Определение действующей стратегии организации — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Определение действующей стратегии организации

2022-09-11 41
Определение действующей стратегии организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

До недавнего времени самой популярной стратегией, озвучиваемой органами местного самоуправления, была стратегия выживания, хотя, на самом деле, успешность работы отдельных муниципальных образований свидетельствует об активной позиции и развитии.

Насколько эффективна действующая стратегия, судить можно по количественным и качественным результатам деятельности муниципального образования.

Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации.

 

 


Таблица 15.2

Матрица решений

 

 

№№ рангов (1,2,3)

Возможности

Увеличение спроса на туристические услуги Близость транснациональной магистрали как возможность снижать издержки Увеличение мобильности населения, отсутствие ограничения свобод и прав человека

Наименование характеристик внутренней ситуации

Сильные стороны МО

Находящаяся на подъеме стекольная отрасль Разработать программу: «Стекло туристам» Проект: «Стекольным предприятиям принять участие в приватизации объектов ж/д» Привлечение лучших специалистов в стекольную отрасль со стороны
Близость с Московской областью в районе разъезда Тасино Проект: Строительство участка дороги «Тасино» Строительство терминала на разъезде «Тасино» Привлечь к обустройству терминала «Тасино» переселенцев
Наличие богатых биологических и минеральных ресурсов Проект: «Ландшафтный туризм» Обустроить терминал «Тасино» под специфику ресурсов района Привлечь трудовые ресурсы из-за пределов района для освоения минеральных ресурсов

Слабые стороны МО

Низка квалификация управленческих кадров. С помощью консультантов разработать политику МО в области туризма Провести серию обучаю-щих семинаров для руко-водящих работников совместно с работниками ж/д Программа: «Корпора-тивное обучение управ-ленческих кадров»
Нерациональное использование природных ресурсов уменьшает доходы бюджета. Проект: «Ресурсосбережение в туристическом бизнесе» Проект рационализации использования ресурсов при перевозках на ж/д Организовать прием и переработку даров леса от населения
Дефицитный бюджет поселков не позволяет им развиваться. Проект туристического маршрута с посещением основных поселков района Поселки, прилегающие к ж/д сориентировать на деятельность ж/д Создать систему поддержки предпринимательства в районе

 


Окончание таблицы 15.2

 

 

№№ рангов (1,2,3)

Угрозы

Зависимость от государства, перекос межбюджетных отношений в сторону центра Неверие и апатия населения к проводимым реформам Конкуренция со стороны муниципальных образований за дотации из бюджета

Наименование характеристик внутренней ситуации

Сильные стороны МО

Находящаяся на подъеме стекольная отрасль Проект: поддержки на выборах кандидата от Союза стекольщиков Формировать новые традиции и поддерживать рациональные старые Лоббировать с помощью Союза стекольщиков интересы района
Близость с Московской областью в районе разъезда Тасино На базе терминала «Тасино» создать предприятие совместное с властями московской обл. Сделать проект «Тасино» ударной стройкой района Привлечь бюджетные деньги в развитие проекта «Тасино»
Наличие богатых биологических и минеральных ресурсов Привлечь инвестиции для разработки минеральных ресурсов Активизировать предпринимательскую деятельность населения по переработке ресурсов Лоббировать привлечение бюджетных средств для обустройства месторождения марганцевой руды

Слабые стороны МО

Низка квалификация управленческих кадров. Мотивировать депутатов всех уровней власти к решению проблем района Вокруг лидеров района создавать легенды и новые традиции Осуществить обмен опытом у лучших муниципальных образований региона
Нерациональное использование природных ресурсов уменьшает доходы бюджета. Разработать программу по ресурсосбережению Через СМИ пропагандировать лучшие решения по экономии ресурсов Внести предложение в Законодательное собрание, учитывающее экономию ресурсов при распределении бюджетных средств
Дефицитный бюджет поселков не позволяет им развиваться. Разработать стратегический план развития района и поселков Разработать план поддержки предпринимательства в районе Внести предложение в Законодательное собрание, учитывающее финансирование из бюджета с учетом сокращения дефицита за счет собственных источников

 


 

 


Рис. 15.2 Структурная схема первоочередных стратегически значимых действий


Количественные результаты проявляются в фактическом состоянии социально-экономического положения МО, что находит свое подтверждение в данных статистической отчетности.

На заключение об эффективности действующей стратегии накладывают свой отпечаток социальная активность населения, приток инвестиций, а также содержание функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии (политик, проектов и программ), последние действия администрации, субъектов бизнеса и местного сообщества.

Аспекты анализа действующей стратегии приведены в таблице 15.3

Таблица 15.3

Аспекты анализа действующей стратегии организации [63]

 

Наименование аспекта Содержание аспекта Предмет анализа
Идеологическая основа Видение, миссия, цели. Идеальное представление о состоянии муниципального образования
Внешняя эффективность Социальная стабильность; Привлечение инвестиций со стороны; Репутация новаторского МО. Место в рейтинге муниципальных образований региона; законодательные инициативы; приток населения.
Внутренняя эффективность Рациональное использование бюджетных средств. Конкурсность распределения бюджета и динамика роста поступлений в бюджет.
Стратегическое управление Способность наметить курс; Способность организовать дело в соответствии с выбранным курсом; Способность повысить энтузиазм и заинтересованность населения в развитии МО. Способность руководства МО осуществлять разработку стратегии и производить необходимые изменения.

 

Варианты эталонных стратегий

Майкл Портер в начале восьмидесятых годов выдвинул идеи относительно конкурентных стратегий, выведенных из некоторых базовых постулатов. Спустя десятилетие А. Томпсон и А. Стрикленд предложили несколько свою модель классификации подобных стратегий - пять вариантов подходов к стратегии конкуренции:

· стратегия лидерства по издержкам (снижение издержек, что привлекает большое количество покупателей);

· стратегия широкой дифференциации (придание товарам специфических черт, что привлекает большое количество покупателей);

· стратегия оптимальных издержек (большая ценность для покупателей за счет сочетания низких издержек при широкой дифференциации);

· сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках (низкие издержки и узкий сегмент покупателей);

· сфокусированная стратегия, или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции (полное удовлетворение требований клиентов из выбранного сегмента).

Помимо общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности, существуют классификации стратегий, определяющие изменение их масштабов. Например, стратегии развития бизнеса по Котлеру:

1.Концентрированного роста: усиления позиции на рынке; развития рынка; развития продукта.

2.Интегрированного роста: обратной вертикальной интеграции; вперед идущей вертикальной интеграции;

3.Диверсифицированного роста: центрированной диверсификации; горизонтальной диверсификации; конгломеративной диверсификации;

4.Стратегия сокращения: ликвидации; сбора урожая; сокращения расходов.

Иную классификацию стратегий предлагают авторы коллективной монографии[64]:

– стратегия стабильности – сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их;

– стратегия роста – увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков (разновидностью стратегии роста является вертикальная и горизонтальная интеграция, которая, в частности, проявляется через поглощение, слияние, присоединение и создание совместных предприятий);

– стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой (разновидностью отмеченной стратегии являются: стратегия разворота – отказ от неэффективного использования ресурсов и поиск новой стратегии; стратегия отделения – продажа структурного подразделения или выделение его в самостоятельную организацию; стратегия ликвидации – распродажа активов).

Помимо эталонных стратегий специалистами в этой области разработано значительное количество формальных моделей: Матрица бостонской консультативной группы (БКГ); кривая опыта; модель Мак-Кинси «7 S»; пять сил конкуренции по Портеру; цепочка ценностей, которые сохранили свою ценность для понимания отдельных аспектов стратегического управления организацией.

 

Философия развития муниципальных образований

Как правило, текущие проблемы не дают возможности разрабатывать и реализовывать стратегические планы, не позволяют мысленно воспарить над организацией и увидеть всю ситуацию, в которой организация находится, а затем увидеть свою организацию в перспективе.

Существует множество определений понятия так называемого видения. Видение – это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.

Значение видения для организации заключается в том, что видение придает смысл труду, становясь при этом средством мотивации работников, а также объединяет деятельность многих в одном направлении. Не выделяет желание получить прибыль, а подчеркивает объединение индивидуальных идеалов. Оно обеспечивает преемственность следующих одна за другой целей организации и помогает выработать критерии их достижения. И, поскольку у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса в организации.

Видение может так никогда и не стать реальностью, но его можно подвергнуть пересмотру по мере достижения определенных результатов, в силу того, что оно представляет собой мысленное путешествие от действительного состояния к неизвестному и создает будущее путем монтажа известных фактов, надежд и мечтаний.

Видение определяет миссию организации – то, что организация собирается делать и чем она хочет стать, то есть, определяет ее предназначение.

В сопровождающих миссию тезисах обычно указывается целевая направленность организации; наименование того продукта, который организация предлагает внешней среде, и технологии его производства; социокультурные ценности, принятые в организации; собственное представление о себе (внутренняя концепция) и впечатление, которое организация хочет произвести во внешней среде (внешний образ).

Что дает формулирование миссии для организации? Во-первых, это дает возможность субъектам внешней среды идентифицировать организацию, а самой организации формировать свой имидж.

Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования при сохранении простора для творческого развития организации.

Предпочтительным является сочетание короткого лозунга, определяющего основное направление деятельности организации, с хорошо проработанным текстом миссии.

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение конкретных целей организации. Под целями здесь понимаются конкретные результаты видения. И используются цели в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации стратегии.

Основными группами лиц, целеполагание которых влияет на деятельность организации, являются власть, бизнес и местное сообщество.

В качестве критериев качества целей обычно используются такие показатели, как: конкретность (чем конкретнее, тем легче оценить достижение цели), достижимость (повышает мотивацию), измеримость. Сопоставимость, гибкая возможность корректировки стратегии.

При стратегическом управлении важно помнить о так называемой иерархической структуре стратегии, которая заключается в следующем: то, что на высшем уровне управления считается средством достижения каких-либо целей, на более низких уровнях оказывается целью. Из этого следует, что стратегия, разработанная для организации в целом, выступает в качестве цели по отношению к структурным подразделениям организации. На основании указанной цели и разрабатываются функциональные стратегии (политики) структурных подразделений, которые, в свою очередь, являются целями отдельных более мелких подразделений организации или отдельных работников.

 

Подходы к разработке стратегии муниципального образования

Не увязнуть в деталях и мелочах, а увидеть главное и целиком всю картину позволяет системное представление о муниципальном образовании.

При анализе действующей стратегии МО трудно себе представить, чтобы всегда можно было бы обнаружить публично предъявленную какую-либо стратегию. Однако попытаться выделить факторы, характеризующие деятельность МО, необходимо для того, чтобы затем выдвинуть гипотезу о содержании возможно действующей стратегии. При этом необходимо провести анализ как внутренних, так и внешних параметров МО.

В качестве критериев выбора стратегии целесообразно использовать сильные стороны организации и внешние возможности, цели организации и все виды ресурсов, а также решение главных проблем организации.

Разработка стратегии осуществляется путем последовательного приближения к ответу на вопрос: что принесет МО успех в будущем? В начале необходимо «увидеть» МО в будущем, причем образ МО, с одной стороны, создается как образ идеального муниципального образования, но, с другой стороны, этот образ должен соответствовать именно тому муниципальному образованию, для которого разрабатывается стратегия, поскольку не из любого исходного состояния МО можно достичь желаемого лучшего будущего.

Этот образ необходимо наполнить содержанием того, что МО желает предложить обществу и самому себе – местному сообществу, то есть содержанием той миссии, которую МО хотело бы выполнять в будущем. Определение конкретного результата, который может проявиться, прорасти из образа будущего и миссии, обеспечивает формулирование целей МО, для достижения которых разрабатывается стратегия.

Разрабатывается своего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех муниципальному образованию. Схема формирования стратегии изображена на рисунке 15.3.

Все подходы к разработке стратегии МО сводятся к тому, что стратегия представляет собой сочетание теоретического анализа и интуиции разработчиков, коими в первую очередь должны являться те субъекты, которые затем будут детализировать и реализовывать стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий – процедура необходимая.

Исходя из сказанного, следует подчеркнуть, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки.

Видение. Многофакторность параметров, определяющих положение каждого конкретного МО, не позволяет их систематизировать и формализовать процесс разработки образа существующего и желаемого состояния МО.

Различный жизненный опыт и социокультура членов местного сообщества приводит к различному восприятию одних и тех же явлений, а неизбежные потери, искажения и опущения при вербальном описании самих МО требуют долгих и болезненных в социальном плане согласований мнений. Поэтому эффективным является метод «метафора» («рисования образов» - образа настоящего и будущего, желаемого состояния организации) и последующее их описание, для определения «разрыва» между мечтой и реальностью.

 

 

 

 


Рис. 15.3. Схема формирования стратегии

 

Формализовать процесс описания мечты и действительного состояния муниципального образования можно путем сопоставления настоящего и будущего состояния МО, которое представлено глазами стороннего наблюдателя и глазами одного из жителей муниципального образования изнутри.

Взгляд со стороны направлен на оценку возможностей и угроз, определение конкурентного положения МО, соответствия его одной из типовых стратегий, а также на то, что из ресурсов поступает в МО и что муниципальное образование передает во внешнюю среду, переработав указанные ресурсы.

Видение муниципального образования изнутри направлено на описание потенциала МО (его сильных сторон) и назревших проблем, определение ключевых компетенций, а также особенностей управления территорией и ориентации самого муниципального образования.

На данном этапе особое искусство состоит в умелом трансформировании множества слабых сигналов в систему, представляющую настоящее и будущее состояние МО.

Примеры формулировок видения, разработанные группами стратегического планирования муниципальных образований в процессе консультационной работы приведены ниже:

1. Радужный – город эффективной научно-инновационной деятельности (г. Радужный).

2. Наш поселок – ВЕЛИКИЕ ДВОРЫ, это – южные ворота Владимирской области (п. Великодворье).

3. Александров – многоотраслевой растущий округ, туристский и культурный центр (округ Александров).

4. Гороховецкий район – это экологически чистый район русской провинции с богатым историко-культурным наследием, привлекательный для проживания, отдыха и представляющий интерес для инвесторов.

Миссия. Являясь платформой мотивации развития МО, миссия отражает амбиции лидера и его команды. Поэтому при разработке миссии учитывается не только потенциал МО и его взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания (власть бизнес, сообщество), имидж МО и многое другое.

Миссия во вне, представленная пятью направлениями, расшифровывается до содержания параметров, которым соответствуют определенные характеристики рассматриваемого МО. Указанные характеристики формулируются и ранжируются (например, по степени значимости для МО в целом и для формирования миссии, в частности).

Аналогичным образом оцениваются параметры внутренней среды МО: определяются соответствующие им характеристики МО, которые ранжируются.

Окончательная формулировка миссии должна содержать наиболее значимые характеристики МО.

Примеры формулировок миссий различных муниципальных образований приведены ниже.

1. Решение задач местного значения (п. Великодворье).

2. Превращение города муниципальное образование с диверсифицированной экономикой, высоким уровнем жизнедеятельности населения (г. Курлово).

3. Создание условий для развития бизнеса в районе, тем самым повысить качество жизни населения, обеспечив при этом самобытности территории, народных традиций, нравов, баланса экологических и природных ресурсов (Судогодский район).

Цель. Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей МО. Известный голландский консультант Ханс Виссема[65] выделяет три типа стратегических целей:

· корпоративные (цели МОв целом);

· бизнес-цели (цели однородной группы конкретной деятельности);

· функциональные (цели функциональной деятельности).

Подобный подход не учитывает оценку влияния целей внешней среды и целей МО как системы. Поэтому при определении целей МО будем использовать подход, основанный на учете экспертных мнений основных субъектов целеполагания: представителей власти, населения и бизнеса.

 

Примеры формулировок стратегических целей муниципальных образований приведены ниже.

1. Обеспечение высокого уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности предприятия «РАСКО» и активности жителей (п. Анопино).

2. Повышение благосостояния и обеспечение качества жизни населения, формирование благоприятной среды жизнедеятельности для нынешних и будущих жителей района (Судогодский район).

3. Город Владимир:

· Создание комфортной городской среды

· Безопасность населения, в том числе экономическая

· Здоровье и социальная защита населения

· Рост доходов населения и обеспечение рабочими местами

· Создание возможностей для самореализации человека.

Стратегия. Напомним, что под стратегией мы понимаем модель достижения цели МО. Указанная модель должна отражать параметры образа МО, его предназначение и конкретные цели, а также результаты SWOT-анализа и типовые стратегии, поэтому следует воспользоваться наработанным материалом по части философии развития и остальных факторов стратегического планирования в МО.

    Пример формулировки стратегии развития муниципального образования приведены ниже, а итоговое содержание факторов, влияющих на формулирование стратегии представлено на рисунке 15.4.

    Формулировка стратегии развития района: «Системный рост квалификации управленческих кадров приоритетно в стекольной и туристской отраслях, в которых в первую очередь создаются новые рабочие места и дифференцируются выпускаемые товары и услуги».

    Что касается наполнения содержанием формулировки стратегии, то основное содержание стратегии заключается в реализации матрицы решений (см. табл. 15.2) и, построенной на ее основе, структуры стратегии муниципального образования, приведенной на рисунке 15.2.

Однако существуют и иные способы детализации стратегии.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.