Как приЦЕЛИться, чтобы попасть — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Как приЦЕЛИться, чтобы попасть

2022-09-11 24
Как приЦЕЛИться, чтобы попасть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УРОК ПЕРВЫЙ

Как я дошел до такой жизни

Как-то на моем тренинге "Как с успехом выступать публично" одна из участниц сказала обо мне примерно следующее: "Посмотрите на Радислава, ему сам Бог дал талант выступать перед людьми. Немудрено, что он делает это гениально. И кому, как не ему обучать этому мастерству!" Когда я это услышал, я невольно вспомнил фразу, сказанную одной из моих знакомых обо мне же: "Как он может обучать людей коммуникации? Ведь коммуникация - это как раз то, с чем у него большие проблемы".

Первая была права лишь отчасти. Вторая - полностью. Вы читаете строки, написанные человеком, рожденным с паническим страхом выступлений перед людьми. Да что там выступлений, заговорить с незнакомым человеком было непреодолимой проблемой. Когда я стал старше, я решил: так дальше не пойдет. Или я научусь это делать, или однажды, как великий артист, умру на сцене. Но не от полноты чувств, а от банального страха. Тем более, что как назло, мне по роду моей работы приходилось выступать регулярно. Я уже тогда понял, как много решает умение человека выступать перед теми, кто принимает решение. И еще я понял, как страх и неумение могут лишить нас замечательных шансов сделать лучше и интереснее свою жизнь. Тогда меня в первую очередь интересовало избавление от страха. Я и не подозревал, что выступая публично, можно испытывать удовольствие. Это пришло гораздо позже и стало приятным сюрпризом, своеобразной наградой за проделанную работу. На нее ушли годы, почти половина жизни.

За это время я понял, что значительная часть литературы по риторике написана людьми, которым я не доверил бы даже выступление с тостом на вечеринке ближайших друзей. Я обнаружил, что то немногое, чему нас учили, часто не стоит и ломаного гроша. Оно просто не работает. Оно не дает эффекта. И в этих горах мусора я иногда находил маленькие прозрачные камешки - приемы и методики, позволяющие вырасти в хорошего оратора. Моя собственная практика явилась процессом их очистки и огранки. Таких камешков у меня собралась небольшая шкатулка. Теперь на моих тренингах и в книгах я делюсь ими с теми, кто этого хочет. Вряд ли бы это смог бы сделать гений общения. Он выходит, произносит что-нибудь и все замолкают. Но он не знает - почему это произошло. Что он сделал такого? - он не знает. И, соответственно не может этому научить. А я знаю. И научить могу. Потому что учился этому сам.

Этот путь, конечно, не был сплошным удовольствием. Часто приходилось ломать себя. Иногда я говорил себе: "Стоп, хватит. Ты же видишь - не дано. Займись чем-нибудь другим. Не морочь себе голову!" Но проходило время и я, усвоив полученный опыт, снова брался за дело. И так год за годом. Когда я говорю об этом, я вспоминаю Дикуля, который долгие годы потратил на то, чтобы оправиться от страшной травмы, после которой врачи приговорили его к пожизненному параличу. Сейчас он - известный силач. И основываясь на своем опыте, он создал систему упражнений, позволяющую любому, уже не делая ошибок и не страдая, прийти к такому же результату.

Я намеренно почти ничего не говорю, каких жизненных успехов может добиться умелый оратор. Это и так понятно. Для меня важно другое - удовольствие. Мы так много в жизни делаем ради удовольствия. Мы за него платим. Мы за него многим жертвуем. Почему бы не позволить себе получать удовольствие и от выступлений перед публикой? Любой публикой. На собраниях и совещаниях, на поминках и свадьбах, на концертах и пресс-конференциях, по телевидению и по радио, с трибуны и с места, стоя, сидя, лежа, снизу и сверху, сзади и спереди. Это сложно? Это здорово!

И самое важное: при отсутствии чувства юмора читать этот материал не рекомендуется.

Прелюдия

Вы спросите меня: "При чем здесь Камасутра?" Отвечу. Все, чему мы обязаны успехом публичного выступления, обусловлено биологическими установками человека. Публика реагирует на оратора, повинуясь не голосу разума, а, в основном, инстинктам. Специалисты подтверждают: наш успех у сидящих в зале на 60 % зависит от того, как мы смотримся, на 30 % от того, как мы говорим, и лишь на 10 % от того, что мы говорим.

Похоже выглядит ситуация, когда встречаются он и она. И она реагирует так же. Разве нет? Мало того. Оратор вступает с публикой в своего рода интимные отношения. И как в любых интимных отношениях, здесь есть ряд секретов, обеспечивающих наибольшее удовольствие сторонам. В этом вы сможете убедиться, прочитав все, о чем я пишу на этих страницах. Мало того, все, что мы делаем, выступая перед аудиторией, во многом схоже с тем, что мы делаем в любви. И делаем точно так же. Судите сами: чтобы убедить публику - нужно сначала ей понравиться, желательно, сделать ей комплимент. И затем она примет информацию гораздо благосклоннее. Вы пробовали уговорить девушку, оперируя статистическими данными? Каковы в этом случае ваши шансы? Может, лучше использовать особый взгляд, шепнуть что-нибудь нежное, необычное. Многие пришли к этой мысли самостоятельно, без моей помощи. И блестяще выступают.

А композиция речи - чем не композиция интимной связи? Сначала вы говорите: "Рад вас видеть". Это первые ласки. Потом вы смотрите тепло и доброжелательно и поглаживаете: "Я давно мечтал выступить перед такой замечательной публикой!" Постепенно наращивая эмоциональный накал, вы (если вы хороший оратор) заставляете публику вздыхать и ахать, затаивать дыхание и вскрикивать. Вы умело ведете к кульминации, и когда она происходит, публика содрогается, она готова на все. Но нельзя ее сразу оставить наедине со своими переживаниями. Побудьте с ней еще немного. Приласкайте на прощание: "Мне было очень приятно провести с вами эти полчаса", - и говорите еще что-нибудь, что будет ей приятно. Если вы сделали все правильно, публика ваша. Позднее, правда, возникает новая проблема: как теперь от нее отвязаться. Но это уже совсем другая история.

Публику можно очаровать. Публику можно соблазнить. Публику можно изнасиловать. Разве нет? Публику можно влюбить в себя. И еще: в нее можно влюбиться. Это правда. Я сам влюблялся много раз. И много раз изменял с другой публикой. Иногда публика изменяла мне с другим оратором. И тогда я наблюдал за ним: что он делает не так, как я, чем он ей интереснее? Что я могу сделать такого, чтобы снова отбить ее у него? Я находил. Я делал это. И иногда возвращал неверную. Мне есть, что вам рассказать.

Исходное положение

Часто по неопытности мы недооцениваем значение правильной ораторской позы, а напрасно. Тут дело не только в том, как мы смотримся, но и в том, что мы чувствуем. Не секрет, что все мышцы человеческого тела связаны с определенными участками коры головного мозга. Это мозг отдает команды нашим мышцам к сокращению. Если нам страшно, мы сжимаемся, плечи поднимаются вверх, мы делаем шаг назад. Если нам весело, мы вплескиваем руками, закидываем голову. Если мы чувствуем агрессивность, мы подаемся вперед, выпячиваем подбородок и так далее. Не так ли? Но эта связь носит двусторонний характер. Если мы сокращаем определенные группы мышц - мы можем вызвать соответствующие чувства. При плохом настроении попробуйте улыбаться через силу минут пять. Скоро вы обнаружите заметное улучшение состояния. Другой пример. Мусульмане едят, сложив ноги по-турецки. Из этой позы невозможно побежать. Эта поза - сигнал мозгу: "в Багдаде все спокойно, мне ничего не грозит, я расслаблен". И мозг может сосредоточиться на усвоении поступающей пищи. Надо ли говорить, что желудок европейца принимает пищу с большим трудом, поскольку обладатель желудка ест сидя на стуле, практически, в позиции "низкого старта". Какие сигналы тут получает мозг, сами посудите?

Итак, какой должна быть правильная поза, чтобы это не только хорошо смотрелось, но и посылало нашему мозгу нужные сигналы? Расставим ноги таким образом, чтобы между каблуками было сантиметров 20 - 25, носки слегка раздвинем, одна нога выставлена чуть вперед (толчковая сзади), упор неодинаков на обе ноги и в наиболее выразительных местах речи он делается на носок, а не на пятку, колени гибки и податливы. Таким образом, центр тяжести смещен немного вперед. Плечи опущены и расслаблены. Спина прямая. Голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Если есть скованность в каком-либо отделе, нужно сделать расслабляющие движения. Прекрасно! Это именно та поза. Классическая.

Это не означает, что вы не можете допускать движений или должны стоять, не меняя позы. Совсем нет. Вы можете двигаться как вам нужно и удобно, но эта поза будет вашим, как говорят в гимнастике, исходным положением. С нее вы начинаете, ею заканчиваете, к ней возвращаетесь в ходе выступления. Вспомним балетного танцора. Он совершенно четко занимает ту же позицию, только в гипертрофированном виде. Что бы он ни делал, прежде чем приступить к новой фигуре, он возвращается к одному и тому же положению.

Что нам дает такое положение? Что наше тело говорит нашему мозгу? "Я спокоен. Я уверен в себе и своих силах. Я знаю толк в том, о чем говорю". Важно постоянно следить за центром тяжести. Если он перенесен вперед - это позиция активного человека, готового сделать шаг вперед, настроенного доминировать. Если же мы смещаем центр тяжести назад - это становится позицией человека, готового отступить (и в физическом смысле, и отступить от своих взглядов), человека неуверенного, настроенного подчиниться. И неведомым образом эти сигналы транслируются не только на наш мозг, но и на публику. Кстати, поза очень влияет на голос, интонацию, темп речи. Все это вместе создает нужное впечатление. Потренируйтесь. Найдите то положение, которое вам комфортно. Попробуйте выступить из этой позиции. Почувствуйте разницу.

Но не переусердствуйте, не станьте стойким и неподвижным оловянным солдатиком. Если вы неподвижны, всякому нормальному слушателю трудно внимательно следить за тем, что вы говорите. Неподвижный оратор - невнимательная публика. Во время выступления вы должны двигаться. Это показывает, что вы живой человек и у вас огромный запас энергии. Это приковывает внимание слушателей: когда вы двигаетесь, они вынуждены следить за вами глазами. И, наконец, двигаясь, вы снимаете напряжение. Кстати, и во время движения не забывайте о классической позе. В ней можно ходить, в ней можно сидеть, поворачиваться и наклоняться. Следите при этом, чтобы движения ваши были раскованными и свободными.

Как начать?

Некоторые малоопытные ораторы начинают выступление без обиняков, сразу с главного. Так не пойдет. А разогревать публику кто будет? Вступительная речь минут на 10 необходима. У нее скорее задача задать эмоциональную тональность, чем снабдить информацией. Относитесь к этому соответственно.

В этом смысле самой важной является первая минута выступления. То, как она прошла, и определит ход всей речи. Я убеждался в этом много раз. Хотите проверить - поэкспериментируйте сами.

Не бросайтесь в бой сразу, тем более, что это не бой. Сделайте паузу, соберите взглядом взгляды слушателей. И только после того, как все умолкнут, перестанут ерзать и кашлять, начинайте говорить. Это хороший тест на прочность нервной системы.

Первая фраза всегда должна содержать приветствие. Оно не должно быть формальным. Если Вы - не Филипп Киркоров, слушатели, скорее всего, видят вас первый раз в жизни. Они вглядываются в вас, составляют о вас свое мнение. Непременно дайте им понять, как вы рады, что они здесь. Скажите им это прямо, с первых же слов. "Я давно ждал этого момента:" и т. п.

Часто речь выступающего создает впечатление, что она адресована учащимся школы для умственно отсталых или инопланетянам. Если ваши слушатели не те и не другие - говорите с ними обычными словами. Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. Не забывайте ни об одном из слушателей. Часто можно услышать рекомендацию обращаться на протяжении всего выступления к одному, избранному вначале, слушателю. Не думаю, что ему это понравится. Вам бы, на его месте, понравилось? Действительно, поначалу в зале есть некоторое напряжение. Произносить первые слова можно глядя на того самого, симпатичного вам слушателя. Но как только вы увидите его доброжелательный ответный взгляд, нужно перевести своей взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале станет теплее. Вот так.

Первые фразы называют зачином. Зачином может служить обращение непосредственно к интересам собравшихся, оригинальная цитата, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос, или цепочка вопросов, прием сопереживания ("недавно я стал свидетелем такого разговора:", или "когда я шел на сегодняшнюю пресс-конференцию..."), шутка или остроумное замечание. Другой беспроигрышный вариант - заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этого события и т. п. Можно рассказать и анекдот. Но только по теме и приличный.

Чем плотнее, тем лучше

Лучше, если маленькое помещение совершенно заполнено, чем наполовину пустое большое. Большое количество сидящих далеко друг от друга слушателей не позволяет создать в зале нужную атмосферу. Специалистами отмечен такой феномен, как эмоциональное заражение. Публика в зале ржет над анекдотом заметно активнее, чем отдельно взятый гражданин. Припомните, кстати, не бывало ли с вами такого, что в компании вы весело хохотали над шуткой, а потом переспрашивали соседа о последних словах, которых вы не расслышали. Это и есть эмоциональное заражение. Но фокус в том, что этот синдром работает только в том случае, если люди сидят (стоят) плотно друг к другу. То же касается праведного гнева и других чувств, которые вы хотите пробудить в аудитории. Дружески пригласите сидящих на "галерке" пересесть вперед. Лучше, если это сделает ведущий. Вероятно, в первые секунды никто не шевельнется. Будьте вежливы, но настойчивы. Стоит первому засопеть и завозиться, как сработает "стадное чувство" и все потянутся к первым рядам. Проверено.

Вам, кстати, выступать будет значительно легче. Валерий Леонтьев в интервью как-то сказал, что одно пустое место в зале отнимает у него энергии больше, чем сотни заполненных. Поэтому лучше для выступлений перед небольшой аудиторией выбирать небольшие залы. Если есть возможность убрать пустующие кресла - лучше это сделать. Тут есть еще один дополнительный эффект. Не очень приятно и сидящему в зале видеть пустые стулья. Он часто чувствует себя ослом, пришедшим послушать то, что другим, видимо, не интересно. Убрав же пустые места, вы создаете ощущение аншлага. А присутствовать на аншлаговых представлениях гораздо больше льстит самолюбию собравшихся.

Создайте уплотнение, дружески пригласив сидящих на галерке пересесть вперед (в театре передние места самые дорогие). Но если и теперь в большом зале занята только пара рядов, то не выражайте свое разочарование словами о плохом посещении. Никогда не наказывайте явившихся за отсутствующих. Наоборот, с небольшим числом слушателей обращайтесь особенно дружелюбно.

В следующем номере мы обсудим: что делать руками, как преодолеть священный трепет и когда показывать самое красивое.

УРОК ВТОРОЙ

Что делать руками?

Следите, чем заняты ваши руки. Говорят, у одного адвоката было 35 костюмов, но ни в одном не было карманов. Он не хотел искушать себя.

Вообще, держание рук в карманах - интересная тема. Мне всегда проще давать рекомендации держать или не держать руки в карманах конкретному человеку. Здесь нет общих правил и если заставлять оратора двигаться противоестественным для него способом, можно многое нарушить в его коммуникации. Однажды я рекомендовал одному из клиентов, с которым проводил индивидуальную работу по подготовке к выступлению на конференции, держать левую руку в кармане брюк в определенных местах речи. Это нужно было сделать по двум причинам: сформировать у него самого ощущение непринужденности и отсечь нефункциональные движения кистью. Этим мы также компенсировали статусный и возрастной недолет по отношению к другим участникам конференции.

Для меня важным показателем являются собственные ощущения человека. На тренингах и при индивидуальных занятиях я всегда спрашиваю: "Что Вы чувствуете? А здесь? А здесь? А общие ощущения какие? Скорее комфортно или скорее некомфортно? А так? Лучше?" - и так далее.

Я сам довольно часто держу руку в кармане, когда говорю перед публикой. Однако есть ситуации, когда это неприемлемо. Все зависит от характера мероприятия. Этого нельзя делать, когда вам вручают правительственную награду, когда вы зачитываете некролог и когда поздравляете молодоженов. Этого нельзя делать в самом начале речи и в финале. Этого нельзя делать, если у вас нет карманов. Не сомневаюсь, что вы и самостоятельно можете определить ситуации, когда этого не следует делать ни при каких обстоятельствах.

Впрочем, и это еще не все. Если ситуация позволяет и вы руку в карман запустили, не пихайте ее слишком далеко. И Боже вас сохрани начать там что-нибудь вертеть! Вы же знаете, что движущиеся объекты обращают на себя наше внимание в семь раз сильнее, чем статичные. Можете себе представить, куда будут направлены глаза собравшихся?

Теперь о жестикуляции. Она также индивидуальна. Но это не значит, что нам нечего о ней сказать. Вспомните кинематограф начала ХХ века. Как вы думаете, почему актеры так гримасничали и заламывали руки? Почему у них был такой нелепый грим? Почему их движения были такими гипертрофированными? Да потому, что в кино снимались театральные актеры! А в театре того времени сцена была освещена гораздо слабее, чем теперь, и чтобы передать свои эмоции, необходимо было двигаться и мимикрировать именно так. Иначе зрители просто ничего не увидели бы. Это подсказка для нас с вами. Пусть сегодня освещенность того места, с которого вы будете выступать, и неплохая. Но учтите расстояние и отвлекающие факторы. Чтобы удержать внимание слушателей и сделать жесты сильным вспомогательным средством, вам придется жестикулировать гораздо активнее, чем в обычной жизни. Этот абзац невредно прочитать даже жителям южных городов. Им жестикуляции, конечно, не занимать. Но здесь возникает вопрос амплитуды. Мы привыкли жестикулировать в ограниченном пространстве прямо перед собой. Это применимо в ситуациях индивидуальной коммуникации, но будет мало замечено большой аудиторией. Вам придется теми же жестами охватить пространство над головой, и на полметра вправо и влево. Не бойтесь быть смешными, публикой в большом зале подобная жестикуляция воспринимается как адекватная.

Следите, чтобы всякий жест, который вы начинаете, раскрывался полностью. Если повели рукой вправо, она должна распрямиться полностью, во всех суставах. Выпрямить нужно и кисть и каждый палец. Это говорит публике о вашей открытости. Как-то я отсмотрел мотивирующие кассеты, записанные Владимиром Довганем для дистрибьюторов его компании. В этих фильмах он неплохо говорит, прекрасный темп и визуальный ряд, все происходит энергично и здорово. Активная жестикуляция. Но: При каждом жесте ладонь остается согнутой почти в кулак. Впечатление, что там в руке что-то есть, чего мы не видим. Даже у меня создалось впечатление, что Довгань чего-то недоговаривает. Так ли это - трудно сказать, но впечатление было. У меня - осознанное. У многих других, посмотревших эти же кассеты - неосознанное. Но было. Я спрашивал. Видите, как мелкая деталь может разрушить всю блестящую аргументацию.

Скованная жестикуляция - проблема распространенная. Как правило, это следствие зажима, вызванного волнением. Но есть и другое проявление зажима - излишняя моторика. Говорят, что актриса Неелова во время выпускного спектакля в театральном вузе от волнения так активно двигалась, что упала со сцены. Главное отличие жестикуляции, вызванной волнением - ее нефункциональность. Движения, как правило, резкие и ни к селу, ни к городу. Это сопровождается блуждающим взглядом, бледностью лица и прерывистым дыханием. Все это с потрохами выдает ваше волнение и неуверенность.

Впрочем, у нефункциональной жестикуляции есть еще одна причина. Бывает так, что мы совершаем непонятные движения пальцами опущенных рук, изображая осьминога. Делаем неожиданные выпады влево-вправо-вперед-назад, будто посаженная на цепь дворняга. Я говорю в таких случаях: тело просит движения. Необходимо эту потребность реализовать. Нужно просто начать двигаться осознанно. Со временем жестикуляция и любое движение по сцене станут автоматическими, на автопилоте. Но поначалу я советую отрабатывать жестикуляцию, мимику и движения, заучивать их наизусть.

Чтобы покончить с этой темой, я дам упражнение для отсечения нефункциональной жестикуляции (если она у вас проявляется в хронической форме). Для этого нам понадобятся: вы сами, большое зеркало, Большая советская энциклопедия (тома 14 и 26). Встаньте перед зеркалом, держа в левой руке четырнадцатый том, а в правой - двадцать шестой (не перепутайте!). Теперь произнесите заготовленную речь. Время от времени вы будете делать жесты то одной, то другой рукой. Это как раз жестикуляция функциональная. Остальная отпадет сама собой.

Волнение мешает начать?

Я получаю много писем с вопросом о том, как справиться со стартовой лихорадкой. Если в теме письма значится: "Спасите!", "Помогите!", "Караул!!!", "На Вас одна надежда!", так я сразу знаю - речь пойдет о том, что автор не может справиться с переживаниями перед выступлением. Знакомая проблема? Впрочем, я не знаю ни одного человека (включая и себя), кто совершенно не испытывал хотя бы легкого волнения. Мы же говорим об избыточном волнении, парализующем память и речь, жестикуляцию и мимику. Пожалуй, преодоление одного только этого страха позволило бы сотням и тысячам выступать успешно и с удовольствием.

Сначала выясним природу волнения. Что это такое? Это всего лишь комплекс биохимических реакций, характеризующийся выбросом адреналина в кровь. А что дает адреналин в крови? Улучшает реакцию, кровоснабжение (в том числе коры головного мозга), появляется блеск в глазах (увлажнение слизистой глаза), румянец на щеках и так далее. И кто-то предлагает бороться с волнением?! Да это как раз то, что необходимо блестящему оратору, чтобы произвести неизгладимое впечатление! Это та энергия, которая передается слушателям и заставляет их ерзать на сиденьях, немного привскакивать в местах наибольшего накала. Адреналин - наш союзник, дорогие ораторы!

Но: повторю: сейчас речь идет об ИЗБЫТОЧНОМ, парализующем волнении. Адреналина в нашу кровь поступает слишком много. Это потому, что современный человек боится публичного выступления больше всего на свете, кроме смерти, как ни странно (были проведены соответствующие исследования). Поэтому организм и вырабатывает адреналина почти столько же, сколько и при смертельной опасности. Можете себе представить, что наша психика перед выступлением испытывает почти такой же стресс, как в минуты, когда мы стоим на поле боя под пулями, когда на нас несется поезд, или когда мы балансируем на краю крыши небоскреба. Таким образом, одна из наших главных задач - снизить субъективную значимость предстоящего выступления и снять первобытный страх смертельной угрозы. Поговорим о тактических мерах.

Примем как факт, что от волнения избавиться невозможно, Вы и сами это хорошо знаете. И не нужно, как мы договорились. Не стоит принимать успокоительное!!! Оно ухудшает реакцию и делает работу мозга вялой. Темп вашей речи будет неприемлемым. Энергетика ниже ватерлинии. Волноваться, может, вы и будете меньше, но эффект выступления от этого только пострадает. К тому же, мы с вами - мыслящие существа, договоримся, что все, чего можно достигнуть без применения препаратов, будем делать без них. То есть - все.

К тому же, помните вступительные экзамены в институт? Стоит вам начать говорить, сразу станет легче. Впрочем, есть несколько упражнений, позволяющих хотя бы дожить до собственного выступления:

1. Сидя в ожидании, пока вас объявят, опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол... Представили? (Молодые девушки норовят представить у себя невероятной длины ноги, но это совсем другое.) Теперь то напряжение, которое вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте, как оно уходит. Не слишком увлекайтесь, вас уже зовут второй раз...

2. Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие. Красноречивого объяснения наука пока не дает. Астрологи трактуют это так: планета Меркурий управляет в теле человека кистями рук, а также коммерческими способностями и речью. Разминая руки, мы активизируем Меркурий, соответственно активизируется и речь. Надеюсь, я ничего не напутал.

3. Перед выступлением не сидите, скрестив ноги!

4. Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, только без свидетелей!

5. Вообразите, будто бы сидите в пальто и чувствуете его тяжесть на своих плечах. Вспомните, как ведет себя наше тело, когда мы боимся. Мы наклоняем голову вперед и поднимаем плечи, будто готовимся к подзатыльнику. Поскольку связь мозга и мышц тела носит двусторонний характер, мы, воздействуя на тело, меняем и свои эмоции. Опустите плечи, поднимите подбородок, выпрямите спину. У вас должна быть осанка спокойного и уверенного в себе человека.

6. Подвигайте челюстью взад-вперед.

7. Подышите глубоко с выпячиванием и втягиванием живота.

ВАЖНО: всегда делайте одни и те же упражнения одинаковое количество раз.

Причиной стартовой лихорадки в большинстве случаев является недостаток уверенности в себе. Это опасение оказаться несостоятельным и не получить признания большинства. Следствием является психический стресс и нервный срыв. Чтобы этого не произошло:

1. Мы готовимся к речи основательно, насколько это возможно.

2. Во время пробной речи полностью ставим себя в реальную ситуацию.

3. Мы просим пару хороших друзей сесть впереди в зале. Когда видишь перед собой людей, которым доверяешь, то чувствуешь себя увереннее.

4. Перед началом речи снимаем напряжение. Полезно позволить себе немного праздности, можно использовать занятия, действующие, как отдых. Не забывайте прогулки. Но есть надо мало! Алкоголя не нужно совсем. Особенно если вы - начинающий. Сделайте двадцать глубоких вдохов.

5. Непосредственно перед началом речи мы говорим подчеркнуто медленно и спокойно. Субъективное время выступающего и слушающего не совпадает. У вас во время выступления все процессы в организме идут быстрее и ваша речь для вас - нормальна. Публике же кажется, что вы тараторите. А это читается аудиторией, как признак неуверенности и желания поскорее избавиться от этого кошмара. Если же вы часок перед речью будете говорить, как мальчик с задержкой умственного развития, то под действием этого эталона субъективное время выровняется.

Неадекватная стартовая лихорадка - совершенно нормальная промежуточная стадия для любого начинающего оратора. Опыт учит, что она медленно, но постепенно ослабевает по мере увеличения речевой практики. Утешьте себя этим и практикуйте постоянно.

И главное: вы идёте к публике, чтобы помочь ей. С чего вы взяли, что можете позволить ей себя оценивать? Даже если вы на экзамене. Скажите себе: "Я - хозяин зала. Добрый, но справедливый!"

С этим тезисом смыкаются еще два упражнения. Первое называется "Кто в клетке?". Просто поймите, что не на вас пришли смотреть зрители, как в зоопарк, а вы идете смотреть, как они себя будут вести. Напоминайте себе об этом в ходе всего выступления. Наблюдайте за ними, подмечайте забавные моменты.

А теперь упражнение из арсенала спецслужб. Если в зале предполагается присутствие значимых для вас персон, нет ничего лучше приема "Зайчики". Минут на пять закройте глаза и представьте, что выступать вам предстоит не перед людьми, а перед настоящими зайчиками. Беленькими такими, пушистыми, с розовыми губками. И настройтесь на то, что если зайки себя будут хорошо вести, вы будете добры к ним. Но если какой-нибудь попрыгайка станет мешать вашему выступлению, вы его прямо на сцене отшлепаете по розовой попке. Потом он будет сидеть в зале и горько плакать от боли и стыда, закрывая глазки пушистыми ушками. А остальные зайки притихнут и не посмеют пикнуть, пока вы на сцене. Представьте в деталях.

Предвижу вопрос насчет рекомендации представить сидящих обнаженными, приводимой у Рона Хоффа и других авторов. Мой ответ таков: за подобную рекомендацию я возобновил бы практику сжигания книг на площадях. По двум причинам. Если кому-то из вас приходилось видеть сон, в котором вы были обнажены при одетых людях, вы помните это ощущение неловкости. Если мы выступаем и используем этот прием, мы подсознательно переносим этот ощущение на зрителей. А неловкость, это не то ощущение, которое нам нужно при выступлении. И второе. Что-то неуловимо подсказывает мне, что тема обнаженного тела как-то связана с темой секса. Таким образом, моделируя картинки обнаженных людей, мы возбуждаем деятельность тех центров коры головного мозга, которые связаны с продолжением рода. Это один из корневых инстинктов и импульс будет очень сильным (хотя внешне вы этого не заметите). Таким образом, активизируются совсем не те участки коры головного мозга, которые нам нужны, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Логично?

И еще. Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает многие барьеры перед выступлением. Чтобы их преодолеть, сосредоточьтесь на своем ощущении и скажите вслух: "Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать. И они хотят это услышать от меня!"

УРОК ТРЕТИЙ

Когда показывать самое красивое?

Как вы знаете, зрительный нерв человека в 50 раз толще слухового. Что делать оратору, обладающему этой информацией и головным мозгом?

Выступая перед аудиторией, обязательно придумываем, что ей можно показать. Сам объект, его копии, изображения, схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии, карты и так далее. Визуальные вспомогательные средства вносят в ход выступления разнообразие, позволяют удерживать внимание, повышают запоминаемость.

Сейчас весь цивилизованный деловой мир использует мультимедийные проекторы. Они стоят сумасшедших денег, но в каждом городе есть места, где их можно взять напрокат. Весь материал готовится в программе "Power Point" или аналогичной. Фотоснимки сканируются и обрабатываются. Это несложно. Если ваш интеллектуальный уровень позволил вам подготовиться к выступлению, то и это получится без труда. Изображение получается четким, смена кадров управляется компьютером. Зрелище впечатляющее. Впрочем, и обычный слайдпроектор не устарел. И оверхед (кодоскоп) годится. Все это называется визуальной презентацией. Но, подбирая материал для нее, располагайте его таким образом, чтобы последовательность зрительных образов обеспечивала повышение эмоционального напряжения (в хорошем смысле слова). Только не затемняйте при этом помещение полностью: оставьте собравшимся возможность что-то записывать.

Изображения комментируйте кратко и точно, связывая текстом одну картинку с другой. Нельзя сначала показывать картинки, а потом делать доклад. Должно быть все наоборот. Или параллельно. После того, как показаны картинки, самый хороший доклад воспринимается тяжело. Слово - плохой конкурент изображению.

Нужно тщательно продумать технические детали. И провести репетицию с использованием всей техники (микрофоны, проекторы, музыка и т. д.). Технические сбои всех видов вызывают раздражение публики. Многие из нас были свидетелями таких случаев: только хотят показать слайды, как выясняется, что соединительный шнур слишком короток, проекционный аппарат установлен слишком далеко, изображение не соответствует экрану, три слайда вставлены неправильно и различить изображение можно только стоя на голове, нельзя найти выключатель света и т. д. Присутствующим в этих случаях не до смеха. Особенно докладчику.

Некоторые докладчики начинают обстоятельно заниматься наладкой аппаратуры уже после приветствия. Знакомо? Следует все обдумать заранее. Необходимо также провести прогончик: как действует договоренность с помощником о последовательности показа слайдов, включении/выключении света и т. д. Можно договориться об условных сигналах. Этого я за вас не сделаю, придумайте сами.

Наглядные материалы предъявляются только тогда, когда они нужны. Нельзя их развешивать или проецировать на экран заранее. Сразу убирайте то, о чем уже сказано.

Безусловно, если есть возможность показать сам объект - замечательно. Но и здесь не обходится иногда без курьезов. Мне приходилось принимать участие в подготовке презентации аппаратуры марки "Motorola". Организаторы привезли огромный надувной пейджер. Он не поместился в помещении, и его пришлось выставить в саду. Он полностью оттянул на себя внимание собравшихся, но это было в те годы, когда у нас о пейджерах (биперах) еще и не слыхивали. На законный вопрос участников: "А что это?" - несчастные организаторы пытались ответить: "Ну, это пейджер, это такая маленькая штука". Короче, у публики осталась твердая убежденность, что пейджер - это "большое надувательство". Занятно, что у организаторов не нашлось ни одного настоящего прибора.

Я всегда рекомендую отказываться от трибуны. Наибольшее влияние на аудиторию, как мы выяснили, оказывает то, что она видит. Выступая за трибуной, вы лишаете себя возможности воздействовать на нее по основному каналу - визуальному. К тому же, за трибуной вы не можете двигаться, а статичные объекты, как мы уже говорили, привлекают внимание любого смотрящего в 7 раз меньше, чем движущиеся. И еще. Очень важно, какие ассоциации у публики связаны с тем местом, откуда вы выступаете. Если с этой же трибуны в течение нескольких часов звучали занудные и бездарные доклады, вам будет очень сложно сломать выработанный у публики стереотип нудного докладчика. За трибуну стоит становиться, если перед вами оттуда прозвучал блестящий доклад, в ходе которого в зале царило оживление. И то, в ходе выступления стоит начать перемещаться.

Если показать что-то возможности нет, строим свою речь таким образом, чтобы вызвать картинку перед ВНУТРЕННИМ взором публики. Описываем красочно, используя глаголы ВИЗУАЛИЗАЦИИ. Выглядит это, примерно, так: "Представьте себе, как:", "Давайте рассмотрим следующие:", "Давайте взглянем на это иначе:", "Если присмотреться к этой проблеме пристальнее:". При этом жестикуляция должна быть активнее. И не просто активнее. Она должна способствовать созданию воображаемых картин. Я это называю жестикуляцией визуализации. Если вы, например, говорите: "Только представьте: в прошлом году показатели составили 20 000 единиц, в нынешнем - 40 000, то в следующем мы ожидаем роста до 100 000 единиц", - то эти слова вы сопровождаете не просто маханием руками, а показываете пантомиму, обозначая высоту воображаемого столбика в 20 000, затем в 40 000, и в конце еле дотягиваясь, обозначаете столбец в 100 000. Понятно? Проверим. Прямо сейчас сопроводите жестами визуализации следующие фразы: "Давайте представим, как был пройден наш путь от маленькой семейной фирмочки до гигантской корпорации", "Поезд движется из пункта А в пункт Б", "Через первую трубу в бассейн вода вливается, через вторую выливается". Получилось? Молодцы!

Хотите еще больше увеличить визуальный эффект? Тогда насыщайте свою речь еще и глаголами движения. Именно они превращают разрозненные картинки в анимацию. Сейчас я покажу, как привычные фразы из фотокарточек мо<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.