Используемая российскими и иностранными банками — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Используемая российскими и иностранными банками

2022-09-12 28
Используемая российскими и иностранными банками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При анализе кредитоспособности предприятия (credit analysis) банки должны решить следующие вопросы:

1. Способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок?

2. Готов ли он их исполнить?                                                                        

 На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.

Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятий.

Основная цель анализа кредитоспособности определить способность и готовность заемщика вернуть запрашиваемую ссуду в соответствии с условиями кредитного договора. Банк должен в каждом случае определить степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах.

На основе глубокого комплексного анализа данных о финансовом состоянии заемщика вырабатываются решения о предоставлении ему кредита.

Не менее значимой преддверии получения кредита в банке является работа организации-заемщика по оценке крайней необходимости получения банковского кредита, а также по объективной оценке финансовой состоятельности хозяйствующего субъекта в целях выявления возможности своевременного погашения займа в ближайшем будущем. Финансовый анализ кредитоспособности заемщика, как со стороны заимодателя, так и со стороны получателя заемных средств существенно отличается по содержанию в зависимости от пользователей информации, степени ее достоверности, информационной емкости.

Раскрывая интересы банка в оценке кредитоспособности заемщика, следует подчеркнуть целесообразность и последовательность его действий в отношении будущего клиента. Предполагаемую последовательность действий можно сгруппировать в четыре этапа.

На первом этапе устанавливаются предварительные контакты с клиентом по двум направлениям: либо специалисты банка организуют определенную работу по маркетингу и рекламе с целью привлечения клиентуры для получения кредита, либо клиент сам обращается в банк, располагая хотя бы некоторыми данными о его репутации и приемлемых условиях кредитования. Банк должен тщательно и осторожно подойти к сбору основополагающей информации о хозяйствующем субъекте, обратившемся к нему за кредитом. Методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита, принятая почти во всех коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций, разработана для определения банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения.

Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита - определить способность и готовность заемщика вернуть испрашиваемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.

Заемщик представляет в банк следующие документы:

1. Юридические документы:

а) регистрационные документы: устав организации; учредительный договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные копии);

б) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариаль-но (первый экземпляр);

в) документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия);

г) справка о паспортных данных, прописке и местожительстве руководителя и главного бухгалтера организации-заемщика.

 2. Бухгалтерская отчетность в полном объеме, заверенная налоговой инспекцией, по состоянию на две последние отчетные даты, с расшифровками следующих статей баланса(на последнюю отчетную дату): основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам);

3. За последние три месяца - копии выписок из расчетного и валютных счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям в течение указанных месяцев.

4. По состоянию на дату поступления запроса на кредит: справка о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров.

5. Письмо - ходатайство о предоставлении кредита (на бланке орга-низации с исходящим номером) с краткой информацией об организации и ее деятельности, основных партнерах и перспективах развития..

Регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица, ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на совершение действий от имени организации. Эти права устанавливаются на основании соответствующего положения устава заемщика и документа о назначении на должность согласно процедуре, изложенной в уставе.

Оценка кредитной заявки клиента проводится по совокупности показателей, характеризующих: назначение кредита и его сумму; вид кредита и срок его погашения; цену кредита; порядок выдачи; сборы (проценты) за обслуживание кредита; оценку риска банка; залоговое обеспечение (вещи, ценные бумаги, недвижимое имущество, имущественные права, транспортные средства, вычислительная техника, здания и сооружения).

Рассматривая кредитную заявку, служащие банка ответственные за выдачу ссуд, исходят из следующего[10]:

- дееспособности Заемщика;

- его репутация;

- способности получать доход;

- владение активами;

- состояния экономической конъюнктуры.

Источниками информации о кредитоспособности Заемщика могут служить:

- переговоры с Заявителями;

- инспекция на месте;

- анализ финансовых отчетов.

- внешние источники.

Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и, какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как, для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, техпромфинплан, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

На втором этапе оценивается содержание кредитной заявки клиента преимущественно на данных комплексного анализа кредитоспособности заемщика и расчетов вероятности выполнения им своих финансовых обязательств. В процессе оценки кредитных заявок требуется получить аргументированные ответы на такие интересующие кредитодателей вопросы, как:

· ликвидность активов заемщика, ее достаточность для выполнения всех обязательств по кредиту в полном объеме и в установленный срок;

· финансовая устойчивость хозяйствующего субъекта и его платежеспособность в предстоящей перспективе на основание анализа планов его развития;

· деловая этика потенциального клиента, создающая уверенность в том, что он не откажется от выполнения обязательств по кредиту;

· эффективность применяемых мер по оценке кредитных заявок, обеспечивающих снижение риска по кредиту;

· установление ставки доходности по предоставляемому кредиту, которая необходима банку (с учетом анализа и оценки кредитных заявок клиента) для покрытия стоимости капитала, выданного в качестве кредита, и возмещения прямых затрат, накладных расходов и компенсации риска по кредиту в случае невыполнения клиентов условий кредитного соглашения, а также в целях получения чистой прибыли от этой операции.

Как принято в сфере банковской деятельности, показатель оценки кредитного риска складывается из двух составляющих: с одной стороны, бизнес-риска, а с другой стороны, уровня финансового риска. Таким образом, на третьем этапе, выявляются количественные и качественные показатели для оценки бизнес-риска и финансового риска, как со стороны кредитодателя, так и со стороны кредитозаемщика.

Структура кредитного риска показана в Приложении 2.

Показатели оценки банком бизнес-риска при взаимодействии с заемщиком можно объединить в четыре группы:

· показатели оценки внешней среды функционирования;

· показатели качества управления;

· показатели взаимоотношения с клиентом (кредитной историей);

· показатели оценки кредитной заявки.

Оценка внешней среды функционирования клиента должна базироваться на исчерпывающей информации о сферах ее деятельности, секторах рынка, географическом положении, видах продукции (услуг), спросе на нее и ее конкурентноспособность, объеме продаж, доходности активов и, наконец, о его клиентах (поставщики и подрядчики, дебиторы и кредиторы, их структура по объему закупок; оценку долголетия партнерства; претензии партнеров; участие их в акционерном капитале и др.).

Для оценки качества управления организации-заемщика рекомендуется использовать показатели, характеризующие: знания, опыт и профессионализм руководства клиента в области производства и финансов; возрастной состав и потенциальную преемственность работников управления; способность их реагировать на изменяющиеся условия и факторы хозяйственной деятельности, состав учредителей и учредительные документы.

Показателями анализа и оценки кредитной истории клиента являются:

- длительность взаимного сотрудничества;

- характер и интенсивность взаимоотношений банка с клиентом;

- движение денежных средств с расчетного счета в банке по кредитным ресурсам (поступление и снятие кредитных ресурсов со счета, превышение лимита задолженности, пролонгирование кредита в связи с просроченностью задолженности и др.).

Среди множества способов оценки финансового состояния наибольшее признание в российских банках получила методика расчета финансовых коэффициентов. Для объединения и систематизации показателей используется рейтинговая оценка. Она позволяет определить финансовое положение организации с помощью систематизированного показателя - рейтинга, выраженного в баллах, и отнести организацию к определенному классу кредитоспособности.

Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.

Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.

Коэффициенты финансового левереджа и ликвидности используются в рейтинге в связи с тем, что они имеют обусловленный экономически критериальный уровень, когда как остальные группы финансовых коэффициентов
— коэффициент эффективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого отдельно предприятия. Коэффициенты эффективности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как ты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.

Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности («золотое правило экономики предприятия»).

Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10 % для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента — 0 %. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности. Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5 % для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) — 0 %. Выполнение «золотого правила экономики предприятия» дает 5 %, невыполнение — 0 %. Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее значение рейтинговой оценки 100 %.

Методика рейтинговой оценки используется всеми банками, благодаря своему удобству и относительной простоте в использовании, но подход к трактовке показателей, применяемых в ходе ее реализации, у кредиторов сильно разниться (и не всегда является корректным по причине «общего» подхода к конкретному клиенту).

Методика рейтинговой оценки кредитоспособности включает: разработку системы оценочных показателей, определения критериальных границ этих показателей, их ранжирование и оценку суммарной кредитоспособности.

В основе определения класса кредитоспособности Заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.

Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием для отнесения Заемщика ко 2 классу, выше средних - к 1 и ниже средних - к 3. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы для государственных и акционерных предприятий (таблица 1)[11].

Таблица 1. Модель шкалы для государственных и акционерных предприятий        

Наименование отрасли

Коэффициент ликвидности Кл

Коэффициент покрытия Кпокр

Показатель обеспеченности собственными средствами Псс = 1 - Кпривл

1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс 1 класс 2 класс 3 класс
П/п отрасли 1 Более 0.6 0.6- 0.4 Менее 0.4 Более 1.5 1.5- 1.3 1.3- 1.0 Более 50% 50- 30% Менее 30%
П/п отрасли 2 Более 0.4 0.4- 0.25 Менее 0.25 Более 2.0 2.0- 1.5 1.5- 1.0 Более 35% 35- 25% Менее 25%
П/п отрасли 3 Более 0.45 0.45- 0.3 Менее 0.3 Более 1.8 1.8- 1.3 1.3- 1.0 Более 60% 60- 45% Менее 45%

 

Рейтинг (значимость) показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого Заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств. Втягивание ресурсов банка в кредитование постоянных запасов, занижение размера собственных средств - все это повышает рейтинг показателя обеспеченности собственными средствами. Нарушение экономических границ кредита, "закредитованность" клиентов выдвигает на первое место уровень коэффициента покрытия при оценке кредитоспособности.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности:

Б = Реi x Клi,                                                                                       (1)

где Б - сумма баллов, Реi - рейтинг i-го показателя, Клi - класс i-го показателя.

По сумме баллов предприятию присваивается класс кредитоспособности (I, II, III). I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах. Предприятие наиболее кредитоспособно, если ему присвоили класс I.

При оценке кредитоспособности клиента коммерческого банка рекомендуется использовать не только основные, но и дополнительные показатели. В их числе могут быть показатели, характеризующие оборачиваемость запасов или средств в расчетах, долю ликвидных активов в общей сумме оборотных средств или соотношение ликвидных активов I класса и задолженности, уровень неплатежей за истекший период, эффективность производственного потенциала, доходность и прибыльность партнеров (например, кредитоспособность заказчика), среднюю продолжительность строительства, равномерность распределения дохода.

Одинаковый уровень показателей и сумма баллов достигаются влиянием разных факторов. Так, увеличение общего размера ликвидных средств за счет нормируемых активов далеко не всегда создает прочную гарантию возврата ссуд. Рост остатков годовой продукции, не имеющей широкого потребителя или связанной с транспортными затруднениями, не гарантирует своевременного возврата ссуды. Рост Кл и Кп может объясняться сокращением долговых обязательств. Заключение о кредитоспособности клиента будет зависеть от причины этого сокращения. Если, например, задолженность по краткосрочным ссудам уменьшилась из-за срыва поставок сырья, то нельзя рост коэффициента оценивать как укрепление финансового положение клиента.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает 3 блока:

1) оценка предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке предприятия банк интересуется следующими вопросами:

-характер деятельности предприятия и длительность его функционирования;

-факторы производства:

а) трудовые ресурсы руководителей, управленцев и персонала            (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %);

б) производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций);

в) финансовые ресурсы;

г) экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли предприятие монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции предприятия, коммерческая политика фирмы, степень освоения приемов и способов маркетинга).

В активе баланса при анализе выделяются три составные части:

- иммобилизованные активы,

- оборотные средства (запасы, дебиторы, прочие) и

- денежная наличность (касса, деньги на счете в банке, ценные бумаги).

Пассив баланса делится на постоянные ресурсы, кредиторскую задолженность и денежную наличность (учет векселей и др.). На основе расчета результатов деятельности определяются следующие показатели (таблица 2)[12]:                            

Таблица 2. Оценочные показатели деятельности предприятия                             

  Показатель         Формула                    Метод определения
Выручка от реализации (В)    
Валовой коммерческий доход (ВД)   ВД=В - Стмц и ги   Выручка о реализации минус стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей и готовых изделий
Добавленная стоимость (ДС)   ДС=ВД - Рэ ВД минус эксплуатационные расходы (административные, на субподрядчиков)
Валовой эксплуатационный доход (ВЭД) ВЗД=ДС - Рзп - Нзп -             -Ротп ДС минус расходы на зарплату, минус налоги на зарплату, минус оплата отпусков
Валовой эксплуатационный результат (ВЭР)   ВЭР=ВЗД - Кр% +  + Двлж - Отчриск ВЭД минус уплата процентов за кредит плюс доход от вложения средств в другие предприятия и минус отчисления в фонд риска
Прибыль, которая может быть использована для самофинансирования (СФ) СФ=ВЭР - Праб пр ВЭР минус прибыль, распределяемая между работниками предприятия, и минус налоги на прибыль
Чистая прибыль (П)   П=СФ+Дслуч - Рслуч - - Анедв СФ плюс или минус случайные доходы (расходы) минус амортизация недвижимости

Баланс и другие формы отчетности используются, во-первых, для оценки соотношения сальдовых показателей и, во-вторых, для расчета коэффициентов кредитоспособности на основе оборотных показателей. Предметом анализа являются такие пропорции, как соотношение долгосрочной задолженности и собственных средств, соотношение стабильных собственных ресурсов и суммы активов, динамика затрат и убытков по сравнению с темпами роста производства и т.д. Данные отчетности фирмы сопоставляются с данными сводного баланса, который составляется на основе баланса однородных предприятий. Одним из основных направлений анализа данных баланса является определение банковского риска.

Показатели состояния денежной наличности оцениваются с учетом уровня развития предприятия, его рентабельности и качества потребности в оборотных средствах. Последнее изучается на основе показателей скорости оборота остатков сырья и готовой продукции на складе, а также сроков расчетов с поставщиками.

В основе определения класса кредитоспособности заемщика лежит критериальный уровень показателей и их рейтинг.

Для этого применяется 3 показателя: коэффициент ликвидности, коэффициент покрытия и платёжеспособность.

Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств и краткосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл, тем выше кредитоспособность.

Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Кпокр - показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Платёжеспособность Псс - один из видов финансовых показателей, характеризует долю средств, вложенных собственниками предприятия в его имущество, определяет степень независимости от кредиторов. Рассчитывается по данным бухгалтерского баланса путем деления суммы собственного капитала на общую стоимость активов предприятия. Оптимальные значения Псс находятся в интервале 0.5 -0,7. Более низкие значения свидетельствуют о зависимости предприятия от внешних источников финансирования и возможной в связи с этим неустойчивости его финансового положения. Однако в ряде случаев предприятия могут сохранять достаточно устойчивое финансовое состояние и при Псс ниже 0,5. Это, в первую очередь, касается предприятий с высокой оборачиваемостью активов, стабильным спросом на производимую продукцию, налаженными каналами снабжения и сбыта, низким уровнем постоянных затрат (например, торговые и посредничество организации). Значение Псс выше оптимального уровня свидетельствует о высокой платежеспособности предприятия.

Коэффициенты и показатели на уровне средних величин являются основанием отнесения заемщика ко II классу, выше средних - к I и ниже средних к III. В качестве примера можно привести следующую модель шкалы различных предприятий.

 Таблица 4. Рейтинговая шкала для определения надежности заемщика

Наименование

К ликвидности

К покрытия

Платежеспособность

Отрасли I класс II класс III класс I класс II класс III класс I класс II класс III класс Предприятие отрасли I Более 1.5 1.5- 1.0 Менее 1.0 Более 1.5 1.5- 1.3 1.3- 1.0 Более 0,6 0,6- 0,4 Менее 0,4 Предприятие отрасли II Более 0.6 0.6- 0.45 Менее 0.45 Более 2.0 2.0- 1.5 1.5- 1.0 Более 0,45 0,45- 0,35 Менее 0,35 Предприятия отрасли III Более 0.75 0.75- 0.5 Менее 0.5 Более 1.8 1.8- 1.3 1.3- 1.0 Более 0,7 0,7- 0,55 Менее 0,55

 

Рейтинг и значимость показателя в системе определяется экономистом индивидуально для каждого заемщика в зависимости от политики данного коммерческого банка, особенностей клиента, ликвидности его баланса, положения на ссудном рынке. Например, высокая доля краткосрочных ресурсов, наличие просроченной задолженности по ссудам и неплатежей поставщикам повышают роль коэффициента ликвидности, который оценивает способность предприятия к оперативному высвобождению денежных средств, а нарушение экономических границ кредита, закредитованность клиентов выдвигают на первое место при оценке кредитоспособности уровень коэффициента покрытия.

Общая оценка кредитоспособности дается в баллах. Баллы представляют собой сумму произведений рейтинга каждого показателя на класс кредитоспособности. I класс присваивается при 100-150 баллах, II класс - при 151-250 баллах и III класс - при 251-300 баллах.

Анализ факторов, изменивших уровень соответствующих коэффициентов и показателей, должен являться обязательным элементом оценки кредитоспособности клиента коммерческого банка. В качестве основных направлений этого анализа можно выделить:

- анализ влияния ликвидных средств в целом и их элементов на коэффициенты ликвидности и покрытия;

- оценку изменения коэффициента покрытия под влиянием нормируемых активов;

- изучение изменения структуры долговых обязательств и ее воздействия на коэффициенты ликвидности и покрытия;

- анализ факторов, определивших рост или снижение показателя обеспеченности собственными средствами;

- оценку показателя обеспеченности собственными средствами с позиции достаточности собственных средств клиента.

Не рекомендуется улучшать класс кредитоспособности клиента банка или оговаривать условия кредитования по данному классу при:

· улучшении коэффициента ликвидности только за счет роста дебиторской задолженности или остатков готовой продукции;

· повышении коэффициента покрытия за счет роста остатков готовой продукции, не обеспеченной договорами на сбыт, или труднореализуемых остатков сырья и незавершенного производства;

· ухудшении структуры ликвидных средств;

· фактическом наличии собственных оборотных средств в размере менее постоянной минимальной потребности в них;

· росте показателя обеспеченности собственными средствами малых производственных структур за счет фондов, связанных с рисковой деятельностью предприятия;

· улучшении показателя обеспеченности производственной деятельности договорами за счет заключения договоров с некредитоспособными покупателями и поставщиками;

· сокращение долговых обязательств банку в связи с не поставками кредитуемого сырья.

В качестве одного из вариантов частной методики оценки кредитоспособности клиента коммерческим банком можно привести методику Credit Lione. Эта методика представляет собой систему оценки, построенную на 5 коэффициентах:

      ВЭД

К1 = ---------                                                                                                             (2)

      ДС                                                          

     Финансовые расходы

К2 = ------------------------------                                                                                 (3)

                     ДС

     Капиталовложения за год

К3 = ------------------------------------                                                                             (4)

                        ДС

     Долгосрочные обязательства

К4 = ----------------------------------------                                                                      (5)

                         ДС

     Чистое сальдо наличности

К5 = --------------------------------------                                                                           (6)

                     Оборот

Каждый из показателей оценивается в пределах четырех баллов, определяется общий итог в баллах. Сумма баллов определяет уровень кредитоспособности клиента.

Учитываются также и данные картотеки банка Франции.

Эта картотека имеет четыре раздела В первом предприятия разделяются на 10 групп в зависимости от размера актива баланса. каждой группе присваиваются литеры от А до К. Второй раздел является разделом кредитной котировки, выражающий доверие, которое может быть допущено в отношениии предприятий. Эта котировка основывается на изучении финансовой ситуации и рентабельности, а также на оценке руководителей, держателей капиталов и предприятий, с которыми клиент имеет тесные коммерческие связи. Кредитная котировка делит предприятия на 7 групп, которым присваиваются шифры от 0 до 6.

Третий раздел классифицирует предприятия по их платежеспособности. Банк Франции фиксирует все случаи неплатежей и в зависимости от этого разделяет клиентов коммерческих банков на три группы, которым присваиваются шифры 7, 8 или 9. Шифр 7 означает пунктуальность в платежах, отсутствие реальных трудностей в денежных средствах в течение года. Шифр 8 дается при временных затруднениях, связанных с наличием денежных средств, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность предприятия. Шифр 9 означает, что платежеспособность предприятия сильно скомпрометирована.

Четвертый раздел картотеки делит всех клиентов на две группы: предприятия, векселя и ценные бумаги которых могут быть переучтены или нет в Банке Франции

1.3. Оценка кредитоспособности заемщика, рекомендованная Центральным банком РФ и Сбербанком России

Из рекомендаций Центрального банка России по оценке финансового состояния заемщиков следует, что кредитоспособность оценивается каждым кредитором по собственной методике, используемые при этом показатели могут относиться к следующим видам анализа:

1. Экспресс-анализ. Особое внимание уделяется «больным» статьям, в том числе, убыткам и кредитам, не погашенным в срок; уровню износа основных средств, которые могут быть предметом залога; динамике основных показателей: стоимости чистых активов, финансовых результатов, оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, наличию неденежных форм расчетов.

2. Анализ денежного потока организации от текущей деятельности (анализ оборотов по счетам). Положительный денежный поток формируется под воздействием факторов, перечисленных в уравнении[13]:

ДПтек = Пч +АО+ΔЗкр.-ΔЗдеб-ΔЗ,                                                      (7)

где Пч – чистая прибыль;

АО – амортизация;

ΔЗкр.- прирост кредиторской задолженности;

ΔЗдеб – прирост дебиторской задолженности;

ΔЗ – прирост запасов.

Очевидно, что кредитоспособная организация должна характеризоваться устойчивым денежным потоком от текущей деятельности, при этом величина кредита зачастую определяется величиной денежного потока.

3. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности. основные показатели: коэффициент независимости, соотношение выданных кредитов и собственного капитала, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент покрытия процентов и основной суммы долга, соотношение кредитов с месячной выручкой от реализации.

4. Анализ деловой активности. При выдаче краткосрочных кредитов на пополнение оборотных средств особое значение имеет длительность операционного и финансового циклов, длительность оборота запасов и срок погашения дебиторской задолженности, так как именно длительность операционного цикла определяет срок кредита на пополнение оборотных средств.

5. Анализ рентабельности. Основные показатели: рентабельность активов, рентабельность продаж, рентабельность собственного капитала, контролируемость расходов.

Алгоритм расчета показателей, рекомендуемых Центральным банком для оценки кредитоспособности, а также их оптимальные значения (по мнению ЦБ РФ) и максимальный балл, который соответствует оптимальным значениям, приведены в таблице 5.

Таблица 5. Состав коэффициентов для оценки кредитоспособности                       

Показатель Расчет

Оптимальное значение

Максимальный балл

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент финансового рычага

[(Кредиты банков и Денежные средства)/Собственный капитал]*100

Менее 20 % 8
Коэффициент финансовой зависимости

(Сумма обязательств/Собственный капитал)*100

Менее 20 % 8

Показатели ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы/Краткосрочные обязательства

Более 2 4
Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства/краткосрочные обязательства

Более 0,8 5

Показатели деловой активности

Оборачиваемость дебиторской задолженности

(Дебиторская задолженность/Выручка)*365

До 30 дней 8
Оборачиваемость кредиторской задолженности

(Кредиторская задолженность/Выручка)*365

До 30 дней 6
Оборачиваемость запасов

(Запасы/Себестоимость)*365

До 30 дней 6
Норма валовой прибыли

(Валовая прибыль/Выручка)*100

Более 35 % 40
Норма чистой прибыли

(Чистая прибыль/Выручка)*100

Более 12 % 40
Коэффициент процентного покрытия

(Прибыль до налогообложения и выплаты процентов / Проценты к уплате)

Более 9 25
Рентабельность капитала

(Чистая прибыль/Собственный капитал)*100

Более 15 % 35
Фондоотдача

(Выручка от продаж/Основные средства)

Более 2 40
         

По результатам суммы набранных баллов, финансовое состояние предприятия-заемщика оценивается так:  очень хорошее, если набрано более 200 баллов; хорошее, если набрано от 171 до 200 баллов;  среднее, если набрано от 131 до 170 баллов; плохое, если набрано от 101 до 130 баллов;  очень плохое, если набрано менее 100 баллов.

Как следует из таблицы 5, особенное значение здесь придается показателям рентабельности, что о


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.