Организационный момент урока — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организационный момент урока

2022-09-11 32
Организационный момент урока 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели урока:

-изучить радиоактивные превращения(правила смещения и закон сохранения зарядового

 и массового чисел);

- изучить закон радиоактивного распада;

- научиться решать задачи на правило смещения, на закон радиоактивного распада.

Задачи урока:

образовательные:

- ознакомление учащихся с правилом смещения;

 - расширение представлений учащихся о физической картине мира;
развивающие:

- отработать сущность физической природы радиоактивности,

радиоактивных превращений, правил смещения по периодической

 системе химических элементов;

 - продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами;

 - продолжить развитие навыков работы: выделение главного,

развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления.
воспитательные:

- способствовать развитию любознательности,

- формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Методы и формы работы: групповая и микрогрупповая работа (реализация системно-деятельного подхода), беседа, фронтальная и индивидуальная работа.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, сборник задач по физике

А.П.Рымкевич и П.А.Рымкевич с периодической системой химических                            элементов Д.И.Менделеева.

Этапы:

1. Организационный момент 1мин
2. Актуализация знаний. 5 мин
3. Мотивация на изучение нового материала. 3 мин
4. Изучение нового материала 12 мин
5. Закрепление полученных знаний при решении задач различной сложности 10 мин
6. Самостоятельная работа 10 мин
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание 5 мин

 

Организационный момент урока

Здравствуйте, уважаемые жюри, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна Сатункина, я учитель физики Лесогорской средней школы. Я очень рада вас видеть.

-Для начала настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

-Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать этого утром, улыбнёмся сейчас вместе.

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

Эпиграф нашего урока

«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь».

Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

На доске находится таблица схема опыта Резерфорда

Я предлагаю вам ответить на вопросы:

· Какова была цель опыта Резерфорда? (ЦОР – Опыт Резерфорда -3).

· Какие результаты получил Резерфорд?

· Какие выводы сделал Резерфорд из опыта? (ЦОР – Опыт Резерфорда – 5)

Замечательно. Я предлагаю вам выполнить тестовое задание, думаю, что эта работа не вызовет у вас затруднений. (У вас 5 мин) Подписываем листочки № 1

Постановка проблемы.

Сейчас я предлагаю вам сформировать группы по 4 чел. (разворачивается передняя парта назад), чтобы выполнить вам следующую работу:

Обучающая структура Эй Ар Гайд («Руководство предположения / рекации») – обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме До и После выполнения «упражнения – раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, доклад). Данная обучающая структура предназначена для развития критического и креативного мышления.

При изучении новой темы «Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада», после сформулированных целей урока, учащимся раздается таблица с данной структурой.

1. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не

согласны с утверждением.

2. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.

ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ  
  α-лучи – это поток частиц, представляющих собой ядра атома гелия.  
  β-лучи – это поток электронов, скорость которых близка к скорости света в вакууме.  
  γ-излучение – это электромагнитное излучение, частота которого превышает частоты рентгеновского излучения.  
  Радиоактивность сопровождается выделением энергии.  
  При радиоактивности вещество испытывает какие-то глубокие изменения, совершенно отличные от обычных химических превращений  
  В результате атомного превращения образуется вещество совершенно нового вида, полностью отличное по своим физическим и химическим свойствам от первоначального вещества.  
  При радиоактивном распаде происходит превращение атомных ядер, т. е. атомное ядро претерпевает изменения.  
  Превращение атомных ядер часто сопровождается испусканием α-, β-лучей.  
  Период полураспада это время, в течение которого распадается половина начального числа радиоактивных атомов.  
  Период полураспада — основная величина, определяющая скорость радиоактивного распада.  
  Закон радиоактивного полураспадасправедлив в основном для большого количества частиц.  

 

Можно занять свои привычные места и вместе найти истину. К таблице мы еще вернемся.

Объяснение новой темы.

Радиоактивные превращения

Как вы думаете, что же происходит с веществом при радиоактивном излучении? Ответить на этот вопрос в начале XX в. было очень не просто. Уже в самом начале исследований радиоактивности обнаружилось много странного и необычного.

Во-первых, удивительным было постоянство, с которым радиоактивные элементы уран, торий и радий испускают излучения. На протяжении суток, месяцев и даже лет интенсивность излучения заметно не изменялась. На нее не оказывали никакого влияния такие обычные воздействия, как нагревание и изменение давления. Химические реакции, в которые вступали радиоактивные вещества, также не влияли на интенсивность излучения.

Во-вторых, вскоре после открытия радиоактивности выяснилось, что радиоактивность сопровождается выделением энергии. Пьер Кюри поместил ампулу с хлоридом радия в калориметр. В нем поглощались α-, β- и γ-лучи, и за счет их энергии калориметр нагревался. Кюри определил, что радий массой 1 г выделяет за 1 ч энергию, примерно равную 582 Дж. И такая энергия выделяется непрерывно на протяжении многих лет!

Как вы думаете, откуда берется эта энергия, на выделение которой не оказывают никакого влияния все известные воздействия? В течение урока мы должны ответить на этот вопрос.

Возможно, при радиоактивности вещество испытывает какие-то глубокие изменения, совершенно отличные от обычных химических превращений.

Мы рассмотрим самые первые опыты, начатые Резерфордом.

Резерфорд обнаружил, что активность тория, определяемая как число а-частиц, испускаемых в единицу времени, остается неизменной в закрытой ампуле. Если же препарат обдувается даже очень слабыми потоками воздуха, то активность тория сильно уменьшается. Ученый предположил, что одновременно с α-частицами торий испускает какой-то радиоактивный газ.

Резерфорд выделил радиоактивный газ и исследовал его ионизирующую способность. Оказалось, что активность этого газа (в отличие от активности тория, урана и радия) очень быстро убывает со временем. Каждую минуту активность убывает вдвое, и через десять минут она становится практически равной нулю.

Содди исследовал химические свойства этого газа и установил, что он не вступает ни в какие реакции, т. е. является инертным газом. Впоследствии этот газ был назван радоном и помещен в периодической системе Д. И. Менделеева под порядковым номером 86. Превращения испытывали и другие радиоактивные элементы: уран, актиний, радий.

Физические свойства Химические свойства Агрегатное состояние Масса ядра Заряд ядра Число электронов
Металл Радий твердое 226 88 88
Инертный газ Радон газ 222 86 86

Вывод: радиоактивностью называется явление самопроизвольного превращения ядер одного химического элемента в ядро другого химического элемента. Радиоактивные превращения ядер обязательно сопровождаются испусканием радиоактивных излучений, излучением энергии в количествах, огромных по сравнению с энергией, освобождающейся при обычных молекулярных видоизменениях. В природе наиболее часто встречаются два типа радиоактивных превращений – альфа-распад и бета-распад.

Э. Резерфорд выдвинул предположение, что превращения претерпевают сами ядра.

Ведь α-частиц вообще нет в электронной оболочке, а уменьшение числа электронов оболочки на единицу превращает атом в ион, а не в новый химический элемент.

Итак, радиоактивность представляет собой самопроизвольное превращение одних ядер в другие, сопровождаемое испусканием различных частиц и излучением энергии.

Правило смещения.

Распечатка №1.

Задания к уроку по теме «Радиоактивные превращения».

Решите задачи.

Напишите реакции следующих распадов:

1. α-распад урана-238.

2. β-распад свица-209.

3. α- распад, а затем два β-распада изотопа полония-214.

4. 6 α-распадов, а затем 4 β-распада изотопа тория-232. 

1. В какое ядро превращается торий-234 при трех последовательных α-распадах?

2. Какое ядро образуется из радиоактивного изотопа сурьмы-133 после четырехβ-распадов?

3. Какое ядро образуется из радиоактивного лития -8 после одного α-распада и одного β-распада?

Задача 4

Вследствие цепочки радиоактивных распадов  превращается в .

Сколько при этом происходит α и β – распадов?

Решение:

Схема реакции

 + y *  + x *

Из закона сохранения массового числа определяем x:

238 = 206 + x * 4 отсюда x = 8

Из закона сохранения зарядового числа определяем y:

92 = 82 – y*1 + 8 * 2 отсюда y = 6

Ответ: 8 α – распадов и 6 β- распадов.

Это и есть радиоактивный ряд урана. Но в каком порядке происходит чередование α и β – распадов? Работы учёных дали такой результат:

(проецируется или записывается на классной доске) ИЛИ АППЛИКАЦИЯ

            1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14  
α β β α α α α α β β α β β α

 

Самостоятельная работа у доски на составление уравнений радиоактивного

распада ряда урана (парой ПО ЦЕПОЧКЕ Можно писать и составлять аппликацию)

Запишите все 14 ядерных реакций с указанием названия изотопа образовавшегося

ядра атома и его тип радиоактивности: (по рядам 1 ряд 1-5, 2 ряд 6-10, 3 ряд 11-14), используя таблицу и схему на доске

1) + - изотоп тория (β)

2) +  - изотоп протактиния (β)

3) + - изотоп урана(α)

4) + - изотоп тория (α)

5) + - изотоп радия (α)

6) + - изотоп радона (α)

7) + - изотоп полония (α)

8) + - изотоп свинца (β)

9) + - изотоп висмута (β)

10) + - изотоп полония (α)

11) +  - изотоп свинца (β)

12) + - изотоп висмута (β)

13) + - изотоп полония (α)

14) +  - изотоп свинца - стабилен

 

А теперь решим задачу на нахождение времени уменьшения активности радиоактивного элемента.

Задача 2. Среди загрязнений, вызванных аварией на ЧАЭС, наиболее опасен Cs-137 с периодом полураспада 30 лет. Через какое время его активность уменьшится в 8 раз?

Ответ: t=90лет.

Тем, кто сдает ЕГЭ

1. Провести с резерфордием ряд следующих превращений: α-, β-, β-,γ- распады.

2. Из какого элемента получится Ra(радий) при двух α-распадах и одного β-распада?

 

 

Задача 5 (1 вариант)

Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда тория он превращается в .

Сколько при этом происходит α и β – распадов?

Схема реакции

 + y*  + x*

Из закона сохранения массового числа определяем x:

232 = 208 + x * 4 отсюда x = 6

Из закона сохранения зарядового числа определяем y:

90 = 82 – y*1 + 6 * 2 отсюда y = 4

Ответ: 6 α – распадов и 4 β- распадa.

Задача 6 (2вариант)

Вследствие цепочки радиоактивных распадов ряда актиния он превращается в . Сколько при этом происходит α и β – распадов?

Схема реакции

 + y *  + x *

Из закона сохранения массового числа определяем x:

235 = 207 + x * 4 отсюда x = 7

Из закона сохранения зарядового числа определяем y:

89 = 82 – y*1 + 7 * 2 отсюда y = 7

Ответ: 7 α – распадов и 7 β- распадов.

 

Если останется время

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

ВАРИАНТ 1. 1. 1.Написать реакцию α-распада серебра  107 47Аg. 2. Написать реакцию β-   распада кюрия 247 96Cm. 3. В результате какого радиоактивного распада натрий 2211Na превращается в магний 22 11 Mg? ВАРИАНТ 2 1. Написать реакцию α-распада радия 226 88Ra. 2. Написать реакцию β-распада свинца 209 82Pb 3. В результате какого радиоактивного распада плутоний 23994Pu превращается в уран  235 92U?
1. 2. 3.γ 1. 2. 3.α

 

Цели урока:

-изучить радиоактивные превращения(правила смещения и закон сохранения зарядового

 и массового чисел);

- изучить закон радиоактивного распада;

- научиться решать задачи на правило смещения, на закон радиоактивного распада.

Задачи урока:

образовательные:

- ознакомление учащихся с правилом смещения;

 - расширение представлений учащихся о физической картине мира;
развивающие:

- отработать сущность физической природы радиоактивности,

радиоактивных превращений, правил смещения по периодической

 системе химических элементов;

 - продолжить развитие навыков работы с таблицами и схемами;

 - продолжить развитие навыков работы: выделение главного,

развитие внимательности, умений сравнивать, анализировать и обобщать факты, способствовать развитию критического мышления.
воспитательные:

- способствовать развитию любознательности,

- формировать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Методы и формы работы: групповая и микрогрупповая работа (реализация системно-деятельного подхода), беседа, фронтальная и индивидуальная работа.

Средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор, сборник задач по физике

А.П.Рымкевич и П.А.Рымкевич с периодической системой химических                            элементов Д.И.Менделеева.

Этапы:

1. Организационный момент 1мин
2. Актуализация знаний. 5 мин
3. Мотивация на изучение нового материала. 3 мин
4. Изучение нового материала 12 мин
5. Закрепление полученных знаний при решении задач различной сложности 10 мин
6. Самостоятельная работа 10 мин
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание 5 мин

 

Организационный момент урока

Здравствуйте, уважаемые жюри, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна Сатункина, я учитель физики Лесогорской средней школы. Я очень рада вас видеть.

-Для начала настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

-Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрел в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать этого утром, улыбнёмся сейчас вместе.

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

Эпиграф нашего урока

«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь».

Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

На доске находится таблица схема опыта Резерфорда

Я предлагаю вам ответить на вопросы:

· Какова была цель опыта Резерфорда? (ЦОР – Опыт Резерфорда -3).

· Какие результаты получил Резерфорд?

· Какие выводы сделал Резерфорд из опыта? (ЦОР – Опыт Резерфорда – 5)

Замечательно. Я предлагаю вам выполнить тестовое задание, думаю, что эта работа не вызовет у вас затруднений. (У вас 5 мин) Подписываем листочки № 1


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.