Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-09-29 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях
Региональным экспертным советом Комитета по образованию
Правительства Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
ЦДК проф. Л. Б. Бариевой
2009
УДК 376 ББК 74.3я73 ЛЗЗ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Издание выпущено
при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга.
Печатается по рекомендации кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена
Под редакцией
доктора педагогических наук, профессора Л. Б, Баряевой
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена
Л. В. Лопатина;
кандидат педагогических наук, профессор,
зав. кафедрой логопедии МГПУ
О. Г. Приходько
Лебедева И. Н.
ЛЗЗ Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
1 SВN 978-5-904123-04-8
В пособии содержатся практико-ориентированная методика изучения особенностей связной речи детей дошкольного возраста на материале картин и методика обучения детей рассказыванию по картине. Обу чающий картинный материал представлен в электронном приложении на СDдиске. Материалы пособия могут быть использованы в работе с детьми с нормальным интеллектуальным и речевым развитием дошкольного возраста, а также с детьми, имеющими нарушения речи или задержку психического развития.
Пособие адресовано учителям-логопедам и учителям-дефектологам; воспитателям ДОУ, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических университетов, институтов и колледжей, а также родителям для развития связной речи детей.
|
УДК 376 ББК 74.3я73
От автора........................................................................................................ 4
Связная речь: Речь в общении и речь в деятельности................ 7
Рассказывание по картине: Что это такое?................................ 15
«Чтение картины»: Движение — рисунок — слово................. 20
Особенности связной речи детей: Изучая, обучаем.................. 27
Учимся, играя: Модель обучения дошкольников
рассказыванию по картине......................................................... 63
Игры, упражнения, конспекты занятий по развитию речи
детей с использованием картин................................................ 86
Закрывая книгу (послесловие)...................................................... 172
Список рекомендуемой литературы............................................ 173
I S ВN 978-5-904123-04-8
И. Н. Лебедева, 2009
Т. Ю. Жирова, дизайн обложки, 2009
ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009
ОТ АВТОРА
ОТ АВТОРА
С |
реди множества вопросов о роли связной речи в раз витии ребенка перед взрослыми (педагогами, родителями наиболее часто встают следующие: Как развивать связную речь. Когда это нужно делать? Можно ли выделить день и час в педа- гогическом процессе для занятий «связной речью»? И, конечно главный вопрос: «С какой целью мы развиваем связную речь детей?». Как показывает опыт общения со специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, не всегда даже самый опытный педагог может однозначно ответить на эти вопросы. А причина тому кроется в самой сути феномена связной речи, которую невозможно отделить от ребенка, рассматривая исключительно как явление, требующее педагогического воздействия. Более того, невозможно отделить развитие связной речи от какой-либо деятельности: вообще, и прежде всего коммуникативной.
Умение донести до окружающих свои мысли, чувства, пережива- ния, используя весь арсенал речевых средств в общении — это и есть владение связной речью, как диалогической, так и монологической
Из всех перечисленных выше вопросов, самым принципиаль- ным является вопрос о том, как развивать связную речь. Отвечая на него в своей работе с дошкольниками, имеющими разный уро- вень интеллектуального и речевого развития, мы разработали апробировали предлагаемую вниманию читателей методику — модель обучения рассказыванию по картине. При этом мы рассматриваем само «рассказывание» как опыт создания текста.
|
Картину как содержательную основу рассказывания мы выбрали не случайно. Ведь картина, являясь по сути знаково-символической системой, представляет собой средство отражения образов природного, предметного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней.
Уважаемые взрослые, предлагая ребенку что-то рассказать по картине, постарайтесь встать на место малыша. И тогда вы навер- няка сможете понять, насколько ему сложно правильно подобрать
лексику, не ошибиться, называя предметы, осмыслить «картинную» ситуацию, а потом еще и выбрать верные речевые конструкции для ее передачи. Причем затруднения могут возникнуть и у детей с тяжелыми нарушениями речи, и у детей с нормальным речевым развитием. Это определяется сложностью картинного материала, поскольку протекание и успешность словесного интерпретирования содержания картины зависят от особенностей восприятия и осмысления наглядно представленной ситуации. Именно поэтому мы предлагаем ребенку помощь в виде символико-моделирующих видов деятельности. И не нужно опасаться, что такая помощь сделает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь — заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать спонтанному усвоению ребенком различных структур языка.
Игровая, предметно-практическая и другие виды детской деятельности сами по себе являются великолепным развивающим средством. Они позволяют строить обучающие занятия на комплексной основе, делать их интересными и полезными для познавательного и речевого развития ребенка.
В пособии содержатся данные об особенностях и возможностях развития связной речи дошкольников в процессе обучения их рассказыванию по картине, а также необходимый для понимания сути работы минимум теоретических представлений, который не претендует на полное раскрытие рассматриваемой проблемы.
|
Обучающие картины представлены в электронном виде на СD-диске, который является неотъемлемой частью пособия. Использование компьютерных технологий в педагогическом процессе (в том числе в обучении рассказыванию по картине) помогает существенно разнообразить содержание занятий, уйти от традиционных плакатов и указки, повышает интерес детей к занятиям, развивает их представления об окружающем, учитывает запросы и интересы современных дошкольников. Дидактическая целесообразность подачи наглядного материала на экране монитора или традиционным способом определяется каждым педагогом самостоятельно. Все изображения, содержащиеся на диске, могут быть распечатаны и использоваться как репродукции. Возможности компьютера позволяют педагогу (и родителям) «художественно» и эстетично оформлять свои педагогические идеи, подбирать и использовать картинный материал в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.
Иллюстративный материал представляет собой картины разных жанров (пейзажи, натюрморт, сюжетные картины), картинки типа
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«объект в действии» (фрагменты больших многофигурных картин), предметные изображения игрушек, иллюстративные задания. Иллюстративный материал структурирован в соответствии с занятиями и заданиями, описанными в пособии.
Материалы пособия помогут различным специалистам дошкольного воспитания и образования: всем, кто хочет разнообразить содержание и формы своей работы с детьми.
Мы признательны нашему учителю, научному руководителю исследования, которое легло в основу данного пособия, Людмиле Борисовне Баряевой за неоценимую помощь как в проведении исследования, так и в написании пособия.
Выражаем благодарность коллегам, сотрудникам кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена, руководимой профессором, доктором педагогических наук Л. В. Лопатиной, администрации и коллегам ГДОУ № 14 Василеостровского района (заведующая И. С. Семенова), ГДОУ № 9 Василеостровского района (заведующая Л. В. Тихомирова), ГДОУ № 5 г. Ломоносова (заведующая Е. А. Кожурова), ГДОУ № 15 Выборгского района (заведующая Т. Г. Оборина), специального (коррекционного) детского дома № 1 Кировского района (директор Е. В. Мусатова) за помощь в нашей научно-практической работе. Мы благодарны детям, принимавшим участие в занятиях и проявившим интерес и желание играть и общаться с нами по ситуациям картин. Особую благодарность мы хотели бы высказать удивительным, творческим педагогам Л. В. Силивановой и Е. В. Загребаевой. Наблюдение за их работой с детьми, в процессе которой активно использовалось полифункциональное игровое оборудование (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург), стало основой для разработки занятий по картинам, написанным художником Т. Ю. Жировой. Мы очень признательны петербургскому художнику профессору Владимиру Давидовичу Волосову за его великолепные работы и согласие на размещение некоторых из них («Деревенский натюрморт», «В Петергофском парке») на СD-диске.
|
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!