Кристаллические тела. Аморфные тела. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кристаллические тела. Аморфные тела.

2022-09-11 35
Кристаллические тела. Аморфные тела. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кристаллические тела. Аморфные тела.

Цели урока:

обучающая-

  • сформировать понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело»;
  • выявить основные свойства кристаллических и аморфных тел;

развивающая-

  • развивать умения выделять главное;
  • развивать умение систематизировать материал;
  • развивать познавательный интерес к предмету, используя разнообразные формы работы;

воспитательная

  • воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование:

· набор кристаллических тел,

· набор моделей кристаллических решеток

· Презентация

Ход урока

I.Изучение нового материала

Вступление.

Большинство окружающих нас твердых тел — вещества в твердом состоянии. Специальная область физики — физика твердого тела— занимается изучением строения и свойств твердых тел. Эта область физики является ведущей во всех физических исследованиях. Она составляет фундамент современной техники. В любой отрасли техники используются свойства твердого тела: механические, тепловые, электрические, оптические и т.д.

Какие вещества называются твердыми?

1.Вещество называют твердым, если оно сохраняет свою форму и объем, т.е. внешние признаки.

2. В физике под твердыми телами подразумевают вещества, у которых имеется кристаллическое строение, т.е. «дальний порядок», в расположении его частиц. В зависимости от структуры различают тела кристаллические и аморфные.

Кристаллическая форма твердого тела всегда вызывала восхищение и восторг. Многие поэты выражали свои впечатления при виде кристаллов в виде стихов:

И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
- Лишь они не обманут ни разу.

В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.

Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой,
С нашей бренностью - в вечности звенья.

Виктор Слётов

Учитель: Другой вид твердых тел – аморфные. Свойства аморфных тел так же интересны и вызывают восхищение.

Ученик:

Застыла капелька смолы янтариком прозрачным меж корней сосны высокой.
Остановилось Солнышко на ней своим горячим и весёлым, ярким оком.

И, тёплую от ласковых лучей, её в ладони осторожно приняла я…
Из капельки смолы – янтарь родится! Мне от тепла её почудилось: она – живая,

И аромат смолы защекотал мне ноздри… О дух хмельной лесного края!
Как в смрадных улиц тесноте тебя я часто вспоминаю!

Настоян ты на травах и цветах, и на зелёной вечно хвое.
Как мне легко тебя вдыхать, все клеточки наполнились тобою!

И, запрокинув голову, гляжу, как в вышине сплетают сосны свои кроны,
И невесомо облака плывут по ним, как стаи лебедей в волнах сине-зелёных…

Мне так светло, такой в душе простор – я целый Мир могу вместить в неё.
И хочется обнять мне всех людей и сердце им отдать своё! Юлия Владова

Основной этап урока

Учитель: Пора познакомиться подробнее с кристаллическими и аморфными телами. Перед вами статья «Кристаллические и аморфные тела». Работаем парами.

Задание 1. Прочитайте статью «Кристаллические и аморфные тела». Приложение 1.

Задание 2.Ответитьте на вопросы:

  • Каковы свойства кристаллических тел?
  • Каковы свойства аморфных тел?
  • Что называется изотропностью?
  • Что называется анизотропией?
  • Назовите виды кристаллических решеток.
  • Приведите примеры кристаллических тел.
  • Приведите примеры Аморфных тел.
  • Что называется монокристаллом? Приведите примеры
  • Что называется поликристаллом? Приведите примеры

Обсуждение ответов на вопросы. Выполнение записи в тетради:

Кристаллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально —лед, в дальнейшем —горный хрусталь, кристалл) — твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку —кристаллическую решетку.

Свойства аморфных тел.

1. Не имеют постоянной температуры плавления.

2. Не имеют кристаллического строения.

3. Изотропны.

4. Обладают текучестью.

5. Имеют только «ближний порядок» в расположении частиц.

6. Способны переходить в кристаллическое и жидкое состояние.

II.Обсуждение вопросов

1.Шар, выполненный из монокристалла, при нагревании может изменить не только свой объем, но и форму. Почему?

2.Кубик из стекла и кубик, вырезанный из монокристалла кварца, опущены в горячую воду. Сохранят ли кубики свою форму?

3.Почему в природе не существует кристаллов шарообразной формы?

Сообщение учащегося «Из истории открытия кристаллов»:

В 1910 году шахтёры открыли пещеру под шахтами Найка, позже названную Пещера мечей. Она расположена на глубине 120 м, над Пещерой кристаллов, и заполнена красивыми светлыми и прозрачными кристаллами примерно метровой длины. Предполагается, что на этой глубине температура упала значительно раньше, прекратив рост кристаллов.

Пещера кристаллов была обнаружена в 2000 году братьями-шахтёрами Санчез, прокладывавшими новый туннель в шахтовом комплексе для компании Индустриас Пеньолес. В шахтовом комплексе Найка имеются существенные залежи серебра, цинка, свинца. Пещера кристаллов — это полость в форме подковы в массиве известняка. Громадные кристаллы пересекают пространство пещеры в разных направлениях. Из пещер постоянно откачивается вода. В случает остановки оборудования они снова затопятся. Кристаллы деградируют на воздухе, поэтому исследователи из «Проекта Найка» стремятся задокументировать этот геологический объект.

Новый зал, названный «Ледовый дворец», был открыт при бурении в 2009 году. Он находится на глубине 150 м и не заполнен водой. Формации кристаллов значительно меньшие, с тонкими нитевидными наростами.

Сообщение учащегося «Из истории стекла»:

Долгое время первенство в открытии стеклоделия признавалось за Египтом чему несомненным свидетельством считались глазурованные стеклом фаянсовые плитки внутренних облицовок пирамиды Джессера (27ой век до н. э.); к ещё более раннему периоду (первой династии фараонов) относятся находки фаянсовых украшений, то есть стекло существовало в Египте уже 5 тысяч лет назад. Археология Двуречья, в особенности — Древних Шумера и Аккада, склоняет исследователей к тому, что немногим менее древними образцом стеклоделия следует считать памятник, найденный в Месопотамии в районе Ашнунака — цилиндрическую печать из прозрачного стекла, датируемую периодом династии Аккада, то есть возраст её — около четырёх с половиной тысяч лет. Бусина зеленоватого цвета диаметром около 9 мм, хранящаяся в Берлинском музее, считается одним из древнейших образцов стеклоделия. Найдена она была египтологом Флиндерсом Питри около Фив, по некоторым представлениям ей пять с половиной тысяч лет. Н. Н. Качалов отмечает, что на территории Старовавилонского царства археологи регулярно находят сосудики для благовоний местного происхождения, выполненные в той же технике, что и египетские. Учёный утверждает — есть все основания считать, «что в Египте и в странах Передней Азии истоки стеклоделия… отделяются от наших дней промежутком приблизительно в шесть тысяч лет».

Существует также несколько легенд, с той или иной степенью правдоподобия толкующих возможные предпосылки того, как сложилась технология. Н. Н. Качалов воспроизводит одну из них, поведанную античным естествоиспытателем и историком Плинием Старшим(I век). Эта мифологическая версия гласит, что однажды финикийские купцы на песчаном берегу, за неимением камней, сложили очаг из перевозимой ими африканской соды — утром на месте кострища они обнаружили стеклянный слиток.

Египетские стеклоделы плавили стекло на открытых очагах в глиняных мисках. Спёкшиеся куски бросали раскалёнными в воду, где они растрескивались, и эти обломки, так называемые фритты, растирались в пыль жерновами и снова плавились.

Фриттование использовалось ещё долго после Средневековья, поэтому на старых гравюрах и при археологических раскопках мы всегда находим две печи — одну для предварительной плавки и другую для плавки фритт. Необходимая температура проплавления составляет 1450 °C, а рабочая температура — 1100—1200 °C. Средневековая плавильная печь («гуть» — по чешски) представляла собой низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плавилось стекло. Выложенная только из камней и глинозёма, долго она не выдерживала, но надолго не хватало и запаса дров. Поэтому, когда лес вокруг гуты вырубали, её переводили на новое место, где леса было ещё в достатке.

Ещё одной печью, обычно соединяемой с плавильной, была отжигательная печь — для закалки, где готовое изделие нагревалось почти до точки размягчения стекла, а затем — быстро охлаждалось, чтобы тем самым компенсировать напряжения в стекле (предотвратить кристаллизацию). Интересны сведения, имеющие отношение и к истории стекла и тому факту, что стекло, в общем смысле, за время своего существования, в отличие от многих других материалов, не претерпело практически никаких изменений (самые ранние образцы того, что стали называть стеклом ничем не отличаются от известного всем — бутылочного; исключением, конечно, являются виды стёкол с заданными свойствами), однако в данном случае речь идёт о веществе и материале минерального происхождения, нашедшем применение в современной практике.

III. Проверка усвоения

Тест

Что такое монокристалл?

А. Тело, имеющее правильную геометрическую форму и ограниченное естественными плоскими гранями
Б. Частица вещества, имеющая правильную геометрическую форму
В. Твердое тело, состоящее из одного кристалла

 

IV. На дом. §§73-74

V.Подведение итогов.

 

Кристаллические тела. Аморфные тела.

Цели урока:

обучающая-

  • сформировать понятия: «кристаллическое тело», «кристаллическая решетка», «монокристалл», «поликристалл», «аморфное тело»;
  • выявить основные свойства кристаллических и аморфных тел;

развивающая-

  • развивать умения выделять главное;
  • развивать умение систематизировать материал;
  • развивать познавательный интерес к предмету, используя разнообразные формы работы;

воспитательная

  • воспитывать научное мировоззрение.

Оборудование:

· набор кристаллических тел,

· набор моделей кристаллических решеток

· Презентация

Ход урока

I.Изучение нового материала

Вступление.

Большинство окружающих нас твердых тел — вещества в твердом состоянии. Специальная область физики — физика твердого тела— занимается изучением строения и свойств твердых тел. Эта область физики является ведущей во всех физических исследованиях. Она составляет фундамент современной техники. В любой отрасли техники используются свойства твердого тела: механические, тепловые, электрические, оптические и т.д.

Какие вещества называются твердыми?

1.Вещество называют твердым, если оно сохраняет свою форму и объем, т.е. внешние признаки.

2. В физике под твердыми телами подразумевают вещества, у которых имеется кристаллическое строение, т.е. «дальний порядок», в расположении его частиц. В зависимости от структуры различают тела кристаллические и аморфные.

Кристаллическая форма твердого тела всегда вызывала восхищение и восторг. Многие поэты выражали свои впечатления при виде кристаллов в виде стихов:

И шальной холодок изумруда,
И тепло золотого топаза,
И простого кальцита премудрость
- Лишь они не обманут ни разу.

В них, в безмолвных осколках вселенной,
Искры вечных гармоний сверкают.
Повседневности образ надменный
В этих искрах бледнеет и тает.

Они дарят покой и защиту,
Они дарят огонь вдохновенья,
Заплетаясь цепочкой единой,
С нашей бренностью - в вечности звенья.

Виктор Слётов

Учитель: Другой вид твердых тел – аморфные. Свойства аморфных тел так же интересны и вызывают восхищение.

Ученик:

Застыла капелька смолы янтариком прозрачным меж корней сосны высокой.
Остановилось Солнышко на ней своим горячим и весёлым, ярким оком.

И, тёплую от ласковых лучей, её в ладони осторожно приняла я…
Из капельки смолы – янтарь родится! Мне от тепла её почудилось: она – живая,

И аромат смолы защекотал мне ноздри… О дух хмельной лесного края!
Как в смрадных улиц тесноте тебя я часто вспоминаю!

Настоян ты на травах и цветах, и на зелёной вечно хвое.
Как мне легко тебя вдыхать, все клеточки наполнились тобою!

И, запрокинув голову, гляжу, как в вышине сплетают сосны свои кроны,
И невесомо облака плывут по ним, как стаи лебедей в волнах сине-зелёных…

Мне так светло, такой в душе простор – я целый Мир могу вместить в неё.
И хочется обнять мне всех людей и сердце им отдать своё! Юлия Владова

Основной этап урока

Учитель: Пора познакомиться подробнее с кристаллическими и аморфными телами. Перед вами статья «Кристаллические и аморфные тела». Работаем парами.

Задание 1. Прочитайте статью «Кристаллические и аморфные тела». Приложение 1.

Задание 2.Ответитьте на вопросы:

  • Каковы свойства кристаллических тел?
  • Каковы свойства аморфных тел?
  • Что называется изотропностью?
  • Что называется анизотропией?
  • Назовите виды кристаллических решеток.
  • Приведите примеры кристаллических тел.
  • Приведите примеры Аморфных тел.
  • Что называется монокристаллом? Приведите примеры
  • Что называется поликристаллом? Приведите примеры

Обсуждение ответов на вопросы. Выполнение записи в тетради:

Кристаллы (от греч. κρύσταλλος, первоначально —лед, в дальнейшем —горный хрусталь, кристалл) — твёрдые тела, в которых атомы расположены закономерно, образуя трёхмерно-периодическую пространственную укладку —кристаллическую решетку.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.