Становление грамматического строя речи — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Становление грамматического строя речи

2022-09-11 31
Становление грамматического строя речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность грамматического строя речи: Грамматика имеет два значения:

· грамматический строй языка;

· наука о правилах изменения слов и их сочетание в предложении.

Грамматический строй языка система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.

· Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова.

· Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано.

· Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.

· Грамматические формы родного языка являются «материальной основой» мышления.

· Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребёнка.

· Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи.

Особенности освоения детьми грамматического строя речи - является определённый уровень когнитивного развития ребёнка. Ребёнок должен понять, что означают грамматические категории рода, числа, падежа.

Усвоение сложной системы грамматических закономерностей осуществляется на основе:

· анализа речи окружающих,

· выделения общих правил грамматики на практическом уровне,

· обобщения этих правил

· и закрепления их в собственной речи.

Три периода формирования грамматического строя речи ( по А.Н. Гвоздеву ):

Первый период (1 г.3 мес.-1 г.10 мес.) – период предложений из аморфных слов-корней в одном неизменном виде во всех случаях. Период имеет две стадии: - однословные предложения (1г.3мес.-1г.8мес.);

                                                               - двухсловные предложения (1г.8мес.-1г.-10мес.).

Второй период (1.10-3 г.) – усвоение грамматической структуры предложения, быстрый рост разных типов простых и сложных предложений. Три стадии: - формирование первых форм числа, падежа, времени (1.10-2.1);

                                               - использование окончаний при словоизменении в предложении (2.1-2.3);

                                               - усвоение служебных слов в предложении (2.3-3).

Третий период (3-7 лет) - освоение морфологической системы русского языка, типов склонений и спряжений.

Механизмы формирования грамматического строя речи дошкольников:

· В дошкольном возрасте наблюдается наибольшая чуткость к языковым явлениям.

· Процесс освоения грамматическим строем языка связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.

· Грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа (И.П. Павлов).

Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является генерализация (перенос) соответствующих грамматических отношений. Ребёнок, изучив определённую грамматическую схему (выработав на неё динамический стереотип), может воспроизвести её, оперируя другими материалами. И.П. Павлов объясняет это выработкой системности в нервных процессах полушарий головного мозга.

Ф.А. Сохин - Освоение ребёнком грамматическим строем языка на примере овладения творительным падежом в значении орудийности. Словосочетание «стучит молотком» отражает определённый момент действительности, объективно существующее отношение.

· Вначале происходит установление стереотипа и его генерализация. На основе генерализации стереотипа возникают шаблонные употребления грамматических форм, при которых орудийность представлена всегда в одной грамматической форме с окончанием «-ом».

· В дальнейшем под влиянием речевого общения ребенка этот стереотип (генерализованное грамматическое отношение) начинает расшатываться, появляется новая форма его вы­ражения: окончание «- ой» в творительном падеже.

· Возникает но­вый стереотип, который, генерализуясь, подчиняет себе старый стереотип, в творительном падеже начинает господствовать окончание «- ой».

· Впоследствии происходит дифференциация ге­нерализованных отношений, в результате которой функции этих двух стереотипов разграничиваются, т. е. происходит дифферен­циация различных окончаний творительного падежа существитель­ных мужского и женского рода («-ой», «-ей», «-ью», «-ом», «-ем»).

· Таким образом, овладение граммати­ческим строем языка осуществляется на основе сложной динами­ки установления стереотипов, их генерализации и последующий дифференциации.

· При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.

· Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест (К.И. Чуковский, А. Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин).

· Исследователи, изучающие детскую речь, подчеркивают значение практики речевого общения с окружающими людьми (взрослыми и детьми) для усвоения грамматического строя речи.

· В соответствии с возрастающими потребностями в общении дети вынуждены «вычерпывать» из языковой среды все усложняющиеся формы. Усложнение формы общения взаимосвязано с обогащением активного словаря и грамматических средств.

Развитие связной речи

Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Речь считается связной, если для нее характерны:

содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

логичность (последовательное изложение мыслей);

ясность (понятность для окружающих);

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

• Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

• Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Различия диалога и монолога

ДИАЛОГ:

Состоит из реплик или цепи речевых реакций.

• О существляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора нескольких участников.

Собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.

Речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной; характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание.

Связность обеспечивается двумя собеседниками.

Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника).

МОНОЛОГ:

Логически последовательное высказывание, протекающее долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.

Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

Характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность.

• Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание.

Связность обеспечивается одним говорящим.

Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий.

Монологическая речь является сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания ( Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев ).

Связная речь может быть ситуативной и контекстной:

Ситуативная речь - связана с конкретной наглядной ситуацией

                              - не отражает полностью содержания мысли в речевых формах.

                              - она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается.

                              - говорящий широко использует жесты, мимику, интонацию, указательные местоимения.

                              - имеет характер разговора.

Контекстная речь - содержание понятно из самого контекста.

                              - высказывания строится без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

                              - имеет характер монолога.

Обучение связной речи рассматривается и как цель, и как средство практического овладения языком.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком:

его звуковым строем,

словарным составом,

грамматическим строем.

Особенности диалогической речи дошкольников:

ü К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, которые выражают желания и потребности ребенка.

ü Во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения.

ü К двум годам появляются предложения, сначала из двух, а затем из трех и четырех слов.

ü К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

ü На третьем году жизни дети пользуются диалогической формой речи, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности.

üОна состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь ребенка ситуативна.

üПоявление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими.

üИзменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания.

ü Возникает речь контекстная.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.