Глава 5. Серафим Вырицкий в годы Великой Отечественной войны — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 5. Серафим Вырицкий в годы Великой Отечественной войны

2022-09-01 27
Глава 5. Серафим Вырицкий в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В главе, посвященной памяти священнослужителям, говорится о людях, подвиги которых удостоены правительственных наград. Они получили ордена и медали за участие в сражениях, работу в партизанских отрядах. Но были и такие, чьи имена удостоены памяти народной. Их подвиг не всегда был связан с большим риском для жизни, но он не менее важен.  Сколько душ человеческих спасли те молитвы, которые возносили священники, находясь и на передовой, и в глубоком тылу, известно только Господу. Именно молитвами, поддержанием веры и духа людей, сбывшимися пророчествами, сказанными в то нелегкое время, заслужил народную любовь отец Серафим Вырицкий, а позднее был причтен к лику угодников Божиих.

Преподобный Серафим Вырицкий возносил прошения за Церковь и народ, Отечество и правительство. Это были горячие молитвы о победе русского оружия и о благоволении правительства к Православной Церкви. Вот как вспоминала этот подвиг преподобного внучка подвижника: «В 1941 году дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила, и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения отец Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг − ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился отец Серафим столько, насколько хватало сил − иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка — это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: «Один молитвенник за страну может спасти все города и веси...» Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг. Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет». [5]

Важно то, что с началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне — стал совершать его ежедневно. И достигали Престола Божия молитвы незабвенного старца — Любовь отзывалась на любовь! Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что они незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий.

Молился батюшка о спасении вырицкого храма, и здесь уместно описать удивительные случаи, о которых знают многие старожилы Вырицы.

В Житие, написанномВ. П. Филимоновым («Житие преподобного Серафима Вырицкого») рассказывается:«В первых числах сентября 1941 года немцы наступали на станцию Вырица и вели ее интенсивный обстрел. Кто-то из командиров нашей армии решил, что в качестве объекта наводки используется высокий купол храма, и приказал взорвать церковь. Для этого со станции была послана команда подрывников, в которую вошли лейтенант и несколько бойцов. Когда подвода со смертоносным грузом прибыла к храму, лейтенант приказал бойцам подождать его у ворот, видимо, сославшись на то, что должен ознакомиться с объектом подрыва. Офицер вошел в ограду, а затем и в храм, который в общей суматохе не был заперт...

Через некоторое время солдаты услышали звук одиночного револьверного выстрела и бросились к храму. Лейтенант лежал бездыханным, рядом валялся его револьвер. Бойцов охватила паника и, не выполнив приказа, они бежали из храма. Тем временем началось отступление и о взрыве забыли. Так вырицкая церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим была сохранена от уничтожения...» [8]

Немцы, заняв Вырицу, расквартировали в ней часть, состоящую из... православных. Известно, что Румыния была союзницей Германии, но о том, что вырицкая команда будет состоять из румын, уроженцев восточной ее части, где исповедуется Православие, да еще говорящих по-русски, вряд ли кто мог предположить. Осенью 1941 года по многочисленным просьбам жителей Вырицы храм был открыт, в нем начались регулярные богослужения.

Истосковавшиеся по церковной жизни люди заполнили храм (он был закрыт богоборцами в 1938 году, но, слава Богу, не разорен). Поначалу прихожане косились на солдат в немецкой форме, но видя, как последние молятся и соблюдают чин службы, постепенно привыкли. Невозможное людям – возможно Богу — это был единственный православный храм, который действовал во фронтовой полосе, причем по ту сторону фронта!

То, что происходило в Вырице в годы войны, иначе как чудом не назовешь. «Бедный, бедный Петербург. Это мученики…» — говорил преподобный о блокадном Ленинграде. Все окрестности Петербурга — тогда Ленинграда — представляли собой израненную бомбежками плоть своей страны: Пушкин, Павловск, Петергоф, все было разгромлено, изуродовано. А Вырица — единственный поселок, который уцелел. Единственный, во всей округе! [3]       

Представьте себе: ни один из жителей поселка не погиб, во всем селении был разрушен только один жилой дом, действовала церковь. Это был единственный действующий храм во фронтовой полосе, причем по ту сторону фронта!

По молитвам старца Господь помиловал Вырицу.

Хорошо известно, что старец в начале войны благословлял всех жителей поселка оставаться на своих местах. Но был случай, когда преподобный Серафим посоветовал кому-то из пришедших к нему срочно собирать вещи и уезжать из поселка. Люди послушались, хотя тогда видимых причин для отъезда не было. Когда после войны они вернулись, то обнаружили на месте своего дома руины — и это был один из всего лишь нескольких домов, разрушенных в Вырице: остальные были целы. [3] Вот как об этом вспоминает бывшая сотрудницей книжного магазина в поселке Вырица Л. Тимофеева со слов своей бабушки М. А. Лапиной. «... Мои родные ходили к батюшке Серафиму за советом и молитвой еще в 30-е годы. Он всегда дарил им радость, вселял в их сердца веру, надежду и любовь. Когда фашисты вступили на Русскую землю, бабушка с мамой, как и многие жители Вырицы, прибежали к домику на Пильном. Люди, взволнованные трагической новостью, выходили от старца утешенные и успокоенные.

Дождались своей очереди и мои родные. В те дни батюшка не вел долгих бесед со своими посетителями. Он коротко сказал бабушке и маме: "Вам необходимо покинуть Вырицу!" С тем и благословил. Безусловно, сначала их охватили некоторое смущение и ропот, так как знали они, что другие люди получили благословение иное. Тем не менее, родные исполнили все по слову старца. Собрав самые необходимые вещи, взяли они с собой швейную машинку и стали ходить по окрестным деревням, подрабатывая шитьем и поденными работами. Вскоре в одном из селений их, как занимающихся бродяжничеством, выдал властям староста. Бабушку с мамой отправили в лагерь для перемещенных лиц, находившийся на территории Эстонии. В полной мере хлебнули они там горя, но Господь по молитвам отца Серафима, сохранил им жизнь. Вернулись на родину после освобождения Эстонии. Когда родные подошли к своему дому на Сиверском шоссе, то увидели груду развалин. Это был один из немногих жилых домов в Вырице, которые при наступлении наших войск были разрушены до основания. Без слов все поняли бабушка с мамой. Среди обломков домашних вещей нашли они тогда чудом уцелевшую иконку Николая угодника...» [11]

Отец Серафим считал несчастными оккупантов, жалел их и молился за них. И его любовь творила чудеса. Достаточно сказать, что в 1980 году поклониться могиле старца приехал бывший гитлеровский офицер, который был здесь в войну, – местные жители еще помнили его.

Об отношении немецких захватчиков к старцу Серафиму существует несколько фактов, подтверждающих святость иеросхимонаха. В то время, когда Вырица была оккупирована немецко-фашистскими войсками, один раз в дом к отцу Серафиму зашли немцы: они велели жильцам покинуть помещение. Вышедшая навстречу им матушка на хорошем немецком сказала им, что отец Серафим тяжело болен, прикован к кровати. Когда она увидела, что слова не подействовали, резко распахнула дверь и громко сказала им: «Weg!», т. е. «Прочь!». И они… ушли. Столько силы и превосходства духа было во всем ее облике! [3]

Серафим Вырицкий никогда не пасовал перед захватчиками. Оккупационные войска, расквартированные на станции Вырица, состояли из румын, которыми командовали немецкие офицеры. Через несколько дней последним донесли, что в поселке есть некий полуживой старик, очень почитаемый русскими, потому что обладает даром ясновидения... Вскоре несколько офицеров в сопровождении переводчика подошли к дому № 24 по Пильному проспекту. Войдя в него, они увидели изможденного старца, полулежавшего на узкой кровати. Обернувшись к переводчику, немецкий капитан спросил: «Скоро ли наши войска пройдут победным маршем по Дворцовой площади? Но не дожидаясь перевода, старец заговорил по-немецки: «Этого никогда не будет». [1] 

Летом 1942 года в Вырице на базе дома отдыха Ленинградской швейной фабрики был создан детский концлагерь. Детей из оккупированных территорий области использовали для сельхозработ (отлучив от матерей, которых тем временем послали на строительство и ремонт дорог). Фашисты не афишировали «учреждение». Говорили о «детском доме»: так он проходил по документам, так приказано было называть лагерь и самим малолетним узникам. По их воспоминаниям, у наиболее здоровых детей немцы брали кровь для переливания своим раненым офицерам. Вспоминает Александр Рослов: «Моя сестра Лена Рослова умерла там, в лазарете. Говорила: “Саша, возьми меня отсюда. У меня уже и крови нет, а они всё берут”. На следующий день её не стало…» Смертность в лагере была огромной – это видно и по меняющемуся ежедневно числу детей: в отчетах их значится то 50, то уже 42… Вспоминает Е.Н. Родионова: «Нас привезли в Вырицу, отобрали от мамы и пускали ее только для того, чтобы покормить грудью младшую сестру. Молока не хватало, и сестра вскоре умерла. Ее похоронили за оградой лагеря, где к тому времени было уже около 60 детских могилок…» [5]

Следует вспомнить заботу батюшки Серафима о детях, находившихся в концлагере на берегу реки Оредеж. Батюшка Серафим призвал всех жителей Вырицы собрать теплую одежку, что-то из еды и передать деткам. То есть он наряду со своей высокой жизнью духовного подвижника, не терял целостности восприятия жизни, оказывал помощь страдальцам через собирание посильных пожертвований. [5]

В 1939 году старец уже не давал своим духовным детям благословения на брак. «Никакой свадьбы! Скоро будет великая война!» – говорил он. Жительница Вырицы Мария Афанасьевна Лапина вспоминала, как в один из первых дней войны вместе с дочерью прибежала к домику на Пильном. Серафим коротко сказал им: «Вам необходимо покинуть Вырицу!» Много испытаний выпало на долю Лапиных, конец войны застал их в лагере для перемещенных лиц в Эстонии. Когда они вернулись в Вырицу, то, подойдя к своему дому на Сиверском шоссе, они увидели только груду развалин. [1]

Пророческий дар преподобного, равно как его большое мужество, смирение, а также преданность «в руки Божии», ярко проявились в истории, когда его посетили три немецких офицера, желавшие узнать, когда же они пройдут победным маршем по центральной площади Ленинграда. Они слышали о пророческом даре отца Серафима, но один из них вспыхнул гневом в ответ на слова старца, что поскольку русский народ православный, то победа будет за нами, немцы вместо марша по Дворцовой площади скоро будут поспешно отступать, а одному из вопрошающих вообще не суждено будет вернуться домой (при отступлении он сложит свою голову под Варшавой). Гневающийся офицер (думается, это был как раз тот, кто погиб позднее в Польше) стал даже угрожать застрелить старца за его пропаганду, но преподобный отвечал, что он не боится смерти, и она не изменит определения Бога о судьбах этой войны. По рассказам плененных местных жителей, которых оккупанты пытались угнать в Германию, этот немецкий офицер действительно погиб в районе польской столицы. [5]

А вот другой случай тех лет. В годы блокады семья Сошальских жила в Ленинграде. До войны Зоя Сошальская часто бывала в Вырице; во время бомбежек и артобстрелов она взяла за привычку мысленно, а то и вслух повторять: «Батюшка отец Серафим! Спаси помоги!» После снятия блокады при первой же возможности она отправилась к старцу. Придя в его дом на Майском проспекте, Зоя первым делом спросила: «Батюшка, ты меня, наверное, уже забыл?» Старец с доброй улыбкой откликнулся: «Где уж тебя забудешь! Надоела мне, кричавши: спаси-помоги, отец Серафим!» Побеседовав с Зоей, старец благословил ее на принятие монашества в Пюхтицком монастыре и прибавил: «Будешь еще в Иерусалиме игуменьей...» Но потом добавил: «Нет, хватит с тебя, пожалуй, и послушания казначеи!..» Слова старца в точности сбылись. В 1954 году Зоя Сошальская была пострижена в мантию с именем Викторина. Через год ее направили в Горненский монастырь при Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Здесь она подвизалась почти двадцать лет, а в последние годы несла послушание казначеи. [1]

«Во время войны я получила сильное ранение в голову, и меня мучили непрестанные головные боли, – вспоминает жительница Вырицы Клавдия Ивановна Печковская. – Врачи ничем не могли помочь. Отец Серафим сказал: «Подойди поближе, сейчас мы тебя вылечим». Он накрыл мне голову епитрахилью и возложил на меня руки. С тех пор я не знаю, что такое головная боль» (рассказ Елизаветы Ивановны Коковисиной, 1914 года рождения, члена Приходского совета Софийского собора в Царском Селе). [1]

Клавдия Голубева (1986) была прихожанкой вырицкой Казанской церкви. Многие жители поселка помнят ее рассказ, еще раз свидетельствующий об отце Серафиме как о провидце, которому были открыты Богом многие тайны.

... Когда муж Клавдии Михайловны воевал на фронтах Великой Отечественной войны, она очень переживала за него, боялась его потерять. Весточек от него не было, и в конце войны она спросила отца Серафима: "Батюшка! Придет ли домой мой Коленька? Жив ли он?" Старец успокоил ее: "Жив, жив твой Коленька! Придет домой, только головушка у Коленьки, ой как болеть будет..." Николай Никитич действительно вернулся, получив сильное ранение в голову. Осколком вырвало у него из черепа кусок кости диаметром около 30 миллиметров. Он очень остро чувствовал малейшие изменения погоды. Его голова стала своеобразным барометром, и часто он испытывал сильнейшие головные боли. Однако, молитвами батюшки Серафима Николай прожил более 50 лет после полученного ранения. По мере своих сил старался посещать храм Божий. Скончался в январе 1996 года и за десять дней до кончины сподобился исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Ольга Георгиевна Преображенская о своей встрече с отцом Серафимом Вырицким рассказывает с необычайным теплом и благоговением: «...Годы блокады я провела в городе на Неве. Сразу после ее снятия работала по закупке фуража для армии. Одна из первых поездок оказалась в Вырицу. Тогда можно было попасть туда только по пропускам. Железная дорога была вся в колючей проволоке, вокруг - минные поля. Ходил до поселка и обратно один поезд в сутки. Перед отъездом ко мне подошел человек очень интеллигентного вида и спросил: "Не Вы ли едете на Вырицу?" Получив утвердительный ответ, он попросил меня передать отцу Серафиму небольшой пакет, размером с почтовую бандероль. Видимо, это был духовный сын старца.

Когда я вошла в келлию, батюшка сидел на кровати. Он так ласково посмотрел на меня, что тут же ушло все земное. Меня охватили особые ощущения - я будто попала в иной мир, где царят радость, легкость и спокойствие. Сразу подошла под благословение. Я подробно рассказала ему, как было в городе во время блокады. Отец Серафим очень внимательно меня выслушал.

Война разбросала по разным весям всех моих родных, и главным для меня было узнать что-то об их судьбе. Старец сразу сказал: "Сестры и братия найдутся, а маму уже не увидите..." - и обещал помолиться за меня и всех моих родных. Он благословил меня на дорогу, а я с трепетом душевным поцеловала его святую руку. После этого благословения великого старца Господь особо хранил меня всю жизнь.

В 1946 году вернулись находившиеся в плену мои сестры Мария и Александра, а затем и брат Василий. Из Риги прибыл брат Иоанн. Мама скончалась на Псковщине в 1943 году. Все исполнилось, как сказал отец Серафим. К нему в разное время ходили все наши родные, и все испытали силу духоносных даров вырицкого подвижника. В нашей семье его давно уже почитают как святого и верят в силу его небесного заступления. А как всегда хорошо на могилке батюшки Серафима! Там, по вере, всегда нисходит к немощам нашим Небесный Целитель...» [11]

Святой Серафим во всей его жизни, а также в годы Великой отечественной войны – прекрасный пример того, как православный христианин, по слову св. апостола Павла, может не быть побеждаем злом, но побеждать зло добром (см. Рим. 12:21). Смирение, милосердие и преданность Богу и Его Церкви – вот главный завет преподобного Серафима всем. [5]

С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия. Думается, что во многом именно молитвы преподобного Серафима сказались и на том, что в 1943 году И. Сталин резко меняет отношение к Русской Православной Церкви и даже настаивает на избрании Патриарха, что было еще немыслимо в преддверии Великой Отечественной войны.

Таким образом, с помощью методов компиляции и реферирования материалов был составлен рассказ о том, как иеросхимонах Серафим Вырицкий молитвами и Верой совершал свой «тихий» подвиг в годы Великой Отечественной войны. Он не противостоял немецким захватчикам, но они не смогли сломить его дух, он открыто говорил им, что фашизм не сможет победить, а они не только уходили, не казнив его за эти слова, а, наоборот, позволяли своим солдатам посещать христианскую церковь, и даже через много лет возвращались со словами благодарности к мощам старца. Молитвы Серафима Вырицкого поддерживали людей, его пророчества помогали людям выживать и надеяться – верить! А поступки, которые он совершал (такие, как помощь детям из концлагеря или вознесение молитв у камня, несмотря на физическую немощь) служили примером силы духа для людей. И даже в послевоенное время его помощь не перестала быть нужной. До самой кончины шли к нему за советом, помощью, поддержкой. Таков был Преподобный Серафим Вырицкий.

 

 


Заключение

 

Сколько горя принесла Великая Отечественная война! Гибель людей, потеря близких, разрушенные города и села – все это пришлось пережить и увидеть тем, кто жил в страшные годы войны. В 2020 году Россия празднует 75-летие Великой Победы над фашистскими захватчиками, тем самым мы чтим память о тех людях, которые испытали тяготы военного времени и сделали так, что сегодня над нами простирается мирное небо.

Сколько имен увековечено в Книгах Памяти, сколько еще предстоит внести в них – этим занимаются не только родственники участников Великой Отечественной войны, но и различные клубы патриотов, поисковые отряды. Но, в первую очередь, чествуют участников сражений, затем – тружеников тыла, создававших все необходимое «для фронта, для Победы», но редко можно увидеть упоминания о священнослужителях. Ведь их роль была не менее важной в то страшное время: они не только принимали участие в боях, работали в тылу, а поддерживали дух народа, прославляли Веру, давали надежду. Одним из таких героев (и он достоин этого звания, по мнению прихожан) был Серафим Вырицкий.

Цель работы: определить роль священнослужителей в годы Великой Отечественной войны на примере личности иеросхимонаха Серафима Вырицкого – достигнута. В ходе работы было выявлено, что священнослужители принимали участие в военных действиях, были партизанами, работали в тылу, но самое главное – они вдохновляли на подвиги солдат, дарили людям надежду на мирную жизнь, помогали отчаявшимся и тем, кто страдал от фашистов. Что же помогало самим священнослужителям? Вера. Православная Вера. Именно в ней они черпали вдохновение на то, чтобы поддержать людей, в ней находили силу, которая давала возможность даже ослабевшим физически молиться о торжестве Победы над захватчиками, о мирной жизни. Таким был иеросхимонах Серафим Вырицкий. Но никто не рождается священником. Он, праведно прошедший мирскую жизнь под именем Василия Муравьева, принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре и стал верным служителем Церкви. В нелегкое время пришлось ему постигать азы священнослужителя – годы Октябрьской революции, становление нового государства, это время было пропитано атеистическими взглядами. Но он все выдержал и стал иеросхимонахом Серафимом, который в годы войны, несмотря на болезнь, молился о родной земле, помогал людям, привел ко спасению неисчислимое количество душ. Многие из деяний преподобного Серафима Вырицкого ознаменованы явными чудотворениями, чему имеются свидетельства очевидцев его подвигов.

Задачи, поставленные для достижения цели, выполнены. Изучены материалы, представленные на различных сайтах сети Интернет (Правмир», «Православие.ру», «ЕлицыМедиа», «Азбука веры», «Фома.ру», «Википедии»), проведен анализ собранной информации, на основе которого составлены главы в данной работе. Среди учащихся проведен опрос, который показал важность исследования по заявленной теме (несмотря на то, что учащиеся имеют представление о Великой Отечественной войне, им неизвестно, какая роль была у священников в то тяжелое время, многие считают, что они только молились и духовно «поддерживали людей», но были ответы, в которых отражались знания об атеистических взглядах того времени – представители Церкви сидели в тюрьме, однако 20% посчитали, что священники были на войне. Никто из респондентов не смог назвать ни одного священника-участника войны).

В работе были использованы такие методы исследования, как обзор литературы, беседа, реферирование, компиляция, описательный метод, опрос.

Теоретическая значимость заключается в том, что информация, полученная в ходе исследования, новая, интересная и полезная для учащихся.

Практическая значимость: в результате работы выявлены знания учеников по данной теме, результаты исследования и рассказ о Преподобном Серафиме Вырицком будут представлены на внеурочном мероприятии, посвященном празднованию Дня Победы.

Важность работы состоит в том, что, несмотря на обилие информации о Серафиме Вырицком в различных источниках, имя его, как и других священнослужителей, редко можно увидеть в списках людей, которых почитают как участников Великой Отечественной войны.

 

Библиографический список

 

  1. https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/vyritskij-chudotvorets-prepodobnyj-serafim-muravev/
  2. https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/vyritskij-chudotvorets-prepodobnyj-serafim-muravev/#sel=
  3. https://foma.ru/ot-biznesmena-k-prepodobnomu.html
  4. https://media.elitsy.ru/istorii/krestjanin-biznesmen-i-monah-o-zhizni-serafima-vyrickogo/
  5. https://monasterium.ru/doklady/xxviii-mezhdunarodnye-rozhdestvenskie-obrazovatelnye-chteniya/podvig-prepodobnogo-serafima-vyritskogo-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/
  6. https://otlithnik.ru/obschestvo/opros-kak-metoda-issledovaniya.html
  7. https://pravoslavie.ru/60562.html
  8. http://prep-serafim.cerkov.ru/2016/02/14/polnoe-zhitie-prepodobnogo-serafima-vyrickogo/
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC_%D0%92%D1%8B%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9
  10. https://sayanarus.livejournal.com/491909.html
  11. http://serafim.com.ru/site/nstr_3_02.html
  12. https://www.pravmir.ru/veterany-svyashhenniki-i-monaxini/
  13. https://zen.yandex.ru/media/planeta_zemlya/pravoslavie-i-velikaia-otechestvennaia-voina-sviascenniki-na-voine-vklad-pravoslavnoi-cerkvi-v-pobedu-9-maia-1945-g-5cd3135bb539b500b33dc9e3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Опрос

1. В какие годы была Великая Отечественная война?

2. Каким было отношение к религии, с точки зрения государства в этот период: поддерживало или отвергало?

3. Участвовали ли священнослужители в Великой Отечественной войне?

4. Известны ли вам имена священников-участников войны?

5. Какая роль была у представителей Церквив эти годы (предложите свой вариант ответа)?

6. Знакомы ли вы с личностью иеросхимонаха Серафима Вырицкого?

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Результаты опроса учащихся 8г класса МБОУ «СОШ №6»

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.