Основные пути работы с профессиональным выгоранием. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные пути работы с профессиональным выгоранием.

2022-09-11 19
Основные пути работы с профессиональным выгоранием. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

— стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении;

— удовольствие (релаксация, игра);

— умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

— стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;

— стремление бороться со своими негативными убеждениями;

— создание сообщества.

3. Повышение уровня профессионального мастерства.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Эффекты саморегуляции:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности),

— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления),

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Способы саморегуляции:

— смех, улыбка, юмор;

— размышления о хорошем, приятном;

— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

— рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;

— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);

— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;

— вдыхание свежего воздуха;

— чтение стихов;

— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

1.Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников[14].

В учебные программы можно включить техники контроля собственного времени и выработки уверенности в себе, информацию о стрессе, техники релаксации.

В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Здесь можно говорить о создании благоприятных условий во время рабочего дня: обеспеченность справочными материалами и пособиями, должна быть скомплектована библиотека, изданий периодической печати, техническая оснащенность. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований (освещенность, температура, удобная мебель). Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха (восстановления сил).

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга. Одним из факторов, нарушающим психологический климат в коллективе, является крайне низкий уровень материальной обеспеченности учителей, из-за чего люди не имеют возможности снять груз переживаний и расслабиться в домашней обстановке, в семье. Пребывание на природе, походы в театр также требуют времени и материальных возможностей, а последние у большинства крайне ограничены. Тем не менее, решение вопроса можно найти в расширении духовной сферы личности человека (кругозора, эстетических потребностей), что ведет к большей терпимости и взаимопониманию. Решение этого вопроса можно найти и в организации командообразующих тренингов.

Кроме того, необходимо учесть, что работа педагога в основном основана на энтузиазме, поэтому для работников социальной сферы большое значение имеет самостоятельность в принятии решений и акцент в системе взаимоотношений должен быть смещен с контроля на собственную совесть каждого человека.

Известный петербургский психотерапевт А.В. Гнездилов, обсуждая вопрос о профессиональном «выгорании», пишет: «Стремление к профессиональному совершенствованию, внимание к собственным эстетическим запросам, постоянное сознание необходимости делать добро будут способствовать созданию той атмосферы, в которой возможно купирование многих стрессовых реакций»[15].

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.

Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявления утомления);

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. Поэтому важно:

- разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса учитель уже владеет, но делает это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы;

-   осознать их;

- перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;

- освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.

Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.

Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это – своего рода, техника безопасности для учителей.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит учителям более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития этого синдрома.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

 Рекомендации по профилактике и устранению профессионального выгорания.

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

  Сегодня много говорится о содержании образования: инновации, педагогические технологии, материально-техническое оснащение образовательного процесса, тогда как, упускается главное – обеспечение продуктивного, эмоционально окрашенного взаимодействия между учителем и учеником, учителем и родителем, родителями и детьми, администрацией школы и педагогическим коллективом, родителями, представителям социальных институтов, взаимодействующих с образовательной организацией. Отсутствие заботы о психологическом климате внутри образовательного процесса, основой которого является процесс межличностного взаимодействия, субъектов образовательного процесса с социумом приводит к торможению модернизации в образовании и возникновению многочисленных рисков, связанных в первую очередь с конфликтами в образовательной среде.

Решение данной проблемы необходимо начинать с подбора эффективных психолого-педагогических технологий, которыми изобилует современная наука.  

Современная наука в настоящее время существенно обогащается различными междисциплинарными направлениями, одним из которых является арт-терапия. Арт-терапия, как направление научного знания, уже доказало свою состоятельность и эффективность не в медицине (А.И. Копытин), психологии (Е.С. Асмаковец, В.Н. Никитин, Т.Ю. Колошина), сегодня арт-терапия эффективно внедряется в педагогическую науку и практику (Л.Д. Лебедева, Т.Ю. Киселева и др.).

    Современная психология изучает феномен арт-терапии применительно к:

-   регуляции состояния психического выгорания (Л.Н. Молчанова, Т.А. Ушакова);

-   психолого-педагогическим особенностям становления будущего педагога как субъекта здорового образа жизни (О.А. Холина);

-   личностным детерминантам психологического благополучия педагога (И.В.Заусенко);

-    актуализации восприятия профессионального здоровья педагогов (Т.Г. Глухова);

-   развитию эмоционального интеллекта (И.Н. Мещерякова);

-   психолого-акмеологической концепции развития профессионального здоровья (Г.Г. Вербина):

-   психологическим особенностям стрессоустойчивости педагога (С.Ю. Визитова).

Арт-терапия в педагогической науке сегодня рассматривается как:

- инновационная педагогическая технология (Е.В. Некипелова, В.Г. Самойлова):

- педагогическое средство развития творческого потенциала и индивидуальности личности (М.Ю. Алексеева, А.В. Гришина Е.А. Касмицкая, Б.Р. Лившиц О.П. Медведева, К.В. Нестерова, А.А. Огородникова,Т.П. Поскребышева, Н.Е. Самсонова, В.А. Синицын и др.);

- средство педагогической коррекции психических и функциональных состояний (К.И. Королева);

- средство развития профессиональной компетентности педагогов (С.В. Старикова, Л.В. Федина);

- средство педагогической поддержки личностного развития (Ю.В. Замятина С.М. Микрюкова);

- средство эмоционального развития и саморегуляции обучающихся (С.В. Анчуков, Н.В. Гончарова, В.А. Кавера, Т.И. Меньшикова, О.Д. Никитин, С.В. Павлова, И.Е. Пискарева, Н.Н. Романова, Е.А. Раменских, Н.Ю. Сергеева, Н.С. Ульянова, И.В. Филатова, А.Р. Хайруллин, С.А. Чернова, Е.В. Чиркова, О.Б. Широких);

- средство психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и адаптации (Ж.С. Валеева С.Ю. Баракина, С.В. Батуева, Е.Б. Береговая, М.С. Бережная, Г.М. Грядунова, Е.Н. Домбровская, Ю.П. Куприна, Т.П. Палий, Н.В. Пилипчевская, Е.Н. Прозорова, А.Н.Пронина, А.В. Светличная, А.В. Степанова, И.Э. Чурикова, А.С. Шарудилова,Н.Ю. Шуваева);

- средство здоровьесбережения (Э.А. Вишнякова, В.Д. Воднева, К.С. Жиганова, Л.Д. Мамутова, И.Р. Рыбина, А.М. Сивцова, А.А. Попов, А.Н. Чурсин, Ю. Шерпаева);

- средство психолого-педагогической реабилитации (А.С. Баранник, А.Ю. Быстрова, Н.Н. Доловова, Н.С. Искрин, О.В. Карунная, С.З. Хайбулина);

-  средство профилактики профессиональной деформации и сохранения психологического здоровья педагога (Е.И. Белолюбская, Н.О. Герьянская, В.М.Чернышова);

- средство развития культуры эмоций учителя (О.А. Колядинцева);

- средство творческого развития учителя (Т.Н. Полякова).

Использование арт-терапевтических методик в процессе повышения квалификации было выбрано неслучайно. Известно, что современные педагоги, в большинстве своем, имеют низкий уровень мотивации к повышению профессионального уровня, считая этот процесс формальным и требующим больших интеллектульных и эмоциональных затрат, причины данного явления очевидны и были описаны ранее. Негативные эмоции, связанные с переживаниями педагогов, отражаются на организации образовательного процесса, дестабилизируя его, снижая качество образования, препятствуя профессионально-личностному росту учителей. Главная задача, стоящая перед преподавателем – заинтересовать слушателей, мотивировать их на успешное прохождение курса. Задача не из легких, тем более, что новое содержание образования предполагает не только соответствие уровня профессионализма учителей требованиям профессионального стандарта педагога, но самое главное - новая парадигма образования предполагает изменение мировоззрения на образовательный процесс и образование в целом. А это архи сложно! Вот и возникает внутри личностный конфликт, перерастая в конфликт на социальном уровне. Такой конфликт развивается быстро и может свести на нет все старания преподавателя.

Использование адаптированных арт-терапевтических методик позволяет слушателям отреагировать отрицательные эмоции, невербально выразить свои чувства и переживания, тем самым избежать конфликтной ситуации, или, во всяком случае, развернуть ее течение в русло позитивного разрешения. Что само по себе становится частью образовательной деятельности, делает процесс обучения активным. Практический опыт использования арт-терапевтических технологий имеет ряд положительных эффектов.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.