Отношение Церкви к социально–экономической сфере — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Отношение Церкви к социально–экономической сфере

2022-09-11 35
Отношение Церкви к социально–экономической сфере 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Надо заметить, что Церковь не игнорировала имущественную сферу жизни человека; наоборот по этой теме ею накоплен богатый материал.

Прежде всего, это Священное Писание. Ветхий Завет полон упоминаний о труде, собственности, богатстве, бедности и связанным с этими реалиями проблемами. Новый Завет также уделяет экономической сфере большое внимание. Новозаветное учение о труде, собственности и богатстве удивительно емко, а потому требует для его верного понимания значительных усилий.

Церковное предание содержит многочисленные высказывания святых подвижников и учителей Церкви по этому предмету. Особенно следует указать на имущественные воззрения великого святителя и вселенского учителя Иоанна Златоуста, создавшего целостную и необычайно глубокую систему хозяйственной этики. Впрочем, и для других святых отцов тема отношения к собственности являлась весьма важной.

И в период, следовавший за святоотеческим, вплоть до наших дней, Церковь постоянно обращается к указанным вопросам, обогащая свое учение новыми моментами. В частности, в 2000 г. нашей Церковью приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» /6/ — документ, содержащий основные положения, которыми должна руководствоваться Церковь при обсуждении трудовых и имущественных проблем в социуме.

Однако следует указать на одно многозначительное обстоятельство. В отличие от области сферы богословско–догматической, в Церкви отсутствуют какие либо соборные постановления, указывающие на должный взгляд на хозяйственную жизнь. Те же «Основы социальной концепции» оставляют открытым вопрос о наилучшем (с точки зрения христианской этики) экономическом укладе. И дело здесь вовсе не в недоработке документа. Причина такой ситуации состоит в том, что, христиане до сих пор не выработали однозначного отношения к экономической сфере. Несмотря на проделанную огромную работу по осмыслению этой сферы до сих пор имеют место разные взгляды как на степень погружения в экономические вопросы, так и на способы решения человечеством хозяйственной проблемы. Причем разница во взглядах просматривается не только между разными конфессиями, но и внутри Православия. Вопрос и прежде носил и носит сейчас дискуссионный характер. Его решение возможно только на соборной основе, при активном обсуждении среди всего православного сообщества — епископата. монашества, священства и, конечно же, мирян. Более того, необходимо вынесение этого вопроса за церковные рамки, учет мнений всего общества, всего русского народа.

Задачи курса

Задачей данного курса лекций является, пусть частичное, уяснение христианского взгляда на экономику. Как Православие относится к труду и собственности, богатству и бедности? Каков взгляд на хозяйство с точки зрения Священного Писания? Как Церковь влияла на экономику и какое претерпела обратное влияние в процессе исторического развития. Что хорошо и что плохо в современной экономике? Какими должны быть экономические отношения с позиций христианской нравственности? — Вот вопросы, обсуждаемые в этом учебном курсе. Подчеркнем, что в основном будет проводиться церковная точка зрения на предмет — именно церковная, а не экономическая: как христианская Церковь смотрит на экономику (а не наоборот — как экономические теории впитали в себя христианскую этику), хотя вопросам экономической истории будет уделяться достаточно большое внимание.

Обсуждению будут подвергнуты многие фундаментальные понятия, играющие важную роль в экономической сфере: труд, собственность, богатство, бедность, милостыня, благотворительность, рабство, справедливая цена, обман, эксплуатация, процент и ростовщичество, наследование, налоги, десятина, рабочее время и отдых, наем, сдача в аренду, земля как средство производства, рабочая сила, обобществление, кооперация, церковная собственность и ряд других.

Можно выделить три темы, которым курс уделяет особое внимание.

1.Экономические категории в библейском тексте. Библейский смысл труда. Имущественное учение Ветхого и Нового Заветов.

2. Осмысление социально–экономической сферы в святоотеческом учении и церковной истории. Основные имущественные парадигмы христианства и их проявление в различных конфессиях и в различные временные периоды.

3. Сопоставление христианского понимания экономических категорий с современной теорией и практикой экономической и социальной наук.

В процессе изучения материала мы познакомимся с основными ветхозаветными и новозаветными фрагментами, раскрывающими Библейское имущественное учение, а также с воззрениями по этому вопросу многих святых отцов и церковных учителей. Будут освещены основные доктрины, связанные с экономической жизнью, в православии, католичестве, протестантстве, а также в некоторых нехристианских религиях. Кроме того, будут затронуты вопросы христианского осмысления основных социально–экономических формаций, в рамках которых проходила историческая жизнь России.

Особенности курса

Следует сразу отметить, что данный курс лекций является новым для системы православных учебных заведений. Содержание подобного курса еще не установилось окончательно. Поэтому он поневоле носит во многом экспериментальный характер. В курсе не ставится задача поставить все точки над “i”. Эти лекции не следует принимать как истину в последней инстанции. Скорее, их цель — побудить мыслить самостоятельно, дав слушателю представление о наиболее употребительных точках зрения на предмет. Поэтому важное место в лекциях уделено историческому подходу, согласно которому материал в основном излагается в хронологической последовательности. Но в том–то и дело, что церковная история — это по преимуществу история споров, история противостояния различных убеждений. И потому одной из основных особенностей курса является попытка донести до слушателей суть споров, зачатую раскрывающих самые глубинные проблемы религиозного бытия человека.

Литература по содержанию курса

Поскольку курс для православных учебных заведений является новым, то каких либо устоявшихся учебников и пособий по курсу нет. Однако можно указать на ряд работ, освещающих разные аспекты его содержания.

К фундаментальным работам о христианском отношении к собственности можно отнести следующие:

В. И. Экземплярский. Учение древней Церкви о собственности и милостыне. Киев: 1910. — 279 с.

И. Зейпель. Хозяйственно–этические взгляды отцов церкви. М., 1913.

В. Эрн. Христианское отношение к собственности. Религиозно–общественная библиотека. Серия I, N 3. М., 1906.

Г. П. Федотов. Социальное значение христианства. // Г. П. Федотов. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. Спб., изд. Спб. ун–та, 1994. — с.51–79.

Среди современных монографий можно указать на следующие:

О. В. Шведов. Энциклопедия церковного хозяйства. — М.: «Ковчег», 2003. — 736 с.

Симонов В. В. (игумен Филипп). Церковь — общество — хозяйство. — М.: Наука, 2005. — 702 с.

Среди святоотеческих творений в первую очередь необходимо указать на творения Климента Александрийского, св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста:

Свт. Климент Александрийский. Кто из богатых спасется? Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево при участии ООО «Синтагма». М.: 2000. — с.64.

Св. Василий Великий. К обогащающимся. Творения, часть IV, М., 1993.

Св. Василий Великий, На слова из Евангелия от Луки (12,18): разорю житницы моя, и большия созижду; и о любостяжательности. Творения, часть IV. М., 1993.

Св. Василий Великий, Беседа во время голода и засухи. Творения, часть IV, М., 1993.

I–XII. Иоанн Златоуст — Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. тт. I–XII. С. — Петербург. Издание С. — Петербургской Духовной Академии. 1894–1911.

Наиболее обстоятельно имущественное учение Златоуста излагается в работе:

И. В. Попов. Святой Иоанна Златоуст и его враги. Сергиев Посад. 1908. — с. 95.

Католическая социальная доктрина освещена в ряде работ католических авторов. Среди них наиболее значительны:

Юзеф Майка. Социальное учение католической церкви. Опыт исторического анализа. Изд. Святого Креста, Рим–Люблин, 1994.

КардиналЙозеф Хеффнер. Христианское социальное учение. — М.: Культурный центр «Духовная библиотека». 2001. — 323 с.

Патрик де Лобье. Три града. Социальное учение христианства / Пер. с фр. Л. А. торчинского. — СПб.: Алетейя, 2000. — 412 с.

Классической работой, с которой началось изучение протестантской этики является:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс,1990. –с.

Исторические и религиозные проблемы имущественной этики в России освещены в работах:

Собственность в России: Средневековье и раннее новое время. — М.: Наука, 2001. — 283 с.

П. Н. Зырянов. Крестьянская община Европейской России в 1907–1914 гг. — М.: Наука, 1992. — 256 с.

Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия. 1991. — 446 с.

Н. Н. Неплюев. Трудовые братства. Могут ли долее обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить. Лейпциг, 1893 г., — 24 с.

По содержанию курса имеется несколько публикаций автора данного «Пособия»:

Сомин Н. В. Путь к совершенству. Проф. В. И. Экземплярский и его книга "Учение древней Церкви о собственности и милостыне".// "Православная беседа", N 3, 1997, С. 27–29.

Сомин Н. В."Возможен ли "христианский капитализм"?" // "Православная беседа" 1998, № 5.

Сомин Н. В. Святые отцы — о праве собственности. Часть I. "Любовь не ищет своего"// Православная беседа. N 2, 1999.

Сомин Н. В. Святые отцы — о праве собственности. Часть II. "И имели все общее"// Православная беседа. N 3, 1999.

Сомин Н. В. Социологическое прочтение двух евангельских притч // Ежегодная богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословскогоинститута, материалы 1999 г.,ПСТБИ, М.,1999.

Сомин Н. В. С. Н. Булгаков: христианство и социализм (по книге "Два града") //Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 4 (28), 2003. — с.131–140.

Сомин Н. В. "Философия хозяйства" С. Н. Булгакова — приобретения и потери // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 1 (25), 2003. — с.126–132.

Сомин Н. В. Законы экономики с точки зрения христианской этики // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. № 5 (29), 2003. — с.179–184.

Сомин Н. В. Нравственное измерение в философии хозяйства. //Альманах «Философия хозяйства» № 4–5, 2005. — с. 106–116.

Контрольные вопросы

1. Почему экономика важна для жизни людей?

2. Что значит принцип нравственной оценки социально–экономической сферы?

3. Каковы задачи данного курса лекций?


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.