Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2022-09-11 23
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени. Она имеет свою определенную структуру, в которой выделяют следующие компоненты:

Мотивация. Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными учебными мотивами, среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б.Эльконин называл их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии;

Учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий;

Учебные операции входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Контроль – первоначально со стороны учителя, а затем при умелом педагогическом направлении и обучении дети учатся самоконтролю, а с его реализацией формируется такая психическая функция, как внимание.

Оценка, которую можно представить в том числе и как последний этап предыдущего компонента. Она должна быть содержательной, то есть учитель, выставляя ее должен показать, какие плюсы и минусы несет работа школьника. Таким образом задаются ориентиры учебной деятельности ребенка, задаются общие для всех критерии оценки деятельности.

 Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

 Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж.Пиаже назвал конкретными, поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

 Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления, но в то же время обедняет интеллект ребенка.

 В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

 В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия. Оказывая крайне важное влияние на становление словесно-логического мышления, они, тем не менее, не возникают на пустом месте. Для того, чтобы их усвоить, дети должны иметь достаточно развитые житейские понятия – представления, приобретенные в дошкольном возрасте и продолжающие спонтанно появляться вне стен школы на основе собственного опыта каждого ребенка. Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, научный – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью.

 Овладение в процессе обучения системой научных понятий дает возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного, или теоретического мышления. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, то есть от типа обучения.

 При групповой работе повышается интеллектуальная активность детей, лучше усваивается учебный материал. Развивается саморегуляция, поскольку дети, контролируя ход совместной работы, начинают лучше оценивать свои возможности и уровень знаний.

 В начале школьного возраста недостаточно дифференцировано восприятие. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются также, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства – в основном цвет, форма, и величина.

 Несмотря на то, что в этот период большое значение имеет наглядно-образное мышление, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы.

 Память же развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

 Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, то есть рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными.

 В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления – сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью – они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 – 20 мин. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

 В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно – сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за процессом своей деятельности и есть, собственно произвольное внимание ученика.

 В целом можно выделить две основные линии развития психических функций – интеллектуализацию и произвольность.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является школа, охватывающая наиболее широкий круг детей. На уровне школы необходимым условием является наличие у учителя навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками. А при необходимости – указание путей обращения во внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми; желательно также чтобы школа допускала обучение по гибким программам, позволяющим получать дополнительные знания тем ученикам, кто в них нуждается, что является редкостью. Школы в крупных городах обладают большими возможностями для представления особых форм образования одаренным детям, чем, например, сельские школы, хотя это можно встретить нечасто. Поэтому для особо способных детей из сельских районов может быть рекомендовано обучение в интернатах для одаренных детей.

 Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. В соответствии с этим следующий уровень образуют центры каникул для одаренных детей, говорящих на разных языках, способных дать мощный импульс интеллектуальному развитию ребенка, развить мотивацию для обеспечения также и в течение учебного года. Наиболее известными в Европе являются летние центры каникул для одаренных детей при Кейдмьюрской международной школе в Великобритании и международный центр каникул французской ассоциации ALREP.

 Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

 Особым пластом является работа, связанная с ранней профессионализацией одаренных детей. Речь идет о тех детях, которые уже очень рано продемонстрировали способности в какой-либо области и стали получать подготовку в этой области.

 Существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играют общественные объединения и ассоциации. Они дополняют государственные структуры, поскольку отражают более широкий спектр мнений по проблемам образования одаренных детей.

 Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.

 К сожалению, значительно меньше сделано для детей, превосходящих возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

 И поэтому право и обязанности работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования. Термин «дополнительное образование» может быть отнесен к числу новых. Прежде всего педагогические явления относящиеся к данной проблематике обозначались иными терминами: «внеклассная», «внеурочная», «внешкольная работа». Но несмотря на относительную новизну этого термина можно с высокой степенью уверенности утверждать, что он устарел, еще не успев как следует утвердиться в профессиональной педагогической литературе и общественном сознании. Виной тому высокая динамичность перемен в сфере отечественного образования.

 Очевидно, что в последние годы система дополнительного образования из «довеска» к основному обучению, каким реально являлась его предшественница – система внеклассной и внешкольной работы превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности.

 Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и формационно образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ, в интересах человека, общества.

 Основное внимание в системе дополнительного образования по прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком в образовательной области профиля. Программы и времени ее освоения; на многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы.

 Цель дополнительного образования по Закону – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

 Арсенал системы дополнительного образования существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены и запретные ранее услуги репетиторов и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

 Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы одаренных детей. Используя потенциал их свободного времени.

 Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.

 Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

 Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является создание Домов детского творчества. Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной культуры, где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет.

 В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:

обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

очно-заочные школы;

каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

детские научно практические конференции и семинары.

 Для того, чтобы начать работать с одаренными детьми, необходимо выявить направления их одаренности и затем работать с ними по программам в соответствии с их способностями.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

В многочисленных книгах и статьях о развитии мышления ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться только имея целостную систему, программу.

 В последнее время этот пробел начал восполняться. Основная причина сбоев в том, что уровень и темп развития мышления у каждого ребенка индивидуален. При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, независимое продвижение при изучении отдельных предметов, планирование и принятие решений самими учениками, конструирование учебного плана на базе интересов учащихся и т.д. Необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных учащихся; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 При составлении проекта программы работы с одаренными детьми мы анализировали разработки Савенкова А.И. «Обучение мышлению», Хуторского А.В. При разработке проекта программы мы взяли один из видов одаренности: интеллектуальную. Для выявления интеллектуально одаренных детей мы используем методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет» для педагогов и «Карта одаренности» для родителей, так как именно эти методики используются на первоначальном этапе выявления одаренности детей.

 Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста (1 – 2 классы). Проект программы предполагает создание детского Клуба «Умники». Занятия проводятся 3 раза в неделю.

 При структурировании материала мы придерживались принципа логарифмической спирали. Этот способ наиболее прост, доступен и обеспечивает нужный педагогический эффект. Благодаря такой структуре один и тот же вид мышления отрабатывается на занятиях многократно, периодически. При этом способе структурирование учебного материала в проекте программы нет необходимости «прописывать» отдельные занятия. Сценарий каждого занятия – это исключительно сфера творческой деятельности педагога. Но имея общую структуру и опираясь на диагностические результаты, добываемые в процессе самих занятий, педагог может разработать сценарий каждого занятия, сообразуя его с уровнем развития работающих с ним детей.

 При составлении наших сценариев занятий мы выбрали игровую форму. Так как это наиболее эффективный способ работы с детьми в этом возрасте.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 Структура проекта программы имеет вид логарифмической спирали, которая имеет 2 уровня: базовый (мотивация + интеллект + креативность = одаренность), который раскрывает структуру личностного потенциала, и «содержательный», на котором представлены блоки, составляющие структуру программы развития умственных способностей. В проекте программы их выделено 7: рассмотрим их с точки зрения содержания.

 1. Конвергентное мышление Это логическое последовательное однонаправленное мышление. Оно проявляется и развивается в задачах, имеющих единственно правильный ответ, причем этот ответ может быть логически выведен из самих условий. Задачи такого рода имеют жесткую структуру, их решение достигается путем использования определенных правил-алгоритмов.

 Развивая этот вид мышления надо помнить предостережение известного специалиста в области развития детского интеллекта Ж.Пиаже: мышление интуитивное, ассоциативное, которое наиболее естественно для ребенка и необходимо в творческой деятельности. Может подавляться ранними интенсивными занятиями подобного рода. Но в ходе исследований Савенкова А.И. была подтверждена мысль о том, что необходим строго выверенный баланс в использовании заданий. Направленных на оба вида мышления.

 Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления. У детей необходимо развивать оба вида мышления и помогать им находить удовлетворение в интеграции обоих параметров мозговой деятельности.

 Использование заданий такого рода должно привести к овладению детьми такими умениями, как умение анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать, давать определение понятиям и т.п.

Занятие на развитие конвергентного мышления

 Ведущий: «Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в сказку. А вы знаете, на чем обычно собираются герои сказок в путь – дорогу?»

 Дети перечисляют: «Сивка – Бурка…»

 «Чтобы нам отправиться в путешествие нужно вызвать сивку – бурку, а чтобы его вызвать нужно выполнить такое задание:

1. Сережа поет лучше Миши. Миша поет лучше Коли. Кто из мальчиков поет лучше всех?»

 После того, как дети решат задание, можно повесить рисунок с изображением Сивки – Бурки.

Ведущий: «Путешествовать по стране сказок будет легче вместе с какими-то сказочными героями». Дети их называют.

Ведущий предлагает: «Каким бы сказочным героем хотел бы быть каждый из вас в нашем путешествии?» Затем отправляются в путь, после того, как уточнят цель своего путешествия: «отыскать обиженных и помочь им, если это можно и по нашим силам»

 В начале своего пути дети встречают ветер, и обращаются к нему: «Ветер. Ветер, ты могуч… Не видал ли ты обиженных?»

 Ветер: «Обиженных я видел и могу показать дорогу к ним, но сначала выполните мое задание

 2. Стриж летает быстрее дятла, стриж летает медленнее сокола. Кто из этих птиц летает быстрее всех?»

 Дети решают. После выполнения задания ветер приводит их к лебедям.

 Ведущий: «посмотрите, посмотрите, это же одиннадцать лебедей. Чем это же они так растревожены?» (вопросы к детям)

 Дети спрашивают у лебедей: «Можем ли мы чем вам помочь?»

 Лебеди: «Можете, помогите решить задачу:

 3. Лиса находится на расстоянии 36 своих прыжков впереди собаки; когда собака делает 4 прыжка, лиса их делает 5, но 7 прыжков собаки равны 11 прыжкам лисы. Сколько лиса успеет сделать прыжков, пока собака догонит ее?»

 Дети решают, помогают лебедям. Затем отправляются дальше в дорогу и на своем пути встречают принца в облике чудовища, который был очень печален.

 Дети: «Чудовище, почему ты такой печальный, чем мы можем тебе помочь?»

 Чудовище: «Меня, принца превратили в это чудовище и теперь, чтобы меня расколдовать, мне нужно решить задачу:

 4. Один поезд идет из Москвы в С.-Петербург, а другой – из С.-Петербурга в Москву. Вышли они одновременно. Скорость первого в 3 раза больше скорости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи?»

 Дети решают, чудовище превращается в принца. Ветер показывает нам дорогу дальше, дети встречают Герду, плачущую.

 Дети: «Почему ты плачешь?»

 Герда: «Снежная Королева заколдовала моего брата и теперь, чтобы его расколдовать, нужно решить сложное задание;

 5. В семье трое детей. Грише будет вдвое больше лет, чем будет Вите, когда Олегу исполнится столько же лет, сколько Грише сейчас. Кто из них старший, кто младший, кто средний по возрасту?»

 Дети разгадывают задачу, Кай превращается в нормального мальчика. Движутся дальше.

 Ведущий: «А вот и солнышко. Спрошу-ка у него, не видал ли он кого обиженного». Обращается. «Солнце мне посоветовало обратиться к Бабе Яге».

 Баба Яга: «Как выдумаете, чей это меч. А с кем сражаются богатыри в сказках? А что плохого сделал Кощей? (крал красивых царевен). Надо их выручать, а чтобы выручить, решите-ка мне вот эту задачу:

 6. В одной семье было много детей. Семеро из них любили картофель, шестеро – помидоры, пятеро – фасоль. Четверо любили картофель и помидоры, трое – картофель и фасоль, двое – помидоры и фасоль. Сколько детей было в семье?»

 Когда дети решат, они идут дальше и на пути находят красивый платочек и т.п.

 2. Дивергентное мышление или альтернативное, отступающее от логики. Дивергентная задача – задача, предполагающая, что на один поставленный вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

 Вот почему при составлении программ необходимо предусматривать учебный материал с набором теоретических заданий и вопросов типа: «Назовите все возможные варианты…», «Можете ли вы назвать другой способ?», «Что можно еще предпринять?», «А что, если…?» и т.д.

 Естественно, что именно этот вид мышления квалифицируется как творческий. Дивергентное мышление наиболее свойственно одаренным детям, они с большим интересом относятся к заданиям подобного рода и довольно быстро добиваются в их решении значительных успехов. В ходе выполнения задач такого типа развиваются такие умения, как оригинальность, гибкость, беглость мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие.

Занятие на развитие дивергентного мышления

 Ведущий: «Ребята, сегодня мы очутились на необитаемом острове. Вокруг нас только синее море. Но этот остров – волшебный. Он будет задавать нам различные сложные задания. Но решив этими задания, мы сожжем выжить на нем. А добравшись до последнего мы сможем выбраться с этого острова».

 Дети решают, что необходимо им в первую очередь на острове. Приходят к выводу – вода.

 Остров: «Если вы хотите, чтобы у вас была питьевая вода, решите задание:

 1. Предлагаются различные геометрические фигуры. Задание: составьте из этих фигур как можно больше изображений (дом, елочка, собака). Затем задание усложняется. Составьте жилой дом, магазин, кинотеатр, замок, и т. д. (берем стратегию «здание»)»

 Когда дети выполняют, то на острове появляется банка с водой.

 Затем дети решают, что им нужно еще. С помощью ведущего приходят к выводу – нужны гамаки, спальные мешки.

 Остров: «Чтобы у вас были гамаки, вот вам еще одна задача:

 2. Нарисуйте как можно больше сюжетов на одну тему – например, «Подводный мир», сюжеты «Играющие рыбки», «Коралловые рифы и их обитатели», и т.п.».

 После их выполнения на остров приносят гамаки, спальные мешки.

 Ведущий: «Ребята, чем вы будете питаться на острове, давайте решим еще одну задачу». Дети соглашаются

 3. Придумайте как можно больше традиционных и необычных способов использования дерева.

 Дети придумывают и рассказывают эти способы, после чего остров приглашает их войти в другую комнату на чаепитие. После этого чаепития дети решают - чтобы им перебраться с этого острова на землю им нужен плот. А чтобы построить его необходимы бревна и веревка. Для этого они решают еще две задачи:

 4. Остров читает детям отрывок из художественного произведения, а дети после этого придумывают как можно больше заглавий к тому тексту.

 5. Дается слово «одуванчик». Необходимо из букв этого слова составить как можно больше новых слов. Два раза использовать одну и ту же букву нельзя.

 После решения этих заданий им приносят на остров несколько бревен и веревку. Все вместе делают плот и на нем отправляются домой, но по пути попадают в беду. Их настигают разъяренные пираты, которые не могли решить задачу

 Пираты: «Если поможете нам решить, то мы вас всех отпустим».

 6. Предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых каждое слово начинается с указанной буквы. Р-И-С-Н-К.

 После решения этого задания, пираты их отпускают и они благополучно добираются до дома

3. Воображение. В данном случае воображение рассматривается как психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, путем комбинирования элементов прошлого опыта. Разработанные задания должны быть направлены на формирование и развитие как репродуктивного, так и творческого воображения.

 Кроме того, при разработке заданий данного блока необходимо учитывать особенность проявления воображения в искусстве. Задания, содержащие задачи, относящиеся к числу художественных, необходимо включать в программу.

 В ходе выполнения заданий в этом блоке формируется легкость генерирования идей, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, способность предвидения, умение менять точку зрения.

 Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения – «склеивание», а самый тяжелый – «типизация».

Задание на развитие воображения.

 Ведущий: «Ребята, в одной далекой стране злой крокодил проглотил солнышко. На улицах стало темно; деревья, трава и цветы не растут; люди все в панике, хотят вернуть солнышко. Так как крокодил задал людям очень сложные задания, которые они не могут решить, то поэтому они просят у вас помощи. Ну, что, поможем вернуть солнышко?». Для этого нужно решить три задания.

 1. Мысленно соединяя части различных животных, попробуйте составить из них живое существо с новыми необычными свойствами. А затем нарисуйте такое существо подобного рода.

 2. Нарисуйте врача. Художника. Президента, летчика, лесника и т. д. Расскажите о своем рисунке, какие черты выделили у представителей этих профессий.

 3. Ведущий читает былину детям.

Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.

 Ведущий: «Ребята, теперь нам нужно ваши работы отослать по почте тем людям, чтобы они отдали их крокодилу».

 Дети свои работы запечатывают в конверты и бросают их в заранее приготовленный почтовый ящик. Когда последний ребенок бросает свой конверт вбегает человек с письмом и отдает его ведущему.

 Ведущий: «Ребята, мы получили письмо от тех людей, в котором они благодарят вас за вашу работу. Крокодил отдал им солнышко, и снова стало тепло и ясно».

4. Восприятие. Оно представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Будучи необходимым этапом познания, восприятие тесно связано с мышлением, памятью и вниманием.

 Задания, объединенные в данном блоке ориентированы на формирование и развитие всех его видов: восприятие предметов, восприятие движений, восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие людей и отношений.

 В ходе этих занятий должны быть сформированы и развиты такие умения, как умение выявить взаимосвязь ощущений и восприятие, понимать отношение субъективного и объективного, а также такие характеристики как осмысленность и обобщенность, предметность и целостность, быстрота и правильность и т. п.

Занятие на развитие восприятия

 Ведущий: «Ребята, по пути на наше занятие я увидела большой старинный сундук с 4-мя замками и попросила, чтобы его принесли к нам».

 Заносят сундук.

 Ведущий: «На верхней его крышке написано, что содержимое сундука принадлежит вам. Вы не знаете, что там может находиться? Но чтобы открыть этот сундук нам придется решить задания, которые написаны здесь же. При решении каждого задания будет появляться ключ с помощью которого вы сами можете открыть сундук». Итак задания:

 1. Возьмите листок в клетку и ручку. Под диктовку вам нужно нарисовать фигуры

одна клетка вправо, одна – вверх, одна влево, одна вниз;

4 летки вправо. 4 вверх, одна влево, 1 – вниз, одна влево, одна вниз, одна влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз;

5 клеток вверх, 5 – вправо, 4 – вниз, 3 – влево, 2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вниз

 2. Сундук мудрости. Внимательно читаем предложенный текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. Заверните записку и положите ее в коробку. Затем снова читаем текст, а теперь берем из коробки по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам.

 3. Читаем текст. Теперь при помощи знаков схем. Рисунков передайте содержание текста и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа.

 4. Группа делится пополам. Одна должна определить, что хорошего в данном явлении, а другая – что плохого:

идет дождь;

роза колючая;

кататься в лодке;

сильный ветер;

скользкая дорога.

 После решения задания появляется по одному ключу, который дети берут и всовывают в замок. Собрав все 4 ключа, они открывают сундук.

 Наградой решения этих задания и будут являться игрушки для каждого ребенка, лежащие в этом сундуке.

 5. Память. Какую роль играет память в познавательной деятельности, известно всем. При разработке заданий этого блока в качестве исходного было принято положение о том, что развитие способностей сохранения прошлого опыта – одна из важнейших задач интеллектуального и творческого развития

 Объединенные в данный блок задания ориентированы на развитие произвольной и непроизвольной памяти, а также различных ее видов и форм.

Занятие на развитие памяти

 Ведущий: Ребята, сегодня мы совершим прогулку по заповеднику. Этот заповедник разделен на отдельные участки, в каждом участке живут различные животные. Чтобы перейти из одного участка в другой нужно решить следующие задания. Ну, что, отправляемся на прогулку по лесу.

 В первом участке живут такие животные как белочки. Хотите их увидеть? Тогда решите такое задание:

1. Я называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.

 Кот – Коты,

 Плот – Плоты,

 Беда - …

 Мука - …

 Крот - …

 Грот - …

 Дуга - …

 Рука - …

 Еда - …

 А теперь вспомните слова в единственном числе, которые мы называли

 Ведущий: В следующем участке живут муравьи в больших пребольших муравейниках. Хотите увидеть эти домики муравьев – задание:

 2. Сейчас я назову несколько имен. Вы должны их запомнить. Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс. Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет.

 Назовите имена, которые вы запомнили.

 Ведущий: В третьем участке этого леса живут большие рогатые животные. Как вы думаете, кто? Лоси! Задание:

 3. Сейчас я покажу ряд цифр. Их надо запомнить в таком порядке:

 2, 3, 5, 7, 3, 5, 7.

 Повторите цифры. Расскажите, как вы их запоминали. Посмотрите, каким образом цифры можно сгруппировать.

 Ведущий: В следующем участке живут лисы. Вы когда–нибудь видели лис, хотите их увидеть? Для этого решите задание:

 4.Отгадайте загадки:

 - Чист и ясен, как алмаз

 Дорог не бывает

 Он от матери рожден

 Сам ее рождает. (лед)

- Конь стальной, хват льняной (игла)

- Бел как снег, в чести у всех (сахар)

- В середине алый, сахарный

 А кафтан зеленый, бархатный (арбуз)

 Перечислите все, чему были посвящены загадки. Запомните эти загадки, повторите.

 Ведущий: В 5-ом участке живут зайцы. Чтобы их увидеть решите это задание:

 Вспомните, как прыгает щенок за косточкой? Покажи.

 Как ходит корова? Покажите!

 Как бодается бык? Покажите!

 Как кошка лежит на солнышке? Покажите!

 Как бегает по рельсам трамвай? Покажите!

 Как бабушка поправляет очки? Покажите!

 Как милиционер своей палочкой останавливает машину? Покажите!

Ну, что, вам понравилась наша прогулка по заповеднику? Но на этом мы ее заканчиваем.

6. Внимание. Это психическое явление, характеризующее сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном или идеальном объекте. Задания, объединенные в данном блоке направлены на выявление и развитие непроизвольного, произвольного и постпроизвольного внимания. Они должны совершенствовать все характеристики внимания: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения, переключаемости.

 В соответствии с этим круг умений, которые будут формироваться в ходе занятий: умение концентрировать внимание на одном объекте, умение удерживать в поле зрения несколько идей и действовать одновременно в каждом из направлений, умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой

Задание на развитие внимания

 Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы попали в плен к злым гномам и чтобы из этого плена выбраться нужно гномов расколдовать, чтобы они были добрыми. Хотите выбраться из плена? Но эта задача не из легких, так как для этого гномы дали нам такое задан<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.