Павловские казармы. 1817—1821 гг. Санкт-Петербург. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Павловские казармы. 1817—1821 гг. Санкт-Петербург.

2022-10-10 33
Павловские казармы. 1817—1821 гг. Санкт-Петербург. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

271

Огюст де Монферран. Исаакиевский собор. 1818—1858 гг. Санкт-Петербург.

Здание Исаакиевского собора, построенное по проекту архитектора Огюста Рикара (Августа Августовича) Монферрана (1786—1858), завершило ансамбль Сенатской площади и всего городского пространства вокруг Адмиралтейства.

Василий Стасов.

Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. 1834—1838 гг. Гравюра

Василий Стасов.

Провиантские склады. 1821—1835 гг. Москва.

шестиколониые портики, увенчан­ные фронтонами. Вместо невзрач­ных и неказистых строений, какими обычно выглядели казармы, Стасов построил настоящий дворец.

Известными постройками Стасо­ва стали два петербургских храма — Преображенский и Троицкий собо­ры. Для Преображенского собора (1827—1829 гг.) зодчий выбрал простую и выразительную форму куба. Гладкие стены скупо прорезаны уз­кими окнами, с запада вход оформ­лен монументальным портиком. Ос­вящение собора в 1829 г. совпало с окончанием русско-турецкой вой­ны, и это навело Стасова на мысль сделать вокруг него ограду из тро­фейных турецких пушек. Проек­тируя Троицкий собор (1828— 1835 гг.), мастер был связан формой старой церкви XVIII в. В результате он возвёл крестообразное в плане здание, завершив каждый из высту­пов креста шестиколонным порти­ком и увенчав небольшой главой (куполом) на гладком барабане. Над средокрестием возвышается велико­лепный купол, барабан которого опоясан колоннадой.

Вершина творчества Стасова — триумфальные ворота у Москов­ской заставы (Московские ворота) в Петербурге (1834—1838 гг.), кото­рые должны были служить и парад­ным въездом в город, и памятником в честь победы в русско-турецкой войне. Архитектор воздвиг ворота в виде колоннады из двенадцати мо­гучих колонн. Средний пролёт был сделан шире, чтобы под аркой мог­ли проезжать экипажи. Основным материалом для сооружения Стасов выбрал чугун. Из него на Александ­ровском чугунолитейном заводе бы­ли отлиты архитектурные детали и скульптура — фигуры гениев и тро­феи. Надпись на триумфальных во-

272

Красная площадь в Москве. Первая половина XIX в. Гравюра.

ротах гласит: «Победоносным рос­сийским войскам».

В то же время Стасов участвовал и в строительстве Москвы. В 1821 — 1835 гг. у Крымского моста в конце улицы Остоженки по его проекту были возведены здания провиант­ских складов. Суровые корпуса, ли­шённые декоративного убранства, образующие совершенный и ясный по форме ансамбль, — одно из луч­ших сооружений зодчего.

Стасов занял особое место в рус­ской архитектуре первой половины XIX столетия, показав, что яркое архитектурное решение не зависит от назначения здания. Его творчест­во достойно завершает историю классицизма в России.

ОСИП БОВЕ

И АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ

В первые годы XIX столетия Моск­ва продолжала жить традициями прошлого века. Преобразование древней столицы в современный благоустроенный город произошло после наполеоновского нашествия и пожара 1812 г.

В 1813 г. была организована Ко­миссия для восстановления Москвы, которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том же году в Москву из народного ополчения возвратился Осип Ивано­вич Бове (1784—1834). До Отечест­венной войны он учился в архитек­турной школе, которой руководил Матвей Фёдорович Казаков, и рабо­тал в Кремле. Теперь Бове получил должность архитектора, в его веде­нии находилась центральная часть города.

С 1814 по 1816 г. Бове занимал­ся реконструкцией Красной площа­ди. Главная площадь древнего горо­да утратила своё значение, когда Москва перестала быть столицей го­сударства, и к началу XIX в. пред­ставляла собой пространство, хао­тически застроенное каменными и деревянными лавками. Бове засыпал ров и уничтожил земляные укрепле­ния, тянувшиеся вдоль кремлёвской

стены. На месте рва был разбит бульвар и появился проезд к набе­режной Москвы-реки. Бове снёс ветхие лавки, открыв тем самым вид на Покровский собор (собор Василия Блаженного). Архитектор составил проект восстановления Никольской башни, разрушенной в 1812 г., и перестроил здание Торго­вых рядов, которое стояло напротив кремлёвской стены, отделяя пло­щадь от Китай-города. Бове выделил композиционный центр площади, сориентировав центр фасада Торго­вых рядов на купол Сената. В 1818г. на этой оси лицом к Кремлю был установлен памятник Минину и По­жарскому, созданный Иваном Мартосом. (На месте Торговых рядов в 1888 г. возведено новое здание, ныне стоящее на Красной площади; тогда же памятник Минину и По­жарскому перенесли к Покровско­му собору.)

Следующая работа Осипа Бове — проект Театральной площади и зда­ния Петровского театра, позднее названного Большим. Идея создания площади принадлежала царю Алек­сандру I. Архитектору пришлось провести сложнейшие градострои­тельные преобразования, так как выбранное императором место было застроено, у стен Китай-города сто­яли бастионы и протекала река Неглинная. Бове спроектировал прямоугольную площадь, боковые

273

ИВАН МАРТОС

(1754—1835)

Творчество скульптора Ивана Пет­ровича Мартоса, воспитанника Ака­демии художеств, заслужившего право на поездку в Рим, принадле­жит в основном XIX столетию. Од­нако ещё в конце XVIII в. он создал ряд замечательных скульптур.

Вернувшись из Рима в 1 782 г., Мартос вскоре выполнил надгро­бия в Донском монастыре в Моск­ве, за которые был удостоен звания академика. Надгробие С. С. Вол­конской — рельеф из белого мра­мора — показывает плакальщицу, опирающуюся на урну с прахом, на постаменте которой начертана по­святительная надпись. Плакальщи­ца изображена отвернувшейся от урны. Концом длинного покрывала, окутывающего всю её фигуру, она почти целиком прикрывает своё лицо. Скульптор словно не смеет показать лицо страдающей женщи­ны, поскольку подлинное горе нель­зя выразить.

Мартос создавал памятники и в технике круглой скульптуры, на­пример надгробие Е. С. Куракиной (1792 г.) в Александро-Невской лав­ре в Петербурге. Плакальщица полулежит на высоком саркофаге, опираясь на медальон с портретом покойной. Лицо плакальщицы за­крыто руками. Складки покрывала здесь выполнены более широко и свободно, а в изображении фигуры сочетаются классический идеал и реальная натура. Рельеф гробницы показывает двух юношей — сыно­вей Куракиной, утешающих друг друга в горе.

Первая четверть XIX столетия — самый плодотворный период в твор­честве мастера. Именно тогда он создал наиболее значительные про­изведения: рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» (1804— 1807 гг.) на портике Казанского собора в Петербурге, памятник герцогу де Ришелье в Одессе (1823—1828 гг.).


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.