Лексические и грамматические упражнения назови и опиши — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лексические и грамматические упражнения назови и опиши

2022-09-29 68
Лексические и грамматические упражнения назови и опиши 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Взрослый предлагает детям назвать объект (изображен­ный на картине или существующий в реальности), а затем описать его. Для составления описательных рассказов реко­мендуется использовать наглядные графические схемы (на­глядные планы), которые облегчают выделение признаков объекта, помогают сохранять логику описательного рассказа.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Дети должны узнать по описанию объект или персонаж картины. Такой вариант упражнения позволяет в игровой форме дать образец описательного рассказа.

Другой вариант упражнения позволит сформировать у детей умение узнавать связный, целостный текст и деформирован­ный. В этом случае педагог сначала предлагает детям деформи­рованный описательный текст (черные волосы, есть кроссовки, что-то несет) и спрашивает, понятно ли о ком идет речь, можно ли по этому описанию узнать персонаж картины. Он уточняет, какой информации не хватает для узнавания (маль­чик или девочка, во что одет, что делает). Затем педагог дает полное, связное описание персонажа (объекта).

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Данное речевое упражнение направлено на развитие грам­матического строя речи и формирует у детей умение образо­вывать уменьшительно-ласкательные существительные. Оно


 


88


89


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

может быть проведено в индивидуальной или групповой: форме на разном иллюстративном материале. При обучений рассказыванию по картине такое упражнение стимулирует детей к словообразованию при самостоятельном рассказы­вании, развивает умение пользоваться основными лексичес-| кими средствами связности текста.

ДОПОЛНИ СЛОВЕЧКО

Ребенок подбирает недостающие слова в рифмованную речевую конструкцию. Речевой материал предлагается с уче- том содержания картины, а актуализация нужного ело! происходит в контексте целого стихотворения.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОС

В отличие от предыдущего, в данном речевом упражне нии существительные, прилагательные, глаголы актуализи руются вне контекста, по речевому образцу. Например, пе- дагог говорит: «Мальчик фигуру несет, а девочка фигуру, (что делает?)»; «У мальчика в руках блокнот, а у девочки в руках... (что?)».

СКАЖИ НАОБОРОТ

Упражнение направленно на развитие лексики и может  проводиться в разных вариантах: вне контекста по словес ной инструкции; в контексте, с заданием подобрать подходящее слово и повторить предложение. Подбираются задания, в которых используются прилагательные, наречие глаголы (по содержанию картины).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ СТРУКТУРУ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ

Варианты «вхождения в картину» различны. Педагог мо жет предложить ребенку воображаемую ситуацию: «Если появлюсь в картине, то я...». Ребенок должен представ!

90


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

что он скажет, что будет делать (возьмет, уберет); уточняет­ся, в какой части картины ему хотелось бы оказаться и т. д.

Другой вариант «вхождения в картину» основан на ис­пользовании элементов театрализованной игры (принятии роли персонажа картины). Взрослый предлагает ребенку стать одним из персонажей: подобрать соответствующие атрибуты (среди натуральных предметов), имитировать дей­ствия персонажа, сопровождать выбор и показ словесным объяснением.

Один из возможных вариантов «вхождения в картину» основан на моделировании ситуаций «что было до...?» и «что будет после...?» (того момента, который запечатлен на кар­тине).

ДАВАЙ ПОДРУЖИМСЯ

Чаще всего это упражнение выполняется на основе объе­динения персонажей или объектов картины по какому-либо признаку (смысловому, пространственному, внешнему и т. д.). После того как общий признак (связь между объектами) найден, взрослый предлагает ребенку придумать реплики, которыми могли бы обменяться персонажи картины. Это упражнение могут выполнять двое детей или ребенок и взрослый (с проговариванием предложенных реплик).

ПОДСКАЗКИ

Выполнение упражнения предполагает рассказывание с привлечением наглядных графических опор (схем). В от­личие от упражнения «Назови и опиши», в котором отра­батывается описательный рассказ, данное упражнение на­правлено на совершенствование повествования с опорой на трехчленную наглядную модель рассказа (начало, се­редина, окончание). Педагог может предложить заполнить каждую из частей соответствующими предметными кар­тинками (о чем расскажем в начале? в середине? в кон­це?). В этом случае у детей формируется умение выде­лять части повествования: начало, середину (основную часть), окончание.

91



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.