Занимательная математика» - математика для дошкольников — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Занимательная математика» - математика для дошкольников

2022-09-11 23
Занимательная математика» - математика для дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здоровячок»- физическая культура

Живулька»- ознакомление с окружающим миром

Книголюб»- ознакомление с художественной литературой

АБВГД-йка»- обучение грамоте

Веселая геометрия»- основы геометрии

Родной язык»- развитие речи

Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. В группе занимаются 14 человек.

Воспитанники в группе адаптации (курс подготовки к школе) занимаются пять раз в неделю. Время занятий в ЦДОД – с 9.00 до 12.00 часов. В предметное расписание каждого дня входит три занятия по 9 предметам, рассчитанных на один год обучения. Реализация программ «Музыка», «Изобразительное искусство», «Художественный труд» осуществляется педагогами дополнительного образования ЦДОД по музыкальному и художественному воспитанию. Продолжительность занятий 30 минут (академического времени). Учет психологических особенностей детей 6 лет диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физминуток; использование игрового материала; включение в занятия игрового материала с целью снятия напряжения, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой. На занятиях применяются приемы стимулирования мотивации детей к обучению: каждое занятие начинается с сюрпризного момента. Применяются проблемные, творческие, игровые задания.

Особое внимание уделяется психологическому климату на занятиях: обращается внимание на характер взаимоотношений между детьми, детьми и педагогом. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Занятия чередуются интеллектуальными переменами и игровой самостоятельной деятельностью, которые организуются таким образом, чтобы каждый ребенок мог выбрать самостоятельного собственному желанию игровой обучающий вид деятельности из предлагаемых дидактических игр. Психолого-педагогическое сопровождение группы адаптации детей к школе осуществляет педагог-психолог ЦДОД.

Срок реализации программы

Разделы программа Часов в неделю Кол-во недель в году Всего часов в год
1. «Занимательная математика» - математика для дошкольников 2

34

68
2. «Здоровячок»- физическая культура 3 102
3. «Живулька»- ознакомление с окружающим миром 1 34
4. «Книголюб»- ознакомление с художественной литературой 1 34
5. «АБВГД-йка»- обучение грамоте 1 34
6. «Веселая геометрия»- основы геометрии 1 34
7. «Родной язык»- развитие речи 1 34
  Всего: 10 часов   340 часов

 

В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.

Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Формы работы:

дидактические игры;

беседы, викторины;

акции;

исследовательская деятельность;

коллективные творческие дела;

праздники;

открытые занятия;

презентации;

экскурсии, походы.

Методы обучения, используемые программой:

1. По источнику передачи и характеру восприятия информации:

словесные;

наглядные;

практические.

2. По характеру взаимной деятельности педагога и воспитанников:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

частично-поисковый;

исследовательский.

3. По основным компонентам деятельности педагога:

организация и осуществление учебной деятельности;

стимулирование и мотивация обучения;

контроль и самоконтроль.

Формирование программы основано на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого воспитанника, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития детей,

целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,

психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,

развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

Системно-деятельные подходы, положенные в основу программы, создают условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,

креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,

овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Здоровьесберегающие технологии используемые в программе:

физкультурно-оздоровительные технологии;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;

обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;

учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;

дыхательная гимнастика;

пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

психогимнастика;

соблюдение мер по предупреждению травматизма;

физминутки.

Планируемые результаты:

Системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения уровня дошкольного образования:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою малую родину и страну, их достижения, имеет представление о важнейших исторических событиях.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

 

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

«Занимательная математика» - математика для дошкольников

ü Самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляют из множества отдельные его части (часть предметов).

ü Устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями I частью); находят части целого множества и целое по известным частям.

ü Считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

ü Называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

ü Соотносят цифру (0-9) и количество предметов.

ü Составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются циф- эами и арифметическими знаками («+», «-», «=»).

Знают:

ü Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

ü Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

ü Арифметические знаки «+», «-», «=»; монеты достоинством 1, 5. 10 копеек, 1, 2, 5 рублей.

«Здоровячок»- физическая культура

ü Выполняют правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

ü Могут прыгать в дли­ну с места на расстояние не менее 100 см, с разбега - 180 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.

ü Могут бросать предметы в цель из разных исход­ных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м.

ü Умеют перестраиваться в 3 колонны, в 2 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.

ü Выполняют физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

ü Следят за правильной осанкой.

ü Ходят на лыжах переменным, скользящим шагом на расстояние 2 км, поднимаются на горку и спускаются с нее, тормозят при спуске.

ü Участвуют в подвижных играх.

«Живулька»- ознакомление с окружающим миром

ü Имеют разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

ü Выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.

ü Имеют представления о родном крае, его достопримечательностях.

ü Знают некоторых представителей животного мира (звери, птицы, насекомые).

ü Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

ü Знают правила поведения в природе и соблюдают их.

ü Устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

ü Имеют первичные представления о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

«Книголюб»- ознакомление с художественной литературой

ü Различают жанры литературных произведений.

ü Называют любимые сказки и рассказы; знают наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

ü Называют двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.

ü Выразительно читают стихотворение; пересказывают отрывок из сказки, рассказа.

ü Наличие положительной динамики роста духовно - нравственных качеств личности ребенка.

«АБВГД-йка»- обучение грамоте

ü Различают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

ü Называют в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах.

ü Находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове.

ü Участвуют в коллективном разговоре: способны задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывают о факте, событии, явлениях.

ü Доброжелательны с собеседниками.

ü Пользуются формулами словесной вежливости в общении со взрослыми и сверстниками.

«Веселая геометрия»- основы геометрии

ü Различают величины: длину (ширину, высоту), время: и способы их измерения.

ü Измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, с помощью условной мерки.

ü Делят предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивают целый предмет и его часть.

ü Различают и называют: отрезок, угол, линия.

ü Воссоздают из частей, видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному ре­зультату; составляют из малых форм большие.

ü Сравнивают предметы по форме.

ü Ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются простейшими знаковыми обозначениями.

ü Определяют временные отношения (день - неделя - месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знают:

ü Геометрические фигуры: овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, куб, шар, цилиндр; проводят их сравнение.

ü Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

«Родной язык»- развитие речи

ü Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляют по плану и образцу рассказы о предмете по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

ü Употребляют в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

ü Адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве).

ü Способны изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

ü Интересуются новым неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире).

ü Способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).

ü Принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

ü Откликаются на эмоции близких людей и друзей.

ü Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностям, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программный материал выстроен таким образом, что 1/3 часть учебного времени отводится на изучение теоретического материла, 2/3 части - на выполнение практических заданий. Большинство занятий по данной программе включают изучение теоретического и практического материала, где 1/3 часть времени занятия (10 минут) отводится на изучение теоретического материала, 2/3 части занятия (20 минут) отводится на выполнение практических заданий.         

Название разделов и тем Кол-во часов теория практика
  Введение. 1 1 0
1. «Занимательная математика» - математика для дошкольников 68 18 50
1.1. Диагностика 3 0 3
1.2. Сравнивание множеств предметов, пространственные отношения. 6 2 4
1.3. Цифры. Состав чисел (2-10). 20 7 13
1.4. Арифметическая задача. 21 7 14
1.5. Логические задачи. 12 2 10
1.6. Повторение пройденного материала. 6 0 6
2. «Здоровячок» - физическая культура 102 32 70
2.1. Диагностика 3 0 3
2.2. Построение. 6 2 4
2.3. Основные движения: ходьба, бег, прыжки, метание, упражнения в равновесии, лазание. 92 30 62
2.4. Развлечения. 3 0 3
3. «Живулька» - ознакомление с окружающим миром 34 11 23
3.1. Диагностика 3 0 3
3.2. Родина моя. 4 1 3
3.3. Экологическая тропинка. 8 3 5
3.4. Дары леса. 5 2 3
3.5. Многообразие жизни. 12 4 8
3.6. Кладовая земли. 2 1 1
4. «Книголюб» - ознакомление с художественной литературой 34 15 21
4.1. Диагностика 3 0 3
4.2. Русский фольклор 6 2 4
4.3. Фольклор народов мира. 5 2 3
4.4. Произведения поэтов и писателей России. 12 5 7
4.5. Произведения поэтов и писателей разных стран. 8 4 4
5. «АБВГД-йка» - обучение грамоте 34 10 24
5.1. Диагностика 3 0 3
5.2. Слово, слог. 4 1 3
5.3. Предложение. 5 2 3
5.4. Звуки. 3 1 2
5.5. Звуковой анализ слов. 17 6 11
5.6. Повторение пройденного материала. 2 0 2
6. «Веселая геометрия» - основы геометрии 34 7 27
6.1. Диагностика. 3 0 3
6.2. Геометрические понятия 8 3 5
6.3. Единицы измерения. 2 1 1
6.4. Геометрические фигуры, тела. 10 3 7
6.5. Упражнения, логические задания. 11 0 11
7. «Родной язык» - развитие речи 34 10 24
7.1. Диагностика. 3 0 3
7.2. Составление рассказов. 10 3 7
7.3. Пересказ. 8 3 5
7.4. Придумывание сказок. 4 1 3
7.5. Беседы, рассказы по картинам. 7 3 4
7.6. Комплексные (интегрированные) занятия. 2 0 2
  Итоговое мероприятие 1 0 1
  Итого часов: 340    

Содержание

Вводное занятие

Знакомство с детьми. Ознакомление дошкольников с курсом обучения.

Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях и переменах.

Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.

1. «Занимательная математика» - математика для дошкольников.

Диагностика.

Практика: определение уровня знаний детей по математике.

1.2.   Сравнивание множеств предметов, пространственные отношения.

Теория: «Одинаковые. Разные.», «Столько же.», «Больше.», «Меньше», «Вверх», «Вниз», «Над», «Под», «Тоже».

Практика: упражнения в умении: формировать множества и видеть их составные части, сравнивать предметы и группировать их по 2-3 разным призна­кам, устанавливать количественные соотношения между ними; игровая деятельность в счете звуков и движений; решение проблемной ситуа­ции по поиску способов быстрого счета предметов; исследовательская и иг­ровая деятельность по определению количества предметов по осязанию (на ощупь), поисковая деятельность по самостоятельному выбору способа доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения их напротив друг друга, соединения стрелками или замещения реальных предметов символами, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

Цифры. Состав чисел (2-10).

Теория: «Цифра 1.», «Цифра 2. Состав числа 2.», «Цифра 3. Состав числа 3»,.. «Число 10. Состав числа 10», «Монеты».

Практика: решение познавательных задач на соотношение цифры и количества предметов в пределах 10; упражнения в сравнении и рисовании цифр, иг­ровая познавательная деятельность на установление соответствия между цифрой и количеством предметов, формулирование и решение проблемной ситуации, рассказывание по картинке с математическим содержани­ем, составление устных высказываний, логических рассуждений; упражнения в разложении числа на 2 меньших, самостоятельная познава­тельная деятельность: образование из двух меньших чисел одного большего; развивающие игры на закрепление навыков разложения и образо­вания чисел от 2 до 10; знакомятся с монетами (участие в беседе со взрослым) и понятиями «деньги», «монеты», «рубль», «копейка»; установление соответствия между монетами и числами (участие в беседе со взрослым и сверстниками); совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по использованию и размену монет, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

Арифметическая задача.

Теория:  «Знакомство с арифметической задачей», «Отличие задачи от рассказа», «Задачи на сложение», «Задачи на вычитание», «Решение задач».

Практика: знакомство с арифметической задачей, свободные высказывания по условию задачи; самостоятельная продуктивная деятельность по состав­лению задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала и по числовым данным; решение задач с использованием знаков «-», «+», «=»; моделирование описанных в задаче взаимосвязей с использованием наглядного материала и схема­тических изображений; познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность по решению и моделированию задач; коммуникатив­ная деятельность при обсуждении результатов, обсуждение проблемной ситуации по решению задач на нахождение части, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по ре­шению простых арифметических задач, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

1.5.  Логические задачи.

Теория: задачи в стихах, задачи на смекалку.

Практика: решение задач на смекалку, в стихотворной форме, упражнения в умении давать развернутый ответ на вопрос задачи; игровая деятельность: закрепление навыков счета предметов; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) на развитие умений количественного счета парами, тройками, пятками; упражнения на установление связи между количеством групп и предметов в группе; решение проблемной ситуации, анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

1.6.   Повторение пройденного материала.

Практика: формулирование и решение проблемной ситуации, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе), самостоятельное использова­ние приемов познания и формирования элементарных математических представлений: счет игрушек, решение задач, раскладывание чисел на два меньших; выполнение заданий в тетрадях на пе­чатной основе, в настольных играх математического содержания; участие в развивающих и дидактических играх математического содержания; наблюдение за действиями других детей и описывание их словами; рассказывание по кар­тинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений, ответы на вопросы в беседе, слушание воспитателя, ответов других детей, самостоятельная работа в развивающих раскрасках познавательного и обучающего характера; участие в сюжетно-ролевых играх, связанных со счетом («В магазине», «Почта», «Школа»); самостоятельная познава­тельная деятельность: упражнения в умении увеличивать и уменьшать каждое число на 1; упражнения в количественном счете в пределах 10 и дальше (до 20), анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей объединения.

 

2. «Здоровячок»- физическая культура.

Диагностика.

Практика: определение уровня физического развития детей.

Построение.

Теория: «Построение в шеренгу», «Поворот переступания», «Построение из одной колонны в две, три колонны».

Практика: построение по сигналу в шеренгу, перестраивание в колонны по двое и по трое, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдая интервалы во время передви­жения.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.095 с.