II. Картотека психологических игр, конкурсов и тренингов для педагога-организатора детского оздоровительного лагеря — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

II. Картотека психологических игр, конкурсов и тренингов для педагога-организатора детского оздоровительного лагеря

2022-09-11 29
II. Картотека психологических игр, конкурсов и тренингов для педагога-организатора детского оздоровительного лагеря 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тренинг общения, картотека психологических игр и 100 конкурсов для детей младшего школьного возраста

Тренинг общения для детей младшего школьного возраста

Занятие 1

Задача: Знакомство участников группы, налаживание связей.

Знакомство

I. Начинается со знакомства, которое происходит в форме игры “Снежный ком” (5 мин.): каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать свое имя повторяет все имена, которые были названы перед ним.

II. “Имя с выходом” (5 мин.). Каждый участник по очереди выходит в центр круга и громко говорит свое имя, делая при этом какой-то жест или принимая позу, характерную для него.

Лучше, если начнет игру ведущий, чтобы было понятно.

III. Игра с мячом (5 мин.). Ведущий: Запомнили имена друг друга? Я еще не все. Сейчас мы поиграем в игру, которая поможет нам запомнить имена лучше. Тот, кто поймает мяч, называет свое имя. А затем, бросая мяч другому человеку, называет его имя. Если кто-то забыл имя участника группы, то можно попросить его напомнить.

Упражнение способствует лучшему запоминанию имен участников группы.

IV. "Представление в парах" (20 мин.). Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга.

Каждый участник группы должен выбрать себе пару – любого человека из круга, сесть рядом со своим партнером и договориться, кто будет первым, а кто – вторым.

Первая часть игры - работа в парах. Сначала первые рассказывают вторым немного о себе (что захочется; можно про любимые занятия, свою семью, друзей, свой характер, предпочтения или что-то другое). Вторые внимательно выслушивают своего партнера и стараются запомнить, что он говорит. После того, как Ведущий говорит: "Стоп", – происходит обмен ролями.

Вторая часть игры – представление партнера (о том, что будет вторая часть объявляется непосредственно по окончании первой). Снова организуется круг. Каждый участник должен теперь представить своего партнера, встав за его спину и держа руки на его плечах (Ведущий показывает). Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего партнера; так, как будто ты – это он.

Эту инструкцию дети усваивают с трудом, поэтому ведущий должен продемонстрировать, как выполняется упражнение. Здесь также важно внимательно следить за происходящим и вовремя давать участникам обратную связь. Упражнение часто дает богатый материал для консультативной работы, но нельзя переусердствовать, т.к. это самое начало работы группы и дети еще не готовы к глубокому проникновению в свои проблемы, а особенно к их демонстрации окружающим.

Установка на работу: задачи и правила (50-60 мин.). Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.

Ведущий: "У нас впереди 4 занятия, участие в которых может помочь каждому из вас:

• разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;

• понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше к ним;

• узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и те, и другие;

• строить самого себя и влиять на свою жизнь.

Для того чтобы наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

1. правило активности и ответственности каждого за результаты работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам;

2. правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы участие в работе обязательно;

3. правило закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами;

4. правило откровенности и искренности: члены группы должны попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют;

5. "Я - высказывания": говорить только о себе и от своего лица (Я думаю, Я чувствую и т.п.);

6. правило "Стоп!": тот член группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать "Стоп!" и, таким образом, исключить себя из участия; это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и всю группу в развитии, движении, познании.

Обсуждение и принятие правил поведения имеет очень большое значение. Принятие правил группой означает взятие на себя ответственности за жизнь и работу группы. Это и есть, на мой взгляд, момент рождения группы. Поэтому ведущий не должен: спешить, быть формальным, пропускать мимо ушей недовольство или несогласие. Принятию правил может быть посвящено более половины времени первого занятия, так как это крайне важный этап работы. Не жалея на него времени, ведущий увеличивает вероятность получения сплоченной, ответственной, готовой к работе группы. И еще несколько комментариев по процедуре принятия правил: " Обсуждайте каждое правило отдельно, непосредственно после его прочтения. Здесь могут помочь следующие вопросы, задаваемые ведущим участникам группы: "Как ты понимаешь, это правило?", "Насколько готов следовать ему?", "Есть ли опасения, какие и с чем связаны?".

• Необходимо получить согласие каждого участника следовать этим правилам. Не бойтесь менять правила, пусть дети придумают новое правило взамен непонравившегося, принимайте сами активное участие в обсуждении и принятии. Это процесс творческий, а правила не догмы.

• Подчеркните в заключении, что от Вас как ведущего зависит 10 15 %, все остальное от самих участников. Ваша роль заключается в том, что вы предлагаете упражнения, организуете обсуждение, помогаете осознать некоторые скрытые мотивы и проблемы; роль ребенка это активное участие в происходящем. Помните о том, что большинство детей не привыкло и не любит брать на себя ответственность за свои действия.

• После принятия правил внимательно следите за их выполнением, не проходите мимо эпизодов нарушения правил, потому что дети любят проверять ведущих "на вшивость". Напоминайте им о самом правиле, их личной ответственности и ясно показывайте, что вы заметили нарушение. В подавляющем большинстве случаев вышеописанных действий со стороны ведущего бывает достаточно, чтобы призвать нарушителя к порядку и не дать развалить работу.

Основная часть

V. "Молекулы" (5 мин.). Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2–5 атомов) в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.

Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению, установлению контактов друг с другом.

VI. "Пальцы" (10 мин.). Упражнение на согласованность действий.

По команде ведущего участники группы выбрасывают какое-то количество пальцев: от 1 до 10. Группа должна выбросить одинаковое количество пальцев, не договариваясь. Игра происходит в полном молчании и продолжается до тех пор, пока все в группе не выбросят одинаковое количество пальцев.

По окончании игры следует обсуждение. В зависимости от того, какую цель преследует ведущий, он выбирает и вопросы для обсуждения. Это упражнение, как и многие другие, можно повернуть по-разному. Представляется интересным использовать его для выявления и дальнейшего осознания участниками стереотипов поведения в социальной группе. На этом материале можно увидеть, стремится ли человек провести свою линию или идет за большинством, готов ли он к сотрудничеству с другими или стремится, во что бы то ни стало навязать свое и т.п. Для того чтобы дети осознали, как они ведут себя в группе, можно предложить им следующие вопросы:

• Какую тактику вы использовали в игре?

• На кого ориентировались при решении вопроса о том, сколько пальцев выбросить в следующий раз?

• Кто упорствовал?

и т.п. Вопросы меняются в зависимости от выявленной картины.

VII. "Мой сосед" (5 минут). Ведущий просит детей, как следует посмотреть друг на друга, обратить внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из группы:

• У кого в группе светлые волосы?

• Какие глаза у А.?

• Кто одет в зеленую кофту?

• Какая прическа у О.?

• Какого цвета волосы у твоего соседа справа?

Эта игра обычно проходит очень живо и способствует развитию наблюдательности, интереса друг к другу.

VIII. "Ассоциации" (15 мин.). Один является водящим. Он выходит из комнаты, а в это время остальные загадывают кого-то из участников группы (можно и ведущего). Задача водящего отгадать, кто был выбран, задавая вопросы ассоциативного характера о нем:

• С каким животным ассоциируется у тебя этот человек?

• На какое растение он похож?

• Какой дом подходит этому человеку?

• С каким напитком он у тебя ассоциируется?

• С каким – блюдом?

И т.п. Вопросы могут быть самые разнообразные и зависят от фантазии водящего.

Другой вариант: Водящий просит каждого из участников отвечать на один и тот же вопрос. Формулируется это обычно так: "Расскажите мне об этом человеке, как если бы он был животным (деревом, цветком, машиной, едой и т.п.)"

В этой игре нельзя задавать вопросы типа: "Как зовут этого человека", "Какие глаза у этого человека", "Какие фильмы любит этот человек" и т.п.

Эту игру полезно использовать и на более поздних этапах работы. Она является своеобразной формой обратной связи, довольно мягкой, т.к. речь идет лишь об ассоциациях, которые являются фантазией другого человека.

Рефлексия и окончание занятия (10 мин.).Оценить с помощью 10 пальцев: усталость, интерес к происходившему на занятии, желание прийти в следующий раз.

"Вспышка" по кругу: "что я получил сегодня на занятии".

"Звук группы" или хором "спасибо".

"Звук группы": все участники встают в круг, взявшись за руки, закрывают глаза и озвучивают свое состояние, затем прислушиваются к звукам, которые издают другие и пытаются подстроиться под звук группы.

Занятие 2

Задачи:

• развитие межличностного доверия;

• усиление групповой динамики;

• развитие рефлексии;

• развитие таких навыков общения, как: невербальное выражение и восприятие; умение быть "другим"; умение раскрываться.

Разминка

I. "Вспышка" (5 мин.).Самочувствие и настроение сейчас. Ожидания (пожелания) в связи с предстоящим занятием.

II. "Попутчик" (5 мин. + 5 мин.). Дети свободно двигаются по комнате, и каждый произносит название той страны, в которую хотел бы поехать. Когда ребенок слышит, что кто-то еще произносит то же самое, то берет его за руку: "Нашел попутчика!" Перед началом игры ставится задача: найти себе попутчиков.

Основная часть

III. "Пантомима" (25 мин.). Группа делится на две команды. Каждая команда придумывает несколько слов − понятий − по числу членов противоположной команды). Затем начинается игра, заключающаяся в следующем: первая команда приглашает одного из членов второй и сообщает ему задуманное слово; задача этого человека − изобразить слово молча так, чтобы его команда догадалась, что это за слово. Затем команды меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побудет в роли изображающего.

Игра способствует развитию навыков невербального общения. Она не исключает обсуждения, если ведущий заметил в ходе игры что-либо интересное и желает довести это до сознания участников.

IV. "Перевоплощение в предмет" (20 минут). Разложите на стульях или столе 12 -15 разнообразных предметов (предметов должно быть на 35 штук больше, чем участников группы). Это могут быть: ручка, носовой платок, мягкая игрушка, губная помада, зеркало, скрепка и тому подобное. Задача участникавыбрать понравившийся предмет, а затем представить себе, что он является этим предметом и рассказать о предмете от первого лица. Например: "Ягубная помада. Я живу в косметичке у неряшливой хозяйки..."

Это богатейшее упражнение, и оно требует грамотного обсуждения. Ход обсуждения, естественно, будет определяться имеющимся материалом (в виде рассказов участников) и зрелостью ведущего и группы. Кроме того, что ребенок идентифицируется с выбранным предметом, предмет еще служит маской, которая позволяет устранить барьер и полнее раскрыться. В этих рассказах в метафорической форме часто представлены острые внутриличностные или межличностные проблемы, волнующие автора. Поэтому это упражнение является хорошей взаимной подготовкой (участника и ведущего) к дальнейшей консультативной работе.

В любом случае необходимо общее обсуждение. Возможно использование следующих вопросов:

• Что вы чувствовали, когда слушали рассказ А.?

• Какой рассказ вам больше всего понравился (не понравился)? Чем?

• Что ты чувствовал, когда рассказывал о выбранном предмете?

• Что в твоем рассказе тебе нравится, а что − нет? Почему?

Ответы на первые два вопроса являются обратной связью для участника, а на вторые два − помогают осознать скрытые за рассказом проблемы.

Ведущий также может помочь участнику осознать свои проблемы, разговаривая с ним на метафорическом языке его рассказа.

Время, отведенное на это упражнение, минимально. Упражнение может занять гораздо больше времени, особенно, если после него кто-то из детей "созреет" для индивидуальной работы. В данном случае индивидуальная работа не подразумевает глубокое психотерапевтическое вмешательство, но небольшой по времени (10−15 мин.) консультативный кусок вполне вписывается в тематику и длительность занятий.

V. "Зеркало" (10 мин.). Группа встает в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга и совершает какие-то движения. Остальныезеркальная комнатаего изображают.

Инструкция, находящемуся в центре: "Можно делать что угодно, но нельзя касаться зеркал". Это важно произнести в детской группе, т.к. агрессивный ребенок обязательно попытается ударить или толкнуть одно из "зеркал". Хотя если ваш агрессивный клиент не осознает свою агрессивность, и вы хотите поработать на него, то бывает полезно ему постоять в центре круга, который отвечает агрессией на его агрессию.

После этого упражнения важно обсудить, что чувствовал каждый из участников, находясь в центре.

VI. Былинка на ветру (10 мин.). Группа стоит в кругу, плотно прижимаясь, друг к другу плечами, вытянув вперед руки. Один человекв центре круга. Он закрывает глаза и падает в любом направлении. Стоящие в круге ловят его и толкают в обратном направлении.

Упражнение способствует повышению доверия к группе.

• Важно, чтобы в центр круга участники выходили не друг за другом, а исключительно по желанию.

• Обсуждение: Как вам было в центре? Каково быть ловящим?

VII. "Я должен" (10 мин.)

Инструкция: 1. Разделите пополам листок бумаги и напишите 7 раз в столбик: "Я должен...". А теперь закончите эти фразы, каждую по-своему. Напишите, что вы должны в своей жизни.

2. Напротив каждой фразы, начинающейся с "Я должен" напишите: "Я хочу".

Тема долженствования − это отдельная большая тема, которая, наряду с другими, занимает большое место в жизни каждого ребенка. Это упражнение позволяет подойти к рассмотрению этой темы, затронуть ее. За каждым "должен", на самом деле, обычно скрывается какое-то "хочу". Задача данного упражнения найти и осознать это "хочу": чего вы хотите, выполняя то, что вы "должны"?

Например, "Я должна ходить на работу". За этим долженствованием может скрываться несколько желаний:

• Я хочу получать деньги.

• Я хочу узнавать новое.

• Я хочу приносить пользу.

В обсуждении данного задания полезно задать группе два вопроса: "Узнали ли вы что-то новое о себе?", "Что именно для вас было неожиданным?".

VIII. "В кругу симпатий " (15 мин.)

1. Каждый ребенок пишет на маленьком листочке что-то приятное другому, о нем (действительно существующее). Послание, под которым можно не подписываться, опускается затем в общий пакет.

2. Бумажки достаются и зачитываются вслух.

Возможен вариант упражнения, когда бумажки раздаются по адресам и каждый сам читает послание, адресованное ему, зачитывая затем вслух то, что хочется. В любом случае в этом упражнении инструкция должна быть открытая, чтобы каждый заранее знал дальнейшую судьбу своих посланий.

• В нашей культуре сложился стереотип, затрудняющий выражение и принятие позитивных чувств и симпатий, особенно, когда дело касается малознакомых людей. Это упражнение помогает в выявлении и преодолении такого стереотипа. В обсуждении целесообразно задать следующие вопросы: Тяжело ли вам было писать? Почему? Как вы выражаете свои симпатии за пределами группы? Что вы чувствовали, когда вам зачитывали, послания?

Выдача домашних заданий: Напишите "Сказку о себе". В этой сказке возьмите себе другое имя, может быть, вам захочется "сменить пол", или вы предпочтете быть животным или что-то еще. Начните традиционным: "Жил–был (жила-была)...". Развивайте сюжет и придите к такому концу, который сам получится.

Рефлексия и окончание занятия (10 мин.)

• Оцените на пальцах: свой интерес к происходившему, желание придти в следующий раз.

• "Вспышка": что вы получили на сегодняшнем занятии?

• "Звук группы"

 

Занятие 3

Задачи:

1. Работа в межличностном пространстве.

2. Выдача и получение обратной связи.

Разминка

I. "Вспышка" (5 мин.)

II. "Интересная походка" (5 мин.). Каждый придумывает интересную походку и ходит по комнате в течение 23 минут. Затем можно обратить внимание на то, как ходят другие, и присоединиться к понравившейся походке.

Основная часть III

Ролевой тренинг (60 мин.)

1. Разминка (проходит в кругу, 20 мин.) Ведущий просит участников по очереди говорить слово "Да": разочарованно, весело, грустно, обиженно, удивленно, растерянно, как "нет".

Каждый сидящий в кругу может сказать другому лишь одну фразу: "Я хожу в школу" − и должен выразить: злость, радость, удивление, доверие, нежность, настороженность, презрение.

Ведущий просит каждого из участников изобразить какое-либо животное: разъяренного тигра, ленивого слона, обезьяну, собаку, крокодила и т.п. Каждый участник изображает какую-то профессию, остальные отгадывают.

2. "День рождения" (40 мин.) Каждый из участников получает определенную роль, которой должен придерживаться в течение 20 минут, обстановка задается самыми общими словами, больше поведение участников никак не регламентируется, сюжет действа дети строят сами в ходе игры.

Ведущий: "Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз присутствовал на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостя. Сейчас каждый из вас получит бумажку, на которой будет написана роль, которую вы будете играть в нашем импровизированном спектакле. Он (спектакль) будет длиться 20 минут. Вы должны постараться в течение этого времени постоянно находиться в указанном образе".

Это ролевая игра. Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник, Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Оригинал, Бестактный, Отстраненный. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она может быть как соответствующей его типу, так и противоположной, в зависимости от целей, которые вы преследуете. Можно так же каждую роль определить более подробно. Например, "Миролюбец. Пытается улаживать все возникающие разногласия. Боится конфликтов, поэтому всячески избегает острых углов в беседах".

Следует иметь в виду, что для удачного развития игры участники должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо разогреты предшествующей разминкой. В любом случае эта игра первоначально повышает напряженность в группе и вызывает некоторое замешательство вследствие неопределенности инструкций и неизвестности правил.

Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию участниками стереотипов своего поведения, а также по моделированию поведения. Из такой игры ведущий, при достаточной сноровке, может вытащить много материала для дальнейшей проработки в ходе обсуждения. Можно также после этого упражнения попробовать поработать индивидуально в кругу с кем-то из детей. Задача ведущего — внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая поведение каждого из участников, соответствие предложенной роли. В обсуждении можно задать следующие вопросы:

• Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?

• Трудно ли было играть предложенную роль?

• Похоже, ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в жизни?

Кроме того, можно спросить детей про ту или иную роль:

Какие чувства вызывает у вас подобное поведение?

IV. "Занять стул " (10 мин.). Один человек садится в центр круга на стул, задача остальныхвсеми средствами, кроме физического насилия, занять стул ведущего.

Это упражнение вызывает неизменный интерес у детей, является хорошей разрядкой, а, кроме того, дает хорошую обратную связь каждому о том, как он умеет просить и убеждать других людей. Здесь важно после каждой смены ведущего, задавать сменившемуся вопросы: "Почему он уступил стул именно этому ребенку?"; "Кому бы он никогда не уступил стул, почему?"

В конце игры полезно провести молниеносный опрос, кто сколько раз был ведущим, спросить тех, кто не был ни разу - с чем они это связывают.

V. Обсуждение домашнего задания (15 мин.).Ведущий просит желающих зачитать свои сочинения. После того, как ребенок прочитает свою работу, он может попросить определенных участников (или всех) дать ему обратную связь.

VI. Выдача домашних заданий: Напишите сказку, где главным героем будет один из участников группы.

VII. "Темная лошадка" (20 мин.). Упражнение выполняется в парах. Из этой двойки один ведущий, другой ведомый. Последний закрывает глаза, а первый берет его за талию и водит по комнате, где расставлены стулья и другие предметы"препятствия". Задача ведущего так провести своего партнера, чтобы обойти все препятствия и не столкнуться с другими парами. После 25 мин. хождения партнеры меняются ролями. Неплохо, чтобы каждый ребенок, кроме того, сменил одного—двух партнеров.

Это телесное упражнение, выполненное после хорошего разогрева, способствует осознанию проблем, связанных с давлением (управлением) − подчинением, активностью − пассивностью, доверием − недоверием. Например, один мальчик, которого учителя и родители считали безответственным и инфантильным, с преобладанием агрессивности в поведении, после смены трех партнеров в этом упражнении сказал, что ему никогда не было приятно быть ведомым. Это состояние сердило его и вызывало протест. Зато быть ведущим ему понравилось, ему было приятно заботиться о комфорте своих партнеров. И партнеры этого мальчика дали ему позитивную обратную связь, отметив, что они чувствовали большое доверие к нему и уверенность, что они беспрепятственно пройдут весь путь.

VIII. Мгновенная социометрия (5 мин.).

Инструкция: "Возьмите за руки (одной рукойодного, другойдругого) двух человек, с которыми Вам наиболее приятно общение в этой группе".

Упражнение быстрое, двигательное и очень информативное. Буквально за две минуты вы получите "скульптуру" группы. Будет ли ведущий участвовать в упражнении − также важный диагностический момент.

IX. "Мы с тобой одной крови" Упражнение выполняется в парах. Задача каждого ребенка найти как можно больше сходств со своим партнером и записать их. Рекомендуемый стиль записей: "Мы оба тактичные", "Мы оба любим слушать музыку" и т.п.

Во время поиска сходств нельзя консультироваться с другими, особенно со своим партнером. На поиск и запись сходств отводится 5 мин. На это время целесообразно включить легкую музыку.

После того, как перечисление сходств закончено, дети передают списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с тем, что написал партнер. Если какая-то запись партнера не устраивает ребенка, то он должен ее вычеркнуть. После взаимного анализа работа обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты.

Как обычно можно провести общее обсуждение в кругу. Это упражнение способствует осознанию того общего, что есть у всех людей, какими бы разными они ни казались вначале. Пройдя через поиски и осознание общего с одним человеком, ребенок лучше понимает, что при определенном усилии всегда можно найти то общее, что объединяет тебя с другим, каким бы чужим он ни был для тебя в начале встречи. Такая установка позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.

Рефлексия и завершение занятия (10 мин.):

• Что вы получили на сегодняшнем занятии?

• Оцените на пальцах: интерес, желание придти в следующий раз.

• "Звук группы"

 

Занятие 4

Задачи:

• развитие умения выражать свое отношение друг к другу;

• развитие умения получать обратную связь;

• прощание с группой.

Разминка (5 мин.)

I. Закончить предложения:

• Когда я шел сегодня на занятия...

• Когда я проснулся...

• Я обрадовался (огорчился), когда... Эти задания выполняется устно в кругу.

II. "Путанка" (5 мин.). Один из группы водящий. Он отворачивается и закрывает глаза. В это время все остальные встают в круг, взявшись за руки. А затем, не отпуская рук, начинают ходить, поворачиваться, переступать через руки друг друга и т.п., в общем, запутываться. Задача водящегораспутать получившийся "клубок". Это хорошее разминочное упражнение работает также на групповую сплоченность.

III. Мгновенная социометрия (3 мин.)

Основная часть

IV. Обратные связи - обсуждение (15 мин.).

Обратная связь − это впечатления, мысли и чувства другого человека, в связи с вашим поведением, поступком, деятельностью или любым другим проявлением, высказанные вслух и адресованные лично вам.

Например: "Маша! Мне было очень приятно получить от тебя в подарок эту кассету. Я давно о такой мечтала" или "Дима, когда ты называешь меня дураком, я очень сержусь и мне хочется тебя ударить".

Далее следует обсуждение проблемы обратной связи:

• Важна ли для вас обратная связь от других людей?

• Зачем она нужна?

• Важно ли вам давать обратную связь другим людям? Почему?

• Умеете ли вы давать обратную связь?

 • Легко ли дать обратную связь?

• Всегда ли приятна обратная связь от других людей? и т.п.

Участникам предлагается потренироваться давать и получать обратную связь в парах. Пусть каждый из детей даст своему партнеру обратную связь в связи с каким-то его проявлением в группе, а партнер отвечает.

Обратная связь − это один из сильнейших психотерапевтических методов, реализуемых самими участниками.

V. "Разбор" (40 мин.). Один человек садится в центр круга. Остальных, ведущий разбивает на две группы, одна из которых говорит человеку о том, что им нравится в его поведении во время работы в группе, а другаяо том, что не нравится. Так, пока все не посидят в центре круга. Человек, сидящий в центре, имеет право задать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или недостатках. Итак, пока все не посидят в центре.

После того, как все побывают в центре − обсуждение:

• Как чувствовали себя в центре круга?

• О чем было трудно говорить?

Это упражнение обычно воспринимается детьми очень живо и каждый стремится посидеть в центре круга.

VI. Обсуждение домашнего задания (20 мин.).Каждый из сидящих в кругу (по очереди) читает свое сочинение. Остальные пытаются угадать, о ком оно написано.

Обсуждение возникает спонтанно и бывает довольно интересным. Целесообразно спросить того ребенка, о ком написано сочинение, какие чувства оно у него вызывает, насколько это похоже на действительность. Можно предложить главному герою запросить обратную связь у группы, можно поработать с его чувствами.

VII. "Если я тебя правильно понял" (5 мин.)

 Упражнение выполняется в кругу. Дети по очереди высказываются на тему: "Что я ценю в людях?". После того, как ребенок закончил говорить, его сосед справа кратко повторяет изложенное, начиная свой монолог словами: "Если я тебя правильно понял...". Первый ребенок должен оценить точность передачи. Затем на предложенную тему высказывается сосед справа и т.д. по кругу.

Это упражнение развивает умение слушать других, которое не особенно развито у большинства детей этого возраста, а соответственно приводит к конфликтам и недопониманию в общении. Зачастую, когда дети становятся способны услышать друг друга, конфликт разрешается сам собой.

III. "Комплимент" (10 мин.)

Упражнение выполняется в кругу. Один из детей берет мячик и бросает его кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть мячик обладателю с приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему сидящему в круге. Итак до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

X. "Инопланетянин" (20 мин.)

  Упражнение выполняется в парах. Инструкция: "Посмотрите внимательно на вашего партнера. Он похож на вас, мы говорили об этом на прошлом занятии. Но он чем-то и отличается от вас. Подумайте и найдите различия, а затем запишите их на листе бумаги. Например: "Ты более общителен, чем я"; "Ты менее уступчив в разговоре, чем я". Работайте молча в течение 5 минут. После того, как вы закончите работать передайте списки друг другу, чтобы выразить согласие или несогласие с тем, что написал партнер".

После этого упражнения важно провести обсуждение, задав группе следующие вопросы:

• Легко ли было искать различия? Что вы чувствовали, когда читали список различий партнера?

• Как вы в жизни относитесь к тому, что отличаетесь от других людей?

Тема различий очень важна в группе общения. Часто дети с проблемами в общении не в состоянии осознать свои отличия от других людей (невротическое развитие личности), а соответственно боятся любого разделения, стремятся любой ценой сгладить противоречия, готовы на любые уступки ради сохранения мира. Другие, осознавая свои отличия, не могут принять это и пережить. Они чувствуют себя очень одинокими (а значит, замкнуты и избегают общения), либо злятся на других и требуют подобия во взглядах и поведении (следовательно, конфликтны и агрессивны).

Так что через обсуждения этого упражнения возможен выход на интересные и глубокие личностные проблемы. Тем не менее, важно не увлекаться глубиной проблематики и индивидуальной работой, надо помнить о том, сколько у ведущего времени, реально оценивать готовность ребенка и группы к работе, идти до того предела, до которого позволяет ребенок.

"Не урони" (5 мин.).

 Упражнение игровое и проходит в кругу. Участники перекидывают друг другу мяч так, как будто это какой-то предмет. Например: хрустальная ваза, или колючий еж, или кусок льда и т.п. Задача водящегопоймать мяч так, как он стал бы ловить названный предмет.

Это упражнение всегда проходит очень живо, снимает напряженность, способствует раскрепощению.

Окончание группы (30 мин.):

А. Обсуждение результатов:

• Что нового вы узнали о себе?

• Как это повлияет или уже повлияло на вашу дальнейшую жизнь?

 • Что из увиденного и услышанного вы не хотите применять в своей жизни?

• Что хотите, и будете делать?

В. Записи на память.

Передаем тетради по кругу. На специально отведенной странице каждый пишет другому то, что хочется.

С. Оценка на пальцах:

• своего состояния;

• пользы от занятий;

• желания в следующий раз принять участие в подобных занятиях.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.