Занятие 3. Речевые и неречевые звуки — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Занятие 3. Речевые и неречевые звуки

2022-09-29 32
Занятие 3. Речевые и неречевые звуки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели. Развивать слуховое восприятие, учить различать речевые и неречевые звуки; закреплять представления о построении ряда.

Демонстрационный материал. Мяч, различные игрушки.

Организационный момент

— Давайте вспомним сказку «Репка». В каком порядке выстроились герои, когда тянули репку?

Дети по очереди называют героев сказки.

Основная часть

Беседа

— Как вы думаете, как дед позвал бабку?

— Что бабка могла ответить деду?

— Как бабка позвала внучку?

— Что внучка ответила бабке?

— Как внучка позвала Жучку?

— Что ответила Жучка? (Дети подражают лаю собаки.) Дефектолог задает аналогичные вопросы об остальных героях сказки.

— Кто из героев этой сказки может произносить речевые звуки, а кто — неречевые? (Люди произносят речевые звуки, которые складываются в слова, а животные произносят неречевые звуки, которые невозможно сложить в слова.)

Физкультминутка

Инсценировка сказки «Репка»

Игра с мячом «Говорит — не говорит»

Дефектолог бросает ребенку мяч и произносит какое-нибудь слово, например, девочка (собака, Таня и т.п.). Ребенок возвращает мяч взрослому и сообщает, умеет или не умеет разговаривать этот персонаж.

Игра «Кто где стоит?»

Дети встают в шеренгу. Ребенок, стоящий первый слева, говорит: «Я стою в начале ряда». Ребенок крайний справа сообщает: «Я стою в конце ряда». Все остальные дети должны сказать: «Я стою в середине».

Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются местами.

Игровое упражнение «Что где стоит?»

Дети по указанию дефектолога по очереди ставят игрушки в начало, в конец и в середину ряда.

Итог занятия

— Какие неречевые звуки можно услышать во время прогулки?

— Какие речевые звуки можно услышать во время прогулки?

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Занятие 4. Звук и буква А

Предварительная работа воспитателя. Во время обучения детей сюжетно-ролевой игре «Уложи куклу спать» научить их убаюкивать куклу колыбельной песенкой «А-а-а», используя разную интонацию.

Цели. Учить четко произносить звук а, познакомить с понятиями гласный звук, буква, учить дифференцировать понятия звук и буква; развивать фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Набор разноцветных фишек, кассы букв, книга «Азбука», счетные палочки, карандаши.

Раздаточный материал. Кассы букв, куклы, зеркала, наборы разноцветных фишек, счетные палочки, карандаши.

Организационный момент

Игровое упражнение «Произнеси свое имя ласково»

Дети по очереди ласково произносят свои имена и садятся на стульчики.

Основная часть

Игра «Уложи куклу спать»

Дефектолог просит ребенка продемонстрировать, как он будет укладывать куклу спать. Ребенок, укачивая куклу, поет ей колыбельную: «А-а-а».

Беседа

Дефектолог указывает на ребенка и спрашивает:

— Кто это? (Это Аня.)

— Что делает Аня? (Аня качает куклу.)

— Что произносит Аня, качая куклу? (Звуки.)

— Какой звук произносит Аня, качая куклу? (А-а-а.)

— Послушайте, как Аня поет песенку: «А-а-а». Давайте все вместе споем эту песенку.

Характеристика звука а

— Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды. Такой звук называется гласным.

Дефектолог предлагает детям произнести звук а перед зеркалом. Затем они заучивают словосочетание гласный звук, произнося его несколько раз.

— Гласные звуки мы будем обозначать фишками красного цвета (показывает).

Работа с раздаточным материалом

У каждого ребенка набор разноцветных фишек. Дети по просьбе дефектолога находят и показывают фишки красного цвета.

Физкультминутка

Игра «Покачаем куклу». Дети ходят по комнате и укачивают плачущую куклу, напевая ей песенку: «А-а-а».

Игровое упражнение «Кто внимательнее»

Дефектолог произносит звуки: а, и, а, у, а, а, о, ы и т. д. Дети, услышав звук а, должны хлопнуть в ладоши.

Беседа

— Что делают люди, когда находятся далеко друг от друга и хотят что-то сообщить? (Они пишут письма.)

Дефектолог показывает детям кассу букв:

— Это буквы, которые можно сложить в слова. Буквы мы пишем, видим и читаем. Чтобы научиться читать, нам понадобится... Угадайте, что.

— Так что же нам нужно, чтобы научиться читать? (Нам нужна «Азбука».)

Дефектолог показывает детям «Азбуку» и алфавит.

— Какая буква стоит в начале алфавита? (Буква А.)

Дефектолог показывает букву А.

— Давайте, посчитаем из скольких элементов состоит буква А? (Из трех.)

Дети вместе с дефектологом выкладывают букву А из счетных палочек и карандашей, рисуют ее в воздухе.

Итог занятия

Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.

Занятие 5. Звук и буква А

Цели. Учить четко произносить звук а, выделять звук а в словах, закреплять понятия гласный звук, буква; дифференцировать понятия звук и буква; развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал. Мешочек с буквами, полоска с тремя делениями для обозначения слов, фишки красного цвета.

Раздаточный материал. Полоски для обозначения слов, фишки красного цвета.

Организационный момент

Игра «Чудесный мешочек»

Дефектолог предлагает детям найти в мешочке на ощупь букву А.

Основная часть

Характеристика звука а

— Что вы доставали из «чудесного мешочка»? (Букву А.)

— Почему это буква? (Буквы мы пишем, видим и читаем.)

— Какой звук обозначает эта буква? (Звук а.)

— Почему это звук? (Звуки мы слышим и произносим.)

— Какой это звук? (Гласный.)

— Почему этот звук мы называем гласным? (Когда мы произносим звук а, то рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая преграды.)

— Фишкой какого цвета мы договорились обозначать гласные звуки? (Фишкой красного цвета.)

— Нарисуйте букву А в воздухе.

— Когда люди общаются друг с другом, они складывают отдельные звуки в слова. Каждое слово имеет определенное значение.

— Слова мы будем обозначать полосками с тремя делениями (показывает).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.