Глава 5. О седых волосах Посланника Аллаха — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 5. О седых волосах Посланника Аллаха

2022-10-10 35
Глава 5. О седых волосах Посланника Аллаха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Хадис 36

عَنْ قَتَادَةَ قَالَ: قُلْتُ لأَنَسِ بْنِ مَالِكٍ: هَلْ خَضَبَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ؟ قَالَ: لَمْ يَبْلُغْ ذَلِكَ، إِنَّمَا كَانَ شَيْبًا فِي صُدْغَيْهِ، وَلَكِنْ أَبُو بَكْرٍ خَضَبَ بِالْحِنَّاءِ وَالْكَتَمِ.

Передают со слов Катады, что он спросил Анаса ибн Малика: «Красил ли Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) волосы?» Он сказал: «До этого не дошло, и седые волосы у него были только на висках. Но Абу Бакр красил волосы хной и катамом».

Муслим передал его в таком же виде, а аль-Бухари – без упоминания Абу Бакра. В версии Абу Давуда сообщается, что Абу Бакр и ‘Умар красили волосы. ‘Али аль-Кари в «Джам‘ аль-васаиль» пишет, что его передали все шесть имамов. Хна окрашивает волосы в красный цвет, а катам придаёт им чёрный цвет с красноватым оттенком.

Хадис 37

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ: مَا عَدَدْتُ فِي رَأْسِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَلِحْيَتِهِ إِلا أَرْبَعَ عَشْرَةَ شَعَرَةً بَيْضَاءَ.

Передают со слов Анаса ибн Малика: «На голове Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и на его бороде я насчитал всего четырнадцать седых волос».

Ибн Маджа передал со слов Анаса ибн Малика, что он не видел у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) седых волос, кроме семнадцати или двадцати волос в передней части бороды. Аль-Бухари передал с его же слов, что у него на голове и на бороде не было и двадцати седых волос. В таком же виде хадис Анаса передал Ахмад, и его иснад достоверен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима.

Хадис 38

عَنْ سِمَاكِ بْنِ حَرْبٍ قَالَ: سَمِعْتُ جَابِرَ بْنَ سَمُرَةَ، وَقَدْ سُئِلَ عَنْ شَيْبِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: كَانَ إِذَا دَهَنَ رَأْسَهُ لَمْ يُرَ مِنْهُ شَيْبٌ، وَإِذَا لَمْ يَدْهِنْ رُئِيَ مِنْه.

Передают со слов Симака ибн Харба, что он слышал, как Джабира ибн Самуру спросили о седых волосах Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Когда он смазывал волосы маслом, седина была незаметной, а когда он не делал этого, можно было разглядеть кое-что».

Муслим и ат-Таялиси, а ан-Насаи передал похожий хадис.

Хадис 39

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ قَالَ: إِنَّمَا كَانَ شَيْبُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَحْوًا مِنْ عِشْرِينَ شَعَرَةً بَيْضَاءَ.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара: «У Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было около двадцати седых волос».

Ибн Маджа и Ахмад. Аль-Бусири в «Заваиде» назвал его иснад достоверным, и это утверждение сомнительно. Однако хадис этот достоверен и усиливается предыдущими сообщениями.

Хадис 40

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ أَبُو بَكْرٍ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، قَدْ شِبْتَ، قَالَ: ((شَيَّبَتْنِي هُودٌ، وَالْوَاقِعَةُ، وَالْمُرْسَلاتُ، وَعَمَّ يَتَسَاءَلُونَ، وَإِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ)).

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что однажды Абу Бакр сказал: «Посланник Аллаха, ты поседел». Он сказал: «Я поседел от сур “Худ”, “Событие”, “Посылаемые”, “О чём они расспрашивают друг друга?” и “Когда солнце будет свёрнуто…”»

Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим, но малоизвестным. Аль-Хаким назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари, и с этим согласился аз-Захаби. И они были правы, несмотря на то что относительно его иснада существуют разногласия, которые разъяснены в книге «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» (№ 955).

Хадис 41

عَنْ أَبِي جُحَيْفَةَ قَال: قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، نَرَاكَ قَدْ شِبْتَ، قَالَ: ((قَدْ شَيَّبَتْنِي هُودٌ وَأَخَوَاتُهَا)).

Передают со слов Абу Джухайфы, что люди спросили: «Посланник Аллаха, мы заметили, что ты поседел». Он сказал: «Я поседел от суры “Худ” и ей подобных».

В «Аль-Джами‘ ас-сагир» сообщается, что хадис передал ат-Табарани. Его иснад достоверен потому, что усиливается предыдущим сообщением.

Хадис 42

عَنْ أَبِي رِمْثَةَ التَّيْمِيِّ تَيْمِ الرِّبَابِ قَالَ: أَتَيْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، وَمَعِي ابْنٌ لِي، قَالَ: فَأُرِيْتُهُ، فَقُلْتُ لَمَّا رَأَيْتُهُ: هَذَا نَبِيُّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعَلَيْهِ ثَوْبَانِ أَخْضَرَانِ، وَلَهُ شَعَرٌ قَدْ عَلاهُ الشَّيْبُ، وَشَيْبُهُ أَحْمَرُ.

Передают со слов Абу Римсы ат-Тайми из племени тайм ар-рабаб: «Я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) с моим сыном. Мне показали на него, и когда я увидел его, то сказал: “Вот Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). На нём два зелёных полотнища. Его волосы покрылись сединой, но она красного цвета”».

Аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Албани назвали хадис достоверным. Абу Давуд передал его со слов Абу Римсы: «Однажды я вместе с отцом отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и увидел на нём два зелёных полотнища с полосами». Ан-Насаи, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали его в следующей форме: «Его волосы достигали мочек ушей, и на них были следы хны. Он был одет в два зелёных полотнища с полосами», причём ат-Тирмизи назвал его хорошим. В некоторых версиях хадиса вместо саубан сказано: бурдан. Ахмад передал его с разными текстами, среди которых есть и версия, упомянутая в «Шамаиле».

Хадис 43

عَنْ سِمَاكِ بْنِ حَرْبٍ قَالَ: قِيلَ لِجَابِرِ بْنِ سَمُرَةَ: أَكَانَ فِي رَأْسِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ شَيْبٌ؟ قَالَ: لَمْ يَكُنْ فِي رَأْسِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، شَيْبٌ إِلا شَعَرَاتٌ فِي مَفْرِقِ رَأْسِهِ، إِذَا ادَّهَنَ وَارَاهُنَّ الدُّهْنُ.

Передают со слов Симака ибн Харба, что он слышал, как Джабира ибн Самуру спросили: «Были ли голове Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, седые водосы?» Он сказал: «У Посланника Аллаха. мир ему и благословение Аллаха, было лишь несколько седых волос в середине головы. Когда же он смазывал волосы маслом, они становились незаметными».

Ахмад и аль-Хаким, причем последний назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби.

 

Глава 6. О том, как Посланник Аллаха красил волосы

Хадис 44

وَعَنْهُ قَالَ: أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّه صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَعَ ابْنٍ لِي، فَقَالَ: ((ابْنُكَ هَذَا؟)) فَقُلْتُ: نَعَمْ، أَشْهَدُ بِهِ، قَالَ: ((لاَ يَجْنِي عَلَيْكَ، وَلا تَجْنِي عَلَيْهِ)). قَالَ: وَرَأَيْتُ الشَّيْبَ أَحْمَرَ.
قَالَ أَبُو عِيسَى: هَذَا أَحْسَنُ شَيْءٍ رُوِيَ فِي هَذَا الْبَابِ وَأَفْسَرُ لأَنَّ الرّوَايَاتِ الصَّحِيحَةَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمْ يَبْلُغِ الشَّيْبَ. وَأَبُو رِمْثَةَ اسْمُهُ رِفَاعَةُ بْنُ يَثْرِبِيٍّ التَّيْمِيُّ.

Передают со слов Абу Римсы: «Я пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, со своим сыном. Он спросил: “Это твой сын?” Он сказал: “Да, я свидетельствую об этом”. Он сказал: “Ты не отвечаешь за его прегрешения, и он не отвечает за твои”. Я увидел, что его седеющие волосы были красного цвета».
Абу ‘Иса сказал, что это самый лучший и ясный хадис на эту тему, потому что в достоверных преданиях сообщается, что его волосы не поседели. Настоящее имя Абу Римсы – Рифа‘а ибн Ясриби ат-Тайми.

Этот достоверный хадис передали ан-Насаи и Абу Давуд, причём у последнего он приводится и без упоминания седины, и там сообщается, что после этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочёл аят «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (сура 6 «Аль-Ан‘ам = Скот», аят 164; сура 53 «Ан-Наджм = Звезда», аят 38). Тем самым был отменён доисламский обычай, по которому человека могли наказать за преступления его родственника.

Хадис 45

عَنْ عُثْمَانَ بْنِ مَوْهَبٍ قَالَ: سُئِلَ أَبُو هُرَيْرَةَ: هَلْ خَضَبَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ؟ قَالَ: نَعَمْ.
قَالَ أَبُو عِيسَى: وَرَوَى أَبُو عَوَانَةَ هَذَا الْحَدِيثَ عَنْ عُثْمَانَ بْنِ عَبْدِ اللهِ بْنِ مَوْهَبٍ، فَقَالَ: عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ.

Передают со слов ‘Усмана ибн Маухаба, что Абу Хурайру спросили: «Красил ли Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, волосы?» Он ответил: «Да».
Абу ‘Иса сказал: «Абу ‘Авана передал этот хадис со слов ‘Усмана ибн ‘Абдаллаха ибн Маухаба от имени Умм Салямы».

Одним из передатчиков хадиса был кадий Шурайк ибн ‘Абдаллах, который имел слабую память и противоречил заслуживавшим доверия передатчикам. Но хадис достоверный, и он приводится со слов Умм Салямы в сборниках аль-Бухари, Ибн Маджи, Ахмада и Ибн Са‘да. В версии Ибн Маджи сообщается, что ‘Усман ибн Маухаб сказал: «Я вошёл к Умм Саляме, и она вытащила для меня волос Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), окрашенный хной и катамом».

Хадис 46

عَنِ الْجَهْذَمَةِ امْرَأَةِ بِشْرِ بْنِ الْخَصَاصِيَّةِ قَالَتْ: أَنَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَخْرُجُ مِنْ بَيْتِهِ يَنْفُضُ رَأْسَهُ، وَقَدِ اغْتَسَلَ، وَبِرَأْسِهِ رَدْعٌ مِنْ حِنَّاءٍ أَوْ قَالَ: رَدْغٌ، شَكَّ فِي هَذَا الشَّيْخُ.

Передают со слов Джахзамы, жены Башира ибн аль-Хасасийи: «Я видела, как однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вышел из дома, стряхивая воду с волос. Он искупался, и на голове у него были следы или грязные пятна от хны». Шейх [Ибрахим ибн Харун] сомневался, какое в точности слово он слышал.

Иснад хадиса слабый, потому что его передатчиком был ан-Надр ибн Зурара, о котором не отозвался никто из авторитетных имамов (мастур). Кроме того, он рассказывал данный хадис со слов Абу Джанаба Яхьи ибн Абу Хайи, который допускал подтасовку иснадов (тадлис).

Слово ردع рад‘ означает ‘следы шафрана или жёлтого дерева’, а ردغ радг – ‘липкая грязь, оставшаяся от краски’. Первый вариант более надёжный, что разъясняется в комментариях ‘Али аль-Кари и других источниках.

Хадис 47

عَنْ أَنَسٍ قَالَ: رَأَيْتُ شَعَرَ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَخْضُوبًا.

Передают со слов Анаса: «Я видел волосы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, крашеными».

Иснад хадиса достоверен согласно требованиям Муслима, хотя он не приводится в шести главных сборниках.

Хадис 48

عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عَقِيلٍ قَالَ: رَأَيْتُ شَعْرَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِنْدَ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ مَخْضُوبًا.

Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мухаммада ибн ‘Акиля: «Я видел крашеные волосы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, у Анаса ибн Малик ».

Иснад хадиса достоверен до Ибн ‘Акиля, чьи хадисы считаются хорошими. Ан-Навави пишет: «Предпочтительным выглядит мнение о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда красил волосы, и это подтверждается хадисом Ибн ‘Умара в обоих “Сахихах”, но большую часть времени не делал этого. Каждый из передатчиков говорил о том, что видел, и говорил правду. А Аллах знает лучше».

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.