Создание государства диктатуры пролетариата и социально-экономическое законодательство Парижской коммуны — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Создание государства диктатуры пролетариата и социально-экономическое законодательство Парижской коммуны

2022-09-11 57
Создание государства диктатуры пролетариата и социально-экономическое законодательство Парижской коммуны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ночь на 18 марта 1871 г. отряд правительственных войск попытался захватить пушки парижской Национальной гвардии, приобретенные на средства, собранные трудящимися. Это должно было явиться первым шагом на пути разоружения рабочих. Но неожиданное нападение не удалось. Солдаты, отказавшись стрелять в горожан, стали брататься с народом. Правительство и высшая бюрократия в панике бежали в Версаль. Вслед за ними из революционной столицы ушли вконец дезорганизованные войска. Власть в городе оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии. Существенной особенностью событий 18 марта явилась их стихийность. Поражение в войне с Германией, резкое ухудшение и без того тяжелого положения народа, неспособность правящих кругов справиться со сложившейся в стране ситуацией, наконец, попытка открытого военного подавления — все толкнуло трудящихся Парижа на восстание, вручившее власть столичной Национальной гвардии, состоящей в основном из рабочих. К парижскому пролетариату примкнула городская мелкая буржуазия, положение которой в то время было весьма тяжелым. Перед восставшими встала задача учреждения новой власти. Некоторые ее важные элементы уже действовали. Национальная гвардия являлась единственной военной силой в Париже. В первые же дни восстания были разгромлены полицейская префектура и отделения полиции в городских округах. Функции внутренней охраны города выполняли специально выделенные батальоны Национальной гвардии. Был и руководящий орган новой власти — Центральный комитет Национальной гвардии.
Центральный комитет Национальной гвардии принял решение о проведении всеобщих прямых выборов в высший представительный орган власти — Совет Парижской Коммуны. В результате выборов, состоявшихся 26 марта, подавляющее большинство депутатов Совета составили рабочие или признанные представители рабочих.


Социально-экономическое законодательство парижской коммуны.
Было принято решение об отделении церкви от светской власти. Коммуна приняла меры, направленные на улучшение социально-экономического положения наименее состоятельных слоев городского населения. Наиболее нуждающимся были выданы денежные пособия, отсрочен взнос квартирной платы, движимое имущество на сумму до 20 франков, заложенное в ломбарде, безвозмездно возвращалось собственникам, запрещались штрафы и вычеты из заработной платы. Одновременно Коммуна опубликовала программный документ относительно основных принципов предлагаемого государственного строя Франции—Декларацию к французскому народу (19 апреля 1871г.). Оставаясь единой демократической республикой, Франция должна была предоставить гражданам всей страны право создавать автономные коммуны, организованные по типу Парижской. Правомочия отдельной коммуны могли быть ограничены только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых обеспечивал единство страны. К ведению каждой коммуны относились:

· вотирование местного бюджета;

· управление местным имуществом;

· организация собственного суда, полиции и национальной гвардии;

· образование.

 

Неотъемлемым правом граждан коммуны объявлялось их участие в ее делах путем свободного выражения своих взглядов и свободной защиты своих интересов, а также полная гарантия свободы личности, свободы совести и труда. Должностные лица, выборные или назначенные после победы по конкурсу, должны находиться под постоянным общественным контролем и могут быть отозваны.

69. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 г.

Третья республика была провозглашена 1870 г., но только в 1875 г. оформлено конституционно. Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Палата депутатов избиралась прямым всеобщим голосованием. Женщины и военнослужащие участия в выборах не брали. Сенат избирался представителями органов местного самоуправления. Главой исполнительной власти считался президент. Фактическим главой правительства, как органа исполнительной власти, был премьер-министр. В первые годы существования республики в парламенте преобладали монархисты. На выборы 1876 г. республиканцы завоевали большинство в палате депутатов и постепенно устранили монархистов от власти. В 1879 г-под давлением республиканцев ушел в отставку президент Франции маршал Мак-Магон, известный своими симпатиями к монархистам. На его место был избран республиканца Жюля Греви.
Правительство республиканцев провел ряд важных реформ. В 1880 г. была провозглашена амнистию участникам Парижской коммуны,1881 принят закон о свободе печати и проведения собрания, а также закон об образовании всех детей в возрасте от 6 до 13 лет. Законом 1884 г. позволил свободную деятельность профсоюзов и организации забастовок, было ограничено использования детского труда. Руководители Третьей республики считали себя продолжателями дела французской революции 1789 г. От нее Третья республика унаследовала государственный трехцветный флаг, национальный гимн "Марсельезу", национальный праздник 14 июля - день взятия Бастилии.
Важной особенностью политической системы Третьей республики была многопартийность. В конце XIX ст. в политической жизни Франции главной проблемой стала борьба между республиканцами и монархистами. Последние течение 70-90-х гг. стремились дискредитировать республиканскую форму правления, используя как легальные, так и нелегальные методы борьбы, восстановить монархию во Франции. В течение указанного периода Францию сотрясали политические кризисы, самыми известными из которых были дело Буланже, Панамский скандал, дело Дрейфуса.
Конституционные законы 1875 г. Было принято три основных закона, которые в совокупности и составили новую Конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената и Закон об отношениях государственных властей. Конституционные акты определяли структуру и компетенцию отдельных высших органов государственной власти. Президент избирался на семь лет абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия сената он распускал палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Он имел право помилования. Законодательная власть должна была осуществляться палатой депутатов и сенатом. Вместе с тем сенату предоставлялись равные с палатой депутатов права в области законодательства. Устанавливалось только, что палата депутатов первой рассматривает финансовые законопроекты. Фактически создавалось положение, когда без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Более того, сенат имел ряд преимуществ по сравнению с палатой депутатов. С его согласия президент мог распустить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал. В Конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления. Законы содержали отдельные фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Так, говорилось о солидарной ответственности министров перед палатами за общую политику правительства, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т. д. Всем этим по существу и ограничивалось содержание конституционных законов.

70. Революция 1848г. в Германии. Конституционная хартия Пруссии 1850 г.

Достижение государственного единства стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 года. Чтобы преодолеть экономическое отставание Германии необходимо было уничтожить феодальные порядки и утвердить национальное единство. В таких переменах было заинтересовано большинство населения, кроме крупных монархов и высшего дворянства, которые отстаивали свои привилегии. Выделяются различные идейно-политические течения. Либеральная буржуазия отстаивала идею создания конституционной монархии под покровительством Пруссии или Австрии.
Мелкая буржуазия требовала:

· неограниченной свободы ассоциаций;

· вооружение народа;

· полную свободу слова и печати;

· уничтожение привилегий дворянства.

К. Маркс и Ф. Энгельс отстаивали единую демократическую республику. Кульминацией революции стало массовое восстание в Берлине. Чтобы погасить революцию король Пруссии Фридрих Вильгельм 4 подписывает серию указов, навстречу демократическим требованиям. Были признаны конституционная монархия, провозглашены права и свободы личности, но последующие выступления и разгром революции заставили Вильгельма отказаться от указов. Во время революции был создан первый общегерманский парламент — Франкфуртское национальное собрание и была отменена цензура. В 1850 году принята Конституционная хартия Пруссии, она позволила создать первые буржуазные оппозиционные партии. В 1851 году король принимает Закон об осадном положении, на основании которого он получал право вводить в стране режим военного правления, если существовала угроза порядкам.


Прусская Конституция 1850 г.

Декларируются права и свободы, перечень которых был более обширным, чем в прежних конституциях:

· равенство перед законом;

· уничтожение сословных привилегий и преимуществ;

· доступность всех общественных должностей;

· личная свобода;

· неприкосновенность личной собственности, жилища, свободы слова (с запрещением цензуры), собраний, союзов (сопровождаемые ссылками на необходимость "соблюдения общественной безопасности" и возможность их временного запрещения) и пр.

 

Провозглашалась свобода "науки и преподавания", бесплатное обучение в публичных начальных школах. Государство при этом гарантировало выделение необходимых средств для их содержания. Армии в Конституции 1850 г. уделялось особое внимание. Высшее командование ею принадлежало королю. Закреплялась всеобщая воинская повинность, право короля в случае войны созывать народное ополчение, использовать армию для подавления внутренних беспорядков, издавать постановления о воинской дисциплине. Было постановлено также, что статьи Конституции, посвященные основным правам и свободам, будут применяться в войсках лишь настолько, насколько они "не противоречат военным законам и требованиям военной дисциплины". Личность короля провозглашалась неприкосновенной (но не священной), в его руках сосредоточивались командование армией, назначение правительства, и прежде всего министра-президента, ответственного перед ним, всех высших гражданских и военных должностных лиц, право объявлять войну и мир, заключать договоры (торговые договоры, возлагающие обязательства государства на частных лиц, подлежали одобрению палат). Конституция Пруссии формально предусматривала строгую государственную финансово-налоговую дисциплину, требовала ежегодного утверждения законом бюджета, взимания налогов, податей, займов только на основании законов. Все избиратели нижней палаты (верхняя "палата господ" формировалась королем) делились на три курии (разряда) по размеру уплачиваемых прямых государственных налогов. Каждый разряд в целом платил третью часть общей суммы налогов и выбирал третью часть выборщиков, которые в свою очередь и выбирали депутатов.

71. Борьба за образование единого Германского государства. Характер политического режима в Германии в конце XIX в.. Конституция 1871 г.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и др. земли, увеличив тем самым свою территорию. В 1866 г. был упразднен Германский союз и образовался Северо-Германский союз, в который вошли все северогерманские государства, а также ряд западных и южно-германских. В 1867 г. конституция Северо-Германского союза - вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и 2 палатам. Нижняя палата создавалась на основе всеобщего избирательного права. В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир, по которому к Германии были присоединены Эльзас и Лотарингия и получена контрибуция в размере 5 млрд. франков. Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство – Германская империя. Так, в Германии XIX в. была решена главная задача буржуазной революции - объединение страны, способствовавшее ее бурному развитию по пути экономического прогресса, развитию капиталистического предпринимательства, созданию множества акционерных компаний, банков, новых отраслей промышленности. Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 монархии и несколько вольных городов. Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительства - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руководство министрами империи и самой Пруссии. Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) – назначались правительствами союзных государств. Бундесрат считался высшим представительным органом, в котором были представлены германские государства. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные государства имели от одного до шести депутатов. Союзный совет вместе с рейхстагом представлял исполнительную и законодательную власть. Конституция декретировала введение всеобщего мужского избирательного права. Имперское правительство было представлено единственным лицом — канцлером. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом вопросов, находились в подчинении канцлера, были практически его заместителями по тому или иному ведомству. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо вопросов внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т. п. Конституция 1871 г. была полна юридических нелепостей и несообразностей. Так, император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же был волен назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный ему закон, касающийся Конституции, финансов и военного дела. Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную в той или иной степени признавалось Бисмарком и его окружением, но системы сдержек и противовесов так и не было создано вплоть до Веймарской конституции 1919 г.

72. Германское гражданское уложение 1900 г.: структура, брачно-семейное и наследственное право.

ГГУ составлено по так называемой пандектной системе. Уложение состояло из 2385 статей. Оно состоит из пяти частей (общая часть и четыре специальных):

· Общая часть (о лицах физических и юридических, сделках и вещах вообще, давности и т.д.);

· Обязательственное право;

· Вещное право (собственность, владение);

· Семейное право;

· Наследственное право.

 

Оно написано тяжелым слогом, доступным только специалистам, обилие ссылок одних статей на другие; характерна неопределенность формулировок.

 

Структура ГГУ:

· Общая часть, 7 разделов: лица; вещи и животные; сделки; сроки; исковая давность; осуществление прав, самозащита (самопомощь); обеспечение интересов.

· Обязательственное право, 7 разделов: содержание обязательств; обязательства, вытекающие из договора; прекращение обязательств; уступка требования; перевод долга; множественность на сторонах должника и кредитора; отдельные виды обязательств.

· Вещное право, 9 разделов: владение; общие предписания о правах на земельные участки; собственность; наследственное право застройки; сервитуты преимущественное право покупки; вещное обременение; ипотека, поземельный и рентный долги; залоговое право на движимые вещи и права.

· Семейное право, 3 раздела: гражданский брак, опека, родство

· Наследственное право, 9 разделов: порядок наследования, правовое положение наследника, завещание, договор о наследовании, обязательная доля, недостойный наследник, отказ от права наследования, свидетельство о праве на наследство, покупка наследства.


Семейное право.
Брак светский. Моногамный характер. Глава семьи – муж. Но жена может не повиноваться, если муж злоупотребляет своим правом. В ГГУ нет определения брака.
Нельзя вступать в новый брак пока прежний не был расторжен или признан ничтожным. Установлен брачный возраст: м =21 год, ж =16 лет. Устанавливалось право родителей давать согласие на брак для несовершеннолетних детей. Определялась процедура заключения брака: брак заключался по заявлению брачующихся перед чиновниками гражданского состояния лично.


Препятствия для действительности брака:

· не соблюдена процедура заключения брака.

· если один из супругов во время заключения брака был недееспособным, находился в бессознательном состоянии, временное расстройство душевной деятельности.

· если один из супругов состоял в действительном браке с 3м лицом.

· если заключён между родственниками или свойственниками.

· прелюбодеяние.

 

Основания развода:

· виновное прелюбодеяние.

· злонамеренное оставление.

· нарушение одним из супругов своих обязанностей, в том числе жестокое обращение => невозможность продолжения брака.

· Брак не может быть расторгнут по взаимному согласию.

 

Отношения между супругами:

· ГГУ не знало легальной власти мужа над женой, но и не провозглашало равенства между ними.

· Замужняя женщина имела имущество, должна была заведовать семейным хозяйством.

· ГГУ установил режим общности имущества с правом мужа управлять и пользоваться им. В рамках данного институт существовал институт внесённого имущества – имущество жены, принадлежащее ей до брака, приобретенноё во время брака находилось в управлении и пользовании мужа.


Также существовал институт отдельного имущества – личное имущество жены, всё что получила по наследству, приобрела самостоятельным трудом. Не находилось в управлении и пользовании у мужа.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.