высоко художественной музыки в быт детского сада и семьи, Н. А. Метлов принимал участие в отборе и записи музыкального репертуара для детей на грампластинки.

Слушания музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальною восприимчивость детей, воспитывать зачатки музыкального вкуса.

Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить её.

Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, как в литературе.

Музыка бывает вокальной и инструментальной. Вокальная (песня, романс, ария) предназначается для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождениям и без него.

Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами. Обычно принято делить музыку на программную и не программную. (Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1982)

Музыкальность – это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности ребёнка. Главный признак музыкальности –способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)

Музыкальность – это чисто человеческое свойство, сложившиеся в процессе общественной практики.

Музыкальность – сложное понятие, характеризующиеся разным сочетанием отдельных способностей.

Музыкальное восприятие в детском саду не ставит целью раннюю профессиональную подготовку. Цель иная – «раскрыть окно» в этот непонятный, привлекательно звучащий мир и тем самым обогатить личность ребёнка. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

Самостоятельная музыкальная деятельность детей  проявляется в музыцировании, включающим в себя пение, ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)

Пение – сложный процесс Звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации(нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

Основная цель – научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных ему несложных песен.

Обучая детей пению, педагог должен придерживаться следующих требований:

· Следует воздерживать детей от громкого пения, криков в повседневной жизни;

· Необходимо обращать внимания на диапазон(нельзя исполнять трудные песни);

· Дети недолжны петь на улице при температуре - 18˚С и влажности 40 – 60 %;

· Дети могут исполнять не более 3 – 5 песен (в зависимости от возраста); 

· Тематика песен должна быть понятна детям, соответствовать вокальным возможностям; мелодия должна быть простой, яркой;

· Песни должны быть высокохудожественными и отвечать дидактическим принципам. (Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006)      

В пении, как и других видах исполнительства, ребёнок может активно проявить своё отношения к музыке. Пение играет важную роль музыкальном и личном развитии.

Только в деятельности совершенствуется восприятие, память, мышление, воображение, ощущение, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развивается способности. В любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребёнка формируется в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия и т. д. (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская)

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируется музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений»

Пение как вид детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечения любого репертуара, доступного детям по эмоционально-образному содержанию и удовлетворяющего требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность восприятия детьми сложного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Признавая правомерность исполнительской деятельности, советская педагогика важнейшей задачей эстетического воспитания считает формирование творчества. Советская дошкольная педагогика на основе многочисленных исследований процесса формирования художественной деятельности дошкольника доказывает возможность проявления творчества уже в дошкольном возрасте. В качестве основного условия развития творчества в разных видах деятельности выступает обучение. (ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.)

Пение для развития музыкального восприятия:

слушание песен, не предназначенных для пения;

слушание песен предназначенных для простейшего исполнения;

пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

Исполнение песен:

Пение с сопровождением и без него;

Пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

Пение для сопровождения движений (хороводы).

Пение в музыкально-образовательной деятельности:

Пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

Педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т. д.)

Песенное творчество:

импровизация;

сочинение мелодий к заданным текстам;

сочинение хороводов.

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержании музыки, её характер, образы передаётся в движениях.

Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (Выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности;

- учить определять музыкальные жанры;

- развивать творческие способности.

Виды ритмики  тесно связанны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образное движения.

Методы и приёмы. При обучении ритмики используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический.

В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приёмов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет, это сочетание, настолько эффективным будит обучение ритмике.

Педагог должен использовать и тактильно-мышечную наглядность, т. е. прикосновение к ребёнку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т. д.

Этапы и методика обучения. Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа. На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

На втором этапе задачи изменяются: это углублённое разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем принимать их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Игра на детских музыкальных инструментах

В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов – народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. В обоих типах инструментов есть несколько основных групп: духовые, ударные, струнные.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных(трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра(арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все остальные группы: ударные, духовые, струнные клавишные, клавишно-язычковые.

Обучение начинается с группы ударного инструментов не имеющих звукоряда. Занятия проводится с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты ив повседневной жизни, чтобы закрепить у детей появляющиеся ощущения ритма музыки.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Вначале ребёнок играет мелодию, построенную на одном звуке. Прежде чем воспроизвести мелодию, он слышит её в исполнении музыкального руководителя, который сначала поёт её, привлекая внимания к тому, что звуки мелодии не отличаются по высоте, потом играет на металлофоне и одновременно поет.

Педагог должен быть внимательным к каждому ребёнку. Некоторые дети подбирают мелодии по слуху легче других, следовательно, им не нужны все подготовительные упражнения. Те, кто играет на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, выучивают свои партии под фортепьянное сопровождение, под пение и постепенно объединяются с другими.   (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

 

   

 

 

                                             Список литературы

1. Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.)

2. Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ. И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.                             3. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.

4.Зайдель Е.Теория относительности и музыка // Пространство и время в музыке. Сб. трудов. – М., 1992г.

5.Зацепина. М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006.

6. Кабалевский Дм. Воспитание ума и сердца. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ»1981г.

7. Кабалевский Д. М. ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПЕДАГОГИКА» 1973г.

8. Кондратьева Н. Н. Формирование систем знаний у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кондр. пед. наук, 1986г.

9.Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М., 1982

11. Николаева С. Н., Рыжова Н. А. Наш дом – Природа, Москва, Linka-press, 1996г.

12. НиколаеваС. Н.,Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений – м.: Издательский центр «Академия», 1999г. 

13. Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников 2002.

14. Поташников М. М. // Методологические вопросы теоретического музыкознания / МОСКВА.: 1975г.

15. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.

16. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре. – Киев, 1990г.

17.  Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1985.

18. Радынова А. П. Слушаем музыку.-.,М 1990.

19.Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г. 

20. Теплов. Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2т. – М.,- Т.

21.   Цветкова Т. Ц. Журнал «воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА» // №8 2008г.     

22.Цветкова Т. Ц. Журнал «воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА» // № 11. 2008г.

23. Целмс Е. М. Войди в этот мир! - М.: 1992г.

24. Шорыгина Т. А. КРАСИВЫЕ СКАЗКИ. Эстетика для малышей – М.: КНИГОЛЮБ 2006г.

 

Вопросы для детей

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.