Дневник тьютора (Никулина Н.В.) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Дневник тьютора (Никулина Н.В.)

2022-09-01 137
Дневник тьютора (Никулина Н.В.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ситуация 1. У нас все получилось…

(использование вопросно-ответных техник и приемов рефлексии)

Описание ситуации.

Игорь и Дима - подростки 13 лет, с расстройством аутистического спектра, которых я сопровождаю с сентября 2019 года. Учатся в 7 классе нашей гимназии, реализующей инклюзивные практики. До этого у обоих был опыт обучения в коррекционной школе, в классе, где обучалось 12 человек.

Осваивая адаптированную основную общеобразовательную программу в гимназии, подростки преодолевают разные трудности, которые не характерны для нормотипичных детей. И многое им удается. Они оба очень неплохо учатся. Много чему научились за эти два с половиной года, хотя в их школьной биографии были разные случаи, и грустные тоже.

Среди трудностей, с которыми не всегда удается справляться Игорю, можно назвать пассивность, которую он достаточно длительное время проявлял, как в учебном процессе, так и во время утренних и вечерних тьюториалов. На мои вопросы я часто получала от него ответы ни о чем: «Я не знаю…», «Мне надо подумать…», «Я не могу сказать…», хотя другой тьюторант Дима реагировал на вопросы весьма активно, ответы давал более менее полные, и в ответах был чаще адекватен, то есть у Игоря перед глазами был образец размышлений одноклассника, но тем не менее движения вперед не наблюдалось.

И вот в начале декабря этого года случилось то, чего я так долго ждала. В тот день для тьюториала я подготовила ребятам вопросы, записанные на карточках. Мы ранее использовали с ними карточки, но с художественными изображениями или смайликами для оценки прожитого дня. А сами обсуждения проходили в устной форме, без использования письменных текстов. Но в тот день Игорь вдруг стал проявлять свою активность, очень позитивно прореагировал на предложенные ему вопросы. С воодушевлением на них отвечая, обстоятельно и эмоционально рассказал о том, как он прожил день, что получилось, что не получилось и почему, за что он хотел бы себя похвалить. А похвалить ему себя хотелось за то, что в этот день ему удалось дисциплинировать некоторых ребят из своего класса, чему он очень бурно радовался. Налицо было повышение самооценки. И было ощущение вдруг неожиданно заработавшего фонтана.

Рефлексия ситуации.

У меня получилось. Мне удалось помочь Игорю начать осмысленно озвучивать то, что с ним произошло. Я была рада, понимая, что случившееся, хоть и было ожидаемым, но все равно произошло неожиданно и, действительно, было очень похоже на яркую вспышку. Не скрою, что временами я уже начинала терять надежду услышать хоть когда-нибудь от Игоря адекватные размышления, хотя понимала, что мои подопечные имеют серьезные нарушения развития, поэтому ждала и искала новые способы, продолжая работать над этим с моими подопечными.

Меня искренне порадовало то, что Игорь наконец-то включился в процесс осознавания себя в этом мире, сделал свои первые попытки осмысленно говорить о себе, своих радостях и удачах, чем воодушевил и меня. Делал он это не очень умело, немного сбивчиво, даже местами несколько неуклюже, но по его живой мимике и красноречивым жестам было видно, что он сам испытывает большую радость от того, что заговорил об этом. То, что произошло, однозначно меня радовало, но тут же параллельно появилось и беспокойство, а вдруг это - временное явление, и продолжения больше не будет. Я с нетерпением сама ждала следующего тьюториала. Но мое беспокойство оказалось напрасным. Игорь продолжал находиться в своей новой роли, хотя иногда и возвращался к старому сценарию: «Я не знаю». С ним стало интереснее общаться на тьюториалах. Его новая реакция повлияла и на Диму, который, несмотря на усталость 1 полугодия, активизировался.

Интерпретация результатов.

Анализируя данную ситуацию, я сначала должна сослаться на справочный материал. Тьютор, сопровождающий детей с ОВЗ, должен помочь своим тьюторантам сформировать инициативность, самостоятельность и ответственность за себя, свои поступки, результаты своей учебной деятельности.

Ключевым словом в этом ряду является слово «самостоятельность», формирование которой крайне важно для любого тьютора, но для тьютора, сопровождающего детей с ОВЗ, - это особая задача. Дело в том, что дети с ОВЗ, с одной стороны, очень быстро привыкают к своему тьютору, и некоторые из них охотно расстаются со своей независимостью (так легче, спокойнее и надежнее). Но, с другой стороны, каждому из этих детей необходимо научиться быть самостоятельными, чтобы в будущем уметь жить, полагаясь только на себя. А для этого подросткам необходимо научиться осмысленно воспринимать мир, осознавать себя и смысл своей учебы, понимать свое место в социуме, адекватно осознавать свою социальную роль в детском коллективе, сформировать навык самооценки. Способность к рефлексии у нормотипичных детей формируется к 11 годам. У детей с ограниченными возможностями здоровья развитие многих жизненно необходимых навыков происходит, как правило, с отставанием на 1-2 года, поэтому, с одной стороны, проблемы Игоря были вполне объяснимы.

Для решения этой проблемы я активно задействовала ресурсные возможности утренних и вечерних тьюториалов, во время которых использовала разные типы вопросов и приемы рефлексии. Утренний тьюториал проводится для того, чтобы настроить подростков на позитивное восприятие учебного дня, обсудить с ними те события, которые запланированы, включая расписание уроков и порядок намеченных действий (это очень важно для детей с РАС); помочь им осмыслить то, что ждет их в течение дня, обсудив разные возможные сценарии их поведения (выбор сценария всегда за подростками). Вечерний тьюториал помогает осмыслить то, что реально произошло в течение дня; если получен хороший результат, то почему, благодаря каким усилиям моих тьюторантов это случилось (важно закрепить успешное поведение); если результат был негативным, то, что нужно сделать, чтобы ситуацию изменить к лучшему. Тьюториалы длятся, как правило, от 5 до 15 минут, проводятся до и после уроков от 2 до 5 раз в неделю в зависимости от обстоятельств. А также тьютор гимназии еженедельно проводит часовой тьюториал по реализации индивидуальных образовательных проектов подопечных, во время которых я пробую использовать личностно-ресурсное картирование. Оба моих тьюторанта всегда очень позитивно настроены на эти встречи, ждут их.

Я думаю, что то, чего я ждала, получилось, благодаря нескольким позициям. Во-первых, мне удалось проявить терпение и, несмотря ни на что продолжать наши утренние и вечерние встречи. Во- вторых, мне во многом помогли вопросы, которые я использовала. Их много, но вот некоторые из них: «Как бы ты хотел прожить этот день?», «Какие уроки/учебные предметы/темы будут сегодня для тебя наиболее важными? Почему?», «Какой план действий из 2-3 пунктов ты хотел бы сегодня реализовать?», «Что ты хотел бы пожелать сегодня себе, мне, одноклассникам, учителям…?», «Какие твои сильные стороны сегодня тебе очень пригодятся?», «За что бы ты хотел в конце дня себя похвалить?» и т.д. На вечерних тьюториалах задавались такие вопросы, как: «Тебе удалось достичь то, что ты намечал на сегодня? Всё ли получилось так, как тобой было задумано?», «Что удалось тебе сегодня лучше всего, что ты сделал хорошо?», «Как тебе это удалось?», «Ты удовлетворен результатом? Для тебя это важно?», «Какие у тебя есть особые умения?», «А чего ты не умеешь делать совсем или делаешь не очень хорошо?», «В чем ты видишь собственное «приращение»?», «Была ли польза от той работы, которую ты выполнял во время уроков? Какая?», «Что в следующий раз ты сделаешь по-другому?» и т.д.

При этом важно понимать, что все эти вопросы задаются подросткам, имеющим расстройство аутистического спектра, а, значит, имеющим специфические особенности, такие, как замедленная реакция, требующая дополнительного времени на переработку полученной информации, обдумывания и ее озвучивания. Дополнительное время требуется и тьютору для специального комментария содержания некоторых вопросов, упрощения их формулировок. Поэтому, кроме вопросов, особенно во время вечерних тьюториалов, когда мальчики приходят уже уставшими, я активно использую и специальные приемы рефлексии, такие, например, как «Паутина» (прием, помогающий ребенку оценить результаты своей работы на уроке), «Метод пяти пальцев» (прием, помогающий задействовать разные каналы восприятия и выдачи информации), «СМС – маме, папе, другу» и многие другие приемы. И это - в-третьих. А в-четвертых, я думаю эффект активности Игоря произошел еще и потому, что я использовала в этот день письменное написание вопросов, вопросы на карточках. Визуальный ряд крайне важен для аутистов. 

Для себя же я вижу постановку новой, более сложной задачи, – научить своих тьюторантов не только искать ответы на вопросы, но и научиться их задавать самим себе и друг другу. Конечно, речь идет о вопросах рефлексивного характера, но у них уже есть опыт работы с вопросами познавательного характера. Они учатся этому на уроках. И я понимаю, что на решение этой задачи мне нужно будет много времени.

План действий:

1.Закрепить новый опыт Игоря, продолжив проведение утренних и вечерних тьюториалов – в течение второго полугодия;

2.Включить в обсуждение на тьюториалах новые способы работы с вопросами, такие, как самостоятельный выбор вопросов самому себе (вопросы на карточках) и использование карточек Петрановской «Что, если…?» – в течение третьей четверти;

3.Научить тьюторантов задавать вопросы себе и друг другу – в течение второго полугодия;

4.Проконсультироваться со специалистами по использованию техник вопрошания в своей тьюторской деятельности - до 31 января 2022 года.

5 элемент:

Из запланированного в Плане действий началась работа по закреплению нового опыта Игоря в процессе работы на тьюториалах и включение в процесс обсуждения карточек с вопросами на выбор. Это работает.

 

Ситуация 2. Пробуем себя в олимпиадах... и в личностно-ресурсном картировании

(использование техник вопрошания и личностно-ресурсного картирования)

Описание ситуации.

Мой тьюторант – Дима, подросток 13 лет, с расстройством аутистического спектра. Учится в 7 классе гимназии, реализующей инклюзивные практики.

Дима – очень подвижный, активный и любознательный мальчик. Самое его любимое занятие – это общение, очное, по телефону, со сверстниками и взрослыми. Но, к сожалению, в общении Дима бывает зачастую навязчив, поэтому желающих с ним активно общаться, очень мало. В кружках, предлагающих дополнительные занятия, он тоже надолго не задерживался. Однако его подростковая энергия «бьет ключом», ему хочется иметь постоянные занятия, но Дима в семье является старшим ребенком. Внимание мамы же сейчас больше занято заботой о двух младших детях, поэтому у Димы достаточно много свободного времени.

В теплое время года Дима активно путешествует, самостоятельно передвигаясь по городу и выезжая на дачу, расположенную за Волгой (родители научили его пользоваться маршрутным такси еще в 1 классе). В зимнее же время года у него остается много времени, поэтому обсуждению вопросов его досуга мы посвятили не один час. Пытались выявить те его интересы, которые вполне по силам ему реализовать самостоятельно. Я предложила ему сделать личностно-ресурсную карту, использовала разные техники вопрошания.

В результате анализа личностно-ресурсной карты и обсуждения вышли на весьма любопытный его интерес к участию в олимпиадах. Дело в том, что в последние годы стали проводиться олимпиады для детей с ограниченными возможностями здоровья. В первый раз он попробовал поучаствовать в олимпиаде по моему предложению. Ему понравилось, хотя и не занял призового места. К тому же в наше время появилось много предложений к подросткам участвовать в разных онлайн-олимпиадах и интеллектуальных конкурсах. А работа в интернете – это его второе любимое занятие. Диме захотелось попробовать. Попробовал. Затем он захотел попробовать поучаствовать в олимпиадах для нормотипичных детей. Посоветовались с учителями-предметниками. Они рекомендовали. Дима попробовал сначала в олимпиаде по математике. Ему нравится учитель по этому предмету. А далее он стал участвовать и в других предметах. Призовых мест пока не занимает, но интерес к участию только усиливается. В результате Дима приобрел очень ценный опыт участия в очных олимпиадах и в онлайн – олимпиадах. Но главное – эти умения помогают ему в освоении образовательной программы на уроках. Он стал увереннее в своих знаниях.

Рефлексия ситуации.

Задача заключалась в том, чтобы занять Диму в зимнее время года важной и полезной для него работой, которая вызывала бы у него интерес. И это получилось. Дима много времени проводит в поиске разных олимпиад и участвует в них. Я же попробовала технологию картирования, но поняла, что у меня ничего не получилось. В ситуации с Димой меня больше выручили вопросно-ответные техники.

Интерпретация результатов.

Помочь Диме проявить свой интерес к участию в олимпиадах у меня получилось, благодаря работе с вопросами. Но мне было важно понять, почему у меня личностно-ресурсное картирование в работе с детьми с РАС не получается. Либо потому что эти дети имеют специфические нарушения развития, затрудняющие процесс образного и ассоциативного мышления, либо это я – неумелый тьютор, не знающий, как адаптировать этот инструмент в работе с такими детьми. 

 

План действий.

1.Прочитать книгу МТА про личностно-ресурсное картирование - до 31 декабря 2021 года

2.Попробовать технологию личностно-ресурного картирования в работе с нормотипичными детьми – до 31 января 2021 года

3.Проконсультироваться со специалистами по личностно-ресурсному картированию в случае, если пробы получатся неудачными – до конца января 2021 года.

Элемент.

Из запланированного удалось сделать одну пробу личностно-ресурного картирования со старшеклассницей, не имеющей нарушения развития.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.