Труд как участие в деле Творца — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Труд как участие в деле Творца

2022-09-11 35
Труд как участие в деле Творца 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В раю человек был призван не оставаться праздным, а «возделывать» Эдем. Согласно учению св. Максима Исповедника (VIIв.), человек, по замыслу Божию, должен был преодолеть свою земную ограниченностьи встать на путь покорения космических и духовных пространств, очищения их от темных сил, «святой жизнью соединить мир и рай» /119:76/. Человек пал, но конечно же замысел Божий о человеке не изменился — эта заданность осталась. Только теперь ее реализация предписывается насельникам Царства Божия, тем, которые будут удостоены в жизни будущего века быть с Господом. Поэтому и в Царстве, на «новой земле» Господь призовет людей к деятельности. Конечно, дела эти не будут материальным трудом, которым заполнена жизнь людей на этой земле. Труд, деятельность будет духовной, будет творческой. Ибо человек, по замыслу Создателя, образ Божий, обладающий такими атрибутами Божества как духовность и творческая сила. И главное — вся деятельность человека будет согласована с волей Божией. Человек будет сотворцом, осуществителем Божьего замысла о мире. Он призван быть участником в деле Творца, а потому в Царстве Божием будет иметь место одухотворенная, творческая и согласная с волей Божией деятельность человека.

И не только в Царстве. Человек, пусть и падший, но не утративший образа Божия, совершая на земле свой обычный труд, все равно, вольно или невольно, участвует в Божьем замысле о мире, становится соучастником Божьего дела. Конечно, падшесть все извращает, а потому искаженный, а то и откровенно греховный характер носят великие трудовые проекты человечества. И тем не менее, за искажениями проступает их подлинный смысл –посильное участие в делах Господних. Тем более это верно, если человек работает на земле в смирении и старается понять и выполнить волю Божию. Тем самым приобретает высший смысл всякий труд, направленный на достижение более святой и совершенной жизни. Сам Спаситель, будучи в земной жизни плотником, освятил тем самым все созидательные профессии.

Труд как тяжелая необходимость

Но в новозаветное время имеет место и другая, скорбная сторона труда. Мы знаем, что крестный подвиг Спасителя автоматически не привел человека в безгрешное состояние, да и не мог этого сделать, ибо человеку, как образу Божию, навсегда дарована свобода. Господь дает путь спасения и помогает его пройти. Но все же путь этот узкий, и человечество, как и в ветхозаветные времена, все равно находится под грехом. А потому и в новозаветные времена трудовая деятельность совершается «в поте лица». Недаром хозяйственная деятельность обычно выражается у нас двумя словами: «труд» и «работа». Рассмотрим чуть подробнее, что они означают.

Действительно, труд является «трудным». В большинстве случаев он тяжел, и человечество прилагает огромные усилия, чтобы его облегчить. По сути дела назначение всей техники и состоит в том, чтобы облегчить труд, сделать более производительным, с тем, чтобы сократить усилия на выполнение необходимой хозяйственной деятельности. Безусловно, механизмы, приборы, компьютеры делают труд человека более легким. И все же они не могут преодолеть ветхозаветного проклятия, данного Богом нашим праотцам: «в поте лица будешь есть хлеб твой» (Быт.3,19). К тому же роль техники оказывается столь значительной, что она становится самодовлеющим фактором. Современная цивилизация без техники уже просто не может существовать. Из бессовестного раба техника превращается в госпожу, диктующую человеку свой образ жизни.

Социальная роль труда

Другое наименование, «работа» — от слова «рабство». Тут подчеркивается не столько рабство необходимости трудиться, сколько то, что почти всегда труд совершается в социально зависимом состоянии. В древности самые тяжелые работы выполняли рабы — люди максимально зависимые от хозяев. И сейчас зависимость не исчезла — просто она стала более утонченной. Мы все равно нанимаемся у работодателя, даем определенные обязательства, неисполнение которых ведет к увольнению, а то и к уголовной ответственности. Работа, которую выполняет человек, делает его в определенной степени «рабом» общественных отношений. Эти отношения оказываются настолько существенными, что именно они «де факто» становятся основой всего общества. Задача христиан состоит в том, чтобы сделать их по возможности отвечающими новозаветным этическим нормам.

Несколько иная социальная роль труда выявляется вследствие его особого свойства — специализации. Человек не может одинаково хорошо выполнять все виды труда; волей–неволей он специализируется на чем–то одном, желая достигнуть в этом деле мастерства. Это явление носит название разделения труда. Благодаря ему труд по большей части является деятельностью, плодами которого пользуются другие. Эта его характерная особенность может быть использовано двояким образом. При эгоистичной направленности труд и возникающие вокруг него социальные отношения могут легко привести к социальному неравенству, к эксплуатации человека человеком, наиболее ярким примером которой в древнем обществе было рабство. Однако труд ради другого человека может стать и воплощением величайшей добродетели– воплощением любви к ближнему, без которой все остальное «кимвал звяцаяй» (1 Кор.13,1). «Вера, действующая любовью» (Гал.5,6) осуществляется в своей значительной части через труд. Именно в этом прежде всего должен состоять смысл труда для христианина.

Социальная роль труда выражается также и в его социализирующей функции. Труд воспитывает, труд вводит человека в общество и позволяет ему там успешно существовать, труд творческий дает человеку глубокое удовлетворение, труд даже является лечебным средством от многих недугов. Конечно, труд не сделал из обезьяны человека — эта вульгарная идея отвергнута и религией и современной наукой. Но отрицать то, что труд формирует личность человека, было бы неверно. Вне труда, в праздности человек особенно становится подверженным множеству развращающих грехов и зачастую теряет человеческий облик, приходит в скотское состояние.

Подытоживая, мы должны констатировать двойственный характер труда в новозаветное время. С одной стороны, как и во времена ветхозаветные, труд остается тяжелой необходимостью, повинностью, которую человек должен исполнять с момента падения прародителей. Кроме того, работа, встраивая человека в обойму общественных отношений, так или иначе закабаляет его. Но с другой стороны, труд, если он соответствует замыслу Божию, является соработничеством Богу в деле «возделывания» всего творения, в деле раскрытия богатейшего потенциала этого мира. Труд совершается не только для себя, но и для других, становясь тем самым воплощением и осуществлением величайшей добродетели — христианской любви. Наконец, трудовая деятельность, являясь основным устоем общества, играет огромную воспитательную и социализирующую роль, она сохраняет человеческую личность, не дает ей скатиться ниже человеческого облика. Иначе говоря, человек спасается через труд в том числе. Эту мысль выдающийся русский философ и богослов о. Сергий Булгаков сформулировал в таких словах: «Пусть труд в поте лица есть печать проклятия, положенного на человека первородным грехом, от этой повинности так или иначе не должен освобождать себя человек, напротив, он может и должен спасаться, очищаться этим трудом. Труд получает значение не только естественного выражения связи, посредства между человеком и миром, фактора космоургического, но и могучего средства духовного самовоспитания, аскезы» /9:41/.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.