Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-09-11 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий у детей. Сравнительная характеристика учащихся младших классов с речевыми нарушениями показывает, что картина патологий качественно меняется не в лучшую сторону. Поэтому одной из актуальных задач в дошкольный период является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Искажение звукопроизношения - самый распространенный недостаток речи у детей. Он может быть причиной отклонения в развитии внимания, памяти, мышления, привести к дислексии и дисграфии, а также создавать трудности в общении ребенка. Основным элементом в коррекции звукопроизношения является выполнение артикуляционной гимнастики. Главное требование к её выполнению – систематичность и регулярность. Однако ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому следует подбирать методы и приемы, способствующие поддержанию интереса детей к данному виду работы, а так же, направленные на коррекцию речевого нарушения в целом и при этом сохраняющие здоровье воспитанников.
Таковым является метод биоэнергопластики. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили применять О. И. Лазаренко и А. В. Ястребова. Свое начало биоэнергопластика берет из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения положительно влияют на физическое и психическое состояние человека. «Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био - человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ритмичными движениями кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Цель данного метода - развитие артикуляционной моторики, а значит и улучшение звукопроизношения.
Задачи биоэнергопластики:
· укрепление мышц артикуляционного аппарата;
· увеличение силы, подвижности, объема и точности движений органов артикуляции;
· объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;
· развитие переключаемости артикуляционных движений
· развитие общей и мелкой моторики
Дети среднего, старшего и подготовительного возраста успешно справляются с предложенными упражнениями. Занятия проводятся индивидуально или в подгруппах по сходству нарушенных звуков. Все упражнения выполняются сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки. Под любое артикуляционное упражнение можно самостоятельно подобрать разнообразные движения руки. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается, движения усложняются. Сначала взрослый показывает движения рук, сопровождая веселым стихотворением, затем выполняем вместе с ребенком артикуляционное упражнение с движением рук под счет. Далее взрослый может только повторять стишок, а ребенок выполняет все движения.
Принципы проведения биоэнергопластики:
· Плавность, раскрепощённость
· Синхронность и точность
· Правильный темп, заданный ритм
· Постепенное усложнение
Виды упражнений биоэнергопластики:
· Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
· Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.
· Упражнения для развития дыхания.
Этапы проведения занятий с использованием биоэнергопластики:
Этап | Содержание работы |
Диагностический | Обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции. Обследование общей и мелкой моторики |
Подготовительный | Знакомство с артикуляционным аппаратом. Выполнение артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом по подражанию. Активная работа по развитию мелкой моторики. |
Основной | Сопровождение артикуляционных упражнений движениями сначала одной ведущей руки, затем обеих рук перед зеркалом по подражанию и инструкции. Разучивание основных упражнений |
Творческий | Использование дидактических пособий, игрушек (перчатки, куклы-говорунчики) |
Заключительный | Выполнение артикуляционных упражнений с сопряженным движением рук без зеркала по инструкции, опираясь на кинестетические ощущения. Выполнение детьми самостоятельно или в роли ведущего выступают дети поочередно. |
Основные упражнения биоэнергопластики:
Тренировка нижней челюсти
Название | Артикуляционные движения | Движение кистей рук | Речевое сопровождение |
Бегемотик | Челюсть опускается на ширину 2-3 пальцев, язык лежит свободно, кончик за нижними резцами, фиксируем открытое положение рта, закрываем рот. | 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 поднимаются вверх. | Мы сейчас откроем ротик, Как веселый бегемотик, Закрывать его нельзя, До 5 считаю я. А теперь закроем ротик, отдыхает бегемотик. |
Акула | Челюсть опускается максимально вниз, язык лежит свободно, кончик за нижними резцами, фиксируем открытое положение рта, закрываем рот. | Ладони находятся одна на другой параллельно полу, запястья соединены, кисти разводим: одна вверх, другая вниз | Вот зубастая акула десять рыбок заглотнула: «Съем-ка я ещё одну, И тогда уж отдохну. |
Дразнилки | Ритмично открываем и закрываем рот, при этом язык лежит на нижней губе | Ритмичные движения пальцев, как в упр. «Бегемотик» | Будем ротик открывать, язычок смешить опять |
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!