Удовлетворенность педагогической деятельностью как фактор повышения уровня квалификации и устойчивости к эмоциональному выгоранию педагога. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Удовлетворенность педагогической деятельностью как фактор повышения уровня квалификации и устойчивости к эмоциональному выгоранию педагога.

2022-09-11 29
Удовлетворенность педагогической деятельностью как фактор повышения уровня квалификации и устойчивости к эмоциональному выгоранию педагога. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Удовлетворенность трудом – эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом зависит его эффективность. В свою очередь, степень удовлетворенности работой зависит от множества характеристик, как внутренних, так и внешних по отношению к человеку. Применительно к каждой отдельной реальной работе, человеку (личности) они могут быть уточнены. Приоритетность этих характеристик существенно различается как у отдельных работников внутри организации, так и в различных организациях, учреждениях. Со временем приоритетное влияние на удовлетворенность работой могут начинать оказывать новые или же ранее малозначимые характеристики работы. Однако, при всем их разнообразии и различной направленности влияния на человека, можно выделить несколько устойчиво влияющих на степень удовлетворенности работой:

· степень престижности работы является существенным фактором в формировании удовлетворенности работой, отличительной чертой престижности является степень уважения к данной работе, профессии, учреждению, а также влияние человека, который овладел данной профессией, работает в данном учреждении на той или иной престижной должности, случается, что человек выбирает именно эту, работу не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое, человек выбирает определенный образ жизни, где работа – это лишь одно из средств построения своего «счастья»;

· характер и содержание работы (ее интенсивность, значимость, результаты и удовлетворенность ими, интерес к работе, получает ли сотрудник дополнительные профессиональные знания) – процессуально-содержательная (или интринсивной) мотивация может быть ведущим мотивирующим фактором, когда человек достигает высоких результатов не потому, что ему обещано большое вознаграждение или осуществляется жесткий контроль его работы, а из-за того, что ему доставляет удовольствие сам процесс деятельности;

· объем выполняемой работы, правила поведения, месторасположение фирмы, а также удобный режим (график), сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок и т.д. – все это напрямую связано с индивидуальными потребностями и особенностями личности;

· состояние рабочего места и его окружения (в том числе гигиенические факторы: шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.) – влияет на состояние здоровья, что немаловажно для современного человека;

· сослуживцы (кто составляет окружение, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками, психологический климат в коллективе) – данная характеристика настолько сильно влияет на настроение, трудоспособность, желание продолжать работу на этом месте, что при определенных негативных обстоятельствах человек может принять решение об увольнении;

· руководство (удовлетворенность взаимоотношениями с начальством, стиль управления и руководства, участие в управлении, оценка труда, моральное стимулирование, система отбора и расстановка кадров) – сотрудники отдают предпочтение заботливому, ориентированному на людей и процессы руководству;

· оплата труда (прозрачность и справедливость системы вознаграждения, полнота и удовлетворённость компенсационным пакетом) – тесно связана с оценкой степени справедливости отношений, поэтому субъективность, ошибки в оценке и несправедливость стимулирования разрушают лояльность и мотивацию сотрудников, может вызывать противоречия, конфликтные ситуации;

· возможности продвижения по работе (видение и практическая реализация вариантов перспектив своего роста в рамках данной организации, развитие личности и пр.) – значительная часть работников (особенно молодых, начинающих) стремится к должностному или карьерному росту.

       Трудовое поведение школьных учителей в значительной степени определяется их отношением к своей деятельности. Внешне оно может выглядеть одинаковым, но, как правило, имеет разную мотивационную основу. Психологи называют мотивом истинную побудительную причину какого-либо действия. В некотором смысле мотив - это потребность, удовлетворяемая той или иной деятельностью. Разнообразие мотивов очень велико. Мотив может быть внутренним и внешним, осознаваемым и неосознаваемым, личным и социальным. Чаще всего деятельность побуждается не одним, а множеством мотивов одновременно, и для каждого человека они не бывают субъективно одинаково значимыми, а имеют иерархическую структуру, разделяясь на главные, ведущие и второстепенные. Так, для одних педагогов сам труд в школе является важнейшей жизненной потребностью, для других работа школьным учителем - всего лишь средство удовлетворения других потребностей, никак не связанных с их профессиональной деятельностью.

       Индивидуальная удовлетворенность учителя трудом имеет сложную природу и является соотнесением притязаний и ожиданий с теми возможностями, которые предоставляются ему в школе. Но именно она, удовлетворенность трудом, и является необходимым фактором эффективности работы как отдельного педагога, так и школьного коллектива в целом. Так что вопрос об этом для руководителя учебного заведения совсем не праздный.

 

 


[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. С. 288.

[2] Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебное пособие. Под ред. В. А.Лабунской. М.: Гардарики, 1999. 16-17 с.

[3] Еремина А.К. Влияние социально-психологической зрелости учебных групп на нравственное самоопределение старшеклассников. дис канд. псих. наук. Курск, 2011. 33-37 с.

[4] Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия. 23 с.

[5] Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366с.

[6] Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. C. 17–21.

[7] http://psyjournal.ru/articles/vliyanie-processov-regulyacii-emociy-na-psihologicheskoe-zdorove?ID=3872

[8] Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал. 2010. № 6. С. 57–69.

[9] http://psyjournal.ru/articles/vliyanie-processov-regulyacii-emociy-na-psihologicheskoe-zdorove?ID=3872

[10] Падун М.А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы // Психологический журнал. 2010. № 6. С. 57–69.

[11] Печеркина А. А. Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82-84.

[12] http://read.virmk.ru/s/SANZ_SOC/g-052.htm

[13] http://psylist.net/praktikum/19.htm

[14] Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-6

[15] Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.