Оноре Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Литография. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Оноре Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Литография.

2022-10-10 63
Оноре Домье. Улица Транснонен. 1834 г. Литография. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОНОРЕ ДОМЬЕ

(1808—1879)

В Германии в конце XVIII в. был изобре­тён новый вид графики — литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Оттиски вы­полнялись переносом краски под давле­нием с плоской поверхности камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков чёрного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими­тировать карандашный рисунок и набро­сок тушью. Литография давала много чётких отпечатков, и её быстро освоила полиграфическая промышленность.

Расцвет литографии во Франции произошёл в 30—40-х гг. XIX в., что бы­ло связано с активным участием прес­сы в общественной жизни. Сатириче­ский журнал «Карикатюр» и газета «Шаривари» высмеивали отрицательные стороны режима Луи Филиппа (1830— 1848 гг.), взошедшего на престол пос­ле Июльской революции 1830 г. Одни­ми из самых острых были карикатуры и шаржи Оноре Домье.

Будущий художник родился в Мар­селе в семье стекольщика. Его родите­ли вскоре переехали в Париж. Домье не получил систематического художест­венного образования, что не помешало ему стать выдающимся мастером литографии. В своих произведениях он об­личал ханжество, алчность и духовную пустоту правительства («Законодатель­ное чрево»; 1834 г.). Постоянным геро­ем художника был король Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огром­ную неповоротливую грушу. Он то вы­ступает в роли лицемера-врача, радост­но констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834 г.), то, обнявшись со своими со­ратниками, воровато вынимает из чу­жого кармана часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г.)...

Домье чутко и эмоционально ото­звался на террор, наступивший после

Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» (1834 г.) изобража­ет трагический финал рабочих восста­ний в 1834 г. На улице Транснонен сол­даты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голо­ву убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование До­мье проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочислен­ные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.

Новый взлёт творчества художни­ка пришёлся на 1848 г. — время Фев­ральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более ди­намичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.) изображает паническое бегство каби­нета министров Луи Филиппа при ви­де юной девушки — аллегорической фигуры Революции.

После прихода к власти императо­ра Наполеона III (1852—1870 гг.) поли­тическая сатира была запрещена.

Последний всплеск творческой активности стареющего художника снова был связан с политическими собы­тиями: франко-прусской войной 1870— 1871 гг. и Сентябрьской революцией

Оноре Домье. Законодательное чрево. 1834 г. Литография.

318

Оноре Домье. Дон Кихот. 1866—1868 гг.

Новая пинакотека, Мюнхен.

1870 г. На литографии «Бедная Франция! Ствол сломан, но корни ещё крепки» (1871 г.) Франция предстаёт искалечен­ным деревом с одной веткой, согнутой по­рывом ветра. Его корни глубоко уходят в землю, пытаясь найти в ней опору.

Домье как живописец был неизвестен современникам: он никогда не выставлял свои картины. Лёгкие свободные мазки, отдельные контрастные пятна краски, со­единяясь, рождают выразительный и яркий образ Дон Кихота. Он гордо вос­седает на тощей лошадёнке, прямой и са­моотверженный, — великий мечтатель, большой ребёнок, искренне верящий в до­бро и справедливость («Дон Кихот», 1866—1868 гг.).

Признание пришло к Оноре Домье уже после смерти. В 1901 г. в Париже устроили большую персональную выстав­ку мастера, где были показаны литогра­фии, сделанные им за сорок лет работы, и картины. Благодаря его достижениям техника литографии получила широкое распространение среди французских и европейских мастеров второй половины XIX столетия.

впечатления от природы. Отныне к пейзажу перестали относиться как к второстепенному и незначи­тельному жанру.

ГЮСТАВ КУРБЕ

(1819—1877)

Гюстав Курбе родился в семье зажи­точного землевладельца из маленько­го городка Орнана на юго-востоке Франции.

Париж узнал о существовании молодого художника в 1844 г., когда Курбе выставил в Салоне «Автопорт­рет с чёрной собакой» (1842 г.). На картине красивый юноша с длинны­ми волосами, он мечтательно смот­рит на зрителя. У него за спиной ска­листый пейзаж родного края, рядом большая собака с шелковистой чёр­ной шерстью.

В 40-х гг. художник познакомил­ся с поэтом Шарлем Бодлером, барбизонцами, известными критиками. Общение с этими людьми привлек­ло внимание Курбе к проблемам современности.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.