Презентация и описание маршрута на конкурс «Узнай Россию» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Презентация и описание маршрута на конкурс «Узнай Россию»

2022-09-11 43
Презентация и описание маршрута на конкурс «Узнай Россию» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Презентация и описание маршрута на конкурс «Узнай Россию»

«Душа Урала, России середина. Башкортостан…Звучит красиво!»

Автор-разработчик: Глазырина Дарья Александровна (Курганская область город Щучье), 18 лет, выпускница Курганского областного лицея-интерната для одаренных детей с серебряной медалью, победитель и призер Всероссийской олимпиады школьников школьного, районного, регионального уровней по разным дисциплинам, студентка Башкирского государственного университета, факультета романо-германской филологии по специальности «Перевод и переводоведение»

Тема конкурсной работы: «Душа Урала, России середина. Башкортостан…Звучит красиво!»

Целевая аудитория: 18-30(35) лет*; группы по 5-8 человек, включая организаторов

Выбран именно такой возрастной диапазон, потому что:

1. программа предполагает большое количество активностей, а людям более младшего или старшего возраста может быть трудно справиться с нагрузкой

2. программа подходит для людей примерно одного возраста, чтобы участникам тура было комфортно, проще найти общий язык друг с другом, интересы. Небольшое число участников обусловлено тем, что к каждому будет подобран индивидуальный подход, участники смогут познакомиться друг с другом, найти точки соприкосновения.

* Могут подразумеваться исключения, если Вы активный, открытый, дружелюбный человек, трезво оценивающий свои возможности и силы.

Продолжительность маршрута: 9 дней

Протяженность маршрута: 745 км (без учета прогулок по Уфе)

Маршрут на карте с отмеченными точками пути (активная ссылка)

Срок реализации концепции: подготовка может занять около полугода, в нее входят: бронь жилья, договоры с экскурсоводом, личным транспортом, решение других организационных вопросов. По данному маршруту можно курсировать с мая по сентябрь

Цели и задачи маршрута:

· познакомить туристов с историей и культурой  Башкортостана, географическим расположением региона

· сформировать представление о культурных достопримечательностях и природных богатствах республики.

· выявление, позиционирование и продвижение уникальных особенностей региона

· привлечение медиаволонтеров и блогеров к популяризации истории и достопримечательностей Башкортостана.

Башкирия — один из очень значительных регионов Российской Федерации. У народа, здесь проживающего, есть свои собственные традиции, корнями уходящие глубоко в историю этих краёв. Можно сказать, что это очень интересное место — тут привычные российские реалии смешались с башкирским колоритом. Это регион богатый на все природные красоты: горы, реки, озера, водопады, пещеры, и в котором сохранились до наших дней прекрасные архитектурные сооружения.

Ранняя история

Названия башгирды, башгирд, Баскардия, Башгирдия и другие были известны в арабско-персидских источниках средневековья. О стране башкир, её народе и обычаях сообщали в IX—XIII веках арабские географы Ахмед Ибн Фадлан и ал-Балхи, итальянский монах Плано Карпини и голландец Гильом де Рубрук. Название народа башкорт впервые встречается в описании Саллама Тарджемана (первая половина IX века). Арабский географ Идриси в XII веке писал о двух областях башкир «внутренней и внешней» и упоминал башкирские города Немжан, Гурхан, Каракию, Касру и Масру. В русских летописях первое упоминание о Башкирской земле относится к 1469 году.

В X—XIII веках западная часть башкир входила в состав Волжской Булгарии.

С 1220 по 1234 год башкиры воевали с монголами, фактически сдерживая натиск монгольского нашествия на запад. Монгольско-башкирская война длилась 14 лет. В «Сокровенном сказании монголов» башкиры перечислены среди народов, оказавших наиболее сильное сопротивление татаро-монголам.

В XIII—XIV веках вся территория расселения башкир находилась в составе Золотой Орды. Башкиры получают право бийства (ярлыки), то есть фактически территориальную автономию в составе империи монголов. В правовой иерархии монгольского государства башкиры занимали привилегированное положение.

После распада Золотой Орды большая часть Башкирии являлась особым наместничеством Ногайской орды, территория проживания восточных башкир входила в состав Сибирского ханства, а земли западных башкир находились в составе Казанского ханства.

XVI—XIX века

К 1557 году на основе соглашения состоялось присоединение европейской части Башкирии к России. Данное присоединение произошло через 5 лет после того, как в 1552 году Казанское ханство отклонило добровольное присоединение к Российскому государству, в связи с чем было завоёвано и прекратило своё существование. К началу XVII века, после покорения Россией Сибирского ханства, фактически состоялось окончательное вхождение периферийных территорий, на которых проживали башкиры в состав России.

Примерно до середины-конца XVII века нахождение Башкирии в составе России носило номинальный характер, поскольку Башкирия долгое время не была интегрирована в институты российской государственности. Закамская оборонительная линия, воздвигнутая в середине XVII века, фактически представляла собой границу между Башкирией и Россией. Таким образом, Башкирия являлась обособленной не только административно, но и территориально. Лишь во второй половине XVII века Россия начинает вмешательство во внутреннюю жизнь башкир, нарушая договорные условия, что приводит к первым восстаниям 1662—1664 и 1681—1684 годов.

За башкирами закреплялось полное право распоряжаться своей территорией, иметь на ней собственное войско, администрацию, религию. Исключительность отношений башкир и России отражена в «Соборном Уложении» 1649 года, где боярам под страхом конфискации имущества запрещалось любым способом изымать земли у башкир. Также башкиры обладали правом на добычу соли. Несколько позднее царскими властями были нарушены некоторые условия договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.), что неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. Самым тяжёлым для башкир является восстание 1735—1740 годов. В ходе данного восстания многие наследные земли башкир были отняты и переданы служилым мещерякам.

Со второй половины XVI века до начала XIX века башкиры занимали обширную территорию от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от реки Сылвы на севере, включая все левобережье Волги, до среднего течения Яика (Урала) на юге, то есть находились на Среднем и Южном Урале, в Приуралье, а также в Поволжье и Зауралье.

В XVI—XVII веках в русских источниках территория проживания башкир обозначалась как Уфимский уезд или Башкирия. Первоначально название употреблялось в форме Башкирь, Башкирдия, Башкирская провинция.

В 1708 году край причислен к Казанской губернии как Уфимское воеводство, которое с 1719 года переименовано в Уфимскую провинцию. В 1774 году Уфимская провинция отошла в состав созданной Оренбургской губернии.

По указу от 10 (21) апреля 1798 года башкирское население края было переведено в военно-служилое сословие (Башкирское войско) и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России. С присоединением казахских земель в 1731 году к России территория исторической Башкирии стала одной из многих внутренних областей империи, и необходимость привлечения башкир к пограничной службе отпала.

В 1865 году образована Уфимская губерния разделением Оренбургской губернии на Уфимскую и Оренбургскую, которая состояла из Уфимского, Белебеевского, Бирского, Златоустовского, Мензелинского и Стерлитамакского уездов.

Башкирские конные полки воевали в рядах Русской армии в составе ополчения Минина и Пожарского, приняли участие в освобождении Москвы от войск Речи Посполитой в 1612 году, заметна была их роль в Отечественной войне 1812 года.

XX век

15 ноября [28 ноября] 1917 года Башкирским центральным шуро была провозглашена и утверждена Учредительным съездом Башкурдистана национально-территориальная автономия Башкурдистан, первая национально-территориальная автономия в России. 16 ноября [29 ноября] 1917 года решение было опубликовано.

После провозглашения территориальной автономии Башкурдистана встал вопрос о границах республики. Учредительным курултаем Башкурдистана были утверждены два проекта: «Малая Башкирия» и «Большая Башкирия».

20 марта 1919 года в Москве было подписано «Соглашение центральной Советской власти с Башкирским Правительством о Советской Автономной Башкирии». Подписав данный документ, Советская Россия признала первую национально-территориальную автономию в своём составе, существовавшую с 1917 года. В соответствии с соглашением была образована Автономная Башкирская Советская Республика. Термин «Малая Башкирия» и далее применялся в отношении АБСР. 23 марта 1919 года текст соглашения был опубликован в газете ВЦИК «Известия». Этот день считается официальной датой образования Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики.

27 марта 1925 года принят проект Конституции (основной закон) республики. 23 июня 1937 года в соответствии с новыми конституциями СССР (1936) и РСФСР (1937) — Конституция БАССР 1937 года, а 30 мая 1978 года — Конституция БАССР 1978 года.

В годы Великой Отечественной войны в Башкирскую АССР эвакуировано более 100 промышленных предприятий, десятки госпиталей, ряд центральных государственных органов, 278 тысяч беженцев. В период военных лет на территории республики было подготовлено большое количество воинских частей. Важную роль для промышленности и армии сыграла добыча нефти, разведанная в республике перед войной. Жители республики оказали значительную финансовую помощь Красной Армии, собрав десятки миллионов рублей на строительство самолётов и танков. Звания Героя Советского Союза удостоены 280 жителей Башкирской АССР.

В послевоенный период в Башкирской АССР возникают новые города (Салават, Кумертау) в качестве центров развития нефтехимии, машиностроения и авиации. Создавались новые железные и автомобильные дороги. В 1960—1980-е годы в Башкирской АССР быстрыми темпами развивались промышленность, сельское хозяйство и строительство.

11 октября 1990 года Верховным Советом республики была провозглашена Декларация о государственном суверенитете. Согласно декларации республика преобразована в Башкирскую ССР — Башкортостан, а 25 февраля 1992 года переименована в Республику Башкортостан.

24 декабря 1993 года была принята Конституция Республики Башкортостан, утвердившая пост президента Республики (с 2015 года — Глава Республики Башкортостан).

Программа маршрута:

День первый:

9:00 – встреча группы на площади имени Салавата Юлаева

10:30 – 11:00 – прогулка по Уфе по направлению к музею имени М. Нестерова

11:00 – 13:00 – экскурсия по музею имени Нестерова

13:00 – Гостиный двор, обед, шопинг

14:30 – 14:50 – путь к Национальному музею Республики Башкортостан

14:50 – 17:00 – экскурсия по музею РБ         

17:00 – 17:20 – путь к Первой уфимской соборной мечети

17:20 – 18:00 – посещение мечети, фото

18:00 – прогулка по набережной, ужин, отправление в отель

 

День второй:

8:00 – встреча группы у отеля, отправление к Мечети-медресе Ляля-Тюльпан

8:00 – 9:00 – путь к мечети

9:00 – 10:00 – посещение мечети, фото

10:00 – 10:10 – путь к парку Победы

10:00 – прогулка по парку Победы, фото

11:20 – 12:30 – путь к Лютеранской церкви

12:30 – 13:45 – посещение церкви, фото

14:00 – 14:40 – обед, отдых

14:45 – 15:20 – путь к Кафедральному собору

15:20 – 16:00 – посещение Кафедрального собора, фото

16:00 – 16:30 – путь к Монументу дружбы

16:30 – Монумент дружбы, прогулка по набережной, ужин, отправление в отель

 

День третий:

8:00 – встреча группы у отеля, отправление к Мавзолеям Хусейн-бека и Тура-хана

9:30 – прибытие к мавзолеям, экскурсия

12:00 – 13:00 – путь на Кумысную ферму, с. Новояппарово

13:00 – 15:00 – экскурсия по ферме, дегустация, обед

15:00 – 17:00 – путь к г. Стерлитамак

17:00 – заселение в отель

17:30 – 18:10 – путь к мечети «Суфия»

18:10 – 19:00 – посещение мечети «Суфия», фото

19:00 – 19:40 – возвращение в Стерлитамак, ужин, вечерняя прогулка по городу

 

День четвертый:

9:00 – 11:00 – встреча группы у отеля, переезд к Нугушскому водохранилищу

11:00 – заселение в гостевой домик

11:00 – 16:00 – пляжный отдых, обед, прогулка по окрестностям

16:00 – 16:30 – поездка к пещере Сумган

16:30 – 19:00 – осмотр пещеры, фото, прогулка по окрестностям национального парка «Башкирия»

19:00-19:30 – возвращение на базу отдыха

20:00 – баня, шашлык, вечерние посиделки

 

День пятый:

8:00-11:30 – сбор группы, отправление в заповедник «Шульган Таш»

11:30 – 14:00 – заселение в гостевые домики, обед

14:00 – 15:30 – экскурсия по музею меда и истории бортничества, дегустация

16:00 – 20:00 – прогулка по экологической тропе, осмотр грота «Спящий мамонт» и Каповой пещеры, фото

20:00 – возвращение на базу, отдых, вечерние посиделки

День шестой:

До 13:00 – самостоятельный отдых в заповеднике «Шульган Таш», обед

13:00 – 17:00 – сбор группы, отправление в п. Айгир

17:00 – заселение в горный приют, прогулка по окрестностям

 

День седьмой:

5:00 – подъем на Орлиные скалы, встреча рассвета, фото, завтрак

11:00 – спуск к месту стоянки, сбор вещей

12:00 – 14:30 – сбор группы, отправление к Аскинской ледяной пещере

14:30 – 16:00 – экскурсия по пещере, фото

16:00 – 18:30 – отправление, заселение на базу отдыха

18:30 – заселение, ужин, баня, вечерние посиделки

 

День восьмой:

8:00 – 10:00 – сбор группы, отправление к водопаду Атыш

10:00-11:00 – посещение водопада, фото

11:00 – 15:00 – переезд в Южно-Уральский государственный природный заповедник

15:00 – заселение на базу отдыха, прогулки по окрестностям

 

День девятый:

9:00 – 15:00 – сбор группы, посещение экологической тропы «Малый Ямантау» (прогулка в сумме 12 км)

15:00 – возвращение на базу, обед

17:00 – отъезд в Уфу

21:00 – прибытие в Уфу, прощание с группой, обмен контактами, фото на память

 

День первый:

Содержательные рекомендации:

1. Удобная обувь для долгих прогулок

2. Для входа в мечеть одежда скромная, прикрывающая колени и плечи, для женщин дополнительно платок для покрытия головы

3. Деньги на случай покупки сувениров

В нашем городе столько огней,
соберу их как бусы на нитку.
Столько тихих как сон площадей,
что так просятся на открытку.
Под горой отдыхает река,
мост изогнут высокою радугой.
А дыхание ветерка
пахнет пылью и терпкою ягодой.

***

Уфа, ты память бередишь
своей историей
сквозь пыльные столетья.
Ты языком притихших улиц говоришь,
чтоб легче было петь мне.
И я на ощупь, как слепой, иду,
вытягивая руки.
Испытывая на ходу,
Всех не рождённых муки.
Я не жила в той дальней глыбе лет,
когда на Троицу ты зарождалась.
Но каждый сохранившийся предмет
из прошлого вдруг вызывает жалость.
Я не жила, но чувствую как нерв,
что было и что будет.
Мне дан мистический разрез —
проникновение в чужие судьбы.
Угадываю поколений груз,
что наслоился на пустые мостовые.
И я задеть боюсь
их тени плотные литые.
Они все с нами в этом городе живут,
скучают по своим квартирам.
Без лампы свет во тьме зажгут,
залатывают наши дыры.
И потому молитва так остра
В мечети и в старинной церкви,
Ведь память их ещё жива,
Мы из неё как из колодца черпаем.

Светлана Смирнова, 2002г.

Уфа́ (башк. Өфө) — город в России, столица Республики Башкортостан, административный центр Уфимского района, в состав которого не входит. Входит в число крупнейших экономических, культурных и научных центров Российской Федерации.

История:

После покорения Казани, в 1553 г. начинается история края, когда множество казанских татар и черемис уходят и укрепляются в окрестностях нынешней Уфы, в основном в лесах. В 1554 г. воеводы Адашев, Курбский и Микулинский разбили и выгнали татар и взяли в плен черемисского витязя Ямчуру и несколько тысяч пленных. В 1556 г. башкиры, обитавшие по рекам Белой, Каме и Ику, согласно их желанию, приведены в подданство и обложены ясаком, который был вносим ими Казанским воеводам звериными шкурами и мёдом.

В 1557 г. царь Иван Грозный дал Башкирскому народу грамоту на земли, обещал охранять их права и защищать от захватов земель и набегов Киргизов и Сибиряков. С этого времени и в последующие годы многие башкиры получили лично до этого пустующие и ничейные земли и исключение от ясака (натурального налога пушниной)

1573 г. башкиры нашли неудобным вносить ясак в Казань и просили царя построить им город на их земле и прислать для обороны от набегов войско.

30 мая 1574 г. воевода Иван Нагой по царскому повелению высадился между устьями речек Ногайка и Сутолока и основал при речкам Уфе и Белой г. Уфу, где, по преданиям башкир, был некогда обширный город Туратав. Здесь, якобы, жили князья Уфимские, из которых один был послом в Москве к Ивану III от царя Казанского. В этой экспедиции Нагого сопровождал в качестве помощника боярский сын Константин Голубцов со стрельцами.

Прибывшие две роты стрельцов, боярских детей, пушкарей, а также подъячие получили земли близ Уфы. Это положило начало русской колонизации. Первая церковь в Уфе срублена в один день и названа Троицкой, а город по духовным делам причислен к Казанской епархии.

В 1586 г. крепость становится городом и в Уфу с большим отрядом стрельцов прибывает первый уфимский воевода, брат Ивана Нагого – Михаил. С его приездом в крае была учреждена воеводская форма правления.

С постройкой городовых стен и появлением посада, находившийся в центре острог стал называться детинцем, а позднее Уфимским кремлём. Сам город превратился в центр сбора ясака с башкирского населения, а также части западной Сибири и Перми Великой. Одной из первых городских улиц стала Посадская.

Территория современной Уфы с давних пор привлекала внимание людей для расселения, об этом свидетельствуют многочисленные археологические памятники разных эпох – от палеолита до средневековья.

В 1574 году была возведена Уфимская крепость, от которой и ведётся дата основания города, а в 1586 году Уфа получает статус города и становится важным стратегическим, административным, торгово-экономическим центром, мостом российской дипломатии на Востоке.

Вокруг Уфы в изобилии водились куницы. На печати Уфимской приказной избы, а чуть позже и на гербе города изображена именно бегущая куница.

Название города образовано от одноименной реки Уфа.

Существует еще несколько версий происхождения:

В «Памятной книжке Оренбургской губернии на 1865 год» приводится следующая версия: «На правыхъ возвышенныхъ берегахъ Бѣлой — городъ Уфа (слово башкирское, значитъ „тёмная вода“), такъ названный издавна башкирцами»

По версии языковеда-тюрколога Н. К. Дмитриева и краеведа А. Н. Сергеева название города происходит от слова «Уба», что на башкирском языке означает «холм», «курган»

Д. Г. Киекбаев возводил название Уфа через промежуточную форму Ова или Ува к слову ва «река» в коми языке.

Существует также версия происхождения названия от этнонима башкирского племени упей (башк. өпәй), которые расселены по реке Уфе.

Достопримечательности:

Памятник Салавату Юлаеву  , ул. Гафури (рядом с телецентром). Участник пугачёвского восстания Салават Юлаев считается главным национальным героем Башкирии. Памятник ему открыт в 1967 году и до сих пор не имеет ни одного саркастического фольклорного названия, что можно считать признаком всеобщего уважения и к монументу, и к его герою. Салават с поднятой вверх рукой застыл на коне у обрыва над рекой Белой. Говорят, что в первой версии памятника герой был выполнен в образе молодого башкира, как на всех сохранившихся изображениях, но позднее под давлением общественности скульптор добавил персонажу солидности. У памятника оборудована смотровая площадка с отличным видом на реку (города же отсюда практически не видно, поскольку он находится строго позади памятника). Ведущая к памятнику аллея является самым туристическим местом Уфы. В импровизированных юртах продают мусульманскую литературу и сувениры, здесь же имеется простенькое кафе с башкирской выпечкой и чаем из термоса.

Салават Юлаев (башк. Салауат Юлай улы) - башкирский национальный герой, один из руководителей Крестьянской войны 1773—1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Доподлинно известны дата его рождения и смерти: 16 июня 1754 — 26 сентября 1800.

Салават Юлаев родился в деревне Текеево Шайтан-Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской губернии (ныне Салаватский район Башкортостана). Деревня Текеево до наших дней не сохранилась. В ходе подавления крестьянского восстания, её, как и многие другие деревни, население которых участвовало в восстании, сожгли карательные отряды императрицы Екатерины.

Салават Юлаев происходил из потомственных тархан рода Шайтан-Кудей, в каждом поколении которого были тарханы, муллы, абызы, батыры, возглавлявшие башкирские восстания.

Его отец — старшина Шайтан-Кудейской волости Сибирской дороги Юлай Азналин в 1772 году участвовал в боях с польскими конфедератами в составе трехтысячного отряда башкирской конницы, направленного в Польшу в помощь русской армии. Храбрость и отвага Юлая Азналина была отмечена военной наградой. Юлай Азналин боролся с губернскими чиновниками, которые склоняли башкир к продаже земель для строительства заводов. Его непримиримая борьба с несправедливым расхищением башкирских земель оказала на Салавата Юлаева большое влияние. Отцу Салават был обязан и образованием: он писал на языке тюркском, владел и русским языком, не испытывая трудностей в командовании многонациональными повстанческими отрядами.

Война

Когда Салават Юлаев в Бердской крепости предстал перед Пугачёвым, ему было 19 лет. С этого дня и до ареста, 25 ноября 1774 года (всего 1 год и 15 дней) он находился в центре событий Крестьянской войны.

Салават руководил многими ключевыми событиями этой войны. Сохранившиеся документы свидетельствуют о личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях. Он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим, Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва. Не все 11 самостоятельных сражений с регулярными войсками завершались победой Салавата. Были и поражения, но, в отличие от других предводителей Крестьянской войны, Салават ни разу не допускал полного разгрома своего войска. Ему каждый раз удавалось сохранить основные силы войска, в кратчайший срок восстановить боевые порядки и снова участвовать в сражениях.

Каторга

2 октября 1775 года скованные по рукам и ногам Салават Юлаев и его отец на двух подводах под охраной были отправлены на вечную каторгу в балтийскую крепость Рогервик (ныне город Палдиски в Эстонии). Обоз с каторжниками миновал Мензелинск, Казань, Нижний Новгород, Москву, 14 ноября достигли Твери. Затем были Новгород, Псков, Ревель и 29 ноября они добрались до самого Рогервика.

Балтийский порт, он же Рогервик, был основан Петром I. Однако к тому времени, когда в Рогервике оказались участники башкирского восстания, крепость была практически заброшена. Там оставались только небольшой гарнизон и малое количество арестантов. Здесь Салават Юлаев и его отец провели остаток своей жизни.

Последнее документальное упоминание о Салавате Юлаеве датируется 1800 годом. До этого времени он пробыл в неволе двадцать пять лет: «В Эстляндское губернское правление от находящегося при Балтийской инвалидной команды майора Дитмара. Находящиеся в моем ведении каторжные невольники 12-ти человек, которые и состоят благополучно. Против прежде поданной таковой же ведомости убыло: Сего месяца 26-го числа помре каторжный неволник Салават Юлаев, о чём сим донесть честь имею». Салават Юлаев умер 26 сентября 1800 года

Творчество

Салават Юлаев был известен в народе и как поэт-импровизатор. Салават пел в своих песнях о родных уральских просторах, о народе и его древних обычаях, о священной вере предков. Любовь к песне, к коню и отвага воина во все времена составляли неразделимую суть башкирского воина. Идеал башкирского народа тех веков — воин-певец.

Песни и стихи Салавата Юлаева в подлинниках не сохранились. Его личная подпись сохранилась на Пугачевском манифесте и на нескольких подлинных документах из его походной канцелярии. О Салавате Юлаеве как башкирском поэте и борце за свободу своего народа сохранилось много легенд, и трудно установить подлинность авторства песен, приписываемых Салавату, и грань, отделяющую их от устной башкирской народной поэзии.

Поэзия Салавата Юлаева — одно из редких проявлений дореволюционной башкирской литературы. Память о Салавате как герое и певце-импровизаторе сохранилась среди башкир до настоящего времени; с его именем связано несколько песен, некоторые из них приписываются самому Салавату. Его стихи призывали народ к борьбе с угнетателями («Битва», «Стрела», «Юноше-воину»), воспевали красоту родного края («Родная страна», «Мой Урал», «Соловей»), любовь («Зюлейха»).

Мой Урал
Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.

Вместе с полною луной
Золотом одет Урал,
Вместе с утренней зарей
Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал,
Встали темные леса,
А у ног твоих, Урал,
Степь - зеленая краса.

Белоснежные цветы
На лугах твоих цветут,
И цветы, и соловьи
Честь аллаху воздают.

Громко славит птиц напев
Первый ясный солнца луч,
А закатный солнца луч
Провожает, присмирев.

Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой, Урал!
Все слова я растерял,
Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!..

Салават Юлаев, 18 век

 

Музей имени М. В. Нестерова (ул. Гоголя, 27, Уфа)

Сайт: https://museum-nesterov.ru

Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова – один из старейших музеев России: основан 5 ноября 1919 года, открыт 5 января 1920 года. В 1954 году музею присвоено имя его основателя – уроженца Уфы, выдающегося русского художника, академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942).

Музей расположен в исторической части города вместе с территорией бывшего сада особняк представляет образец русской усадьбы начала ХХ века. До революции усадьба принадлежала купцу-лесопромышленнику М.А. Лаптеву (1845–1919), особняк построен в 1913 году в стиле «модерн» по проекту известного самарского архитектора, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств А.А. Щербачёва (1858–1912).

Начало собрания и основание музея связаны с даром М.В. Нестерова 1913 года. Желая «содействовать художественному образованию своих земляков», художник подарил родному городу коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века:102 произведения, среди которых – полотна и графические листы И.Е. Репина, И.И. Шишкина, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериха и других выдающихся мастеров.

Общее количество единиц хранения в собрании музея – более 14000 экспонатов

Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова – универсальный культурологический объект, осуществляющий различные формы деятельности, главные из которых – хранение и реставрация экспонатов, их научное исследование и пропаганда, организация и экспонирование выставок и экспозиций, пропаганда и популяризации коллекций и творческого наследия художников в форме экскурсий, лекций, творческих встреч, конференций, семинаров, круглых столов, художественно-музыкальных и поэтических вечеров и различных публикаций (каталоги, альбомы-каталоги, буклеты, статьи). Одно из приоритетных направлений деятельности музея – научная пропаганда классического и современного искусства в городах и районах Башкортостана.

Михаил Васильевич Нестеров (6 (19) мая 1862, Уфа – 18 октября 1942, Москва) – русский и советский художник, иконописец, портретист, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). По легенде, в конце жизни Нестеров отказался писать портрет Сталина, хотя вождь дважды предлагал ему эту работу. Нестеров ответил: «Ваше лицо мне все меньше и меньше нравится».
Особенности творчества художника Михаила Нестерова: Художник старался избегать изображения бурных страстей. Говорил, что ему интересней всего «тихий пейзаж и человек, живущей внутренней жизнью».

Если бы нужно было одним словом описать творческий метод Нестерова, то это было бы слово «упорство». Свои картины он создавал подолгу, много раз переписывая даже, казалось бы, незначительную деталь. Часто оставлял работу и принимался за нее вновь, но уже на новом холсте. Когда писал «Видение отроку Варфоломею», то даже порвал первый вариант картины. Правда, нечаянно. Упал на холст, когда в сотый раз переписывал лицо отрока. Своими работами был редко когда доволен. Многие из картин уничтожил. При этом не был лишен тщеславия. Признавался, что любит приходить в Третьяковскую галерею, чтобы посмотреть реакцию публики на свои картины. И очень радовался, если посетители останавливались напротив его полотен. «Значит, есть в них что-то!» – говорил другу, художнику Турыгину.

Михаил Нестеров был православным. И в особый путь Руси веровал неистово. Вера и была главным побудительным мотивом для Нестерова при росписи храмов. Помимо Владимирского собора в Киеве, художник расписал храм Александра Невского в Абастумани (1899-1904), Марфо-Мариинскую церковь в Москве (1908-1911) и занимался росписью собора в Сумах (1913-1914). Примечательно, что его просили поработать над проектами, которые могли принести гораздо больше славы и денег. Причем просил не кто-нибудь, а члены царской семьи. Так, Нестерова приглашали расписать одну из русских церквей за границей и сулили хороший гонорар. Он отказался: ему эта работа не показалась интересной.
Две революции, которые пережил художник, не встретили его поддержки. Такие перемены совершенно не сочетались с консервативным мировоззрением Нестерова. Он не покинул Россию, потому что не видел себя вдалеке от родной земли. При этом ему пришлось полностью сменить амплуа. Он больше не писал символических полотен, показывающих, как Русь движется навстречу Христу. Но не работать не мог: полностью переключился на портреты. Его единственный портрет, еще связанный с любимой церковной тематикой – «Архиепископ» (1917). Причем в написании митрополита Михаил Васильевич продемонстрировал свой дар живописца, от которого часто открещивался, говоря: «Я не живописец. Я – художник».

Сайт: собор-уфа.рф

Рождество-Богородицкий храм — главный и самый большой православный собор Уфы. Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы относится к объектам историко-культурного наследия федерального значения.

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы построили в конце XIX — начале XX века на средства известного уфимского мецената Никифора Патокина. Собор возвели на одной линии с двумя другими церквями этого района — Сергиевской и Покровской.

В сентябре 1909 года преосвященный епископ Нафанаил освятил приделы храма Рождества Пресвятой Богородицы: южный придел — в честь Архистратига Михаила, северный — в честь Николая Чудотворца.

После революции в здании собора разместился госпиталь для больных и раненых, однако храм оставался действующим. Здесь служили священники-новомученики — Алексей Кулясов и Василий Лезенков.

В апреле 1934 года церковь закрыли, в храме разместили склады и самолетные мастерские. В 50-е годы храм перестроили — сняли главный купол и деревянный барабан (завершение колокольни). До 90-х годов здесь находился кинотеатр «Йондоз».

После возвращения собора Русской православной церкви начались работы по восстановлению храма: здание расширили, колокольню возвратили на прежнее место. Позднее в храме установили новые колокола и поставили мозаичные иконы, рядом с основным зданием появилась церковная лавка и часовня в честь святых мучеников.

Мавзолей Тура-хана

Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Описан в 1845 году В.С. Юматовым, исследован в 1976 году Е.Л. Хворостовой и в 1988 году Г.Н. Гарустовичем.

Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит. Размеры квадратного основания 6,6х6 м, толщина стен более 1 м. На высоте 1,8 м стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. Высота – 5,4 м. Имеет небольшой прямоугольный пристрой, который служил входом. Высота входа 2,5 м, ширина 1,5 м. По описанию В.С. Юматова 1845 года, в кровле была дубовая дверь с выступающей пяткой и штырем для укрепления в вырезах камня. В западной и южной стенах имеются арочные оконные проемы.

В шежере бурзянских, кыпчакских, усерганских и тамьянских башкир повествуется о том, что на горе Туратау на реке Белой находилась ставка Тура-хана. Документальных сведений о его личности не сохранилось, что дает богатую пищу для домыслов – вплоть до того, что он был потомком Чингисхана. Тура-хан был убит вместе с братом Басманом своим соперником – ногаем Алтакаром.

Археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Также найдены кости животных. Захоронение относится к раннемусульманским погребальным памятникам булгарского типа. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.

Оба мавзолея имеют статус памятников архитектуры федерального значения. Еще один известный мавзолей есть в Челябинской области – это мавзолей Кисяне в окрестностях Варны. Также известно кэшэнэ Бэндэбикэ в Максютово и мавзолей в Оренбургской области.

Стерлитамак

Стерлитамак – один из самых красивых городов Башкортостана, стал домом для 275 тысяч 800 жителей. Это второй после Уфы по численности населения, промышленному и культурному потенциалу город республики. Название города происходит от двух слов: Стерля – река, на которой расположен город, и «тамак», что по-башкирски означает «горло» или «устье». Географическое расположение Стерлитамака уникально: 4 реки (Стерля, Белая, Ашкадар и Ольховка) несут свои воды через весь город. Речка Селеук протекает близко к городу, что также дает повод связывать ее со Стерлитамаком. Город окружают горы-одиночки, называемые шиханами. Это – Юрактау, Куштау, Шахтау, Тратау. Находясь недалеко друг от друга, на правом берегу р.Белой, они представляют собой окаменелые рифовые массивы. Недра гор таят залежи каменной соли и известняка – сырья для соды, цемента, шифера и другой химической продукции, которую выпускают промышленные предприятия Стерлитамака. Гипс, песок и глина стали основой строительной индустрии города. Кроме того, это замечательное место для туристов и спортсменов.

Возникновение Стерлитамака тесно связано с введением государственной монополии на соль. В середине ХVIII в. на месте впадения рек Ашкадар и Стерля в реку Белую б


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.