Лекция 14. Развитие капитализма и общинная жизнь в России — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Лекция 14. Развитие капитализма и общинная жизнь в России

2022-09-11 29
Лекция 14. Развитие капитализма и общинная жизнь в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Промышленное развитие России в конце XIX — начале XX в.

Социальный строй России конца XIX — начала XX вв. нельзя назвать капитализмом в западном смысле. На Западе в основе развития экономики лежит частной предпринимательство, под нужды которого подстроен весь западный социум. В России же развитие промышленности началось сверху, по приказу Петра I, под полным контролем государства. И в дальнейшем вес государственного сектора в России был очень велик. Казенными в России были железные дороги, практически вся горная и военная промышленность, 4/5 всех лесов. Государственный Банк России был крупнейшим в мире /108:297/. Огромные государственные заказы (половина бюджета), а не рыночный спрос, определяли приоритеты в развитии промышленности. Все это скорее напоминает не Запад, а Византию, но с поправкой на эпоху индустриализации.

Проблематичным является вопрос о темпах экономического развития России. Некоторые исследователи приводят данные, из которых явствует, что за пореформенный период (1861–1913 гг.) наблюдался чуть ли не 5% годовой рост /108:290/, а темпы прироста промышленности в 1908–1913 г — около 10%, что говорит о самых высоких в мире темпах экономического развития. Но в /109:10/ показано, что с 1901 по 1913 гг. доля российской промышленности в общемировом производстве даже снизилась. Действительно, два экономических кризиса 1899–1903 гг. и 1904–1907 гг. здорово подпортили с темпами роста, который в целом с 1883 по 1913 г составил 3.25% в год /117:61/. А. П. Паршев /110:139/ считает, что причина кризисов — золотой рубль. Механизм такой: золотой рубль — не бумажки, а конвертируемая валюта. А поскольку в России производственные затраты значительно больше, чем в Европе (вспомним про холод, большие просторы и скудные земли), то деньги стали уплывать заграницу. В результате огромный золотой запас России стал катастрофически таять. Чтобы свести концы с концами правительство стало брать иностранные займы и к 1917 г. набрало долгов на 9 млрд. руб. (по некоторым оценкам до 13.8 млрд. руб. /117:45/).Чтобы понять, насколько это огромная сумма, укажем, что, судя по ценам на предметы первой необходимости, один царский рубль «весил» 6–8 современных долларов. Кроме того, иностранцам стали предоставлять концессии, которые к 1913 г. составили треть всех капиталовложений. Целые отрасли промышленности (платина, нефть, уголь, чугун) стали контролироваться иностранным капиталом /110:147/. А в банковской системе России доля иностранного капитала составляла около половины.

Если же от темпов роста обратиться к самому объему производства, то предстает картина не слишком радужная: в 1913 г. Россия занимала 5–ое место в мире (После США, Германии, Великобритании и Франции) — около 4.5% мирового производства, причем США она уступала в 8 раз, а Германии — более чем в 3 раза. А если считать на душу населения, то Россия оказывалась на 22 месте /109/. Крестьяне (а их было 80% населения) жили впроголодь и с трудом сводили концы с концами. Но несмотря на это правительство экспортировало более 10% зерна. Что поделаешь — нужно как–то поддерживать внешнеторговый баланс.

Итак, Россия вышла на путь индустриального развития. Но это развитие совершалось своеобразно, не по западной модели либерального капитализма. Хотя в значительной мере Россия была втянута в мировую капиталистическую экономику, сама, как сейчас говорят, «модернизация» проводилась в соответствии с русскими традициями — по инициативе государства и через государство. С точки зрения имущественной этики, такой этатизм являлся положительным фактором, сдерживающим личные имущественные аппетиты.

Крестьянская община

Она продемонстрировала удивительную живучесть. Аграрная реформа 1861 г. общину не разрушила, хотя и осложнила ее жизнь, поскольку крестьяне были вынуждены арендовать землю у помещиков. Во всей Российской Империи в 1905 г. около 80% дворов и земли были в общине /111:40/, а на севере и в центральном районе — 97–99%. Однако прирост с/х продукции был мал — около 1.7% и не превышал прирост населения /108:292/, а капиталистический зуд — столь велик, что, несмотря на все социальные преимущества общины, правительство приступило к ее ликвидации. Речь, разумеется, идет о Столыпинской реформе. Этот вопрос настолько теоретически интересен, что на нем стоит остановиться подробнее.

Русская община — это особый социальный мир, удивительный и во многом замечательный. Как указывалось, ценность общины для крестьян заключалась в социальных гарантиях, которые «мир» мог дать общинникам. Основу этих гарантий составляла общая собственность на землю. Причем эту принадлежность земли общине, а не отдельному крестьянину община активно использовала, периодически осуществляя переделы земли. Молодым семьям община давала надел, снимая землю у семей, которые уже не могли ее эффективно обрабатывать. Особо нужно указать, что все важные для общины решения принимались сообща, на общем сходе. Благодаря такой народной демократии и общинной собственности земли осуществлялась поразительно точная социальная справедливость.

Суровость жизненных условий требовала от крестьян взаимовыручки. Всевозможные виды взаимопомощи («помочи», «дожинки», «капустники», «толока»), сбор средств погорельцам были обязательной составной частью общинного быта /112:73–93/. Никто никогда не бывал забыт, несправедливо обижен или выкинут из общинного социума. Было бы натяжкой считать, что весь уклад общины являлся прямым следствием искреннего принятия крестьянами православной веры — живучесть общины зиждилась прежде всего на даваемых ею социальных гарантиях. Однако несомненно, что и общинная собственность на землю, и «помочи», и решение дел на сходе полностью гармонировало с существующими в Православии принципами общности земных благ, милосердия и соборности и поддерживалось ими.

Наконец, община помогала сохранить уникальный культурный мир русского крестьянства, весь пронизанный токами православия. Умилительный народный календарь, в котором причудливо переплетаются христианские святые с погодными приметами, дает о нем яркое представление.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.