История географических открытий — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История географических открытий

2022-09-15 67
История географических открытий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рекомендации по организации и проведению программных практических работ по географии

 

Общие положения

1. Общая характеристика программных практических работ по географии.

Практические работы являются важным компонентом содержания рабочей программы по географии, направленным на усиление практико-ориентированности курса географии в основной школе: формирование комплекса географических знаний и умений, необходимых для решения в повседневной жизни проблем различной сложности на основе осмысления сущности происходящих в жизни процессов, явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.

Практические работы — это включенные в программу виды учебной деятельности, результатом которых является созданный обучающимися определенный материальный продукт: текст, карта, решение задачи и т. п.

Практические работы, являющиеся необходимым условием поэтапного формирования умений, входящих в состав предметных и метапредметных результатов освоения программы предмета «География». 

 В процессе выполнения практических работ происходит не только формирование соответствующих умений, но и актуализация и закрепление формируемых базовых географических понятий, полученных ранее знаний об основных географических закономерностях, о размещении и об основных свойствах географических объектов. Ряд заданий работает и на достижение личностных результатов, вносит вклад в патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Каждая из практических работ является учебно-познавательным заданием, при выполнении которого обучающиеся должны применить полученные ранее фактические и теоретические знания, знания приемов учебной деятельности, умения работать с источниками географической информации для решения различных учебно-познавательных задач, в том числе самостоятельно предложить различные возможные пути достижения цели или решения проблемы.

 

2. Цели программных практических работ по географии.

 Каждая из практических работ включена в программу с определенной целью (целями). В программе присутствуют три типа практических работ:

 — практические работы, имеющие целью достижение того или иного конкретного предметного результата за определённый год обучения, такие практические работы составляют большинство;

— практические работы, имеющие целью как формирование умения, входящего в состав того или иного конкретного предметного результата за определенный год обучения, так и умений, входящих в состав одного или нескольких метапредметных результатов освоения программы основной школы по географии;

— практические работы, нацеленные на формирование только метапредметных результатов. 

Важным условием достижения целей практических работ является осознание этих целей обучающимися и создание внутренней мотивации их достижения. Поэтому объяснение при проведении практических работ важно не просто дать учащимся то или иное задание, но и объяснить, с какой целью им предлагается его выполнить, какое умение у них сформируется, и показать, какое значение это умение может иметь для них не только при продолжении образования, но и в повседневной жизни. Это особенно важно при проведении практических работ, цели которых включают формирование умений, составляющих метапредметные результаты освоения программы. 

Так, например, при организации практической работы «Обозначение географических объектов, открытых в разные периоды истории географических открытий» (5 кл.), необходимо объяснить учащимся, что обозначать на контурной карте географические объекты они будут не для того, чтобы лучше запомнить время тех или иных открытий, а для того, чтобы осваивать умения, важные в их будущей жизни: умения представлять информацию в удобной для восприятия графической форме, самостоятельно придумывать наиболее подходящую форму, учиться отстаивать разработанные ими способы решения задачи.

 

3. Формы организации программных практических работ по географии.

К основным рекомендуемым формам организации практических работ наряду с индивидуальной относятся парная и групповая.

Индивидуальная форма организации практических работ предусматривает самостоятельное выполнение обучающимися одинаковых или аналогичных по содержанию заданий без контакта с другими учениками.

Парная форма организации практических работ предполагает совместное выполнение задания. При этом разные пары могут получать разные, но аналогичные по содержанию задания.  

Групповая форма организации предусматривает получение каждой из групп одинаковых или разных, но аналогичных по содержанию заданий и распределение их между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи.

В зависимости от места выполнения практической работы выделяются классная и домашняя формы. Выделяется также комбинированная форма, при которой задания практической работы выполняются в качестве домашнего задания, а результаты выполнения обсуждаются в классе.

Групповую форму организации рекомендуется использовать при проведении практических работ, включающих нескольких различных задач, выполняемых в течение значительного времени, целью которых является формирование умений, относящихся к числу универсальных учебных коммуникативных действий и универсальных учебных регулятивных действий. Результат выполнения таких работ сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносится на рассмотрение всего класса.

При проведении практических работ в групповой форме успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию, воспитываются взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведения диалога. Примером такой практической работы является «Анализ результатов наблюдений за погодой» (5 кл.).

Парную форму организации рекомендуется использовать при проведении практических работ, результат выполнения которых не обязательно является однозначным, а цели которых включают развитие критического креативного мышления, формирование умений, относящихся к числу универсальных учебных коммуникативных действий. Примером такой практической работы является «Обозначение географических объектов, открытых в разные периоды».

Классную форму рекомендуется использовать при организации практических работ, выполнение заданий которых не требует много времени.

Домашнюю форму рекомендуется использовать при организации практических работ, на выполнение заданий которых требуется более 30 минут. К таким практическим работам относятся составление географических описаний, построение графиков и диаграмм, работ, требующих самостоятельного поиска и отбора источников географической информации в сети Интернет.

Для каждой программной практической работы рекомендуется определенная форма ее организации (индивидуальная, парная или групповая, классная, домашняя или внеклассная), однако каждый учитель может самостоятельно определить эту форму с учетом особенностей своего класса.

 

4. Оборудование, используемое при проведении программных практических работ по географии.

Задания всех практических работ предполагают использование различных источников информации, поэтому при их проведении используется географические карты школьных атласов и различные раздаточные материалы – текстовые и статистические материалы. 

В качестве оборудования — источников географической информации, используемых при выполнении практически работ — могут быть использованы их цифровые аналоги.    

Сами задания для практических работ должны присутствовать в одном из компонентов УМК, однако если УМК используется не в полном составе, то задания или заранее готовятся на дидактических карточках, записываются на доске или демонстрируются на экране (электронной доске). 

Выполняться практические работы могут в ученических тетрадях по предмету, на контурных картах, в рабочих тетрадях на печатной основе или в цифровых аналогах рабочих тетрадей.  

В 5 классе также используются дневники фенологических наблюдений и наблюдений за погодой, которые в течение года по очереди ведут учащиеся.

 

5. Оценивание результатов выполнения программных практических работ по географии.

Результаты выполнения практических работ в целях создания дополнительной мотивации обучающихся рекомендуется оценивать с выставлением отметок в журнал, при этом учитель может самостоятельно определять нормы оценивания и форму оценки. Если кто-либо из учащихся не справился с заданием или по какой-либо причине не выполнял работу, необходимо организовать переписывание работы на дополнительных занятиях. 

Если работа предполагает креативную творческую деятельность обучающихся, результат которой не является заранее предопределенным (способ наглядного представления той или иной географической информации, выдвижение предположения о причинах того или иного географического явления и его обоснование, способ решения предлагаемой проблемы), то она может быть названа конкурсом, а особо креативные (нестандартные и в тоже время эффективные) способы рекомендуется дополнительно поощрить, например грамотой школы.  

 

В таблицах приложений, представлены основные характеристики программных практических работ на примере 5 класса и приводятся возможные сценарии проведения практических работ[1]:

        

Приложение 1. Практические работы. 5 класс

 

Тема,     при изучении которой проводится работа Название Цели Форма организации Оборудование
Введение «Организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой» Формирование умения проводить наблюдения и фиксировать и систематизировать их результаты; планировать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности Групповая, классная Дневники наблюдений

Планы местности

«Определение направлений и расстояний на плане»   Формировать умения определять по плану расстояния между объектами на местности при помощи линейного масштаба и определять направления по плану Индивидуальная, классная   Топографический план в учебнике или географическом атласе для 5 класса   «Составление описания маршрута по плану» Формировать умение составлять описание маршрута по плану   Индивидуальная, комбинированная Топографический план в учебнике (географическом атласе для 5 класса) или план        (проводится в форме домаш- него задания с обсуждением результатов ра- боты на уроке)   населенного пункта, в котором расположена школа

Географические карты

«Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам» Формировать умение определять географические координаты объектов и определять объекты по их географическим координатам Индивидуальная, классная Контурная карта полушарий, географический атлас для 5 класса «Определение направлений и расстояний по карте» Формировать умение определять по карте направления и расстояния между объектами Индивидуальная, классная   Контурная карта полушарий, географический атлас для 5 класса Земля — планета Солнечной системы «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической ши- роты и времени года на территории России» Формировать умение устанавливать зависимости (эмпирические) на основе анализа данных. карточки с таблицей  Парная, классная   Максимальная высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня в некоторых городах России (на класс готовятся 4—5 вариантов карточек с данными для разных городов, данные можно брать с любых интернетресурсов, позволя- ющих получить информацию о высоте солнца над горизонтом и продолжительности дня для разных городов, например; географический атлас для 5 класса Литосфера — каменная оболочка Земли   «Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте» Формировать умение читать географические карты; описывать географическое положение объектов   Индивидуальная, домашняя Географический атлас для 5 класса

 

 

Заключение Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой» Формировать умения систематизировать результаты наблюдений; устанавливать эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой солнца над горизонтом, температурой воздуха, раз- личать причины и следствия географических явлений   Групповая, классная   Оборудование: дневники наблюдений, проводившихся в течение года (см. практическую работу № 1)  

 

        

Приложение 2. Сценарии выполнения практических работ (5 класс)

 

Название пункта

Географическая широта

Продолжительность дня

17 февраля 12 мая 17 февраля 12 мая Мурманск 69° с. ш. 8° 39° 06 ч 33 мин 20 ч 40 мин Санкт-Петербург 60° с. ш. 18° 47° 08 ч 33 мин 16 ч 57мин Москва 56° с. ш. 22° 52° 09 ч 07 мин 16 ч 08 мин Сочи 43° с. ш. 34° 64° 10 ч 11 мин 14 ч 37 мин

 

Рекомендации по организации и проведению программных практических работ по географии

 

Общие положения

1. Общая характеристика программных практических работ по географии.

Практические работы являются важным компонентом содержания рабочей программы по географии, направленным на усиление практико-ориентированности курса географии в основной школе: формирование комплекса географических знаний и умений, необходимых для решения в повседневной жизни проблем различной сложности на основе осмысления сущности происходящих в жизни процессов, явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.

Практические работы — это включенные в программу виды учебной деятельности, результатом которых является созданный обучающимися определенный материальный продукт: текст, карта, решение задачи и т. п.

Практические работы, являющиеся необходимым условием поэтапного формирования умений, входящих в состав предметных и метапредметных результатов освоения программы предмета «География». 

 В процессе выполнения практических работ происходит не только формирование соответствующих умений, но и актуализация и закрепление формируемых базовых географических понятий, полученных ранее знаний об основных географических закономерностях, о размещении и об основных свойствах географических объектов. Ряд заданий работает и на достижение личностных результатов, вносит вклад в патриотическое, гражданское и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Каждая из практических работ является учебно-познавательным заданием, при выполнении которого обучающиеся должны применить полученные ранее фактические и теоретические знания, знания приемов учебной деятельности, умения работать с источниками географической информации для решения различных учебно-познавательных задач, в том числе самостоятельно предложить различные возможные пути достижения цели или решения проблемы.

 

2. Цели программных практических работ по географии.

 Каждая из практических работ включена в программу с определенной целью (целями). В программе присутствуют три типа практических работ:

 — практические работы, имеющие целью достижение того или иного конкретного предметного результата за определённый год обучения, такие практические работы составляют большинство;

— практические работы, имеющие целью как формирование умения, входящего в состав того или иного конкретного предметного результата за определенный год обучения, так и умений, входящих в состав одного или нескольких метапредметных результатов освоения программы основной школы по географии;

— практические работы, нацеленные на формирование только метапредметных результатов. 

Важным условием достижения целей практических работ является осознание этих целей обучающимися и создание внутренней мотивации их достижения. Поэтому объяснение при проведении практических работ важно не просто дать учащимся то или иное задание, но и объяснить, с какой целью им предлагается его выполнить, какое умение у них сформируется, и показать, какое значение это умение может иметь для них не только при продолжении образования, но и в повседневной жизни. Это особенно важно при проведении практических работ, цели которых включают формирование умений, составляющих метапредметные результаты освоения программы. 

Так, например, при организации практической работы «Обозначение географических объектов, открытых в разные периоды истории географических открытий» (5 кл.), необходимо объяснить учащимся, что обозначать на контурной карте географические объекты они будут не для того, чтобы лучше запомнить время тех или иных открытий, а для того, чтобы осваивать умения, важные в их будущей жизни: умения представлять информацию в удобной для восприятия графической форме, самостоятельно придумывать наиболее подходящую форму, учиться отстаивать разработанные ими способы решения задачи.

 

3. Формы организации программных практических работ по географии.

К основным рекомендуемым формам организации практических работ наряду с индивидуальной относятся парная и групповая.

Индивидуальная форма организации практических работ предусматривает самостоятельное выполнение обучающимися одинаковых или аналогичных по содержанию заданий без контакта с другими учениками.

Парная форма организации практических работ предполагает совместное выполнение задания. При этом разные пары могут получать разные, но аналогичные по содержанию задания.  

Групповая форма организации предусматривает получение каждой из групп одинаковых или разных, но аналогичных по содержанию заданий и распределение их между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи.

В зависимости от места выполнения практической работы выделяются классная и домашняя формы. Выделяется также комбинированная форма, при которой задания практической работы выполняются в качестве домашнего задания, а результаты выполнения обсуждаются в классе.

Групповую форму организации рекомендуется использовать при проведении практических работ, включающих нескольких различных задач, выполняемых в течение значительного времени, целью которых является формирование умений, относящихся к числу универсальных учебных коммуникативных действий и универсальных учебных регулятивных действий. Результат выполнения таких работ сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносится на рассмотрение всего класса.

При проведении практических работ в групповой форме успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию, воспитываются взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культура ведения диалога. Примером такой практической работы является «Анализ результатов наблюдений за погодой» (5 кл.).

Парную форму организации рекомендуется использовать при проведении практических работ, результат выполнения которых не обязательно является однозначным, а цели которых включают развитие критического креативного мышления, формирование умений, относящихся к числу универсальных учебных коммуникативных действий. Примером такой практической работы является «Обозначение географических объектов, открытых в разные периоды».

Классную форму рекомендуется использовать при организации практических работ, выполнение заданий которых не требует много времени.

Домашнюю форму рекомендуется использовать при организации практических работ, на выполнение заданий которых требуется более 30 минут. К таким практическим работам относятся составление географических описаний, построение графиков и диаграмм, работ, требующих самостоятельного поиска и отбора источников географической информации в сети Интернет.

Для каждой программной практической работы рекомендуется определенная форма ее организации (индивидуальная, парная или групповая, классная, домашняя или внеклассная), однако каждый учитель может самостоятельно определить эту форму с учетом особенностей своего класса.

 

4. Оборудование, используемое при проведении программных практических работ по географии.

Задания всех практических работ предполагают использование различных источников информации, поэтому при их проведении используется географические карты школьных атласов и различные раздаточные материалы – текстовые и статистические материалы. 

В качестве оборудования — источников географической информации, используемых при выполнении практически работ — могут быть использованы их цифровые аналоги.    

Сами задания для практических работ должны присутствовать в одном из компонентов УМК, однако если УМК используется не в полном составе, то задания или заранее готовятся на дидактических карточках, записываются на доске или демонстрируются на экране (электронной доске). 

Выполняться практические работы могут в ученических тетрадях по предмету, на контурных картах, в рабочих тетрадях на печатной основе или в цифровых аналогах рабочих тетрадей.  

В 5 классе также используются дневники фенологических наблюдений и наблюдений за погодой, которые в течение года по очереди ведут учащиеся.

 

5. Оценивание результатов выполнения программных практических работ по географии.

Результаты выполнения практических работ в целях создания дополнительной мотивации обучающихся рекомендуется оценивать с выставлением отметок в журнал, при этом учитель может самостоятельно определять нормы оценивания и форму оценки. Если кто-либо из учащихся не справился с заданием или по какой-либо причине не выполнял работу, необходимо организовать переписывание работы на дополнительных занятиях. 

Если работа предполагает креативную творческую деятельность обучающихся, результат которой не является заранее предопределенным (способ наглядного представления той или иной географической информации, выдвижение предположения о причинах того или иного географического явления и его обоснование, способ решения предлагаемой проблемы), то она может быть названа конкурсом, а особо креативные (нестандартные и в тоже время эффективные) способы рекомендуется дополнительно поощрить, например грамотой школы.  

 

В таблицах приложений, представлены основные характеристики программных практических работ на примере 5 класса и приводятся возможные сценарии проведения практических работ[1]:

        

Приложение 1. Практические работы. 5 класс

 

Тема,     при изучении которой проводится работа Название Цели Форма организации Оборудование
Введение «Организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой» Формирование умения проводить наблюдения и фиксировать и систематизировать их результаты; планировать организацию совместной работы, распределять роли, принимать цель совместной деятельности Групповая, классная Дневники наблюдений

История географических открытий

«Обозначение географических объектов, открытых в разные периоды»   Формировать умения представлять текстовую информацию в графической форме; выбирать оптимальную форму представления информации в картографической форме; выбирать способ решения задачи и аргументировать предлагаемые варианты решений   Парная, классная, проводится на заключительном уроке при изучении темы   «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт» Формировать умение сравнивать источники географической информации (географические карты)   Индивидуальная, классная Карты Эратосфена и Птолемея, географический атлас для 5 класса  

Планы местности

«Определение направлений и расстояний на плане»   Формировать умения определять по плану расстояния между объектами на местности при помощи линейного масштаба и определять направления по плану Индивидуальная, классная   Топографический план в учебнике или географическом атласе для 5 класса   «Составление описания маршрута по плану» Формировать умение составлять описание маршрута по плану   Индивидуальная, комбинированная Топографический план в учебнике (географическом атласе для 5 класса) или план        (проводится в форме домаш- него задания с обсуждением результатов ра- боты на уроке)   населенного пункта, в котором расположена школа

Географические карты

«Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам» Формировать умение определять географические координаты объектов и определять объекты по их географическим координатам Индивидуальная, классная Контурная карта полушарий, географический атлас для 5 класса «Определение направлений и расстояний по карте» Формировать умение определять по карте направления и расстояния между объектами Индивидуальная, классная   Контурная карта полушарий, географический атлас для 5 класса Земля — планета Солнечной системы «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической ши- роты и времени года на территории России» Формировать умение устанавливать зависимости (эмпирические) на основе анализа данных. карточки с таблицей  Парная, классная   Максимальная высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня в некоторых городах России (на класс готовятся 4—5 вариантов карточек с данными для разных городов, данные можно брать с любых интернетресурсов, позволя- ющих получить информацию о высоте солнца над горизонтом и продолжительности дня для разных городов, например; географический атлас для 5 класса Литосфера — каменная оболочка Земли   «Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте» Формировать умение читать географические карты; описывать географическое положение объектов   Индивидуальная, домашняя Географический атлас для 5 класса

 

 

Заключение Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой» Формировать умения систематизировать результаты наблюдений; устанавливать эмпирические зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой солнца над горизонтом, температурой воздуха, раз- личать причины и следствия географических явлений   Групповая, классная   Оборудование: дневники наблюдений, проводившихся в течение года (см. практическую работу № 1)  

 

        

Приложение 2. Сценарии выполнения практических работ (5 класс)

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.