Критика буржуазной психологии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Критика буржуазной психологии

2022-09-11 30
Критика буржуазной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Впрочем, и угнетатели «экономят» на нравственности. Капитал создает особую психологию несчастья, тошноты, тоски, и эта психология в силу гегемонии капиталистов перекидывается на все общество.

«Взявший денег сначала светел и весел, но как деньги утекают, то ночи не приносят ему покоя, жизнь для него тягостная, дни ненавистны». Василий Великий изобличает как сейчас бы сказали, «общество потребления», буржуазную психологию, вменяемую всем членам общества: деньги он уподобляет пище, выходящей из тела блевотой, и, следовательно, не питающей: власть денег превращает человека в больного беспрерывно пожирающего-выблевывающего деньги (Слово против ростовщиков).

Святитель Василий Великий критикует культ карьеры и успеха: жизнь человека, устремленного к успеху, есть постоянный страх перед родителями, учителями, начальниками, подчинение всем им, работа, не оставляющая время ни на что, и не приносящая радости: а потом человек умирает; «успешная жизнь» бессмысленна, безрадостна, тосклива (Слово 26).

Златоуст вторит Василию: тяга к наживе вызывает психологический эффект тошного страха смерти, безмерной тоски: «такой человек умер при жизни» (беседа 39 на 1-е Послание к Коринфянам). Стремящийся к деньгам несчастен — хоть еще не богатый, хоть и богатый, ибо «денег много не бывает» — «никогда не наслаждается тем, что имеет, никогда не радуется, не веселится», мирское богатство не приносит подлинной радости; сама психологическая логика напокпления капитала тлетворна: человек становится рабом накопления, рабом самовозрастаюшего роста капитала (беседа 56 на Евангелие от Матфея). Вообще Златоуст постоянно описывает богатого человека как несчастнейшего, например, как мы уже цитировали, «душа обогащающегося обезображена тягой к выгоде, ибо несчастья других ему выгодны, он становится в бессмысленной гонке за деньгами общим врагом» (беседа 80 на Евангелие от Матфея).

«Согласись отказаться от всего, только не от свободы» — учит Василий Великий отказываться от логики общества потребления (беседа на окончание Псалма 14).

Есть в святоотеческих писаниях тонкие психологические наблюдения. Например, святеиель Василий рисует отвращение людей к бездомным, нищим — откуда это отвращение? «Бомж» — той же человеческой природы, что и мы: и его безобразный вид напоминает нам о том, что и нас может ждать та же участь; это неприятная мысль, мы ее отгоняем в презрении к «бомжу», в попытке побыстрее пройти мимо (Слово 25).

Или, например, Златоуст советует в минуты тоски отдохнуть в общественных зданиях (святитель тут такой психолог-урбанист): они общие, то есть и твои тоже, а общественные здания — самые большие, блистательные, красивые. «Но, ты скажешь, что они не нравятся тебе» — ну, так это оттого, что твоя душа захвачена любостяжанием. Ты так хочешь частной собственности, что не можешь оценить красоту общественной собственности, в принципе не можешь заметить превосходство общественного (к спорам об урбанистике) (беседа 15 на 1-е Послание к Тимофею).

Не нищета, а изобилие

Не-романтизация нищеты у Святых Отцов очень важна. Нищета — не идеал. Мы не должны жить в нищете. Напротив: живя по-христиански, то есть в действенной социальной любви, мы нищету преодолеем.

Замечательно, что социально-экономическое учение Златоуста не «аскетично»: он много раз говорит, что грех не в самом богатстве, не в самом имуществе, материальных вещах и т. д., а в их использовании (то есть в общественных отношениях), грех в сребролюбии, то есть в разделении, то есть в неравенстве, грех в том, что одни богаты за счет других; общность имуществ сделает богатыми всех без греха (например, беседа 21 на Евангелие от Матфея). Также и Василий Великий: «имение дано вам в пособие жизни, а не в напутие к злу, на искупление души, а не в повод к гибели» (беседа 7).

Святитель Иоанн Златоуст учит: когда все станет общим, все будут в достатке; социализация экономики, упразднение частной собственности ведет к изобилию, а не к нищете (беседа 15 на 1-е Послание к Коринфянам).

Вообще, Златоуст считает, что мы все должны стремиться к обобществлению экономики, ведь оно — «великая радость» (беседа 13 на Книгу Деяний). Когда все общее — это же описание любви, когда все общее — нет гордости, нет власти, есть свобода и нежность (беседа 7 на 2-е Послание к Тимофею).

Святитель Иоанн Златоуст не согласен с либералами: искоренение неравенства приведет не к «равенству в нищете», а к «великой благодати» (беседа 11 на Книгу Деяний).

Критика государства

Мы говорили все время про классовое общество, но учили ли Отцы о праве и государстве — надстройке классового общества, аппарате угнетения высшими классов низших? Да, учили.

Святитель Василий Великий ужасается власти капиталистов, им все можно, ничто им не помешает сделать все, что они хотят, все перед ними бесправны: чудовищно всесилие греха капиталистов (Слово 7).

Святитель Иоанн Златоуст считает государство и законодательство прикрытием интересов буржуазии: «сребролюбцы, привлекши к союзу законы, наполнили города множеством убийств и преступлений. Не убийство ли и не хуже ли убийства — предать нищего голоду, ввергнуть его в тюрьму?» (беседа 11 на Послание к Римлянам).

Златоуст одинаково яростно критикует капиталистов, чиновников и судей совокупно (беседа 82 на Евангелие от Иоанна). Он против богатеев и властителей; народ много умнее их; народ верил в Иисуса, власти его убили; власть и богатство ведут к безумию (беседа 66 на Евангелие от Иоанна).

«Закон» ничего не оправдывает: мытари действовали по закону, но это их не оправдывает (беседа 56 на Евангелие от Матфея).

Златоуст поучает императрицу: «Бог, будучи создателем всей природы, по существу стоит выше всякой власти и господства, а все люди равны, хотя один кажется имеющим превосходство над другим» (письмо царице Евдоксии). «Внешние законы, как законы человеческие, допускают еще различие по происхождению, но закон общего Владыки не знает никакого различия, так как благодетельствует всем вообще и наделяет всех одним и тем же» (беседа 22 на Послание к Ефесянам).

Симеон Новый Богослов критикует и призывает критиковать политиков (Слово 66). Богатым трудно войти в Царство Бога, а властителям — невозможно (Слово 52). Радикальная разница земных царей от Царя Небесного: последний пребывает с бедными, угнетенными, отверженными (Слово 19).

Вообще, учит Симеон Новый Богослов, закон был дан грешникам, в Раю он не был нужен; поскольку Христос воссоединил Божество и человечество, то христианам не нужен закон. Никакого закона (с ликвидацией классового общества отомрет право и государство)! (Слово 2).

Святитель Василий Великий: «большие» воры и убийцы сидят во власти и смеют судить «малых» воров и убийц. А священники такую власть освящают: позорище (толкование на Исайю).

Классовая природа государства: все зло в царских чертогах, в судах, в правительственных зданиях, войны и прочее — все это от сребролюбия (беседа 11 на Послание к Римлянам).

Экономика духовных благ

Все, что мы здесь говорим, как видите, актуально. Под конец займемся одним специфически актуальным предметом — Интернетом, цифровой экономикой.

Святитель Иоанн Златоуст: материальные блага предполагают неравенство и рознь, а духовные блага — общие и от пользования не уменьшаются. Заметьте, как это актуально: Златоуст ведь в пример приводит «интеллектуальную собственность» (свою проповедь): книга, музыка, программа или сборник бесед Златоуста не исчезают Интернете сколько бы людей их не потребили; капитализм здесь уже не работает: товар, который могут потребить все кто угодно, а он от этого не исчезает, — это ведь уже не товар. В общем, Златоуст против копирастов, за пиратов. То, что при Златоусте было «идеализмом», сейчас — актуальная экономическая идея (беседа 40 на 1-е Послание к Коринфянам).

А вот Василий Великий: «у Ангелов нет ни ссоры, ни любопрения, ни недоразумения; каждый пользуется собственностью всех, и все вмещают в себе всецелые совершенства, потому что ангельское богатство есть не какое-нибудь ограниченное вещество, которое нужно рассекать, когда требуется разделить его многим, но невещественное стяжание и богатство разумения. И посему–то совершенства их, во всяком пребывая всецелыми, всех делают равно богатыми, производя то, что собственное обладание у них несомненно и бесспорно» (подвижнические уставы). У Ангелов — коммунизм, потому что ангельская собственность — не ограниченное вещество, которое надо делить при пользовании. Это описание экономики Интернета.

Святитель Иоанн Златоуст: духовные блага общие — а значит, и материальные должны быть общими. Это логика работает во всей экономике: Христос пришел ко всем, Он «общий», следовательно, все должно быть общим, но это также и описание электронной экономики (беседа 7 на Книгу Деяний).

Итак, у Святых Отцов есть консенсус патрум по социальному учению, у них есть целая богословско-политэкономическая система, которую мы попытались воспроизвести. Поскольку здесь случай консенсус патрум, то эта система является общеобязательной для всех чад Православной Церкви — как в учении, так и в анализе происходящего вокруг, так и в практике, в жизни в Церкви, в христианской жизни в обществе.

Святые Отцы весьма много писали о социально-экономических вопросах, но писали в разных трудах по разным поводам, цельных сочинений по этим вопросам у них нет. Надо выискивать отдельные мысли в толковании того или иного библейского места, или той или иной проповеди. Поэтому мы создали три сборника, где дан огромный вал выписок: часто очень обширных, иногда очень маленьких — из творений Отцов по социально-экономическим вопросам. С помощью этих сборников вы можете увидеть социально-экономическое учение Церкви в целостности, объемно:


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.