Элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года.

2022-09-11 22
Элементы связной монологической речи появляются уже в 2 – 3 года. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

• Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам.

• Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна.

Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста:

• В раннем детстве речь ребенка непосредственно связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.

• Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер.

Речь представляет собой -

• или ответы на вопросы взрослого,

• или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности,

• или требование об удовлетворении тех или иных потребностей,

• или вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности.

Особенности диалога дошкольников:

• простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения»;

• многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;

• диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

• у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового;

• диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем;

• структура диалогов довольна проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник;

• в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики;

• неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включается в диалог, другой — выходит);

• непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.

Особенности диалогической речи старших дошкольников:

• неумение правильно строить предложение;

• неумение слушать собеседника;

• неумение формулировать вопросы и отвечать в соответствии с содержанием вопроса;

• неумение давать реплики;

• частое отвлечение от поставленного вопроса;

• не владение таким способом усложнения предложения, как обращение, редкое использование реплик-предложений, реплик-согласий, реплик-дополнений.

Таким образом, основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.

Особенности монолога дошкольников:

Монологическая речь — более сложный вид связной речи.

Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, состоящее из названия (заголовка), ряда особых единиц (слов, словосочетаний, предложений, абзацев), объединенных разными типами связей (лексической, грамматической, стилистической, логической), имеющее определенную целенаправленность и установку.

К признакам текста относятся цельность текста, в состав которой входят:

- тематикосмысловая цельность,

- структурное единство текста.

Тематикосмысловая цельность

• Тематико-смысловая цельность текста предполагает, что в тексте говорится о каком-то едином предмете (явлении), что он посвящен единой теме, и все составляющие его предложения объединены вокруг одной темы.

Тематическое единство находит выражение в заголовке, который нередко прямо указывает на предмет речи. Тема текста зачастую обозначается или в его начальной части, или в последнем предложении.

Структурное единство текста:

• В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста.

• Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Одним их основных признаков текста является коммуникативная целеустановка.

• В лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль». В методической литературе используется термин «основная мысль».

Основная мысль - то главное, что автор хочет сказать в своем произведении. Она проходит красной нитью через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового стержня.

• Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке.

Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.

Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым развертыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершенности.

Механизм создания текста:

• Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определенных коммуникативных задач (поделиться чем-то, узнать о чем-то, сообщить что-то).

• Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего.

• Замысел важнейший компонент высказывания, ему подчиняются отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др.

• Возникший общий замысел начинает развертываться, намечаются основные вехи высказывания.

• «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину.

• Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намеки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую-то задачу.

• После этого надо обдумать выводы и концовку». Н.И.Жинкин

Описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней подготовки высказывания, его обдумывания.

Таким образом, как дальше удается «на ходу» развивать мысль и словесно оформлять ее, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.
Предварительный план хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, но решает только половину дела.

В реализации намеченного плана важную роль играет память человека (долговременная и оперативная).

Долговременная память хранит весь лексикон человека, модели слов, конструкции, которыми он владеет.

Это и есть арсенал, из которого говорящий в момент речи черпает языковые средства.

По запросу средства из долговременной памяти попадают в оперативную память, которая работает всего несколько секунд.

Она выполняет две функции: - частично удерживает уже сказанное,

                                                   - и упреждает высказывание, «готовит» синтаксическую модель и конкретные слова, которые предстоит использовать.

Отбор всех средств направляется замыслом, теми смысловыми вехами, которые были намечены.

· Если вдруг очередная веха «теряется» говорящим (или пишущим), то происходит сбой - длительная пауза, нарушение логики изложения и т.п.

· В идеальном варианте человек говорит плавно, легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам - образуют систему. Закончилось одно предложение оперативная память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения.

Таким образом, реализация намеченного плана — это процесс последовательного формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.

В процессе речи человеку приходится говорить: то о последовательно сменяющих друг друга действиях,

                                                                                                      о признаках предметов,

                                                                                                      месте,

                                                                                                      состоянии окружающей среды или человека,

                                                                                                      о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений,

                                                                                                      о своей оценке чего-либо.

В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определенным значением.

Фрагменты текста определенного типового значения называют типами речи.

К ним относятся:

описание;

повествование;

рассуждение.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.