Психолого-педагогическая характеристика детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Психолого-педагогическая характеристика детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

2022-09-11 25
Психолого-педагогическая характеристика детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Каждый ребенок в разные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которых он, может оказаться по независящим от него причинам может оказаться в трудной жизненной ситуации и соответственно, будет нуждаться в помощи и защите в разной степени. В связи с этим трудные жизненные ситуации детей классифицируются следующим образом:

Ø Дети, оставшиеся без попечения родителей;

Ø Дети, проживающие в малоимущих семьях;

Ø Дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;

Ø Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

Ø Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

Ø Дети – жертвы экологических и техногенных катастроф;

Ø Дети – жертвы стихийных бедствий;

Ø Дети – инвалиды;

Ø Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

Ø Дети с отклонениями в поведении;

Ø Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств;

Ø Дети – жертвы насилия;

Ø Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

Ø Дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях [19].

Следует заметить, что предложенная классификация не является исчерпывающей – можно выделить смешанные типы или более детально дифференцировать выделенные группы.

Наиболее значимыми формами семейного неблагополучия для жизни ребенка являются:

1. Плохие материальные условия жизни семьи. Семьи с детьми в России на протяжении длительного времени оказываются наиболее депривированными по причине высокой иждивенческой нагрузки на трудоспособных, вынужденной исключенности из рынка труда одного из родителей по причине ухода за детьми, а также более низких заработков молодых специалистов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи являются уровень доходов домохозяйств и жилищная обеспеченность. Важно отметить, что плохие показатели материальной обеспеченности концентрируются в одних и тех же домашних хозяйствах. Каждое десятое домохозяйство испытывает финансовые затруднения и имеет проблемы с жильем. В крайней бедности по обоим признакам находятся 0,4 % семей. Семьи, проживающие в плохих жилищных условиях и не располагающие достаточным количеством денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства [7, с.52].

2. Потеря связи с рынком труда. Семьи с детьми показывают высокую степень экономической активности и занятости, но из-за повышенной иждивенческой нагрузки чаще оказываются в числе бедных/крайне бедных. Повышенный риск бедности и, как следствие, семейного неблагополучия во всех остальных ракурсах испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен; семьи, которых коснулась длительная безработица; а также неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы. В неполных семьях женщины с экономической точки зрения выполняют ту функцию, которая характерна для мужчин в полных семьях.

Безработица затрагивает 5 % полных семей с детьми, а доля семей с детьми, в которых оба взрослых не работают, невелика – 3,9 %. При этом длительная безработица встречается крайне редко: только 1,8 % полных семей с детьми столкнулись с этой проблемой. Поэтому семьи с детьми, в которых есть безработные, хотя и попадают в бедность, но имеют высокий шанс выхода из нее в результате успешного поиска работы, в отличие от семей, в которых мужчина экономически неактивен.

3. Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье. Ошибочно предполагать, что все семьи, в которых случаются разногласия, являются группой риска, а детей, проживающих в них, относить к категории находящихся в трудной жизненной ситуации.

Есть все основания говорить о том, что социально-экономическое устройство общества масштабно продуцирует не только материальные, но и социальные факторы семейного неблагополучия. Совмещение экономической активности и обязанностей по уходу и воспитанию детей требует развитой системы социальных услуг. В России услуг по уходу и воспитанию детей явно недостаточно.

4. Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за детьми.

5. Жестокое обращение с детьми. В крайней стадии семейное неблагополучие выливается в жестокое обращение с детьми. Большой проблемой в работе по выявлению и профилактике семей, где практикуется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи (как родители, так и дети) скрывают этот факт: родители – потому что боятся наказания и осуждения, дети – потому что стыдятся своего положения, испытывают страх и т.д. [7, с.53].

6. Алкоголизм, наркомания. Алкоголизм и наркомания - те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. Ребенок, попадая в среду зависимых от алкоголя или наркотиков родителей, как правило, имеет физические, психологические и социальные проблемы развития. Помимо этого, большинство детей наследуют эту зависимость и составляют группу высокого риска по формированию психических, неврологических и соматических нарушений. Ребенок зачастую спасается от родителей, страдающих зависимостью, на улице, но там его также ожидает неблагополучная среда и влияние сверстников-беспризорников. Такие семьи концентрируют в себе и все остальные проблемы, так как теряют связь с рынком труда, не имеют стабильного дохода и т.д.

Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для домохозяйства являются экстремально плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом - все остальные виды неблагополучия.

В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия. Разумным решением становится фокусировка внимания на группах семей, которые можно назвать кризисными сразу по нескольким признакам. Причем проявление проблем должно быть весьма острым. Все эти семьи явно нуждаются в социальном сопровождении, а признаки их неблагополучия таковы, что легко идентифицируются действующими социальными институтами (системой образования, здравоохранения, социальной защиты, жилищно-коммунального обслуживания, институтом участковых милиционеров). Количество таких семей составляет 8-10 % всех семей с детьми возрасте до 14 лет. Это означает, что речь должна идти о мониторинге и сопровождении 1,7 млн. семей.

Семья как естественная среда существования и воспитания ребенка является определяющим фактором его благополучия или неблагополучия. Социально-экономические риски оказывают опосредованное влияние на ребенка, преломляясь через семейную ситуацию. Изменения в сфере семейно-брачных отношений (рост числа неполных семей, различные виды неформальных супружеских сожительств, увеличение числа неблагополучных семей, асоциальный образ жизни родителей, невыполнение ими обязанностей по воспитанию детей) представляются основными угрозами благополучию детей.

Для снижения уровня социальной уязвимости семей необходимы упреждающие меры, распространяемые на всех ее членов. Упреждающие меры позволяют нейтрализовать факторы риска или снизить степень их воздействия, смягчить будущие последствия от потерь, связанных с материализацией риска.

 

Список литературы

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 2004. – 208 с.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Р. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 2000. – 136 с.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2006. – 416 с.

4. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. – 2003. – № 4. – С.54-58.

5. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005. – 320 с.

6. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. – М.: Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 240 с.

7. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2005. – 269 с.

8. Мигелёва П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – № 3. 2001. – с.18-31.

9. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов на Дону, 2005. – 328 с.

10. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001. – 416 с.

11. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников – 2001, – №1, с. 33-36.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.

13. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2002. – 256 с.

14. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей / Библиотека администрации школы. Образовательный центр “Педагогический поиск” / Под ред. Гуткиной Л.Д. – М., 2006. – 79 с.

15. Основы социальной работы / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М: ИНФРА, 2007. – 368 с.

16. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008, – 544 с.

17. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000. – 574 с.

18. Рогов Е. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 2006. – 529 с.

19. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф. – М., 2008. – 416 с.

20. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

21. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 256 с.

22. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – М.: Академический проект, 2004. – 496 с.

23. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002. – 272 с.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.