Поэзия первой половины XX века — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поэзия первой половины XX века

2022-09-01 51
Поэзия первой половины XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

по дисциплине «Жанровое разнообразие в зарубежной литературе XX века»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса группы 320971

факультета русской филологии и документоведения

направления «Педагогическое образование»

профиля «Русский язык»,

«Мировая Художественная Культура(МХК)»

Значко Валерия Владимировна

 

Проверил:

старший преподаватель кафедры

русского языка и литературы

Миронова Галина Семёновна

 

 

Тула 2020

ПОЭЗИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Гийом Апполинер. 1880-1918

(Гийом Аполлинарий Костровицкий).

Лирике Апполинера присущи мужественная искренность, трагическое ощущение жестокости жизни (цикл «Бестиарий, или Кортеж Орфея», 1911), слитое с радостью её приятия, противостояния утратам и времени (стих. «Мост Мирабо», 1912). В книге стихов «Алкоголь. 1898-1913» (1913) - интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ» в тюрьму А. попал по ложному обвинению в 1911). В творчестве Апполинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне он воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» - «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть А. «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество Апполинера. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь Апполинера 26 ноября 1917).

Накануне 1-й мировой войны поэт предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но А. создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918). Итоговое раздумье Апполинера в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Апполинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.

Андре Бретон. 1896-1966

В 1919 г. Бретон вместе с Ф. Супо опубликовал сочинение «Магнитные поля», созданное методом автоматического письма. В том же году вместе с Л. Арагоном и Ф. Супо он основал журнал «Литература». В 1920 г. познакомился с Т. Тцарой, одним из основоположников дадаизма. Бретон собрал вокруг своей фигуры авангардных художников и поэтов.

В 1924 г. Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма», ставший программным сочинением направления в искусстве, где совмещаются сон и реальность. Большое влияние на появление сюрреализма оказали идеи З. Фрейда, теорию которого Бретон изучал еще на медицинском факультете. Бретоновский сюрреализм строился на «чистом психическом автоматизме, посредством которого устно, письменно или каким-либо иным способом выражается подлинное функционирование мысли». Автор манифеста отмечал: «Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни». Сформулированные Бретоном идеи закрепили за ним роль лидера нового авангардного направления. В его доме было открыто «Бюро сюрреалистических исследований», члены которого участвовали в издании разнообразных журналов, памфлетов, брошюр, литературных произведений. В 1920-х соратниками Бретона стали Л. Бунюэль и С. Дали.

Бретон занимал активную политическую позицию, в 1920-е был пропагандистом деятельности Французской коммунистической партии. В 1930-х стал критиковать коммунистов, за что был исключен из партии в 1933 г. В 1930-е много путешествовал по миру, организуя выставки художников-сюрреалистов. Параллельно он продолжал заниматься литературной деятельностью: писал стихи и разнообразные эссе (сборник «Рассвет», 1934; «Второй манифест сюрреализма», 1929; «Безумная любовь», 1937). 

Во время Второй мировой войны Бретон проживал в США, где занимался продвижением творчества современных французских художников. По мнению историков искусства, организованные Бретоном выставки сюрреалистов, стали той почвой, на которой вырос американский абстрактный экспрессионизм. В 1946 г. поэт вернулся во Францию, где продолжил отстаивать принципы сюрреализма в печати. Также Бретон продолжил организовывать выставки художников-сюрреалистов в Европе. В 1950-е поэт активно участвовал в леворадикальном движении, публично осуждал колониальную политику Франции, выступал против войн в Индокитае и Алжире. До конца своих дней Бретон оставался верным последователем принципов сюрреализма, изложенных им в Первом манифесте 1924 г., подтверждая свой статус основателя и пропагандиста этого направления в искусстве.

 

Поль Элюар. 1895-1952

Все творчество Поля Элюара отражает тревоги и чаянья времени, в которое поэту выпало жить и творить. По Элюару – жить здесь и сейчас, значит жить и делить этот мир с другими людьми. Лирический герой Элюара – человек, страдающий от внутренней разорванности и стремящийся обрести мир, мир с самим собой и с окружающей его действительностью. Верлибр стал основным творческим методом поэта.

Свои первые стихи Поль Элюар написал в возрасте 17 лет, после того, как познакомился на швейцарском курорте с русской девушкой Еленой Дьяконовой, которую он называл Гала. Именно тогда влюбленный молодой человек решивший покорить сердце женщины, активно интересующейся авангардным искусством, выпустил свой первый сборничек стихов. Книжка называлась «Развлечения, Пьеро, пять кругов каждого молодого человека», была подписана настоящим именем поэта – Эжен Поль Грендель и была напечатана на деньги семьи поэта. Однако родителям поэта крайне не понравился выбор юноши, и Елена вернулась в Россию, а Поль – во Францию, откуда он вскоре отправился в окопы Первой мировой войны. Увиденное им на фронте навсегда изменило взгляды молодого человека на мир. Первоначальное его бравурное патриотическое настроение сменяется сначала растерянностью, а потом ужасом. Этот ужас перед бессмысленной жестокостью не покинет его уже до конца жизни. Став свидетелем гибели сотен своих ровесников, поэт пишет цикл стихов «Долг» - о разочарованиях своего поколения, которое Хеменгуей позже назовет «потерянным». Этот сборник поэт впервые подписал как Поль Элюар, взяв в качестве псевдонима фамилию своей бабушки по материнской линии.

Вернувшись к мирной жизни, Поль Элюар женится на Елене Дьяконовой (она окажет огромное влияние на его творчество) публикует сборники «Долг и тревога», «Стихи для мирного времени», становится одним из основателей дадаизма и даже основывает собственный журнал – «Пословица», в котором публикует стихи поэтов-дадаистов. Однако Элюар быстро разочаровывается в новом движении. Для него игра в дадаизм была своего рода творческим поиском. В 1923 году после драки с Тцара Элюар покидает ряды дада.

Вскоре после этого Поль Элюар присоединился к известной группе сюрреалистов – памфлетистов «Труп». Сюрреализм Элюара – это не антиреализм, а попытка осмыслить и передать поверх текста нечто, скрытое от поверхностного взора.

Со временем все больше внимания уделяет гражданской лирике, оттачивает слог, его образы становятся все более сложными, слог – виртуозным. Поэт выступает против франкистов по время войны в Испании, и становится одним из активных участников Сопротивления во время Второй мировой войны. Все это время он продолжает активно и плодотворно работать. Выпускает целый ряд сборников, в том числе «Поэзия и Правда 1942» и «Лицом к лицу с немцами». Листовки со стихотворениями Элюара британские летчики разбрасывали над оккупированной Францией. В 1942 году Элюар вновь вступил в коммунистическую партию.

После войны поэт стал активным борцом за мир и много путешествовал, принимая участие в самых разных конгрессах посвященных миру. Он умер в возрасте 57 лет – от инфаркта.

 

Тристан Тцара. 1896-1963

(Самуэль Розеншток)

Один из главных вдохновителей дада («Первое небесное приключение господина Антипирина», 1916; «25 стихотворений», 1918; «7 манифестов дада», 1916-1924). Он и в сюрреализме отстаивал дадистскую линию. Лучшие стихи Тцара написаны во время дружбы с Бретоном. Эти стихи вошли в сборники «Из наших птиц» (1923), «Индикатор сердечных дорог» (1932), «Дерево путешественников» (1930), «Где пьют волк» (1932). Его поэма «Приблизительный человек» (1931) насчитывает до трех тысяч строк. Тцара остался в истории XX столетия прежде всего как лирик. Он один из наиболее реализовавшихся поэтов-метафизиков во французской литературе.

Поэзия Тцара переполнена неожиданными метафорами, в ней сочетаются художественная целостность и гуманистическая глубина. Его стихи также выразительны как стихи Элюара и Арагона.

Когда в стихотворении «Длинное замыкание посредством Луны и цвета» Тцара пишет: «Геометрия мой господь», то он выявляет глубинную суть построения своих образов, которые не столько рождаются спонтанно, сколько подчинены взвешенной и продуманной поэтической логике.

 

Филипп Супо. 1897-1990

В 1919 вместе с Л. Арагоном и А. Брентоном основал журнал "Литтератюр", где был опубликован первый сюрреалистический текст "Магнитные поля", написанный А. Бретоном и Ф. Супо.

Дебютировал поэтическим сборником «Аквариум» (1917), затем опубликовал сборники «Роза ветров» (1920), «Вествего» (1922), «Джорджия» (1926), романы «Дрейф» (1923), «Негр» (1927), «Последние ночи Парижа» (1928), главная тема которых – духовный кризис, переживаемый молодым поколением. Социальный критицизм, характерный для прозы Ф. Супо, приобретает особую остроту в романах «Братья Дюрандо» (1924), посвященном отношениям в буржуазной семье, и «Великий человек» (1929), в центре которого – фигура крупного дельца.

С 1923 г. Ф. Супо отошел от сюрреализма и группы А. Бретона, выступал как журналист, совершил поездки в США, Советский Союз, Германию, Италию, результатом которых стала серия путевых очерков. Во время второй мировой войны работал радиожурналистом в Тунисе, был арестован представителями правительства Петена, провел шесть месяцев в тюрьме, затем уехал в Америку. Написал цикл од, посвященных городам Европы, подвергшимся разрушениям («Оды», 1945). После войны Ф. Супо продолжил журналистскую деятельность, работал на радио, руководил периодическими изданиями. Его послевоенная поэзия - сборники «Послание с необитаемого острова» (1947), «Песни дня и ночи» (1949), «Без лишних слов» (1953) – отличается сложностью поэтической формы, разнообразием мотивов и настроений. Перу Ф.Супо принадлежат также пьесы, эссе и критические исследования о писателях: «Уильям Блейк» (1928), «Гийом Аполлинер» (1931), «Эжен Лабиш» (1944), «Альфред де Мюссе» (1957), автобиографические «Мемуары из забвения» (1980).

 

 

Луи Арагон. 1897-1982

Ранние произведения Арагона («Огонь радости», 1920, «Вечное движение», 1924, «Великое веселье», 1929, «Анисе, или Панорама», 1921, «Парижский крестьянин», 1927, «Трактат о стиле», 1928, и др.) представляют цепь разрозненных картин, несвязных сценок, рассуждений автора на самые различные темы, просто отдельных фраз и инородных текстов (объявления из газет, реклама и пр.). В ранних стихах Арагона также нашло выражение восприятие «надреального» мира. Мечты и видения поэта-сюрреалиста выливаются в произвольные ассоциации.

К переломным 30-м годам относится большое количество статей, речей, рецензий Арагона. То, что с ним в 30-е годы происходило, писатель называл переходом с буржуазных позиций на позиции пролетариата и связывал свою новую эстетическую программу с «ликвидацией социальной безграмотности, которой является индивидуализм». Поэт воспел великие революционные преобразования, совершаемые советским народом, строительство социализма в СССР. Стихи сборника «Ура, Урал!» острополемичны: Арагон насыщал поэзию «непоэтичным», с точки зрения буржуазного искусства, содержанием, убеждая, что это и есть материал и источник подлинной поэзии.

Наиболее значительны в творчестве Арагона 30-х годов первые романы цикла под общим названием «Реальный мир». В 30-е годы были написаны три книги цикла: «Базельские колокола» (1934), «Богатые кварталы» (1936), «Путешественники на империале» (1939).

В годы войны Арагон писал много стихотворений, поэмы и публицистические произведения, работал над рассказами, вошедшими в сборник «Рабство и величие французов» (1945), и очередным томом цикла «Реальный мир» – романом «Орельен» (1944).

Сборник «Французская заря» (1945) – вершина патриотической поэзии Арагона. В книге привлекает богатство поэтических форм, то многозвучие поэзии, которое обусловлено ее содержательностью, ее реалистическим характером.

Арагон после 1945 г. – в то же время автор большого числа поэтических произведений. В 1948 г. вышел сборник «ВноВь рана в сердце», в 1954 г. – «Мои караваны и другие стихотворения», затем были созданы поэмы «Глаза и память» (1955), «Неоконченный роман» (1956) и «Эльза» (1959).

«Коммунисты» (1949-1951, 1966-1967) – крупнейшее произведение французского социалистического реализма – изображает Францию в период с февраля 1939 по июнь 1940 г.; Арагон обнаруживает дар историка, способного рассказать о событиях, вовлекающих миллионы людей. Стремление к воспроизведению жизни во всей полноте отражается в многоплановой композиции романа, во множестве параллельных или перекрещивающихся человеческих судеб, проводимых автором через полные драматизма события 1939–1940 гг.

Арагон убедительно показывает, что интересы страны защищает народ, коммунистическая партия, как ведущий отряд патриотических сил.

Выдающееся достижение Арагона – это создание эпоса, органически соединяющего повествование о судьбе нации, об исторических событиях с рассказом о частной жизни людей. Арагон выводит героя на простор больших общественных дел, видит в нем творца истории, возвращает человеку его полноценность и силу. Герои Арагона любят, страдают, они могут в чем-то сомневаться, чего-то не понимать, но они уже познали силу человека и его возможности, их не сломить: они коммунисты.

 

Иоганнес Роберт Бехер. 1891-1958

Писать Бехер начал рано. На начальном этапе творчества (1911-1918) он примкнул к левой группе немецких экспрессионистов. Первый сборник стихов и прозы Бехера «Распад и торжество» (1914) включал лучшие его произведения, печатавшиеся в экспрессионистских журналах «Акцион», «Новое искусство» и других периодических изданиях. Каждая строка сборника была проникнута резким отрицанием уродливой действительности. Гневный протест, бросаемый молодым поэтом-бунтарем миру обмана и наживы, был искренним.

Неопределенности бунтарских устремлений поэта, порывающего с установившимися литературными традициями, соответствовала и хаотичность формы стихов, нарочитая затуманенность мысли.

Первая мировая война и усилившееся под ее влиянием рабочее движение в Германии политически активизировали Бехера и направили его ненависть в русло антивоенной борьбы. В сборниках этих лет – «К Европе» (1916), «Братание» (1916) и «Песни против современности (1918) поэт резко выступает против империалистической войны, клеймит ее антинародный характер, провозглашает идеи абстрактного гуманизма и интернационального братства народов.

Первым смелым шагом Бехера от экспрессионизма к новому революционному искусству, рожденному борьбой, явился сборник «Всем» (1919), название которого было откликом на глубоко потрясший его ленинский призыв о мире – «Всем, всем, всем!», переданный по радио. Посвящение сборника – «Розе Люксембург, К. Либкнехту и революционному пролетариату» – уже говорило о многом. Поэт стремится выразить величие революционных событий и бороться своим поэтическим словом против капитализма, хотя он еще и не может освободиться от экспрессионистской формы. Он пишет «Гимн Розе Люксембург», создает реквием «Смерть Спартака», посвященный немецким рабочим-спартаковцам, погибшим за дело революции. Но главное место в сборнике занимает программное стихотворение «Привет немецкого поэта Российской Советской Федеративной Социалистической Республике» (1918). Бехер одним из первых писателей Запада послал свой поэтический привет большевистской России, в образовании которой он увидел осуществление мечты человечества. «С Востока льется свет», – так начинается приветствие. Поэт клеймит милитаристов и выражает твердую уверенность в торжестве освободительного движения народов.

Поэма «У гроба Ленина» знаменует новый период в идейно-художественном развитии Бехера, период, который он сам назвал потом «пролета рско-революционной фазой». Этот период, однако, представлял собой длительный и сложный процесс.

Для сборников стихов «Труп на троне» (1925), агитационной драмы-оратории «Рабочие, крестьяне, солдаты» (второй вариант), «Гимнов» (1924), сатирической повести «Банкир объезжает поле битвы» (1926) и романа «Люизит» характерна ясная партийная позиция писателя по коренным вопросам, волновавшим немецкий парод, – война или мир, империализм или социализм. Страстно обличая капитализм, для которого войны стали обычным «бизнесом», Бехер выступает пропагандистом нового, социалистического мира. Стремясь к ясности и конкретности стиля, к преодолению индивидуализации, он впадает в другую крайность – нарочитую упрощенность, схематизм, отказ от изображения живого реалистического образа человека-борца.

В сборниках стихов конца 20-х – начала 30-х гг. «Голодный город» (1927), «Человек нашего времени» (1929), «Серые колонны» (1930), «Человек, идущий в строю» (1932) поэт становится лириком-агитатором, с глубоким сочувствием повествующим о тяжелом и безрадостном существовании рабочих, рисующим конкретные картины классовой борьбы немецкого и международного пролетариата. В стихах его все еще преобладает образ коллективного героя, поступь безымянных «серых колонн» рабочих. Но все чаще и чаще появляются и живые образы революционных борцов в конкретных обстоятельствах борьбы. Таков руководитель забастовки американский рабочий Джек в балладе «Оружие», стойкий и непримиримый борец.

Все, что создал Бехер в годы эмиграции, было посвящено борьбе против фашизма. Тема «двух Германий» – Германии фашистской и Германии борющейся, антифашистской – проходит через все его творчество. Одним из первых произведений на эту тему явилась поэма «Германия. Песня о рубке голов» (1934).

В послевоенных изданиях своих произведений Бехер объединил избранные стихи периода эмиграции под общим названием «В поисках Германии», подчеркнув тем самым важность темы борьбы за другую, поруганную, но не перестающую бороться Германию, за которой будущее. В центре большинства этих произведений – лирический герой, патриот, передовой человек Германии, труженик, борец. Патриотическое чувство героя отличается многогранностью; оно включает в себя и глубокую привязанность к родному краю, к его природе, и гордость лучшими гуманистическими традициями «страны философов и поэтов», и смертельную ненависть к поработителям немецкого народа – фашистам, опозорившим его родину.

Автобиографический роман «Прощание» (1941) хотя и обращен в прошлое Германии, но всем своим содержанием направлен против фашизма. Критически изображая недавнее прошлое, автор стремится показать исторические корни нацистской идеологии и политики, иначе говоря, дать ответ на все тот же мучивший его вопрос: «Откуда все это сталось?»

В 50-е гг. увидела свет посвященная проблемам социалистического реализма тетралогия Бехера: «Защита поэзии» (1952), «Поэтическое исповедание» (1954), «Власть поэзии» (1955), «Поэтический принцип» (1957). Тетралогии писатель дал общий подзаголовок «Опыты». Эти книги прочно вошли в арсенал эстетической мысли и существенно обогатили ее.

Поэзия

По признанию самого Брехта, начинал он «традиционно»: с баллад, псалмов, сонетов, эпиграмм и песен под гитару, тексты которых рождались одновременно с музыкой. Как и ваганты, Брехт часто прибегал к приёмам пародии, выбирая для пародирования те же объекты – псалмы и хоралы (сборник «Домашние проповеди», 1926), хрестоматийные стихи, но также и мещанские романсы из репертуара шарманщиков и уличных певцов. Позже, когда все таланты Брехта замкнулись на театре, зонги в его пьесах точно так же рождались вместе с музыкой, лишь в 1927 году, при постановке пьесы «Человек есть человек» в берлинской «Фольксбюне», он впервые доверил свои тексты профессиональному композитору – Эдмунду Майзелю, в то время сотрудничавшему с Пискатором. В «Трёхгрошовой опере» зонги рождались вместе с музыкой Курта Вайля, и многие из них вне этой музыки существовать не могли.

Вместе с тем Брехт до последних лет оставался поэтом – не только автором текстов песен и зонгов; но с годами всё больше отдавал предпочтение свободным формам: «рваный» ритм, как объяснял он сам, был «протестом против гладкости и гармонии обычного стиха» – той гармонии, которой он не находил ни в окружающем мире, ни в собственной душе. В пьесах, поскольку некоторые из них были написаны преимущественно в стихах, этот «рваный» ритм был продиктован ещё и стремлением точнее передать отношения между людьми – «как отношения противоречивые, полные борьбы». В стихах молодого Брехта, помимо Франка Ведекинда, ощутимо влияние Франсуа Вийона, Артюра Рембо и Редьярда Киплинга; позже он увлёкся китайской философией, и многие его стихотворения, особенно в последние годы, и прежде всего «Буковские элегии», по форме – по лаконизму и ёмкости, отчасти и созерцательности –напоминают классиков древнекитайской поэзии: Ли Бо, Ду Фу и Бо Цзюйи, которых он переводил.

С конца 20-х годов Брехт писал песни, призванные поднимать на борьбу, как «Песня Единого фронта» и «Все или никто», или сатирические, как пародия на нацистского «Хорста Весселя», в русском переводе – «Бараний марш».

В послевоенной Германии Брехт всё своё творчество, в том числе и поэтическое, поставил на службу строительству «нового мира. К лирике он вернулся в 1953 году, в последнем своём замкнутом цикле стихотворений – «Буковские элегии».

Драматургия.

Ранние пьесы Брехта рождались из протеста; «Ваал» в первоначальной редакции, 1918 года, был протестом против всего, что дорого добропорядочному буржуа: асоциальный герой пьесы (по Брехту – асоциальный в «асоциальном обществе»), поэт Ваал, был признанием в любви к Франсуа Вийону. Позже «Ваал» трансформировался в пьесу антиэкспрессионистскую, «противопьесу», полемически направленную, в частности, против идеализированного портрета драматурга Кристиана Граббе в «Одиноком» Г. Йоста. Полемической по отношению к известному тезису экспрессионистов «человек добр» была и пьеса «Барабаны в ночи», развивавшая ту же тему уже в «конкретно-исторической ситуации» Ноябрьской революции.

В своих следующих пьесах Брехт полемизировал и с натуралистическим репертуаром немецких театров. К середине 20-х годов он сформулировал теорию «эпической» («неаристотелевской») драмы. При этом первой своей эпической драмой Брехт называл «Ваала», однако принципы «эпического театра» вырабатывались постепенно, уточнялось с годами и его назначение, соответственно менялся характер его пьес.

Ещё в 1938 году, анализируя причины особой популярности детективного жанра, Брехт отметил, что человек XX века свой жизненный опыт приобретает главным образом в условиях катастроф, при этом вынужден сам доискиваться до причин кризисов, депрессий, войн и революций.

Брехт искал способы представить на сцене «подлинные события», хотя и не утверждал, что нашёл; он видел, во всяком случае, только одну возможность помочь современному человеку: показать, что окружающий мир изменяем, и в меру своих сил изучить его законы. С середины 30-х годов, начиная с «Круглоголовых и остроголовых», он всё чаще обращался к жанру параболы, и в последние годы, работая над пьесой «Турандот, или Конгресс обелителей», говорил, что иносказательная форма всё ещё остаётся наиболее пригодной для «очуждения» общественных проблем. Преимущество параболы, при известной её ограниченности, он видел в том, что она «намного хитроумнее всех прочих форм»: парабола конкретна в абстракции, делая сущность наглядной, и, как никакая другая форма, «элегантно может преподнести правду».

 

Джон Бойнтон Пристли. 1894-1984

После Первой мировой войны Пристли поступает в Кембридж, где начинает литературную карьеру как критик и публицист: «Тропы в современной литературе», (1924), «Комические персонажи английских писателей» (1925), «Джордж Мередит» (1926),

«Краткая история английского романа» (1927). Однако первые его опыты в художественной прозе – романы «Адам в лунном свете» (1927) и «Застигнутые в ночи» (1927) – были приняты достаточно холодно и читателями, и критикой.

Признание приходит к Пристли с публикацией романа «Добрые товарищи» (1929). Критика заговорила о писателе как продолжателе творчества Диккенса. Роман о приключениях бродячей труппы актеров отразил интерес писателя к театральной жизни. «В юности я был страстным театралом, – позднее вспоминал он, –

и какое-то время даже собирался сам поступать на сцену <…> Но круг замкнулся, и спустя двадцать пять лет… я опять всерьез задумался о театре». Успех, пришедший вслед за экранизацией романа в 1931 году, вдохновил автора на обращение к драме. В 1932 году появилась и была поставлена пьеса «Опасный поворот», чей успех был сравним с триумфом романа «Добрые товарищи».

       К началу 1930-х годов Пристли был уже автором полутора десятков книг, однако широкая известность к нему пришла с выходом в свет романов «Улица Ангела» (1930), «Они бродят по городу» (1936), а также ряда пьес. Среди романов Пристли критики выделяют антинацистское произведение «Затемнение в Грэтли» (1942,), посвящённое трудностям возвращения к мирной жизни; роман «Трое в новых костюмах» (1945,), романы о жизни Великобритании – «Фестиваль в Фарбридже» (1951), «Сэр Майкл и сэр Джордж» (1964, рус, пер. 1965) и дилогию «Образ мужчины» (1968-69).

Плодотворен вклад Пристли в современную английскую драматургию. Острое чувство драматизма жизни сочетается в его пьесах с постановкой социальных и нравственных вопросов. В традиционной реалистической манере написаны «Ракитовая аллея» (1934, экранизирована в 1936), «Иден энд» (1934) и др. Популярная комедия «Опасный поворот» (1932, рус. пер. 1939, экранизирована в 1934), пьесы «Музыка этой ночью» (1938), «Визит инспектора» (1947) отличаются смелым применением театральных условностей. Позднее появились пьесы «Сокровища» (1953, рус. пер. 1957); «Мистер Кетл и миссис Мун» (1955, рус. пер. 1958); «Стеклянная клетка» (1958).

       В своих пьесах Пристли не полемизирует с публикой, но и не приспосабливается к ее запросам. В его творчестве исчезло противоречие между «умной» (то есть дающей интересную оценку человеческим характерам и поступкам) пьесой Моэма и интеллектуальной драмой Шоу. Появление нового типа драмы было очень своевременным, поскольку драматургия Моэма практически исчезла из репертуара, да и количество постановок Шоу сильно уменьшилось. Задачей серьезного театра Пристли видит отражение жизни «во всем ее многоцветии и богатстве, с её пафосом и юмором, ужасом и красотой»

По мнению Пристли, театр способствует объединению людей, имеет воспитательное и образовательное значение, что ставит его выше остальных видов искусств. Примером такого театра для Пристли был советский театр и, в частности, МХАТ.

По мнению драматурга, театр – это то, что дает людям новые силы и помогает «отделаться от сомнений и разочарований». Несмотря на отсутствие законченной системы, взгляды Пристли отражают основные моменты реалистического метода в английской драме.

К его кинозаслугам, помимо экранизаций романов, относятся сценарии к фильмам «Бригадир уехал во Францию» (1942) и «Последний праздник» (1956). После возвращения в мир театра он помогал писательнице Айрис Мёрдок переделать её известный роман «Отрубленная голова» в успешную пьесу (1963).

 

Юджин О’Нил. 1888-1953

О’Нил начал писать одноактные пьесы (книга «Жажда», 1914). Всего у него сорок одноактных пьес, но некоторые он уничтожил. Как и в предыдущем сборнике, так и в следующем «Луна над Карибским морем" и шесть других пьес о море» (1918) О’Нил в противоположность салонной драматургии вводит в свои произведения новых героев - моряков, бродяг, пьяниц, проституток или попрошаек, чей внутренний мир отнюдь не более простой чем мир героев семейно-бытовых драм.

Первым произведением, поставленным на сцене, была пьеса «На восток, к Кардиффу» (1916) и шла в помещении заброшеной корабельни. Она же стала нью-йоркским дебютом автора.

Когда в 1916 году на сцене «Провинстаун Плейерс» была сыграна одноактная пьеса О’Нила «На пути в Кардифф», фактически началась история американского театра. А в 1920 году на Бродвее сыграли его многоактную пьесу «За горизонтом». После этого события критика единодушно писала, что «родилась американская национальная драма».

Для творчества О’Нила характерны эксперименты с формой пьесы, использование разнообразных художественных приемов (маски, мотивы античной трагедии в новых предлагаемых обстоятельствах, принцип контраста, реплики «в сторону» и мн. др.). Кроме того, О’Нил первым вводит такие «американские» темы, как отказ от реальной мечты (в пьесе «За горизонтом», 1920) и невозможность интеграции рас и национальностей («Крылья даны всем детям человеческим», 1924), раскрывая их через христианскую этику. О’Нил показывает всю греховность мира в своих произведениях.

Большую огласку имела пьеса «Жажда». Это произведения с трагическим звучанием, условия жизни героев и ситуации требовали от автора изображения вплоть до натуралистических тонов.

Именно ранние пьесы О’Нила сильнее всего повлияли на его позднюю драму. Одноактная форма – его экспериментальная площадка. События здесь происходят быстро. За короткое время читатель узнает о жизни персонажей всё. В большой пьесе непросто создать и сохранить такое напряжение. О’Нил писал о своих ранних пьесах, что «они обладают одним достоинством – искренностью. В них есть правда, истинная правда о жизни людей, как я их воспринимаю и знаю».

В 1918 г. О’Нил написал первую большую пьесу «За горизонтом». Она была поставлена 1920 г. на Бродвее и имела грандиозный успех. Немного иначе, уже с растленным влиянием золота, изображена низость действий человека в пьесе «Золото» (1920). В этом же году была поставлена «Анна Кристи», в которой позже автор кое-что изменил.

Экспериментальные пьесы «Император Джонс» (1920) – о проводнике вагона, который после совершения преступления убежал в Африку и стал вождем островитян, и «Косматая обезьяна» (1922) – о бунте маленького человека, который выбрал в друзья гориллу, также имели большой успех. Авангардизм в драматургии США, считают критики, начался с пьесы Юджина О’Нила «Великий бог Браун» (1926), созданной на материале жизни художников. Здесь автор использует приемы условного театра и театра масок. Антирасистским пафосом пронизана пьеса "Крылья даны всем детям человеческим" (1923).

Девятиактовая драма «Странная интерлюдия» (1928) – произведение оригинальное, где герои, кроме диалога, делятся со зрителями своими мыслями, обращаясь к залу. Трилогия «Электре подобает траур» (1929) – перенесение античной трагедии об Агамемноне в XIX век во времена после гражданской войны в США. Но гибель целого рода произошла не только по воле судьбы, а и через страсти самых людей. Единственная комедия О’Нила – «О, дикость» (1933) – лирическое произведение, в котором прочитываются автобиографические мотивы.

В 1936 г. О’Нил первым из американских драматургов был удостоен Нобелевской премии «за силу влияния, правдивость и глубину драматических произведений, которые по-новому, оригинально истолковывают трагедии». Из-за болезни лауреат не прибыл на церемонию вручения премии, но в тексте речи, которую прислал Комитету, подчеркнул: «Для меня – это символ того, что Европа признала зрелость американского театра».

После получения Нобелевской премии О’Нил создал еще три шедевра. «Разносчик льда грядет» (1939) созвучный с пьесой М. Горького «На дне». Вторым шедевром стала пьеса «Долгий день уходит в ночь» (1941). Здесь четко видны автобиографические черты. В пьесе «Луна для пасынков судьбы» (1943) О’Нил продолжил рассказ о судьбе старшего сына семьи из предыдущего произведения – дальнейшее падение героя.

 

Теннесси Уильямс. 1911-1983

(Томас Ланир Уильямс III)

Начал свой творческий путь в первые годы третьего десятилетия XX века. Уже в своих ранних пьесах Т. Уильяме стремится изменить существовавшие реалистичные традиции американского театра. Преломляя через призму собственного таланта принципы иллюзорности и хрупкости человеческого счастья, заложенные в драматургии Ю. О'Нилом, Т. Уильяме создает персонажи, которые пытаются вернуть прошлое или построить свое будущее, отличающееся от вульгарного и низменного настоящего, но их иллюзии рушатся. В центре пьес Уильямса одинокий человек, беззащитный, терпящий поражение в мире потребительства, насилия и жестокости; он обречен на отчаяние. Этот центральный персонаж несет ущербные черты и в самом себе - совершает безнравственные или даже преступные поступки, находится на грани психической патологии, становится жертвой не только внешних обстоятельств, но и своих собственных слабостей, иллюзий или вины.

Его ранняя пьеса «Битва ангелов» (1940) построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту.

Театральный дебют Уильямса состоялся в 1944 г. в Чикаго, где была поставлена его пьеса «Стеклянный зверинец». По жанру это камерная семейная драма, сродни чеховской.

       Одна из самых известных пьес «Трамвай „Желание“» (1947). За эту пьесу Уильямс был удостоен Пулитцеровской премии (1948), а в 1952 году выдвигался на соискание премии «Оскар» как лучший сценарист за её адаптацию для киноэкрана.

В 1957 г. Уильямс пишет пьесу «Орфей спускается в ад». Вся она строится на совмещении античного мифа об Орфее и Эвридике и библейской истории Спасителя с жизненным материалом американской действительности. Ад здесь и символ, и реальный американский Юг. Вечное мифологическое время наполняется дыханием 50-х гг., с их всеобщей подозрительностью и нередко жестокостью.

В откровенных «Мемуарах» (1975) У


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.