Логопедический массаж и самомассаж как здоровьесберегающая технология. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Логопедический массаж и самомассаж как здоровьесберегающая технология.

2022-09-11 24
Логопедический массаж и самомассаж как здоровьесберегающая технология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слайд 2

Логопедический массаж представляет собой активный лечебный метод, сущность которого сводится к нанесению дозированных механических раздражений на мышцы артикуляционного аппарата приемами, выполняемыми рукой специалиста или с помощью различных приспособлений (шпателей, постановочных зондов, массажных зондов).

К основным видам логопедического массажа относятся:

■ классический ручной;

■ точечный;

■ аппаратный.

Слайд 3-6

Физиологическое действие массажа

На нервную систему: под влиянием массажа улучшается функциональное состояние проводящих путей, усиливаются различные рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами и внутренними органами, улучшается психоэмоциональное состояние пациента.

На кровеносную и лимфатическую систему: массаж вызывает расширение функционирующих капилляров, раскрытие резервных капилляров, в результате чего увеличивается газообмен между кровью и тканью, происходит как бы кислородная терапия тканей. Под влиянием массажа кожные лимфатические сосуды легко опорожняются и ток лимфы ускоряется.

На мышечную систему: под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, их сократительная функция, замедляется мышечная атрофия. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

На общий обмен веществ: Массаж вызывает многообразные изменения в течении окислительно-восстановительных процессов.

Слайд 7-11

Для выполнения логопедического массажа нужно знать анатомию и физиологию костно-мышечной системы лица и шеи. Также необходимо учитывать особенности строения и функционирования центральной нервной системы.

• Язык – массивный мышечный орган. Мышцы языка делятся на две группы.

• Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные. К первой группе мышц относятся:

• Подбородочно-язычная мышца – тянет язык вперед и вниз (высовывать язык изо рта).

• Подъязычно-язычная мышца – осаживает язык книзу. Шилоязычная мышца. Она является антагонистом подбородочно-язычной. Втягивает язык в рот, т.е. тянет язык, особенно его корень вверх и назад.

• Хрящеязычная мышца – тянет язык назад и вниз.

Ко второй группе относятся собственные мышцы языка, не имеющие сухожильной части (не прикрепляются к костям, расположены в теле языка):

• Верхняя продольная мышца – располагается под слизистой оболочкой верхней поверхности языка. При сокращении укорачивает язык и загибает кончик его кверху.

• Нижняя продольная мышца - сокращаясь, укорачивает язык, сгорбливает его и загибает кончик книзу.

• Поперечная мышца - начинается от срединной перегородки языка и оканчивается в слизистой боковых краев языка. Уменьшает поперечный размер языка (суживает и заостряет его)

• Вертикальная мышца – берет начало от слизистой оболочки нижней поверхности языка и оканчивается в области спинки языка, уплощает язык.

• Веерная мышца – «веер» расходится от подъязычной уздечки в разные СТОРОНЫ

Слайды 12

При выполнении любых медицинских процедур необходимо знать показания и противопоказания к их осуществлению.

Противопоказания к проведению массажа:
- наличие гнойничковых и грибковых заболеваний - кожи у логопеда или ребенка;
- гематомы на массируемом участке;
- болезни крови и капилляров;
- тромбозы сосудов;
- острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;
- онкологические заболевания;
- инфицированные раны;
- фурункулез;
- острые респираторные вирусные заболевания;
- эпилепсия;
- гиперчувствительность у ребенка.

Слайд 13

Классификация массажных приемов
  Техника массажа складывается из множества отдельных приемов, которые сводятся к четырем основным приемам:
1.Поглаживание.
2.Растирание.
3.Разминание.
4. Вибрация.
Каждый прием массажа начинается и заканчивается поглаживанием.

Слайд 14

Состояние тонуса мышц является исходной точкой (критерием) при выборе приемов массажа.

Логопедический массаж при гипотонусе - вялости мышц орально-артикуляционного аппарата направлен на активизацию и укрепление мышц речевого аппарата.

Логопедический массаж при гипертонусе, спазме мышц – направлен на расслабление, движения плавные, прикосновения не глубокие.

Поглаживание – скольжение руками по коже, без сдвигания ее в складки, с различной степенью надавливания. Плоскостное и обхватывающее поглаживания могут быть поверхностными (рука массирующего нежно, без усилия выполняет поглаживание) и глубокими (оказывает более энергичное надавливание на подлежащие ткани).

Поверхностное поглаживания оказывает успокаивающее влияние на нервную систему, снижает эмоциональную возбудимость, способствует мышечному расслаблению, повышает упругость и эластичность кожи.

Глубокое поглаживания особенно стимулирует лимфо- и кровотоки, способствует быстрому устранению застойных явлений, выведению из тканей продуктов обмена.

Поглаживание можно выполнять продольно, поперечно, зигзагообразно, кругообразно и спиралевидно. Его проводят, как непрерывное скольжение по коже. Вспомогательные приемы поглаживания: щипцеобразное поглаживание: массируемые ткани захватывают между подушечками 1,2 и 3 пальцев (щипцеобразно), применяется при массаже боковых поверхностей пальцев, краев кисти, отдельных небольших мышц и др.

Граблеобразное поглаживание: широко разведенные пальцы (граблеобразно) располагают подушечками на массируемом участке под углом 30-45. Поглаживание производят в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

Гребнеобразное поглаживание выполняют костными выступами основных фаланг согнутых в кулак пальцев одной или обеих кистей. Используют для глубокого поглаживания крупных мышц спины, ладонной поверхности кисти и др. Каждый прием массажа (растирание, разминание, вибрация) начинается и заканчивается поглаживанием.

Растирание – движение руки с надавливанием и смещением кожи в разных направлениях.

Растирание усиливает сократительную функцию мышц и повышает их тонус. Под влиянием растирания быстро развивается ощущение тепла в тканях. Основными, чаще всего употребляемыми приемами растирания являются: растирания пальцами, гребнеобразное, локтевым краем ладони, опорной частью кисти (запястьем). Растирание локтевым краем ладони, опорной ее частью и гребнеобразные выполняются так же, как и поглаживания того же варианта, но требуют значительно больших усилий.

Вспомогательные приемы растирания: пиление, штрихование, строгание. Пиление представляет собой такой прием, при котором растирание тканей проводят локтевым краем одной или обеих кистей. При выполнении приема двумя руками их кисти обращены друг к другу ладонями. Движения выполняются в противоположных направлениях. Темп растирания равен 60-100 движениям в минуту. Оно может быть поверхностным и глубоким.
Штрихование похоже на пиление, но выполняется концом большого пальца, концами нескольких пальцев или ладонной стороной кисти.

Разминание - повышает общую возбудимость организма, рефлекторно влияя на повышение функционального состояния мозговых центров. Усиливая кровоснабжение массируемого участка, разминание ведет к улучшению питания тканей, стимулирует удаление продуктов их деятельности, повышает тонус и эластичность мышц, укрепляет их, усиливает сократительные функции, а также способствует регенеративным процессам.

Разминание максимально активизирует работу мышц. Проводится путем сдвигания, растяжения, захватывания, оттягивания тканей одной или двумя руками одновременно. Массажные движения выполняются в продольном и поперечном направлениях или спиралевидно.

Вспомогательные приемы разминания: Валяние – массируемые ткани подвергаются сжиманию и перетиранию между вытянутыми, установленными параллельно ладонями обеих рук, движущихся в противоположных направлениях. Сдвигание – большими пальцами рук приподнимают и захватывают подлежащие ткани в складку, затем ритмичными движениями сдвигают складку в сторону. Подергивание (пощипывание) – ткани захватывают большим и указательным пальцами одной или обеих рук и ритмичными движениями оттягивают вверх.

Вибрация – передача массируемой части тела колебательных движений. Вибрация бывает: непрерывная – выполняется концевой фалангой одного или нескольких пальцев.

Прерывистая вибрация – «стакатто» - заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев, ребром ладони (локтевым краем). Вспомогательные приемы вибрации: поколачивание – выполняется локтевыми краями одной или обеих кистей, согнутых в кулак, а также тыльной стороной кисти. Похлопывание ладошкой – пальцы немного согнуты, расслаблены. Пунктирование – передача вибрации кончиками пальцев подобно выбиванию дроби на барабане (пальцевой душ). Применяют на лице.

Вибрация вызывает усиление, а иногда и восстановление угасших глубоких рефлексов, улучшает сократительную функцию мышц и трофику тканей.

Слайд 15- 25

В условиях МБДОУ работа учителя-логопеда в области массажных техник направлена на обучение воспитанников выполнять самомассаж, обучение родителей выполнять массаж в домашних условиях. Высокую результативность в данном виде здоровьесберегающих технологий показал массаж ложками.

 Хотелось бы раскрыть методику массажа ложками выдающегося педагога Крупенчук Ольги Ивановны. Учитель-логопед высшей квалификационной категории, г. Санкт-Петербург. Автор многих публикация по логопедии. Таких как: "Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств; Логопедический массаж; Логопедические зонды; Дыхательная гимнастика и др".: Для детей 4-7 лет "Учим буквы: Игры с буквами; Развитие мелкой моторики; Тренировка наблюдательности и интеллекта и др".: Для детей 5-6 лет "Логопедические игры с мячом": Для детей 4-6 лет пр. Автор новых массажных зондов. А также методики предназначенной родителям и педагогам для преодоления специфических трудностей обучения навыкам чтения у детей.

В ее пособии «Логопедический массаж ложками» представлены приёмы массажа с использованием ложки, которые можно использовать в логопедической практике для укрепления кончика языка при межзубном произношении свистящих, при других речевых патологиях. Данному виду массажа можно обучить родителей.

Слайд 26-27

Описание массажа ложками также можно найти у Коноваленко Светланы в описании упражнений с массажной нагрузкой.Высокую эффективность показал игровой комплекс самомассажа языка, который применим для детей с дизартрией.

Следует выделить этапы логопедической работы с массажными техниками при дизартрии:

1.Подготовительный этап

- нормализация мышечного тонуса (логопедический массаж);

- артикуляционная гимнастика (пассивная и активная);

- работа над дыханием (формирование навыка нижнереберного диафрагмального дыхания, координация процесса дыхания и голосоведения;

- работа над голосом (формирование навыка «мягкого» голосоведения, развитие силы, высоты, громкости, тембральной окраски голоса);

- развитие навыков невербальной коммуникации.

2. Этап постановки и начальной автоматизации звуков

3. Автоматизация поставленных звуков в слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, пословицах и поговорках

4 Дифференциация поставленных звуков.

5. Формирование просодических характеристик: темпо-ритмической организации речи, её интонационно-мелодической выразительности, дикционного качества речи.

Вывод: Логопедический массаж имеет множество техник, методик и способов выполнения в зависимости от речевой патологии, целей выполнения и ожидаемого результата. В условиях МБДОУ наиболее приемлемыми являются техники самомассажа, массажа с помощью ложек, которому можно обучить родителей. Применение техник массажа требует от специалиста глубоких знаний анатомии и физиологии костно-мышечной системы, знаний особенностей работы центральной нервной системы. В коррекционной работе над речевыми патологиями массаж незаменим, особенно велико его значение при наличии дизартрии в анамнезе у воспитанников. Применение технологий логопедического массажа значительно снижает сроки коррекции звукопроизношения, улучшает трофику тканей, делает движения артикуляционной гимнастики более точными и позволяет с большей эффективностью добиться удержания артикуляционных поз.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.