Языковой контекст русской литературы 18 века. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Языковой контекст русской литературы 18 века.

2022-10-10 32
Языковой контекст русской литературы 18 века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 18 веке литературное творчество было связано с языкотворчеством. Россия нуждалась в новом языке в это время. Наглядным выражением этого языке являлся новый «гражданский шрифт». Необходимо было сформировать новый литературный язык. С одной стороны, русская культура пользовалась разговорным языком (мск), а с другой стороны, она использовала церковнославянский. Кантемир много лет работал над обширным французско-русским словарём. Фонвизин принимал участие в создании первого научного словаря русского языка «Словаря академии российской». Языкотворчество писателей может быть разделено на 2 периода:

· В середине века главная проблема была связано с необходимостью систематизировать русский язык. Заимствования, изменения грамм. структуры требовали систематизации. Ломоносов сыграл в этом главную роль («Российская грамматика» - системная морфология русского языка, наметил главные пути систематизации лексики, т.к было трудно понять, какие слова где использовать). Идея трёх стилей (оригинальность в тонком распределении лексики). Высокий: описание самых возвышенных и героических событий, размышление о боге, мироздании, государстве. Низкий: вульгарные слова, обличение пороков.

· Однако неясно было, каким языком описывать простую жизнь, говоря о её красоте. Эту проблему решил в конце 18 века Карамзин. Он был создателем нового слога.

Как мы видим, русский язык на протяжении XVIII века прошел очень большой путь, по существу, он был создан благодаря усилиям многих писателей.

Барокко

Барокко - с порт. «жемчужина неправильной формы».С одной стороны, барокко ощущает удивительную красоту и совершенство мира. Увидеть эту красоту, показать ее и является главной целью барочного искусства, в том числе и литературы. С другой стороны, барокко полагает, что эта красота в реальной жизни, в окружающей нас действительности искривлена, замутнена, трансформирована. Жизнь — это лабиринт, в котором легко потеряться и попасть в тупик, не найти выхода. Но если найти выход, то тогда обнаружится жемчужина этой жизни, или жемчужина, которая и находится в центре жизни.
В русской культуре стиль барокко появляется в конце XVII века, и за время своего существования барокко в целом проходит два главных этапа. Первый этап барочного искусства — это барокко конца XVII века, которое получило наименование «нарышкинское барокко». Выразительный памятник нарышкинского барокко — Смоленская церковь в Софрино (1691–1694). В начале XVIII века постепенно барокко трансформируется. Первый этап барокко имел прежде всего религиозный характер. Он был связан с преображением религиозной, церковной жизни в духе западноевропейского искусства. С начала XVIII века, с петровской эпохи, барокко начинает развиваться и в светском варианте. В качестве примера можно назвать Большой Петергофский дворец (1747–1752). Это единство проявилось и в литературной продукции русских писателей барокко. Говоря о них, мы можем назвать такие имена, как Семен Полоцкий — первый выдающийся поэт. И авторы более позднего времени: Стефан Яворский, Феофан Прокопович — выдающиеся проповедники петровской эпохи. Можно также назвать и светских авторов: А. Д. Кантимира, В. К. Тредиаковского, П. Буслаева. То есть барокко вполне отчетливо проявилось в русской литературе, повлияв и во многом определив творчество одного из самых крупных русских поэтов, и не только XVIII века, М. В. Ломоносова.
Когда мы говорим о литературном барокко, мы должны иметь в виду, что это понимание жизни как лабиринта, стремление найти путь к совершенной красоте мира, скрытой в конкретной жизни, в литературных текстах приводит к особому динамизму, к особому напряжению, которое проявляется, прежде всего, в сложных образах, в изобилии тропов, в такой риторической фигуре, как амплификация. Можно также указать на то, что барокко очень любило сложный эмблематические образы, а эмблема соединяет в себе изображение, картинку, и словесный текст. В целом ряде случаев писатели барокко строили в виде эмблемы. Эта любовь к эмблематичности, к изобразительности проявляется в очень многих произведениях барочных авторов, в том числе это можно заметить и у Ломоносова.
Говоря о других особенностях барочных текстов, стоит обратить внимание на то, что барочные произведения очень часто носят аллегорический характер. Первый знаменитый русский любовный роман Поля Тальмана «Езда в остров Любви»является примером такого аллегорического романа. Стремясь в своих произведениях раскрыть истинный смысл жизни, увидеть красоту жизни, барочные авторы главным средством достижения этой цели считали остроумие. Остроумие означает не шутовство для барочного автора, а острый, необычный взгляд, то есть взгляд с необычной стороны. В стилистике барокко остроумие проявляется прежде всего в виде метафоры.

Ломоносов о своих одах: «сопряжение далековатых идей».

Ржевский отходит от принципов классицизма, простоты и прозрачности, много экспериментирует с формой. Любовная тоска, бренность жизни, пропаганда нравственного самосовершенствования, противостояние города и деревни, воспевание идеала дружбы – основные темы в поэзии Ржевского. Его элегии – стремление продемонстрировать чувства. Смусина: «Благодаря Ржевскому в поэзию впервые пришел живой человек». Видно, что в творчестве Ржевского присутствуют два различных начала: с одной стороны, барочное, экспериментальное, связанное с вниманием к форме текста, а с другой стороны, стремление к естественности, к выражению чувств, то есть стремление к сентиментализму. Можно, правда, сказать, что эти два начала не представляют собой чего-то взаимоисключающего. Например, среди риторических фигур, которые чаще всего использовал Ржевский, были фигуры антитезы и оксюморона, то есть как раз те фигуры, которые выражали смысл сложности мира, диалектическое восприятие мира. С другой стороны, барочных, экспериментальных примеров у Ржевского гораздо меньше, чем текстов, условно говоря, сентименталистских.Гуковский отмечал, что Ржевский — это поэт изящного ухищрения, поэт-экспериментатор, насадитель поэтических фокусов, а современник Херасков говорит о том, что это поэт, который стремился писать просто.На этом примере мы видим сложность применения определенной схемы к творчеству Ржевского. В его творчестве мы находим и классицизм, и барокко, и сентиментализм.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.