Культурно-исторический анализ эпохи написания произведения — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Культурно-исторический анализ эпохи написания произведения

2022-09-11 47
Культурно-исторический анализ эпохи написания произведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Внешняя и внутренняя политика:

Россия в 1880-1890-е гг. находилась под правлением Александра III.

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, он был убежденным противником решения международных проблем военными средствами. Страна во время его правления вступила в этап своего развития, получивший название периода контрреформ. Многие либеральные достижения в стране были отменены, возрождались принципы, царившие в русской жизни при Николае I. Ограничения вводились в области судопроизводства. Были введены ограничения в отношении несменяемости судей, упразднен выборный мировой суд, сужен круг лиц, из которых назначались присяжные заседатели. Политический строй страны начал обретать черты полицейского государства. Создавались охранные отделения, которые наблюдали за общественным порядком и безопасностью.

Александр III стремился сохранить унитарный характер государства. Основой курса императора становится русификация национальных окраин. Самостоятельность окраин империи ограничивалась. Правительству Александра III, однако, пришлось принять ряд мер, которые позволили стабилизировать социальное развитие страны.

Усиление полицейского контроля за обществом при Александре III привело к временному спаду революционного движения. Весьма успешной была внешняя политика Александра «Миротворца», в правление которого страна избежала участия в войнах.

2) Искусство:

Живопись:

На гребне освободительного движения 70-х годов формируется передвижничество. Конечно, было бы неверно отождествлять его идейно-художественное содержание с политической программой революционного народничества. Но, бесспорно, передвижники и их искусство - порождение той же эпохи, того же демократического движения, что и народники-семидесятники, с их верой в идеалы 60-х годов, в возможность крестьянской революции, с их неутомимыми поисками связи с народом.

Стремление раскрыть душу народа, его высокие моральные качества, подчас богатство и сложность натуры выразилось не только в больших композициях, но и в изображении крестьянских типов, столь характерных для этого времени. Это и "Полесовщик" (1874) Крамского, в котором таится бунтарь "из тех, что шли в полки Разина и Пугачева", это и "Мужик с дурным глазом" (1877), и "Мужичок из робких" (1877) Репина, и лучший, наиболее глубокий из всех образ репинского "Горбуна" (1881).

Вслед за революционной ситуацией 1879-1880 годов и выступлением первомартовцев начинается жестокая реакция и разгром движения радикальной интеллигенции. В этих условиях родилась народовольческая программа с ее упованием на героизм горстки интеллигенции и ставкой на индивидуальный террор.

Литература:

Художественная литература конца XIX в. также переживала эстетический и философский кризис. Эстетика этого периода имела переходный характер. С одной стороны, были сильны традиции классического реализма. С другой, формировались новые тенденции, определившие обновление реализма и возникновение модернизма.

В произведениях этого периода поднимаются проблемы жизни и смерти, физической страсти и брака. Внимание к частной жизни человека намечает стилистику, в которой угадываются черты экзистенциализма XX в.

80—90-е гг. стали особым периодом в творчестве Л.Н. Толстого. В 80-е гг. в русскую литературу приходит А.П. Чехов. В его рассказах отразился мир маленького человека, обывателя. Соединение комического и серьезного позволило писателю изобразить пошлость и мещанство, тоску повседневного существования и выразить протест, высказать мечту о лучшей жизни и «прекрасном» человеке. Традиции классического бытописательского реализма выражаются в творчестве П.Д. Боборыкина и Д.Н. Мамина-Сибиряка. Однако, уходя от социально-психологических и философских обобщений, писатели этого типа тяготели к эмпирической фактографии, близкой к наследию «натуральной школы».

Музыка:

На рубеже 1870-1880-х годов наступает новый период в развитии русской музыки. В основном, он представлен творческой деятельностью двух поколений музыкантов: композиторами, сформировавшимися еще в условиях эпохи народничества, и более младшими, вышедшими на арену русской музыкальной жизни лишь к началу 80-х годов.

Из композиторов старшего поколения особенно интенсивно развертывается в 80-е - начале 90-х годов творчество Чайковского, для которого это время явилось кульминацией. Достигает полной зрелости и творчество Римского-Корсакова, который активно войдет в музыкальную жизнь начала XX столетия.

До 1887 года продолжает сочинять Бородин: работает над завершением оперы "Князь Игорь", пишет в 1880 году симфоническую картину "В Средней Азии".

В этот новый период русская музыка развивается в условиях, резко отличающихся от предшествующей эпохи революционного народничества.

Театры:

Период двух последних десятилетий XIX века - между Островским и Чеховым, между старой и новой театральной системой - чрезвычайно важен для русской сцены. Новое формировалось постепенно и неуклонно, существовало более как обещание - и всё-таки уже было.

Драматизм 1880-х годов создавался не ситуацией открытой борьбы или отчаянных вспышек терроризма, что отличало эпоху народовольцев. Разлитый повсюду, ставший привычным, он был гнетущим, прежде всего; театру предстояло передать этот новый для себя вид драматизма повседневности.

4 марта 1882 года Александр Ш особым указам Сенату отменил монополию императорских театров. Теперь, когда «театральное крепостное право» рухнуло и то, что мыслилось главным препятствием к развитию театра, было устранено, всё, казалось бы, должно сразу и резко перемениться: свободная конкуренция вызовет прилив в старых театрах и откроет дорогу новым; дело двинется как бы само собой. Перемены, тем не менее, наступят не скоро, и в ожидании их Чехов напишет в своей записной книжке: «Сцена станет искусством лишь в будущем, теперь она лишь борьба за будущее». «Борьба за будущее» и есть содержание театрального процесса 1880 - 1890-х годов.

1880 - 1890-е годы в числе прочих предлагают три основных типа частных театров: театр-зрелище, театр-дело и театр с серьёзной художественной программой.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.