Глава 1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки.

2022-11-24 32
Глава 1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН

             Введение

1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки.

§1. Психолога – педагогические основы.  

§2. Особенности развития музыкального восприятия.

§3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

                     §4. Связь музыки с другими науками.

 

Введение.

Актуальность темы заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к музыки. При осмыслении сущности и методики музыкального образования дошкольников как научной области знания необходимо прежде всего разграничить такие понятия, как объект и предмет науки. В понятии «музыкального воспитания»заключена определённая взаимосвязь двух составляющих – музыки и воспитания. Логика этой взаимосвязи диктует необходимость рассмотрения особенностей музыки как вид искусства и определения её роли в становление ребёнка как личности. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Актуальность обусловлена совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного, их духовного развития. Впервые представлена система художественно-эстетического воспитания, основывающиеся на синтезе искусств и художественных видов деятельности:

· Музыка и музыкальная деятельность;

· Театр и театрализованная деятельность;

· Литература и художественно-речевая деятельность;

· Живопись, графика, скульптура, и т. д. (Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г)

 Процесс образования и обучения основам музыкально-теоретических знаний пронизан стремлением развивать не только музыкально-познавательные способности детей, но и сформировать их мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к жизни. Дети в будущем смогут сами управлять своим эмоциональным состоянием, складывающимся под влиянием музыки, а этот процесс намного сложнее, чем процесс прямого обучения. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие дополнительных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам её хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большей степени зависит уровень музыкального его воспитанников.   (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)

В концепции дошкольного воспитания период дошкольного детства определяется как начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношения к природе, к «рукотворному», к себе и к окружающим людям. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.)

В понятии «музыкального воспитания» заключена определённая взаимосвязь двух составляющих – музыки и воспитания. Логика этой взаимосвязи диктует необходимость рассмотрения особенностей музыки как вида искусства и определения её роли в остановлении ребёнка как личности. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)  

Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств музыкального воспитания детей дошкольного возраста. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.) проблема музыкального образования находят преломление в функциях методики:

· Организационной, направленно на организацию процесса постижения музыкального искусства;

· Информационной, обеспечивающей передачу информации о музыке и закономерностях музыкального искусства;

· Интеграционной, нацеливающий на взаимосвязь музыки с другими видами искусства, единство эмоциональный и интеллектуальный деятельности ребёнка в музыкально-образовательном процессе;

Контролирующий, направленный на выявление результативности музыкально-образовательного процесса, диагностику уровня развития музыкальной культуры ребёнка. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Предмет исследования – является эстетически-музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.) закономерности приобщения ребёнка к музыкальной культуре на основе взаимосвязи процессов музыкального воспитания, обучения и развития. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

  Объектом исследования – является процесс  взаимодействия детей дошкольного возраста с музыкой. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Цель исследования - формировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, совершенствовать мышление дошкольника, пробудить в детях чуткость к красоте в искусстве и жизни. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.) целью освоения теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста является становление мастерства специалистов дошкольного образования в процессе овладения ими профессиональными   музыкальными знаниями, умениями, навыками, методами и приёмами музыкального образования, адекватными природе музыкального искусства и соответствующими уровню развития современного ребёнка. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Гипотеза исследования: эффективность музыкального воспитания может быть достигнута при следующих условиях:

- изучения музыкального словаря;

- посещение музыкальных занятий;

- музыка в повседневной жизни;

- творчество детей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятия об музыкальном воспитании, музыки, музыкальной культуре;

- выявить изменения в степени сформированности музыкальных знаний у дошкольников, в ходе опытов экспериментальной работы познакомить с музыкальным словарём.

- Сформировать основы музыкальной культуры ребёнка;

- Развивать музыкальность ребёнка;

- Сформировать и развивать все компоненты музыкально-эстетического сознания ребёнка;

- Создать условия для проявления творческой активности;

- Научить ребёнка навыком общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Для реализации задач будут использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

1. Изучение литературы по проблеме;

2. Анализ и обобщения собственного опыта по данной проблеме;

3. изучения педагогического опыта;

4. Наблюдение, беседа с целью изучения особенностей овладения знаниями;

5. Анализ детских работ с целью выявлениями отношения к музыке;

6. практическая работа. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.)  

 

 

Вопросы для детей

 

Ты знаешь, что такое хор?

Кто исполняет песни?

Что такое припев?

(Шорыгина Т. А. КРАСИВЫЕ СКАЗКИ. Эстетика для малышей – М.: КНИГОЛЮБ 2006г.)

        §4. Связь музыки с другими науками.

Содержания теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста тесно связанно со знаниями в области физиологии и анатомии (о строении и функциях дыхательных органов ребёнка, его голосового и моторно-двигательного аппарата, особенностях функционирования сердечно-сосудистой системы). Эти знания лежат в основе правильной организации музыкальной деятельности детей:

  - помогают в работе над вокальными навыками (развитием дыхания, дикции, звукообразования);

  - используются в процессе регулирования эмоционально-физической нагрузки детей в музыкально-ритмических движениях и пластическом интонировании;

  - учитываются при рациональном подборе музыкального репертуара, имеющего определённое целевое назначение;

  - помогают в определении продолжительности музыкальных знаний. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создаёт определённый эмоциональный настрой, активизирует внимание детей, повышает выразительность движений. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуды дыхания, легочную вентиляцию. Поднятие эмоционального тонуса и улучшения работоспособности организма облегчает выполнения движений. Вместе с тем разнообразное музыкальное сопровождение упражнений обогащает музыкальный опыт ребёнка, содействует воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Физические упражнения под музыку проводятся в детском саду на утренней гимнастике, физкультминутке, физкультурных занятиях. Если первые две формы относятся к повседневной жизни детского сада, то физкультурные занятия – основная форма обучения физическим  упражнениям – не входят в неё. Но независимо от этого требования к музыкальному сопровождению единицы.

Из всех физических упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие и строевые упражнения, а также подвижные игры типа «Воробушки и кот», «лошадки», «ловушки» и т. д. Также и разучивание упражнения с мячом (отбивание и ведение) более успешно проходит под задорную энергичную польку.

Развлечения – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность. В практике дошкольных учреждений встречаются разнообразные по тематике и форме развлечения, всегда организуемые взрослыми (музыкальный руководитель, воспитатели, родители и др.). Роли в них распределяются по-разному: в одних случаях исполнителями бывают только взрослые, в других – дети дошкольного возроста одной или нескольких вопросных групп. (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)  

Основой реалистического искусства является художественное, образное отражение окружающего мира. Различные виды искусства имеют сои специфические средства воплощения. В живописи это краски, в литературе – слова, в музыке – звуки. Живопись и литература характеризуют зримые, понятные признаки, более доступные для восприятия. Музыка овладевает своим выразительным языком, передавая тончайшие отношение оттенки чувств и переживаний человека.

Игровое творчество можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребёнка интересует не только сам процесс, но и его результат. МУЗЫКА – ПЕРЕЖИВАНИЯ РЕБЁНКА – СОЗДАНИЯ ИГРОВОГО ОБРАЗА. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)  

В детском саду организуется зоны для самостоятельной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Так, в зоне музыкальной деятельности следует иметь комплекты инструментов для разных возрастных групп, нотные доски с фишками для индивидуального пользования, некоторые музыкально-дидактические игры, проигрыватели и т. д. (ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА//В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. МОСКВА «ПРОСВИШЕНИЕ» 1983Г.)

       Наиболее очевидными и значимыми для музыкального искусства являются его связи с общественной психологией. В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир. В этой сфере возможности музыкального искусства неисчерпаемы. Тонкость и сила, разнообразие душевных состояний, раскрываемых в музыке, составляют, по существу, основное содержание музыкального искусства. Важно отметить, что музыка отражает эмоциональный мир социально конкретного человека, систему психологической жизни человека определенного времени, определенной национальной принадлежности, определенного социального слоя. Поэтому музыкальное искусство оказывается способом отражения социальной действительности и фактором передачи социального психологического опыта. (Целмс Е. М. Войди в этот мир! - М.: 1992г.)

 Музыка имеет огромные, постоянные и очень разнообразные связи со всеми другими сторонами художественной деятельности человека. Взаимосвязи музыки и литературы обнаруживаются в различных жанрах вокальной музыки, в оперном творчестве, в программных произведениях. Другими своими гранями музыка соотносится с пластическими искусствами. Это также может реализоваться через программность (фортепианные пьесы Ф. Листа, ориентированные на определенные зрительные образы, картины или фрески). Даже архитектурные произведения могут вдохновить композитора на создание музыкальных произведений. Принципиально важная сфера взаимодействия музыки и других видов искусства - театр, кино и телевидение. Все это известные вещи, о которых мы лишь кратко напоминаем читателю, чтобы подробнее рассмотреть взаимосвязи музыки и других видов искусства в разделе, посвященном музыкальной эстетике.(Поташников М. М. // Методологические вопросы теоретического музыкознания МОСКВА.: 1975г)

Отношение к художественной культуре человека, как обязательной и существенной составной части всего его духовного мира, также становится одним из характерных передового в культурном отношении советского человека. (Кабалевский Д. М. ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПЕДАГОГИКА» 1973г)

             Музыка окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слёзы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а Важным аспектом для характеристики музыкального искусства является взаимосвязь музыки и морали, музыки и нравственности. Этическое воздействие музыки на человека представляет собой не морализирование, а воспитание красотой. Нельзя сказать, что в соотношении музыки и нравственности все ясно и определенно. Далеко не всегда человек, любящий и понимающий красивую, хорошую музыку, оказывается высоко нравственным. Формируя в человеке определенные типы переживаний и эмоциональных состояний, музыка воздействует на поведение человека. А это и есть начало нравственности. Свои нравственно-воспитательные функции музыка осуществляет в содружестве с другими искусствами. Регулирование поведения человека возможно лишь в том случае, если выражаемые в музыке эмоции связаны с конкретными жизненными ситуациями и социальными ценностями. Установлению таких ассоциаций и служит союз музыки с поэтическим словом, театральным действием, ее участие в других видах синтетического искусства.

О соотношении музыки и религии мы уже писали в другой связи. Поэтому ограничимся теперь лишь несколькими дополнительными замечаниями. На протяжении всей истории человечества музыка и религия были связаны теснейшим образом. Музыка обслуживала религиозный культ, выражала религиозные настроения, подкрепляла своей художественной силой религиозную идеологию. Религиозное искусство дало массу высоких музыкальных образцов (вспомним произведения Баха, Реквием и мессы Моцарта, русскую церковную музыку, многие годы бывшую в забвении). Ясно, что вопрос о соотношении музыки и религии, об их взаимодействии очень существен для жизни человеческого общества вообще и актуален для настоящего времени. В религиозной музыке воплотились высокие общечеловеческие ценности - художественные и морально-этические. Она является неисчерпаемым кладезем духовного богатства, открытым для каждого человека, независимо от его мировоззрения и отношения к религии. Особо нужно подчеркнуть, что выдающиеся художественные ценности заключены не только в музыке христианской традиции. Огромный вклад в цивилизацию внесли и другие мировые религии - древние и современные. Их художественное достояние - в частности музыкальное - также достойно не только изучения, но всемерного распространения родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями.(Зайдель Е.Теория относительности и музыка // Пространство и время в музыке. Сб. трудов. – М., 1992г.)

Дополнительную и весьма весомую координату в осознание природы музыки внесла философско-эстетическая мысль Нового и Новейшего времени. Нарастающее чувство истории, потребность разумного объяснения социальных процессов в их опосредованности духовными сферами общественного сознания, развитие материалистической диалектики, наконец, – всё это вело к тому, что действительность, отражающаяся в искусстве, в том числе и в музыке, являлась действительностью исторической и социальной. Старая апория музыкального, располагающаяся между чувством и числом, не исчезая в целом, всё более отодвигалась в тень историко-логического анализа; космическое “тело” музыки, схваченное гениальной интуицией античных мыслителей, отвердевало в отрезвлённой от иррационализма вещественности музыкальной формы, стилей и жанров, функциональности музыкально-выразительных средств и тем самым теряло свою известную загадочность.

Вообще же, складывающееся в художественной теории на протяжении столетий понимание музыки как чисто временного искусства, надолго отодвинуло осознание факта музыкального пространства,[i][3] равно как и его уникального способа существования – в виде временной формы. В самом деле – если даже звук, взятый изолированно, уже обладает количественно-пространственными характеристиками (по крайней мере, длиной волны и частотой колебаний), то звук, включённый в интонацию, получает к этому характеристику числового отношения, то есть своеобразную координатную выраженность двух звучащих и осознаваемых через их соотнесённость “точек” музыкального пространства. (Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной  культуре. – Киев, 1990.)

Под философией понимают, как известно, форму общественного сознания, направленную "на выработку мировоззрения, системы идей, взглядов на мир и на место в нем человека...". Философия - это, в сущности, интеллектуальное постижение жизни, ее смысла, течения, закономерностей. Музыкальное искусство, предметом которого является, прежде всего, человек и его духовная жизнь, по самой своей природе как бы предназначено для выражения взгляда художника на мир. Но раскрывает оно этот взгляд в присущей ему - музыкальному искусству - образной форме, путем создания художественной "картины мира", реализации в звуках философски-психологических концепций. (Поташников М. М. // Методологические вопросы теоретического музыкознания МОСКВА.: 1975г)

Музыка, художественное слово помогает формированию у детей умения сравнивать, сопостовлять различное эмоционально-образное соотношения произведений изобразительного искусства и настроения живой природы. (Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г)

 


 

ПЛАН

             Введение

1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки.

§1. Психолога – педагогические основы.  

§2. Особенности развития музыкального восприятия.

§3. Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

                     §4. Связь музыки с другими науками.

 

Введение.

Актуальность темы заключается в том, чтобы воспитывать в новом бережное и любящее отношение к музыки. При осмыслении сущности и методики музыкального образования дошкольников как научной области знания необходимо прежде всего разграничить такие понятия, как объект и предмет науки. В понятии «музыкального воспитания»заключена определённая взаимосвязь двух составляющих – музыки и воспитания. Логика этой взаимосвязи диктует необходимость рассмотрения особенностей музыки как вид искусства и определения её роли в становление ребёнка как личности. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Актуальность обусловлена совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного, их духовного развития. Впервые представлена система художественно-эстетического воспитания, основывающиеся на синтезе искусств и художественных видов деятельности:

· Музыка и музыкальная деятельность;

· Театр и театрализованная деятельность;

· Литература и художественно-речевая деятельность;

· Живопись, графика, скульптура, и т. д. (Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника в мире прекрасного ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТЕР ВЛАДОС 2004Г)

 Процесс образования и обучения основам музыкально-теоретических знаний пронизан стремлением развивать не только музыкально-познавательные способности детей, но и сформировать их мировоззрение, нравственно-эстетическое отношение к жизни. Дети в будущем смогут сами управлять своим эмоциональным состоянием, складывающимся под влиянием музыки, а этот процесс намного сложнее, чем процесс прямого обучения. (Ветлугина Н. А, Кенеман А. В. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. МОСКВА «ПРОСВЕШЕНИЕ» 1983г.)

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие дополнительных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего классика и народные произведения. Но для этого педагог должен сам её хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большей степени зависит уровень музыкального его воспитанников.   (Радынова О. П, Катинена А. И, Палавандишвии М. Л. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Москва AcademiA 1998г.)

В концепции дошкольного воспитания период дошкольного детства определяется как начальный этап формирования личности человека, его ценной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношения к природе, к «рукотворному», к себе и к окружающим людям. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.)

В понятии «музыкального воспитания» заключена определённая взаимосвязь двух составляющих – музыки и воспитания. Логика этой взаимосвязи диктует необходимость рассмотрения особенностей музыки как вида искусства и определения её роли в остановлении ребёнка как личности. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)  

Проблема исследования – поиск эффективных форм, методов и средств музыкального воспитания детей дошкольного возраста. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.) проблема музыкального образования находят преломление в функциях методики:

· Организационной, направленно на организацию процесса постижения музыкального искусства;

· Информационной, обеспечивающей передачу информации о музыке и закономерностях музыкального искусства;

· Интеграционной, нацеливающий на взаимосвязь музыки с другими видами искусства, единство эмоциональный и интеллектуальный деятельности ребёнка в музыкально-образовательном процессе;

Контролирующий, направленный на выявление результативности музыкально-образовательного процесса, диагностику уровня развития музыкальной культуры ребёнка. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Предмет исследования – является эстетически-музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.) закономерности приобщения ребёнка к музыкальной культуре на основе взаимосвязи процессов музыкального воспитания, обучения и развития. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

  Объектом исследования – является процесс  взаимодействия детей дошкольного возраста с музыкой. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Цель исследования - формировать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, совершенствовать мышление дошкольника, пробудить в детях чуткость к красоте в искусстве и жизни. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.) целью освоения теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста является становление мастерства специалистов дошкольного образования в процессе овладения ими профессиональными   музыкальными знаниями, умениями, навыками, методами и приёмами музыкального образования, адекватными природе музыкального искусства и соответствующими уровню развития современного ребёнка. (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Гипотеза исследования: эффективность музыкального воспитания может быть достигнута при следующих условиях:

- изучения музыкального словаря;

- посещение музыкальных занятий;

- музыка в повседневной жизни;

- творчество детей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятия об музыкальном воспитании, музыки, музыкальной культуре;

- выявить изменения в степени сформированности музыкальных знаний у дошкольников, в ходе опытов экспериментальной работы познакомить с музыкальным словарём.

- Сформировать основы музыкальной культуры ребёнка;

- Развивать музыкальность ребёнка;

- Сформировать и развивать все компоненты музыкально-эстетического сознания ребёнка;

- Создать условия для проявления творческой активности;

- Научить ребёнка навыком общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005г.)

Для реализации задач будут использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

1. Изучение литературы по проблеме;

2. Анализ и обобщения собственного опыта по данной проблеме;

3. изучения педагогического опыта;

4. Наблюдение, беседа с целью изучения особенностей овладения знаниями;

5. Анализ детских работ с целью выявлениями отношения к музыке;

6. практическая работа. (Аслодин К. Б. Экологическая азбука для детей подростков М. МНЭГУ. 1995г.)  

 

 

Глава 1. Воспитание эстетического отношения к природе во время прослушивания музыки.

Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека, на всю его психику. Человеку свойственно воспринимать мир, самые различные жизненные явления сквозь эстетическую призму, что, несомненно, связано с врождённой в народе способностью, а, может быть, правильнее сказать – с потребностью эстетической оценки действительности в целом, а не только искусства.

Эстетическое воспитание помогает выработке в человеке высоких морально-эстетических качеств, а не только хорошего художественного вкуса, что оно имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни, а не только к области искусства. (Кабалевский Д. М. ПРЕКРАСНОЕ ПРОБУЖДАЕТ ДОБРОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПЕДАГОГИКА» 1973г.)      

Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все, – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных (материальных и духовных) ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения проблем ныне живущего поколения.

Прямым следствием такого природопользования являются глобальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах. К общепланетарным экологическим проблемам относятся следующие:

- загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

- интенсивное сокращение площади лесов, которые служат «лёгкими» планеты и обеспечивают кислородом всех живущих на ней;

- деградация почвы – опустынивание, засоление, разрушение её структуры;

- изменение климата – его потепление, которое грозит затоплением низменной части суши ряда материков; природные катастрофы;

- озоновые дыры – разрушение озонового щита планеты, который защищает живые организмы от космической радиации. (Николаева С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников 2002)

Тесно связаны с обозначенными и другие проблемы, затрагивающие качество жизни людей, - проблемы энергетики, здоровья, питания.

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С этого времени, как человек стал человеком, с этого мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту.

Красота – это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живёт в его душе, - не было бы нашего сознания – не было бы и красоты. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Красота – это радость нашей жизни. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымки степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени сугробов мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт богатство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её. Эти слова мы повторяем в те счастливые минуты, когда перед детьми открываем новый оттенок красоты окружающего мира, пробуждая в них радость, волнение, изумление. (Кондратьева Н. Н. Формирование систем знаний у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. кондр. пед. наук, 1986г.)

Красота – один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь.

Большой воспитательный смысл в том, чтобы ребёнок видел, понимал, чувствовал, переживал, постигал как великую тайну пробуждения жизни в природе.

Если хочешь быть красивым трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворённость великим человеческим счастьем – счастьем творчества. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество накладывает отпечаток на черты лица, делает их тоньше, выразительнее.

Красота – могучее средство воспитания чуткости души. Это вершина, с которой ты можешь увидеть то, что без понимания и чувствования прекрасного, без восторга и одухотворённости никогда не увидишь. Красота – это яркий свет, озаряющий мир, при этом свете тебе открывается истина, правда, добро; озарённый этим светом, ты испытываешь приверженность и непримиримость. Красота учит распознавать зло и бороться с ним. Красота – это зеркало, в котором ты видишь сам себя и благодаря которому так или иначе относишься сам к себе.

Поистине волшебное влияние оказывает то, что духовные силы личности ребёнка выражаются во взаимоотношениях в коллективе. Коллектив – самый могучий побудитель самовоспитания личности. Коллективное презрение к тщедушию, безволию, слабости, хныканью пробуждает здоровые силы души каждого отдельного человека. Но коллективная оценка духовных сил становится возможной лишь тогда, когда коллектив преодолевает трудности.

Воспитание силы духа и презрения к тщедушию неотделимо от воспитания доброты, чуткости, сердечной тонкости и нежности. В способности быть добрым, чутким, великодушным проявляется подлинная духовная сила. Только добрый и великодушный может быть сильным. (Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1985)

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передаёт музыка?», «О чём рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?» (Радынова А. П. Слушаем музыку.-.,М 1990)

Музыка, как вокальная, так инструментальная, д


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.