Жан Франсуа Тома де Томон. Биржа в Санкт-Петербурге. 1805—1810 гг. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Жан Франсуа Тома де Томон. Биржа в Санкт-Петербурге. 1805—1810 гг.

2022-10-10 30
Жан Франсуа Тома де Томон. Биржа в Санкт-Петербурге. 1805—1810 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рисунок Тома де Томона.

267

АНДРЕЙ ВОРОНИХИН

(1759—1814)

Андрей Никифорович Воронихин был крепостным графа Александ­ра Сергеевича Строганова (1733— 1811) — президента Академии художеств, известного мецената (покровителя искусств), коллекцио­нера и богатейшего человека своего времени. Воронихин родился в уральском селе. Он рано проявил художественные способности, и его отправили в Москву, а затем в Пе­тербург: граф приставил его к сво­ему сыну Павлу в качестве слуги и компаньона. Будущий архитектор получил образование, традицион­ное для дворянских детей, а в 1786 г. — вольную. Вместе с Павлом Строгановым он совершил путеше­ствие по Германии, Швейцарии, не­которое время жил во Франции, где изучал архитектуру. Вернувшись в Россию, Воронихин работал в до­ме своего бывшего хозяина, теперь ставшего покровителем.

В 1799 г. по указу Павла I был проведён конкурс на проект нового храма на Невском проспекте в Пе­тербурге вместо старой церкви Рож­дества Богородицы, построенной в 30-е гг. XV1I1 в. Императору хотелось видеть здесь храм, напоминающий римский собор Святого Петра. Столь большое внимание к этой церкви было связано с тем, что в ней храни­лась особо почитаемая Казанская икона Божьей Матери. В конкурсе приняло участие немало видных русских и иностранных архитекто­ров, но Павел I отдал предпочтение работе Воронихина, которого под­держивал граф Строганов.

Строительство Казанского собо­ра началось в 1801 г. Собор вытянут параллельно Невскому проспекту и образует в плане латинский крест (крест с удлинённым нижним кон­цом, соответствующим западной части храма). Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив её колоннадами наподобие римских. Монументальные колонны из из­вестняка стоят перед входом в со­бор, выполненным в виде шестиколонного портика с огромным треугольным фронтоном. Над пор­тиком возвышается грандиозный купол. В конструкциях купольного перекрытия Воронихин впервые в России использовал чугун и железо. Интерьер храма оформлен колонна­ми, высеченными из монолитных блоков розового гранита.

При выходе из собора через за­падные врата взору открывается ещё одна, маленькая, «уютная» полукруг­лая площадь, обрамлённая чугун­ной оградой.

Собор был закончен и освящён в 1811 г. После победы над наполе­оновской армией в нём разместили сто пять знамён французских войск, ключи от взятых городов и другие трофеи. Уже после смерти Воронихина композицию площади до­полнили два скульптурных мону­мента — памятники знаменитым русским полководцам М. И. Кутузо­ву и М. Б. Барклаю-де-Толли (1828— 1836 гг., скульптор Борис Иванович Орловский).

Казанский собор — главное тво­рение Воронихина. Ещё одна выда­ющаяся его работа — Горный инсти­тут (1806—1811 гг.) в Петербурге; мастер участвовал также в создании архитектурных ансамблей Павлов­ска и Петергофа.

Андрей Воронихин.

Казанский собор. 1801—1811 гг. Санкт-Петербург.

268

ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ

В 1806 г. А. Н. Воронихин получил заказ на перестройку зданий Горно­го кадетского корпуса (с 1833 г. — Горный институт), размешавшихся на юго-западной оконечности Ва­сильевского острова. Шесть ста­рых двухэтажных построек, кото­рые он занимал, располагались параллельно набережной Невы, прихотливо изгибаясь и образуя ломаную линию разнохарактерных фасадов. А между тем место было чрезвычайно ответственное: имен­но юго-западная окраина Васильев­ского острова прежде всего откры­валась кораблям, входившим в устье Невы; здесь путешественни­ки получали первое впечатление о столице России.

Сохранив существующие строе­ния, Воронихин объединил их общим фасадом — строгим, лишённым де­коративных деталей: гладь стены прорезают прямоугольники окон. Вход оформлен грандиозным двенадцатиколонным портиком. К нему ведут широкие ступени лестницы, сложенной из каменных плит.

Здание украшает серия скульп­турных работ на античные сюжеты,

говорящих о назначении этого уч­реждения. Их выполнили скульпто­ры Василий Иванович Демут-Малиновский (1779—1846) и Степан Степанович Пименов (1784—1833). Справа и слева от портика располо­жены рельефы, на которых пред­ставлены Венера и Аполлон, посе­щающие кузницу Вулкана — бога

огня, покровителя кузнечного дела. На лестнице перед портиком поме­шены две скульптурные группы, изображающие силы Земли: влады­ка подземного мира Плутон похи­щает Прозерпину, дочь богини пло­дородия Цереры; могучий Геркулес (Геракл) побеждает Антея, сына богини Земли Геи.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.