Модуль «Среднее звено 5 – 9 классы» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Модуль «Среднее звено 5 – 9 классы»

2022-09-11 35
Модуль «Среднее звено 5 – 9 классы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.3.1. Проект «Мир, который построю я!»

Обоснование проекта (актуальность и значимость)

Профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями к профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры

Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе, а также корректировке и реализации перспектив своего развития.

Современное понимание профориентационной работы в школе заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

    Образовательное пространство профессиональной ориентации обучающихся:

1. направлено на создание условий для приобретения опыта выбора подростками содержания образования, образовательных ресурсов и способа учебной деятельности;

2. обеспечивает опережающую работу по подготовке учащегося к освоению видов деятельности, которые будут для него ведущими, когда он выберет, то или иное направление своей образовательной деятельности по окончании основной школы;

3. организуется педагогами, в образовательном пространстве профессиональной ориентации и обеспечивается сопровождением;

4. выбирается школьниками с помощью педагогов, на основании возможностей как психических, так и физических;

5. обуславливает формирование индивидуального образовательного опыта относительно того или иного в дальнейшем профиля обучения.

Программа предусматривает проведение открытых, общешкольных, совместных с родителями, психологом, социальным педагогом, представителями различных организаций мероприятий по профессиональной ориентации.

Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:

1. Педагоги;

2. Родители;

3. Обучающиеся (воспитанники)

2.3.2. Цель проекта: создать систему действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи проекта:

- обеспечить обучающихся информационной базой, необходимой для осуществления первичного профессионального самоопределения, а также стимулировать их познавательную активность профессиональной направленности;

- приобщать обучающихся средних классов к посильной трудовой и производительной деятельности;

- осуществлять профориентационную работу с учетом индивидуальных особенностей, выявленных посредством психолого-педагогической диагностики.

- определить понятие трудовой социализации, выделить компоненты, подлежащие формированию в средних классах школы;

- обосновать необходимость начала целенаправленной профориентационной работы с учащимися среднего звена;

- разработать модель профориентационной работы со школьниками среднего звена;

- выявить способы приобщения школьников обозначенной возрастной категории к посильным и доступным видам труда;

- составить пакет диагностических методик, позволяющих выявлять индивидуальные особенности учащихся, значимые в профориентационной среде.

2.3.3 Основные содержательные направления проекта:

1. Профессиональная информация (просвещение и информирование)

2. Профориентационная диагностика

3. Профессиональное воспитание.

4. Профессиональная консультация.

5. Профессиональный отбор

Профессиональная информация предполагает полное и всестороннее знакомство обучающихся с миром профессий, с правилами выбора профессии, с социально-экономическими, психологическими и медико-физиологическими аспектами выбора профессии, что является важнейшей предпосылкой для выработки готовности к профессиональному выбору.

Главной задачей профинформации является воспитание любви к любому виду трудовой деятельности, знакомство с потребностями страны в целом и конкретного региона в частности в специалистах на современном этапе и на ближайшую перспективу. Она также в первую очередь должна поднимать престиж востребованных на рынке труда профессий.   

Профориентационная диагностика предполагает

- исследование мотивации выбора профессии;

- исследование профессиональных интересов;

- исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;

- исследование признаков, характеризующих отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;

Дальнейшие шаги в диагностике личности связаны с умением учителя выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут ученику осознать, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности. Положительную роль здесь должны сыграть предметные кружки и кружки по интересам, особенно если выбраны они будут с учетом преобладающего интереса к одному из типов профессиональной деятельности.

Профессиональная консультация - научно обоснованная рекомендация конкретному лицу (либо группе) в период выбора профессии. Нуждаются в ней чаще всего выпускники 9-11-х классов. В ходе консультации определяются пути получения образования по выбранной специальности, сроки обучения, перспективы профессионального роста, востребованность специалистов на рынке труда. В роли консультанта в школе может выступать классный руководитель, педагог-психолог либо социальный педагог. В учебно-воспитательном процессе школы он координирует работу школьных учителей по профориентации, а также оказывает помощь родителям по развитию интересов и склонностей их детей.

Профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов.

Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 9 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс

2.3.4. Этапы реализации проекта

Первый этап - пассивно-поисковый (этап первичного профессионального выбора) - для обучающихся 5 - 6 классов. Его цель - развить интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации обучающихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении. У подростков на этом этапе) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Второй этап - активно-поисковый - для обучающихся 7-8 классов.

Его цель - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи профессионального и личностного самоопределения и обеспечить психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной школы На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями среднего специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), оказывается помощь в выборе профиля обучения. Параллельно с этим организуются курсы планирования профессиональных и жизненных перспектив, ведется индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания, устраивают тематические родительские собрания, привлекают школьников к работе в каникулярное время и проводят первые профессиональные пробы.

В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Поэтому, важно познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии.

Третий этап – профессиональное определение обучающихся 9 классов.

Его цель – подготовить выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

На этом этапе важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.

Методы и формы проведения занятий:

- активизирующие профориентационные опросники и тесты;

- читательские конференции по профориентационной тематике;

- классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;

- приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают учащиеся;

- работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;

- индивидуальная работа с обучающимися, требующими особого отношения и внимания;

- вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;

- профориентационные игры с классом.

Работа с родителями:

тематические родительские собрания;

классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;

организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога

индивидуальные беседы

совместные детско-родительские профориентационные игры.

Ожидаемые результаты реализации проекта

- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

- выявление уровня готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;

- выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся;

- формирование навыков нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;

- ознакомление с различными видами профессий;

- расширение работы с родителями по профессиональному самоопределению детей.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.