Двойственное положение православных предпринимателей — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойственное положение православных предпринимателей

2022-09-11 19
Двойственное положение православных предпринимателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нравственная ущербность рынка выражается еще в том, что откровенный эксплуататор и обманщик в нем получает преимущество. А наиболее моральному на рынке труднее всех. В результате эксплуатация становится необходимой даже для предпринимателей этого не желающих. Ведь если не будешь максимизировать свою прибыль, то тебя съедят конкуренты. Поэтому волей–неволей — приходится. Чтобы держаться на поверхности, всем предпринимателям тоже приходится недодавать заплату наемному персоналу.

В этом — трагедия моральных участников рынка. Каждый решает ее по своему. Один принимает бесчеловечную мораль рынка и становится «акулой капитализма». Другой вообще уходит из бизнеса. Третий решает, чтоприбыль он будет использовать не на себя, а на общество. Однако, что полезно обществу — решает сам предприниматель, решает субъективно, а ведь благими намерениями выложена дорога в ад. Четвертыйубеждается, что кроме изменения этого несправедливого строя никакого другого выхода нет.

Особенно этот вопрос актуален для православных предпринимателей. Им тоже, приходится получать нетрудовую прибыль. Хотя конкурировать с мастерами эксплуатации как правило православному предпринимателю не под силу. Не позволяет порядочность и следование христианским заповедям. В топ–списке российских олигархов много фамилий, но по настоящему православных людей что–то не видно.

В этом двойственность их положения: несмотря на их искренне желание делать добро, они на рынке должны вести себя по законам рынка. Получается, что их деятельность невольно укрепляет этот несправедливый экономический строй. Исправить это можно единственным способом — полученную прибыль использовать должным образом: благотворить, финансировать Церковь, вкладывать средства в перспективные для Отечества проекты.

Сейчас особенно распространено спонсорство церковных общин. Многие и многие храмы нашей Церкви живут за счет пожертвований православных предпринимателей. С одной стороны этот факт отраден: Церковь живет и развивается в наше очень сложное время. Однако, с другой стороны, зависимость от спонсоров вынуждает наших батюшек становиться сторонниками не только «умеренной доктрины», но и «протестантской этики». Тем самым искажается православное отношение ко всей экономической сфере.

«Основы социальной концепции РПЦ» о труде и формах собственности

В 2000 г. Архиерейским собором РПЦ приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Цель этого вероучительного документа — сформулировать отношение Церкви ко многим общественным явлениям: государству, экономике, войне, преступности, биотехнологиям и пр. В начале документа декларируется значимость и необходимость христианского осмысления социума:

«Ее (Церкви — Н. С.) целью является не только спасение людей в этом мире, но также спасение и восстановление самого мира» /6:4/;

«мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви» /6:5/;

«Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела» /6:4/.

«В «Основах» имеются разделы, посвященные труду и собственности. Труд в документе характеризуется как «творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа» /6:32/. Однако отпадение человека от Бога извратило это назначение — с тех пор труд стал тяжестью, средством пропитания. Отмечается. Что труд сам по себе не является безусловной христианской ценностью. Он становится богоугоден, когда соответствует воле Божией, и не богоугоден, когда направлен на служение эгоистическим интересам. «Церковь благословляет всякий труд, направленныйко благу людей» и утверждает, что трудящийся «вправепользоваться плодами своего труда» Поэтому «отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом» /6:33–34/.

Относительно собственности сказано: «Церковь не определяет прав людей на собственность (…) вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами» /6:34–35/. Абсолютное право владения принадлежит только Богу. Но Церковь признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее.

Очень важно следующее положение: «Церковь признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанная формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм» /6:36/. Тем самым наша Церковь не признала частную собственность единственной основой христианского устроения экономики.

Но разумеется, признание разнообразных форм собственности не снимает с повестки дня вопрос об их нравственной оценке. Его решение видится следующим. Представим нравственную ось, на которой в разных ее точках находятся разные формы социально–экономического строя. На положительном ее конце следует поставить братское общение имуществ — строй, описанный в Деяниях Апостольских (Деян. главы 2 и 4). Это христианский социально–общественный идеал. Он основан на Писании, апостольском и святоотеческом предании.

Хорошо известно, что идеалы в структуре христианской этики совершенно необходимы. Они несут нормативную функцию, и все прочие социальные устроения оцениваются по их расстоянию от идеала. Так и с идеалом братского общения имуществ — он, как маяк, освещает путь в правильном направлении.

Что же мы видим ближе всего к этому маяку? Видим социальную организацию христианских монастырей, в которых испокон веков реализуется норма общения имуществ. Значительно дальше, вниз по оси, видим социальный строй дореволюционной России, в которой значительное большинство населения жило в условиях крестьянской общины и артели. Вообще, социальный строй дореволюционной России носит компромиссный характер. В нем подлинно христианские черты сочетаются с чисто капиталистическими.

Наконец, ближе к другому, отрицательному концу нравственной осирасполагается современная западная рыночная экономика, в основании которой лежит частная собственность, а стимулом к труду является прибыль, стяжание или страх потерять все. Это — реальность мира сего, и ныне, увы, удел христиан — работать только в рамках этого строя над нивелированием его недостатков. Христиане не вольны этот строй изменить. Нодать этому строю точную нравственную оценку, соотнести его с другими устроениями они должны.

Надо, однако, сказать, что частная собственность — все–таки не самый край распределения. Есть еще более отрицательная, инфернальная область, по сравнению с которой рыночная экономика выглядит чуть ли не эдемом. Это — мафия, воровство, разбой, грабеж, насильственная экспроприация. В общем, экономический беспредел, который мы хорошо прочувствовали за последние пятнадцать лет. Здесь стимул стяжания не знает никаких границ. Относительно резко отрицательной оценки этих явлений у христиан (и не христиан) полное согласие, что с незапамятных времен зафиксировано в четких Ветхозаветных нормах: «не убий», «не укради», «не пожелай».

«Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании»

Этот документ принят VIII Всемирным Русским Народным Собором в 2004 г. В преамбуле документа говорится что «Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях. (…) Свод нравственных принципов и правил описывает идеальную модель хозяйствования». Однако содержание документа ясно говорит о том, что предлагается свод правил участия сугубо в капиталистической экономике, которая никаким идеалом являться не может.

В документе говорится о том, что нужно не оставляя забот о себе, стремиться помогать и обществу, что «богатство не самоцель; Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа», что предприниматель должен соблюдать культуру деловых отношений, не обманывать, быть верным слову и подписи, сполна оплачивать наемный труд, платить налоги, что нельзя использовать пороки человека ради победы в конкурентной борьбе. Наконец, что нужно уважать частную собственность, а в передаче в частные руки национальной собственности нет ничего предосудительного.

Авторы документа подчеркивают, что сейчас общество далеко от их соблюдения, но всесильный Бог может неисповедимыми путями любого человека привести к их принятию.

Но чтобы привести к чистоте экономических отношений не отдельного человека, а целое общество, необходим уход от частнособственнического принципа хозяйствования. Иначе все нормы документа останутся благими пожеланиями. Однако как раз против этого документ возражает. Таким образом, этот документ показывает, что определенная часть православных верующих (в основном это православные предприниматели) склоняется к постепенному переходу от «умеренной» парадигмы к «протестантской этике», развернутым отражением которой данный документ и является. Представляется, что «Свод нравственных принципов» не вполне соответствует букве и духу «Основ социальной концепции РПЦ».

В марте 2007 г. Было опубликовано «Соборное словоXI Всемирного Русского Народного Собора», посвященного проблеме богатства и бедности. Этот документ указывает на проблему огромного разрыва между богатыми и бедными в России. Там говорится: «только в 2006 году разница в доходах между высокодоходными и низкодоходными категориями граждан составила более 15 раз. С учетом теневых доходов — она много больше. Такой чудовищной разницы нет ни в одной другой цивилизованной стране». Его рекомендации по преодолению этой напасти сводятся к введению прогрессивной шкалы налогов и использованию части стабилизационного фонда для инвестиций в экономику. Кроме того, документ призвал предпринимателей более ответственно подходить к своему бизнесу. В целом документ, признавая верным курс на капитализм, все же призывает сделать определенные шаги в сторону социального государства.

Наконец вфеврале 2011 года создан эндаумент–фонд на базе «Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова». Данный фонд был создан в августе 2009 года бизнесменами Вадимом Якуниным (председатель совета директоров ОАО «Протек») и Леонидом Севастьяновым, при поддержке председателя Отдела внешних церковных связей, митрополита Иллариона. 9 февраля издан «Иосифлянский манифест» (автор П. Шашкин) где много красивых слов о возрождении России, но это возрождение мыслится на сугубо капиталистическом пути развития.7 ноября 2011 г. состялся международный симпозиум «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии», на котором выступил Патриарх Кирилл.

Отсюда можно заключить, что нашему народу предстоит еще долгий путь к осознанию и принятию подлинно христианских основ хозяйственной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каковы положительные стороны современной рыночной экономики?

2. Что означает «экономика соблазна»?

3. В чем причины того, что современное общество стало исповедовать религию денег?

4. Каков характер эксплуатации в современной экономике? В чем ее глубинная нравственная причина?

5. По какому критерию можно разделить все экономические учения на две большие группы? Назовите представителей каждой из групп.

6. В чем двойственность положения православных предпринимателей?

7. Каковы основные положения «Основ социальной концепции РПЦ» о труде?

8. Что говорят «Основы» о формах собственности?

9. В чем состоит цель «Свода нравственных правил хозяйствования»? Сравните положения этого документа с «Основами».

Литература

I–XII. Иоанн Златоуст — Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. тт. I–XII. С. — Петербург. Издание С. — Петербургской Духовной Академии. 1894–1911.

1. А. В. Карташев. Пути единения. В сб. "А. В. Карташев. Церковь, история, Россия".

2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. — М.: Наука, 1990. — 412 с.

3. С. Н. Булгаков. Об экономическом идеале // Героизм и подвижничество. — М.: «Русская книга», 1992. — с.338–379.

4. Н. А. Бердяев. Царство Духа и царство кесаря — М.: Республика, 1995. — 383 с.

5. Кара–Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. — М.: Изд–во Эксмо, 2002. — 256 с.

6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: 2000. — 88 с.

7. Д, Щедровицкий. Введение в Ветхи Завет. Том II. Книга Исход. М.: «Теревинф», 1997. — 360 с.

8. Толковая Библия (под ред. А. П. Лопухина). Том 1. Пятикнижие Моисеево. Петербург, 1904. — 669 с.

9. С. Булгаков. Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве. — М.: Типография русская печатная, 1916. — 52 с.

10. В. И. Экземплярский. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев: 1910. — 279 с.

11. Св. Василий Великий, Беседа во время голода и засухи.//Творения, ч.4, М., 1993.

12. Прот. Иоанн Восторгов. Христианство и социализм. Выпуск I–й. М., 1907, — с.182.

13. Кассиан (Безобразов) еп. Христос и первое христианское поколение. — Париж–Москва: YMKA–Press — Русский путь, 1996. — 370 с.

14. Г. П. Федотов. Социальное значение христианства. В сб. Г. П. Федотов. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. СПб,: Изд. С–Петербургского университета, 1994. — 51–78 с.

15. Булгаков С. Н. Христианство и социальный вопрос// С. Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд–во РГХИ, 1997 — с. 126–140.

16. Тихомиров Л. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира.//Л. А. Тихомиров. Христианство и политика. — М.: ГУП «Облиздат», ТОО «Алир», 1999. — с. 367–392.

17. Андрей, епископ Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. — М., 1901 — 220 с.

18. Учение Двенадцати апостолов. // Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общество. Рига, 1994. — с. 17–38.

19. В. Эрн. Христианское отношение к собственности. Религиозно–общественная библиотека. Серия I, N 3. М., 1906.

20. Послание Варнавы. // Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общество. Рига, 1994. — с. 63–91.

21. Писания мужей апостольских. Латвийское Библейское Общество. Рига, 1994.

22. Иустин Философ. Первая Апология.// Раннехристианские церковные писатели. Антология. М.: СП «Интербук», 1990. — с. 122–195.

23. И. Зейпель. Хозяйственно–этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

24. Тертуллиан. Избранные сочинения. М., "Прогресс", 1994.

25. Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма». М.: 2000. — с.64.

26. Василий Великий. К обогащающимся. Творения, часть IV, М., 1993.

27. Л. Писарев. Св. Иоанн Златоуст и его время. //Юбилейный сборник статей, посвященный блаженной памяти св. Иоанна Златоуста. (По случаю 1500–летия со дня кончины Святителя). Казань. 1908. — 241 с.

28. Творения св. Василия Великого, Часть IV. Беседа 6 "На слова из Евангелия от Луки (12,18): разорю житницы моя, и большия созижду; и о любостяжательности". М., 1993.

29. Литтре. Аббатство, монахи и варвары на Западе. — Киев. 1889. — 372 с.

30. Василий Великий. "О милости и суде" — Св. Василий Великий. Беседа 25. "О милости и суде". Творения, ч.4, М., 1993.

31. Св. Григорий Богослов. О любви к бедным. Творения, т.1, Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

32. Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. — М.: Когелет, 2001. — 432 с.

33. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. История церкви и восточно–христианская мистика. / Сост. и общ. ред. И. В. Мамаладзе. — М.: Институт ДИ–ДИК, 2000. — 576 с.

34. Творения святого Исидора Пелусиота. М., 1859. Ч. 1.

35. Прот. П. Солярский. Записки по нравственному православному богословию. Т. III. СПб. 1864. — 584 с.

36. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания, Свято–Трицкая Сергиева лавра, 1993 г.

37. Блаженный Феодорит епископ Кирский. Десять слов о промысле. Сергиев Посад, Типография Св. — Тр. Сергиевой Лавры, 1907.

38. Сюзюмов — М. Я. Сюзюмов. О правовом положении рабов в Византии. Отдельный оттиск из ученых записок Свердловского Государственного Педагогического института. Свердловск. 1955. — с. 165–192.

39. Св. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев–Посад. 1908 г.

40. Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие от Матфея и толкование на Евангелие от Иоанна. СПб.: «Общество святителя Василия Великого» 2000. — 640 с.

41. архиеп. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах церкви. Т. 1. Свято–Троицкая Сергиева Лавра. 1996. — с.

42. Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Часть 3. — М.: «Паломник». 1993. — 259 с.

43. Архиеп. Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1992.

44.

45. Centessimus Annus // 100 лет христианского социального учения. –М.: Дом Марии. 1991. — с.25–64.

46. Майка — Юзеф Майка. Социальное учение католической церкви. Опыт исторического анализа. Изд. Святого Креста, Рим–Люблин, 1994.

47.

48. Патрик де Лобье. Три града. Социальное учение христианства / Пер. с фр. Л. А. торчинского. — СПб.: Алетейя, 2000. — 412 с.

49. Кардинал Йозеф Хеффнер. Христианское социальное учение. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека». 2001. — 323 с.

50. О. Ф. Кудрявцев. Собственность как нравственно–правовая проблема в идеологии христианского средневековья (до Фомы Аквинского). // Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. — М.: «Наука». 1988. — с.76–86.

51. Т. Б. Коваль. "Тяжкое благо". Христианская этика труда. М., 1994, с.278.

52. В. Л. Задворный. Святой Франциск и история францисканского ордена. // Св. Франциск Ассизский. Сочинения. — М.: Издательство францисканцев — братьев меньших конвентуальных. 1995. — с.8–49.

53. Андреев А. Р. Монашеские ордена. — М.: «Традиция» — «Евролинц», 2001, — 400 с.

54. Жан Канапа. Социальная доктрина церкви и марксизм. Пер. с фр. — М.: Прогресс, 1964. — 415 с.

55. Прот И. И. Восторгов. Социализм, в связи с историей политико–экономических, религиозных и нравственных учений древнего и нового мира. Полн. собр. соч., т. 5, ч. 2, М., 1913.

56. Й. Мацек. Табор в гуситском революционном движении. Т. I. — М.: Изд. Иностранной литературы. 1956. — 585 с.

57. Лозинский С. Г. Средние века. Очерк социально–экономической жизни средневековья. — Пг.: «Просвещение». 1922. — 191 с.

58. Фийор Ян М. Утопия или земной рай? Первое в мире коммунистическое общество.// Истина и жизнь. № 4, 2001. — 32–39 с..

59. Лафарг Поль. Иезуитские республики. — С–Пб. 1904, — 41 с.

60. Rerum Novarum // 100 лет христианского социального учения. –М.: Дом Марии. 1991. — с.6–24.

61. Qadragessimo Anno.// Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII о положении трудящихся. Рим. 1942.

62. Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. — М.: Наука, 1977 — 296 с.

63. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма — Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. –с.

64. А. И. Патрушев. Расколдованный мир Макса Вебера. Изд–во Московского ун–та. М., 1992.

65. М. Оссовская. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., "Прогресс",1987.

66. Вернер Зомбарт. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., "Наука" 1994.

67. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народа.// Антология экономической мысли. В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо — М.: «Эконов» — «Ключ», 1993. — с. 79–396.

68. Платон. Государство. // Собрание сочинений в 4 т. Т.3. — М.: Мысль, 1994. — с.79–420.

69. Аристотель. Политика.// Сочинения: в 4–х т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984. — с.375–644.

70. Конфуций. Я верю в древность. — М.: Терра–Книжный клуб; «Республика». 1998. — 384 с.

71. М. Антонов. От капитализма к тоталитаризму. Китай и его «азиатские тигры» // Молодая гвардия. 2006, № 5–6 — с.135–174.

72. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. — 576 с., илл.

73. И. Я. Фроянов. Киевская Русь: Главные черты социально–экономического строя. — СПб.: Издательство С. — Петербургского университета, 1999. — 372 с.

74. А. В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. том 1., "Наука", 1991.

75. И. К. Смолич. Русское монашество, 988–1917. М.: «Православная энциклопедия», 1999. — 605 с.

76. Нил Сорский. Предание. Устав./ Вступительное слово Борковой–Майковой. 1912. — 91 с.

77. Иконников В. С. Максим Грек и его время. — Киев: 1915. — 604 с.

78. Н. Д. Кузнецов. К вопросу о церковном имуществе и отношении государства к церковным недвижимым имениям в России. 1907. — 102 с.

79. И. Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого. 1868 г. — 266 с.

80. Зеньковский Сергей. Преп. Иосиф и иосифляне. // Вестник (Париж), Т. XC, 1956 — с.23–32.

81. Н. А. Казакова. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М. — Л. Изд. АН СССР. — 1960. — с.358.

82.

83. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI века. — Л.: Наука. 1970 — 300 с.

84.

85. А. А. Бронзов. Нравственное богословие в России в течение XIX столетия. СПб.: 1901. — 349 с.

86. Богословия нравственныя или христианские наставления, в которых ясно и твердо доказаны должности Христианина, в общественном или гражданском, в домашнем или Церковном состоянии находящегося. Пер. с латинского свящ. Иаковым Арсеньевым. Ч. II. — М.: 1904.

87. Прот. Иоаким Кочетов. Черты деятельного учения веры или краткое учение о христианской нравственности, изложенное в духе православной греко–российской Церкви. Второе издание. СПб.: 1825. — 283 с.

88. Прот. Иоаким Кочетов. Начертание христианских обязанностей по учению православно–кафолической церкви. СПб.: 1842. — 228 с.

89. архим. Гавриил. Нравственное богословие применительно к программе семинарского курса. Тверь. 1884. — 883 с.

90. архим. Платон. Православное нравственное богословие. — М.: 1854. — 286 с.

91. прот. Н. Фаворов. Очерки нравственного православно–христианского учения. Киев. 1868 — 204 с.

92. прот. И. Халколиванов. Православное нравственное богословие (для Православных Семинарий). — Самара: 1872. — 248 с.

93. Г. Мартенсен. Христианское учение о нравственности. Т. II, 1890 — 816 с.

94. Проф. — прот. Николай Стеллецкий. Новейший социализм и христианство. СПб.: б. г. — 151 с.

95. Прот. И. Восторгов. Опыт противосоциалистического катехизиса. Полн. собр. соч., т. 5, ч. 1, М., 1913 — с. 224–330.

96. Прот. Иоанн Восторгов. Христианство и социализм. Выпуск I–й. М., 1907, — с.182.

97. А. П. Лопухин. Св. Иоанн Златоуст как проповедник человеколюбия и милостыни.//Христианское чтение, янв. — февр. 1897; стр. 24–48; 242–260.

98. И. В. Попов. Святой Иоанна Златоуст и его враги. Сергиев Посад. 1908. — с. 95.

99. Кудрявцев Н. П. — Кудрявцев Н. П. Учение Златоуста о богатстве и его социальный идеал // Богословский вестник, 1907, декабрь, том III, — с. 785–797.

100. Булгаков С. Н. Неотложная задача //Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991. — с. 25–60.

101. Булгаков С. Н. Христианство и социализм. //Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991. — с. 205–234.

102. Г. П. Федотов. Основы христианской демократии//Русские философы (конец XIX — середина XX века).Антология. Выпуск 3. М., Книжная палата. 1996. — с.140–148.

103. Франк С. Л. Свет во тьме. — М.: Факториал. 1998. — 256 с.

104. И. А. Ильин. О Церкви в СССР. Собрание сочинений, т.7. М., "Русская книга",1998. — 608 с.

105. И. А. Ильин. Путь духовного обновления. Сб. "Путь к очевидности". — М.: Республика, 1993.

106. И. А. Ильин. Очертания будущей России. //"О грядущей России". Избранные статьи из книги "Наши задачи". — М.: Военное издательство, 1993.

107. Тимошина Т. М. Экономическая история России. Учебное пособие. — М.: Информационно–издательский дом «Филинъ», Юридический дом «Юстицинформ», 1999. — 432 с.

108. Макаренко В. П. Русская власть (теоретико–социологические проблемы). — Ростов –на–Дону. Издательство СКНЦ ВШ, 1998. –448 с.

109. Арин О. Царская Россия: мифы и реальность (конец XIX — начало XX веков). — М.: Линор. 1999. — 64 с.

110. Паршев А. П. Почему Россия не Америка. — М.: Крымский мост–9 д. Форум. 2000. — 416 с.

111. П. Н. Зырянов. Крестьянская община Европейской России в 1907–1914 гг. — М.: Наука, 1992. — 256 с.

112. Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия. 1991. — 446 с.

113. Л. И. Зайцева. Аграрная реформа П. А. Столыпина в документах и публикациях конца XIX — начала XX века. М., Ин–т экономики РАН, 1995.

114. "Русский вестник", 2–4, 1996 г.

115. Д. А. Столыпин. Учение О. Конта. Начала социологии. По вопросу об организации земельной собственности и пользования землей. М.: 1891.

116. Тюкавкин В. Г. Великорусское крестьянство и столыпинская агарарная реформа. — М.: Памятники исторической мысли, 2001. — 304 с.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.