Община Тэзе — одна из форм библейского экуменизма — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Община Тэзе — одна из форм библейского экуменизма

2022-09-11 26
Община Тэзе — одна из форм библейского экуменизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Община Тэзе — одна из форм библейского экуменизма

Путевые заметки

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение.......................................................................................................................................... 1

2. В Тэзе таких проблем нет............................................................................................................. 3

3. Молитва.......................................................................................................................................... 5

4. Библейское ведение......................................................................................................................... 7

5. Малые группы............................................................................................................................... 11

6. Тэзе и РПЦ.................................................................................................................................... 14

7. Убийство или мистерия?............................................................................................................ 18

8. Католик или протестант?........................................................................................................ 24

9. Взгляды Роже............................................................................................................................... 27

10. Что привлекает в Тэзе молодёжь?.......................................................................................... 28

11. Братья......................................................................................................................................... 36

12. Заключение.................................................................................................................................. 41

 

"… мы не можем игнорировать нарастание

секуляризации, релятивизма и нигилизма,

особенно в западном мире. Всё это требует

обновленного и сильного проповедования

Евангелия, адаптированного к современным

культурным тенденциям".

Совместное заявление Папы Бенедикта XVI и
Вселенского Патриарха Варфоломея I (30.11.2006)

 

Введение

Когда друзья предложили нам совершить паломничество в один из французских монастырей, мы не стали отказываться от поездки сразу, чтобы никого не обидеть, хотя особого энтузиазма перспектива проведения отпуска в монастыре не вызывала.

Но судьба распорядилась иначе. Получив во французском посольстве визу, мы вместе с другими паломниками 1 августа 2006 года выехали на автобусе из Санкт-Петербурга. Наш маршрут проходил через Финляндию, Швецию, Данию и Голландию. За время краткого путешествия нам удалось посетить множество музеев и храмов, из которых наибольшее впечатление произвела базилика Сакре-Кёр[1] в Париже.

Базилика Сакре-Кёр (церковь[2] Сердца Христова) на Монмартре — одна из самых красивых церквей Парижа. Туристам, желающим побывать на вечерней службе, приходится подниматься вверх по великолепной лестнице, ведущей к фасаду церкви и лавировать между людьми, сидящими на ступеньках, поющими, играющими, пьющими различные напитки или просто глазеющими на панораму вечернего Парижа.

Во время вечерней службы храм наполняется не только туристами и прихожанами, но и собравшимися со всего света паломниками, для которых интересен сам обряд поклонения Христу. Вечерняя служба в базилике мало, чем отличается от подобных католических обрядов в других церквях, по крайней мере, на первый взгляд. Чернокожий священник, читающий молитву 5 августа 2006 года, был похож на партийного деятеля, призывающего голосовать за свою партию. Толпы туристов входили в храм в одни ворота и, чуть послушав проповедь, быстро выходили в другие.

Некоторые паломники при желании могут присутствовать на ночной молитве, но для этого они должны пройти подготовку, по крайней мере, за 24 часа до молитвы для того, чтобы с помощью монашек — бенидиктинок[3] "узреть Бога".

Ночная молитва проходит в полной тишине в полутёмном храме, где присутствуют всего несколько человек[4]. 5 августа с 4 до 5 утра в базилике сидело 13 человек. В это время храм для туристов закрыт.

Базилика Сакре-Кёр привлекает паломников и туристов не только как католический храм, но и как великолепное архитектурное сооружение со статуями Людовика Святого, Жанны д'Арк, скульптурами Христа, поэтому зал в вечернюю субботнюю службу заполняется больше, чем наполовину.

Совершенно иную картину можно наблюдать в других храмах Европы: они почти пусты даже во время мессы (см. фото 1 и 2). Службу в протестантском соборе святого Николая в центре Стокгольма вели молодые девушки, у которых 2 августа 2006 года на утренней мессе причастилось всего 5 — 7 человек (фото 3).

На западе женщины всё чаще становятся священниками. Сайт "Благовест-инфо" 28.11.2006 сообщил: "Ученые Манчестерского университета во главе с Дэвидом Воасом проанализировали официальную статистику Церкви Англии за 2005 год, и пришли к выводу, что в последние годы почти половина новых рукоположенных англиканских священников были женщинами. Почти четверть приходских священников-мужчин старше 60, а их средний возраст — 54 года. Если бы не женщины, церковные кафедры в ближайшие годы опустели бы точно так же, как и скамьи" (выделено авт.).

Посещение католических и протестантских храмов Стокгольма, Копенгагена, Амстердама, Венеции, Флоренции, Мюнхена и других городов показало, что проблемы с прихожанами есть, как у католиков, так и у протестантов. Исторически сложившееся христианство со своими ритуалами и проповедями, сексуальными[5] и прочими скандалами стремительно теряет своих сторонников[6], которые бессознательно чувствуют атеизм современного христианского вероучения, в каких бы формах оно не было представлено.

Американский Pitzer College опубликовал список 50 самых атеистических стран мира по состоянию на 2005 год. В первую десятку вошли следующие западные страны: Швеция (атеистами являются минимум 45, максимум — 85 процентов жителей этого государства), Дания (43-80 %), Норвегия (31-72 %), Чехия (54 — 61 %), Финляндия (28 — 60 %), Франция (43 — 54 %), Эстония (49 %).

Россия в этом перечне оказалась на 12-м месте (24-48 %), а США не попали в список наиболее атеистичных государств мира. Согласно данным различных опросов, атеистами являются 3-8 % американцев [7].

Пустующие храмы вызывают беспокойство служителей христианских культов. Агентство религиозной информации "Благовест" (ENI/Благовест-инфо) 11.07.2006 сообщает: «Евангелическая Церковь Германии (ЕЦГ), объединяющая большинство протестантов этой страны, переживает серьезные реформы". Церковные иерархи были вынуждены согласиться на реформы ввиду падения уровня доходов ЕЦГ и уменьшения числа прихожан". Согласно документу, изданному 6 июля, ЕЦГ ожидает перспектива лишиться одной трети прихожан и половины денежных поступлений. Организационно ЕЦГ представляет собой союз 23 автономных региональных Церквей. В рамках предложенной реформы должно произойти "укрупнение" региональных Церквей, в результате чего их останется не больше 12. Нынешний штат пасторов и других церковных работников также планируется сократить, но насколько именно, пока еще не определено".

Подобные проблемы волнуют и католиков Латинской Америки. Вот что пишет тот же сайт 31.08.2006 в статье под заголовком: "Латинская Америка становится менее католической — модератор ЦК ВСЦ Валтер Алтманн":

"Латинская Америка некогда считалась католическим континентом, однако сегодня она становится землей религиозного плюрализма, который может привести к конкуренции и даже вражде конфессий, считает новый модератор центрального комитета Всемирного совета Церквей, лютеранский пастор из Бразилии Валтер Алтманн.

«Происходят ошеломительные перемены, — заявил пастор Алтманн в своем докладе перед членами ЦК ВСЦ 30 августа. — Нет никаких оснований полагать, что стремление континента к религиозному плюрализму может быть остановлено в ближайшие годы».

Алтманн возглавляет Евангельскую Церковь лютеранского исповедания в Бразилии. В своем выступлении он привел данные о конфессиональной принадлежности бразильцев. Так, в 1999 году католиками себя называли 83 % граждан, а спустя всего два года уже только 73,5 %. В настоящее время наблюдается бурный рост пятидесятнических и неопятидесятнических общин, заявляет пастор Алтманн, который был избран модератором ЦК на февральской ассамблее ВСЦ, прошедшей в Бразилии.

«Одновременно с этим мы наблюдаем еще один процесс — менее заметный, но имеющий глубокие последствия, — говорит Алтманн. — Речь идет о новом открытии религиозных обычаев племенных общин, особенно духовной традиции потомков выходцев из Африки».

«Все указывает на то, что в будущем Латинская Америка будет представлять собой еще более разнообразный спектр религиозности, чем сегодня», — убежден новый модератор ЦК ВСЦ.

Главный негативный аспект этих тенденций развития религиозной жизни — враждебное отношение разных конфессий друг к другу. «В евангелических церквах очень часто можно увидеть антикатолические настроения и услышать антикатолические высказывания. Слова «идолопоклонство», «синкретизм», «колдовство» используются без колебаний по отношению к представителям других церквей или религиозных традиций».

В то же время популярность ислама в мире возрастает. На фотографии (фото 4) — мечеть «Кинг Фатх» в центре Сараево[8]. Видно, что возле мечети несколько тысяч человек.

“Благовест-инфо” сообщил: "Количество мечетей и мусульманских молитвенных центров, возведенных во Франции за последние 30 лет, превышает количество католических церквей, построенных здесь за весь последний век. В настоящее время во Франции действует более 1 500 мечетей. За последние пять лет в стране было построено 20 церквей, в основном в Париже, Ницце и Понтуа, тогда как 60 храмов перестали быть действующими" [9].

Но, несмотря на это, было бы наивно думать, что держатели культа имени Христа не предпринимают мер, направленных на сохранение и поддержание этого культа.

В Тэзе таких проблем нет

 

Франция.

Около 80 тысяч молодых людей

                                                         приняли участие во встрече

экуменической общины Тэзе [10].

 

В воскресенье вечером 6 августа мы прибыли в Тэзе.

Конечно, перед поездкой удалось через интернет получить информацию об общине, которая обосновалась в маленькой деревушке, расположенной на юге Бургундии.

Вот, что пишет об этой общине православная энциклопедия "Древо"[11]:

" В 1940 году 25-летний протестант Роже Шютц решил переселиться из Швейцарии на родину своей матери — во Францию. Страдавший от туберкулеза Роже давно мечтал основать христианскую общину, члены которой могли бы жить в евангельской простоте и творить добрые дела.

Шютц поселился в маленькой бургундской деревне Тэзе, где приобрел заброшенный дом и еще ряд построек. В то время северная часть Франции находилась под непосредственным контролем немецких оккупантов, а южная оставалась под юрисдикцией коллаборационистского правительства Виши. Тэзе находилась неподалеку от демаркационной линии, разделявшей страну надвое — в "вишистской" части, поэтому в район стекались многие искавшие убежища французы. Шютц пригласил в Тэзе свою сестру Женевьеву, которая помогала ему управлять новым хозяйством. В своем новом доме Роже предоставлял укрытие беженцам, среди которых было немало евреев, бежавших от нацистских преследований. Чтобы не оскорблять религиозные чувства иудеев и католиков (сам брат Роже всю жизнь оставался протестантом), а также атеистов, укрывавшихся у него, Шютц всегда молился один, уходя в поля или леса.

Основание общины Тэзе

В1942 году оккупанты раскрыли секретное убежище брата Роже. Он получил предупреждение от французского офицера — друга своих родителей, и смог покинуть Тэзе вместе со всеми беженцами до начала облавы. Шютц вернулся в деревню в 1944 году вместе с несколькими братьями, и в Тэзе появилась христианская община, созданная по образцу древних монашеских обителей. Братья дают обет безбрачия и нестяжательства, у них нет личного имущества — все общее. В Тэзе запрещено также принимать пожертвования — можно зарабатывать только своим трудом. Трудятся и приезжающие сюда паломники. Если кто-то из братьев получает в наследство какое-то имущество, оно переходит к общине, которая должна раздать все наследство нищим — по уставу Тэзе братья должны жить в простоте и строгости.

По окончании Второй мировой войны община стала окормлять приют для детей, потерявших родителей, а также лагерь немецких военнопленных. Позже помимо сирот в Тэзе начали приезжать другие молодежные группы, и на Пасху 1949 года новые братья принесли обеты. В 1950-е годы братья общины Тэзе впервые начали покидать Францию, отправляясь в места, пострадавшие от конфликтов, нищеты или природных бедствий, чтобы помогать местному населению. Сегодня небольшие группы братьев Тэзе живут и работают в странах Африки, Азии и Южной Америки.

На сегодняшний день община насчитывает более ста братьев, среди которых протестанты различных деноминаций и католики (в том числе священники). Братья представляют 25 разных стран. В 1966 году католическая монашеская община сестер св. Андрея, основанная семь веков назад, решила поселиться поблизости от Тэзе, и стала помогать братьям в приеме паломников. Позже в Тэзе для помощи общине также переселилась группа монахинь-урсулинок из Польши.

За свою экуменическую деятельность брат Роже был удостоен премии Темплтона за 1978 год. Эта награда присуждается за "прогресс в исследовании или открытия в области духовных реалий".

Нас встретили и ввели в курс дела волонтеры, как они сами себя называли, Маша и Гриша из Москвы. Позже мы узнали, что монахи не используют термин "волонтёр", а предпочитают термин "перманент".

Гриша приезжает сюда не первый раз и живёт здесь больше месяца в году, его хорошо знают в общине, поэтому позволяют спать не в бараке с паломниками, а в самой деревне Тэзе, рядом с братьями, где условия проживания лучше. Сам он работает учителем или воспитателем и считает, что это прекрасное место для отдыха, потому что здесь не чувствуется агрессии.

Итак, перманенты рассказали про наши права и обязанности и, разделив нас на детей, молодежь, взрослых, мужчин и женщин, расселили по разным баракам.

Барак представляет собой небольшую комнату на шесть человек с двухъярусными кроватями. Жильё — скромное, но нам не привыкать: мы — паломники и по пути сюда приходилось спать в спальниках на полу и в номерах без удобств. Удобства: туалет, душ и умывальники находились в другом помещении. Их хватало на всех даже утром в часы "пик", когда около пяти тысяч человек почти одновременно устремлялись сюда, чтобы подготовиться к утренней молитве.    

Чуть позже к нам поселили двух ирландцев, немца и профессора из Гонолулу[12].

Этот профессор, когда узнал, что мы из России, как, впрочем, и один из ирландцев, быстро поднял большой палец вверх, демонстрируя свою солидарность с русскими. Сам он занимался какой-то миссионерской деятельностью в Индии и показывал фотографии, где рядом с ним стояли индусские дети и индус в белом костюме, дружбой с которым он очень гордился: это был или президент, или ещё кто-то из известных в мире личностей, о чем точно узнать не удалось.

В семь часов вечера был ужин. Перед навесом (фото 5) собралось несколько тысяч человек, и вся эта толпа "рассосалась" через полчаса после начала ужина. Питание организовано очень грамотно. Люди проходят между столами и по ходу движения им дают поднос, ложку, пластмассовую тарелку и чашку. Далее по ходу движения в тарелку кладут гарнир, хлеб, запечатанный сыр и джем. Всё это делают те же паломники, стоящие вдоль столов, которые сами ужинают после того, как накормят остальных.

Молитва

                                                          

"Если вы приезжаете в Тэзе, обязательное

условие — не покидать его до окончания

 встречи, даже на несколько часов".

 Из рекомендаций паломникам.

 

Вечерняя молитва начинается в 20.30, но уже в 20.20 наиболее удобные места заняты. Б о льшая часть паломников садится прямо на ковер, но если повезёт, то можно сесть на скамейку или на ступеньки. При входе в храм лежат стопки тетрадей с нотами и текстами молитв и паломники берут их с собой, чтобы воспользоваться ими во время молитвы.

Молитве в Тэзе придают большое значение.

Сайт http://www.taize.fr/ru/index.htm сообщает:

"Трижды в день все собираются в Церкви Примирения для общей молитвы. Эта церковь построена в 1962 году, а в 1990 году к ней пришлось добавить новые приделы. Во время богослужений поются простые песнопения [13]: они часто состоят из одной фразы, повторяющейся на разных языках и говорящей об основной реальности, быстро постигаемой разумом и, мало-помалу, пронизывающей весь внутренний мир человека. Каждый субботний вечер проходит как канун Пасхи; это можно назвать праздником света".

Вот, что пишет Яков Кротов о Тэзе: "Тэзе выработала особый стиль, не похожий на обычный лютеранский, зато явно напоминающий о средневековой католической духовности и о православной традиции. Количество братьев (обеты целибата, общежития, простоты жизни; уходы бывают, хотя это каждый раз трагедия) около 80-100 человек. Трижды за день в храме Примирения проводятся службы, построенные по принципу древних монастырских последований: пение гимна, псалмы, чтение Библии, молчаливая молитва (до десяти минут).

Шютц был сторонником простоты, чтобы количество символов и знаков не затеняло главного. Впрочем, в храме было помещено много православных икон, а по пятницам молитвы проходят с поклонением Распятию, которое привезли в Тэзе православные. Правда, изображение кладут плашмя, а не ставят вертикально — но кладут на возвышение около полуметра.

Самая торжественная служба — в субботу вечером, "служба Света", когда все молящиеся держат свечи. Храм украшен призывом: "Пусть всякий входящий сюда примирится: брат с братом, сестра с сестрою, народ с народом" (Сайт: Библиотека Якова Кротова).

Богослужение началось в 20.30, а перед этим братья в белых одеждах выходили по одному из помещения справа от алтаря. Алтарь представляет собой сцену, на которой натянуты вертикально 8 оранжевых[14] полотнищ, напоминающих паруса (см. фото 6) и рассаживаются внутри огороженного небольшим заборчиком из декоративного кустарника пространства, уходящего внутрь храма метров на 40 — 50. Справа, слева и сзади этого отгороженного пространства располагаются паломники.

Большая часть братьев садится на маленькие деревянные скамеечки, но таким образом, что складывается впечатление, будто они стоят на коленях. Некоторые сидят на стульях (фото 7). Сначала кажется, что есть иерархия внутри братства и монахи, занимающие более высокое положение, имеют права сидеть на стуле, но, как объяснил нам один из братьев, иерархии нет. У кого здоровья хватает, тот стоит на коленях, а у кого — радикулит, тот садится на стул.

После того, как все монахи расселись, на цифровых табло высвечивается номер молитвы и начинается пение. Текст молитвы поют на разных языках, в том числе и на русском[15].

Утренняя молитва проходит до завтрака в 8.30 и начинается с пения "Аллилуйя"[16], а иногда — с православной молитвы "Господи, помилуй". После пения двух молитв братья поворачиваются спиной к алтарю, а один из них переходит ближе к центру зала, и читает текст молитвы, после которой все снова поют. Затем монахи поворачиваются ещё раз на 180 градусов и продолжают вместе со всеми присутствующими в храме песнопение и молитвы. Одна и та же молитва может повторяться до 28 раз.

В 8.40 — всеобщее молчание, которое продолжается около 8 минут. В это время каждый думает о своём. Тишину всё время сопровождает сильный кашель. Некоторые присутствующиенепрерывно кашляют или сморкаются, но это не оказывает влияние на настроение большинства присутствующих в храме паломников

Основное содержание молитв и песен состоит из обращения к Богу и Иисусу Христу. 

Например: "Иисусе Христе, внутренний свет, не позволяй моей тьме говорить со мной. Иисусе Христе, внутренний свет, помоги мне принять Твою любовь";

"Моя душа обретает покой только в Боге: от Него приходит моё спасение. Да, только в Боге успокаивается душа моя, пребывает в мире";

"Ничто не отлучит нас от любви Божией, любви Божией, явленной нам во Христе Иисусе".

Около 9.00 утра братья встают и идут за просвирами, потом рассредоточиваются по залу и причащают[17] всех желающих, раздавая просвиры, но без вина, в отличие от православного церковного обряда.

Нам тоже захотелось причаститься, чтобы познакомиться с этим ритуалом, и мы подошли к стоящему поблизости монаху, возле которого образовалась небольшая очередь. Когда один из нас протянул руку, чтобы взять просвиру, то монах неодобрительно посмотрел на него. Оказалось, что самому брать нельзя, а нужно повернуть ладонь вверх и ждать, когда на неё положат просвиру, после чего необходимо перекреститься. Но это нам было вначале неведомо, поэтому всё совершалось с глупым видом под суровым взглядом монаха.

Во время дневной и вечерней молитв ритуал повторяется, только без разворота братьев в противоположную сторону и без причастия. Тексты песен и молитв, конечно же, другие.

 В пятницу вечером братья вместе с паломниками молились о мире в Ливане и Сирии, которые в это время бомбили израильские самолёты.

Вообще в Тэзе применяются следующие средства воздействия к паломникам (по словам одного из братьев): иконы, текст, мелодия и молчание. Всё вместе оказывает сильное воздействие на молодежь, особенно — на детей. С нами был 12-летний мальчик, так он присутствовал практически на всех молитвах и с большим удовольствием участвовал в песнопениях, но, правда, библейские чтения для него были в тягость.

Библейское введение

 

"Каждое утро один из братьев общины

 читает библейское введение, поэтому

 хорошо каждому взять с собой Библию".

Из рекомендаций паломникам

 

В 10.15 начинается мероприятие, которое называется "библейское введение". Братья рассказывают (толкуют) какой-либо отрывок из Библии. Тематику они выбирают в зависимости от группы слушателей: дети, молодежь с 14 до 15 лет, с 15 до 17, старше 17 лет и взрослые — все, кому больше 30. С каждой группой работает один из братьев. Молодежь изучала Новый Завет и вырабатывала свое отношение к неоконченному письму[18] приора общины брата Роже. Взрослые слушали толкование Ветхого Завета.  

Работа с взрослыми

 

Занятия с взрослыми, которых было не менее 150 — 200 человек, проводил брат Роб из Голландии. Лекции читал по-английски, но каждая группа имела своего переводчика.

Во вступительной лекции он говорил о Ветхом Завете и его роли. Переводила одна из наших паломниц. Говорила очень тихо, и нам с трудом удавалось понять содержание. Зато рядом с нами громко кричали итальянские и румынские переводчики, что еще более ухудшало ситуацию. Из этого шума нам удалось выделить только то, что, по мнению Роба Ветхий Завет имеет б о льшее значение, чем Новый Завет. Это подтвердили украинец, три женщины из Литвы и несколько русских, знавших английский язык.

Через некоторое время все, кто не понимал английский язык, покинули семинар. Как оказалось позже, Роб это заметил и потребовал, чтобы нам предоставили нормального переводчика. На следующей лекции нам переводила молодая девушка из Москвы — "перманентка", которая приехала сюда второй раз (первый раз её привозила мама в прошлом году). В этом году они с мамой отдыхали в Испании, и оттуда она созвонилась с Тэзе и договорилась, что проведет здесь несколько недель, оказывая помощь братьям. Но ей, по-видимому, быстро всё надоело, и в четверг через Италию она улетела в Москву.

Переводила она неплохо: видно, что Библию уже читала. Брат Роб толковал ветхозаветную историю об Исааке, Иакове, Исаве и т. д. (главы 27 — 33 Бытия). Эта тема рассматривалась все последующие дни. После окончания лекции, приблизительно через полтора часа, он предлагал вопросы для обсуждения на встречах в малых группах, о которых речь пойдет позже.     

 Когда занятия заканчивались, брат Роб запевал молитву и после того, как её подхватывали слушатели, уходил и стоял некоторое время в стороне, по-видимому, ожидая вопросов.

Нам хотелось выяснить, правильно ли мы поняли слова Роба о б о льшей важности Ветхого Завета по сравнению с Новым Заветом.

После лекции мы подошли к брату Робу, и один из нас задал ему этот вопрос. Но он ответил, что мы неправильно его поняли и что эти две книги — равноценны. На второй вопрос: "Является ли, по его мнению, Библия социальной доктриной или концепцией, на основе которой осуществляется глобальное управление?" — он ответил: "Нет, Библия описывает человека, изменения, происходящие в его духовном мире (психике); максимум — семейные взаимоотношения"[21].

Но неужели такой знаток и толкователь Библии не осознавал то, что она имеет глобальную социальную направленность. Если же это так, то тогда роль общины Тэзе сводилась бы к примитивно-показной форме работы с людьми. Но интересно было узнать, в каком виде будет ответ на поставленный вопрос. Ждать пришлось недолго.

На следующем занятии, Роб рассказывал о том, как Иаков, по рекомендации своей матери Ребеки ушел из семьи, опасаясь мести своего брата Исава. Закончилась эта история тем, что Иаков, служил у Лавана два раза по семь лет, чтобы тот отдал ему в жены свою дочь Рахиль и за время этой службы Иаков сам стал богатым. Далее Роб, сравнивая Иакова с современными менеджерами, сказал, что если бы Иаков жил в наше время, то он бы стал банкиром. Можно напомнить, что именно Иакову Бог дал новое имя "Израиль", так что связь между Израилем, банкирами и библейской доктриной вполне очевидна, на что, по-видимому, и намекал брат Роб. Этот намек без понимания смысла предыдущего нашего разговора не имел существенного значения, поэтому вызвал у большинства слушателей лишь улыбку.

На библейском введении для взрослых рассматривались следующие темы:

Понедельник: Бог обещает (Бытиё 25,19 — 28);

Вторник: Иаков обманывает (Бытиё 25, 29 — 34);

Среда: Иаков встречается с Богом (Бытиё 27, 41— 28, 22; Иоанн 1, 47 — 51);

Четверг: Иаков в доме Лавана (Бытиё 29 — 30);

Пятница: Иаков борется (Бытиё 31, 3 — 32);

Суббота: Иаков встречается с Исавом (Бытиё 33, 1-11; Бытиё 50,10 -11; Иоанн 4, 20 — 21).

В целом монах толковал Библейские сюжеты через второй смысловой ряд. Первый смысловой ряд его интересовал мало. Все события, произошедшие с Иаковом, рассматривались как постепенные изменения его мировоззрения, появление веры в Бога и возникновение диалога с Ним. Сначала Иаков не верил в Бога, и это подтверждается ответом своему отцу Исааку:

 " И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты (дичь — авт.), сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу" Быт. 27:20.

Здесь у Иакова видно проявление эгоцентричного мировоззрения и отсутствие веры в Бога.

Со временем Иаков приобретает своего Бога. Встреча с Ним происходит во время сна по дороге в Харран (Быт 27):

11 и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему.

" Ангелы, говорил Роб — это символ информации, которая поступает от Бога к людям на Землю и от людей к Богу. Информацию от Бога Иаков получил во время сна, а это значит, что Бог говорит с людьми через подсознание".

После пробуждения Иаков начинает осознавать своего Бога, он изменяется, но у него ещё есть сомнения (Быт 27):

20 И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,

21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, —

22 то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Все дальнейшие события символизируют изменение взглядов Иакова.

После того, как Иаков разбогател, работая на своего тестя Лавана, он возвращается к себе на родину, где предстоит встреча с братом Исавом, которого он обманул ранее, и теперь боялся, что он его убьёт.

По дороге Иаков узнает, что Исав движется к нему навстречу (Быт 32):

6 И возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек.

7 Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана.

Иаков не знает, что предпримет его брат, он боится, что тот может убить его и всю его семью, и разделение своих людей на две части символизирует раздвоение его психики (сознания), неуверенность в своих действиях.

Чтобы обрести уверенность Иаков советуется со своим Богом (Быт 32):

  22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок [22] вброд;

23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было.

24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари;

25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил [23] состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.

26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков.

28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там.

30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя

      События, происходящие с Иаковом, Роб сопоставляет с событиями, которые происходили с Иисусом Христом, описанными в Новом Завете. Например, Иаков долго боролся с Богом за рекой, а Иисус долго молился в Гефсиманском саду. Оба испытывали страх и обращались к Богу за помощью. Они не боролись с Богом, в прямим смысле этого слова, т.е. — против Бога, а боролись вместе с Богом, преодолевая с его помощью свои сомнения и страх.


 

Малые группы

После введения молодые люди

 делятся размышлениями в малых группах, которые ведут сами.

(Сайт Тэзе)

 

 Библейское введение заканчивалось около 12 часов, после этого — дневная молитва и обед, а в 15-30 — обсуждение библейских вопросов в малых группах. Все паломники разбиваются на небольшие группы количеством около 10 человек в каждой. Принцип формирования групп сформулировал для нас брат Роб: объединение по возрасту (от 30 до 40 лет и свыше 40), общий язык и отсутствие знакомых, при которых участники группы стесняются откровенной беседы.

Среди участников выбирается аниматор[24]: это должен быть человек хорошо знающий Библию и уже бывавший ранее в Тэзе. Всем группам выдается программа изучения Библии на неделю с вопросами, предлагаемыми для обсуждения.     

Вопросы, которые обсуждались в течение недели:

Зачем я приехал в Тэзе?

Что я ожидаю?

Что я ищу?

Зачем я живу? Какие ситуации в моей жизни заставляли меня глубоко размышлять о жизни?

Что помогает мне в сложных ситуациях обнаружить, что Бог меня любит?

Что значит для меня, что Бог выбирает того, кто моложе?

Какие примеры соперничества между Иаковом и Исавом знаю я сегодня?

Вторник. Тема: Иаков обманывает. Бытиё 25,29-34

С кем сравниваю себя в этой части истории? С Исааком, Ребеккой, Исавом, или Иаковом?

Имел ли я подобный опыт и как реагировал, как Исаак или как Исав?

 Встречал ли я хотя бы один раз Бога?

 Произошло это в хороший или в плохой момент жизни?

 Есть ли место, которое является для меня "Домом Бога"?

 Переживал ли я хотя бы один раз ситуацию неуверенности, которая оказалась для меня благотворной, и усилила моё доверие к Богу?

 Могу ли я вспомнить сон, над которым я размышлял? Какое известие я при этом нашел?

 Что бы я себе пожелал, если бы на "лестнице" разговаривал с Богом?

Запишите события из своей жизни (значительное или незначительное), о которых вы можете сказать: Бог был тут, а я это не заметил.

 Есть ли что-нибудь, что я с удовольствием обещаю Богу?

Работа в малых группах является, по мнению многих участников, одним из самых интересных мероприятий. Каждый по очереди может высказать свое мнение, отвечая на заданный вопрос, но другие при этом не имеют права его осуждать. В заключение аниматор сам отвечает на поставленный вопрос, а потом подводит итог выступлениям других, но и он не должен никого осуждать за их ответы и мнения.

Как это реально происходило. На первом занятии формировались группы, проводились выборы аниматора, а в оставшееся время обсуждались заданные темы.

В нашу группу попали все, кто говорил по-русски: четыре женщины из Литвы, один украинец и девять человек из нашего автобуса, среди которых были две супружеские пары. Второй принцип формирования группы был нарушен. Мы быстро выбрали аниматора: это была София, женщина из Каунаса, школьный преподаватель католического вероучения. Кстати, она нам рассказала, что в Литве католичество — предмет обязательный, а не католики посещают уроки этики.  

Вопросы для обсуждения были выбраны очень сложные, но интересные: "В чём смысл жизни?", и "Какие жизненные события привели меня к Богу?"

На первый вопрос никто даже не пытался ответить, а все начинали со второго. Второй же вопрос был достаточно интимный и ответ на него всегда связан с проявлением сильных эмоций. Одна из литовских женщина подробно рассказала о своей болезни, о нескольких операциях, которые она перенесла и о том, что Бог помог ей выздороветь. При этом она расплакалась, и её эмоциональное возбуждение передалось другим женщинам, на глазах которых тоже появились слёзы.

Для того чтобы изменить ситуацию, снизить эмоциональный накал один из нас взял слово и объяснил всем участникам дискуссии, что человеку лучше помнить о Боге всегда, а не только во время несчастий, тогда у него и неприятностей в жизни станет меньше. А эмоциональное возбуждение и слезы, стремление вызвать жалость у других, привлечь их к совместным переживаниям — это проявления "Я"-центричного мировоззрения, а значит — и атеизма. Далее он рассказал о смысле жизни, о том, что такое мировоззрение и нравственность и как они проявляются в поведении личности, и пожелал всем работать над формированием Богоцентричного мировоззрения. Это выступление, несмотря на рекомендации не критиковать мнение других участников, а высказывать только своё мнение, вызвало бурные эмоции у части "россиян", которые своего мнения не имели, но зато "прекрасно" умели критиковать чужие мнения. Литовцы сначала поняли не всё и тоже присоединились к критикам, но ближе к вечеру, когда страсти поутихли, они спокойно во всём разобрались и выразили нам свою благодарность за оригинальный взгляд на жизненные вопросы.

Первая группа распалась: из неё ушла супружеская пара, одна литовка и две русские женщины, которые на первой встрече были слишком откровенны и, по-видимому, стеснялись этих откровений. На следующем занятии вместо выбывших участников появился француз со своей подругой из России, с которой он познакомился по интернету и какая-то одержимая женщина, по разговорам, из Голландии, которая была склонна к многословию, но так как никто не понимал её языка, она на следующий день покинула группу.

В группе был украинец из Киева, о


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.158 с.