Анри Матисс. Роскошь, спокойствие и наслаждение. 1904 г. Музей Орсе, Париж. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Анри Матисс. Роскошь, спокойствие и наслаждение. 1904 г. Музей Орсе, Париж.

2022-10-10 39
Анри Матисс. Роскошь, спокойствие и наслаждение. 1904 г. Музей Орсе, Париж. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стремление Матисса усвоить живописную систему Поля Сезанна соединилось с увлечени­ем неоимпрессионизмом. Это двойное влияние отразилось в картине, названной строкой из стихотворения французского поэта Шарля Бодлера.

Фигуры отдыхающих на берегу залива художник словно выложил мозаикой из цветных мазков. Спокойное море, золотисто-голубое небо, гряды холмов на горизонте создают настроение всеобщего единства и согласия.

527

Анри Матисс.

Зелёная полоса (Мадам Матисс). 1905 г.

Государственный музей искусств, Копенгаген.

сильно повлияли на его творчество. Осенью того же года о Матиссе за­говорили все художественные кри­тики Парижа в связи с выступле­нием фовистов.

Портрет жены художника поразил современников невиданными ранее резкими сочетаниями цветов — си­него, красного и зелёного, — смелым построением форм.

Смелость цветовых решений от­личает и множество небольших пейзажей, которые художник при­возил из своих поездок к морю. Первое крупное декоративное пан­но «Радость жизни» (1905—1906 гг.), созданное на тему поэмы Стефана Малларме «Послеполуденный отдых фавна», — это изображение райской идиллии на фоне цветущей приро­ды. Здесь впервые пластика тел под­верглась выразительным искажениям. Художник подчеркнул каждое движение, каждый контур лини­ей; она иногда выглядит своеоб­разной рамкой, в которую заключе­на форма.

Матисса по праву считали главой фовистов. В 1906 г. в парижской

Анри Матисс.

Радость жизни. 1905—1906 гг. Собрание фонда Барнса, Мерион.

*Панно {франц. panneau) — изображение (живопись, мозаика, рельеф) для украшения стен, потолков.

**Фавн — в древнеримской мифологии бог лесов, полей, пастбищ и животных.

528

Анри Матисс. Танец. 1910 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Анри Матисс.

Музыка. 1910 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Два панно задуманы как единый ансамбль. Их композиции Матисс построил на контрасте: замкнутый крут из пяти обна­жённых фигур, словно прони­занных единым движением, в «Танце» — и внешне разобщён­ные, но связанные одним на­строем, как ноты в партитуре, как звуки аккорда, персонажи «Музыки». Пространство пре­дельно упрощено, в палитре гос­подствуют всего лишь три цве­та — «небесная лазурь, розовая свежесть тел и зелень холма». Фигуры обрисованы гибкими, упругими линиями, создающими музыкальный ритм полотен.

529

Анри Матисс.

Красные рыбки. 1911 г.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва,

530

мастерской на улице Севр откры­лась школа Матисса. «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, — учил художник, — два тона — это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с со­седним... Запомните своё первое впечатление... Это чувство — самое главное».

Живописец окончательно отка­зался от смешения цветов, светоте­ни и мелких деталей — ничто не должно было снижать звучность краски. Другим выразительным средством в его картинах стала точ­но отработанная линия. Кажущаяся лёгкость, детская простота изобра­жения добывались упорным, напря­жённым трудом. Работая с моделью или с натурой, мастер стремился со­здать на полотне максимально обоб­щённый образ, который передавал бы самую сущность формы, её «знак», будь то рука, глаз или цветок. «Значительность художника измеря­ется количеством новых знаков, которые он введёт в пластический язык», — говорил Матисс.

В 1908—1910 гг. по заказу рус­ского коллекционера С. И. Щукина Матисс выполнил два декоративных панно для его московского особня­ка — «Танец» и «Музыка». А годом позже по приглашению Щукина он посетил Петербург и Москву, где встречался со многими художника­ми и навсегда был покорён русской иконописью. В 1910 г. Матисс спе­циально отправился в Мюнхен, что­бы побывать на выставке исламско­го искусства и ещё раз оценить его плоскостную многоцветную гармо­нию. Совершив поездки на север Африки, в Алжир и Марокко, худож­ник окончательно утвердился в мысли, что его творческие поиски основаны не на голых теоретиче­ских измышлениях, а на природных законах: яркий полуденный свет, «стирающий все детали и выявляю­щий основное», открывал чистые тона и чёткие контуры. Всю эту красочную декоративность, включая цветистые орнаменты арабских тка­ней и ковров, художник перенёс на свои полотна.

Анри Матисс. Марокканка (Зора) 1912 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

531

Анри Матисс.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.