Формы и методы оценивания результатов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Формы и методы оценивания результатов

2022-09-01 39
Формы и методы оценивания результатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования.

Результаты тестирования фиксируются в журнале учебной группы.

Критерии оценки:

1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А.М. Прихожан)

2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов).

3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста».

4. Диагностика концентрации внимания с помощью методики «Корректурная проба».

5. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов».

6. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры».

7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени-Подобед.

Список литературы.

1) Сент-Экзюпери А. Маленький принц. -М.: «Бук Чембэр Интернэшнл», 1991.

2) Айэман Р.И., Жаркова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. -М.1991.

3) Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. С-П.- Рига, Педагогический центр «Эксперимент». 1998.

4) Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М. Роспедагентство. 1994.

5) Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. -М.:«Просвещение» «Владос». 1994..

6) Казанский О.А. Игры в самих себя. М. Роспедагентство. 1995.

7) Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. М. «Эйдос», 1992.

8) Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.. 1993.

9) Расскажи стихи руками. М. Издательство А/О Совер», 1992.

10) Руководство практического психолога. (Под ред. Дубровиной И.В.) М. «АсаdеmiА». 1995.

11) Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. Творческий центр «Сфера». 2001.

12) Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997.

13) Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: «Академия развития». 1997.

14) Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. 2. 3. 4. -М.: «Генезис», 2003.

15) Чего на свете не бывает? /под ред. Дьяченко О.М.. Агаевой Е.Л. - М.: «Просвещение», 1991.

16) Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Диагностический инструментарий для групповой диагностики

1. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения

готовности к школе» Л.А. Ясюковой.

2. Диагностика адаптации к школьному обучению – «Шкала тревожности» А.М.

Прихожан, «Школа зверей».

3. Диагностика готовности к переходу в среднее звено – ГИТ (групповой

интеллектуальный тест); социометрия, «Оценка уровня тревожности» Кондаша,

«Изучение направленности на приобретение знаний».

Диагностический инструментарий для углубленного индивидуального обследования

1. Тест Векслера.

2. Тест школьной тревожности Филлипса.

3. Карта наблюдений Стотта (модифицированный вариант).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИКИ

Методики исследования уровня готовности детей
к обучению в школе Л.А. Ясюковой

ИСТОЧНИК: Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. — СПб: Иматон, 1999

Для проведения исследований с помощью предлагаемых ниже методик необходимо ксерокопировать приведенный раздаточный материал, увеличив его в 2 раза до формата А4 (стандартного машинописного листа). Следует также изготовить бланки, в которых вы будете фиксировать результаты, полученные каждым ребенком.
Исследование уровня готовности детей к школе целесообразно проводить в два этапа.
Первый этап —групповой. Психолог проводит в классе с детьми тест Тулуз–Пьерона (имеется в данном разделе сайта) и тест Бендер (см. ниже).
С помощью теста Тулуз–Пьерона выясняются динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность.
Тест Бендер позволяет определить наличный уровень зрительномоторной координации детей.
Групповой этап исследования осуществляется школьным психологом, он является наиболее сложным. Время проведения исследования— примерно 30 минут.
Приготовьте для каждого ребенка отдельный двусторонний бланк формата А4 (стандартный машинописный лист). С одной его стороны должен быть воспроизведен тест Тулуз–Пьерона, с другой— тест Бендер. Для работы вам понадобится секундомер.

Далее попросите детей перевернуть бланк, так чтобы перед ними оказался тест Бендер. Покажите имправильное (книжное) расположение листа. Покажите детям на рисунок, приведенный вверху.
Инструкция: «Ребята, внимательно посмотрите на рисунок вверху листа. Вот здесь внизу на свободной части листа (показать) постарайтесь перерисовать этот рисунок так, чтобы получилось очень похоже. Не торопитесь, здесь время не отмеряется, главное, чтобы получилось похоже».

Анализ теста Бендер
Анализ теста Бендер носит качественный характер. Плохую зрительномоторную координацию выдает рисунок, выполненный ребенком без детального анализа изображенияобразца, когда не соблюдаются основные пропорции и сопряжения элементов (имеются лишние пробелы и пересечения линий), количество кружков не соответствует образцу, пропущены некоторые элементы, имеются существенные перекосы изображения.

Второй этап — индивидуальное собеседование ребенка. Оно структурировано специальными заданиями на изучение объема зрительной и словесной памяти ребенка, освоенных им мыслительных операций и речевых навыков. Всем детям предъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень успешности в выполнении как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.
Нелишне напомнить, что:
• перед началом исследования ребенок должен отдохнуть;
• недопустимо изучать готовность к школе в тот период, когда ребенок болен;
• перед работой ему стоит предложить посетить туалет.
В процессе исследования готовности детей к обучению в школе необходимо создать для них комфортную, доброжелательную обстановку. Не забывайте хвалить ребенка за выполнение каждого задания независимо от того, справился ли он с поставленной задачей или нет.
Индивидуальный этап исследования проводится по предлагаемой ниже методике. Необходимо ксерокопировать стимульный материал, увеличив его в два раза, а также приготовить для каждого ребенка
бланк фиксации результатов.

На исследование вам понадобится примерно 15 минут.
Перед его началом ребенку ничего в руки не выдается. Педагог лишь фиксирует в бланке его ответы, обязательно отмечая номер используемого варианта задания.

Порядок предъявления тестовых заданий:

Задание 1. Кратковременная речевая память
Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите все слова из любого ряда (1–4) с интервалом в пол-секунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».
Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя, не крити
куя и не комментируя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя
искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было
трудное, и ты— молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2–3 слова).
Слова для запоминания: (выбрать одну из строчек)
1. Рог, порт, сыр, грач, клей, тон, пух, сон, ром, или
2. Сор, ком, рост, боль, ток, кит, рысь, бег, соль, или
3. Кот, блеск, миг, крем, бур, гусь, ночь, торт, луч, или
4. Печь, дождь, сорт, торт, мир, бант, грань, зуд, дом.

За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).

Задание 2. Кратковременная зрительная память
Положите перед ребенком таблицу с 16-ю картинками.
Инструкция: «А здесь нарисованы картинки. Смотри и запоминай. Потом я у тебя заберу эти картинки, а ты
мне назовешь все, что запомнилось, в любом порядке». Время предъявления картинок— 25–30 секунд.
В бланке ответов отметьте крестиком все, что ребенок назовет правильно. Когда ребенок замолчит, скажите ему: «Попробуй мысленно просмотреть картинку, может быть, ты еще чтото увидишь». Обычно детям удается вспомнить чтонибудь еще. Запишите то, что вспомнит ребенок, и обязательно похвалите его за работу. За каждую верно названную картинку начисляется 1 балл (максимально 16 баллов).


Задание 3. Интуитивный речевой анализ - синтез
Инструкция: «Теперь я тебе буду говорить слова. Ты должен найти, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к другу подходят, а одно— неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов (см. ниже три варианта последовательностей слов) и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его.
Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок неправильно выполняет
первое задание или не понимает, как это— найти лишнее слово,— разберите с ним пример: «астра, тюльпан, василек, кукуруза, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что оно означает. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Отметьте, смог ли ребенок догадаться сам.
Если при выполнении первого задания ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, притом,
что до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память (см. задание №1), спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2–3 раза. Все повторные предъявления слов отмечаются в бланке ответов для того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности. Курсивом выделены правильные ответы. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (максимум 4 балла).

Вариант 1
3.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.
3.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь.
3.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник.
3.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый.

Вариант 2
3.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.
3.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.
3.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.
3.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная

Вариант 3
3.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.
3.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.
3.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус, трамвай.
3.4. Большой, маленький, средний, крупный, темный.

 

Задание 4. Речевые аналогии
Инструкция: «А теперь представь «стол» и «скатерть».
Эти два слова както между собой связаны. Тебе надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол–скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол–скатерть». «Пол»,— выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».
Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.
Продолжение инструкции: «Ручка–писать»— как связаны эти два слова? Можно сказать, что ручкой пишут, да? Тогда к слову «нож» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «ручка–писать»?
«Нож»,— выбирай; «бежать, резать, пальто, карман, железный».
Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайтезадания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

Пары слов
1. стол: скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
2. ручка: писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.
3. сидеть: стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.
4. город: дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла).


Задание 5. Произвольное владение речью

Задание 5.1. Исправление семантически неверных фраз
Инструкция: «Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так,
чтобы было верно».
Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Если ребенок, прослушав первое предложение, начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения
1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)
2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)

Задание 5.2. Восстановление предложений
Инструкция: «А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи предложение целиком».
Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Аналогично поступайте и со вторым предложением.

Предложения
1) Оля.... свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);
2) Вася... красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.).

Задание №5.3. Завершение предложений
Инструкция: «А теперь я начну предложение, а ты закончи».
Произнесите начало предложения так, чтобы оно интонационно звучало незаконченным, и ждите ответа.
Если ребенок затрудняется с ответом, скажите ему:
«Придумай чтонибудь, чем можно было бы закончить - это предложение». Затем повторите начало предложения. Этот факт необходимо обязательно отметить в бланке ответов. Ответы записывайте дословно, сохраняя порядок слов и их произношение. Не поправляйте ребенка и похвалите его за работу.

Предложения
1) «Если в воскресенье будет хорошая погода, то...» (мы пойдем гулять и т. п.)
или «Если на улицах лужи, то...» (нужно надеть сапоги, был дождь и т. п.);
2) «Ребенок ходит в детский сад, потому что...» (он еще маленький, ему там нравится и т. д.)
или «Мы тепло одеваемся, потому что...» (на улице холодно и т. п.);
3) «Девочка ударилась и заплакала, потому что...» (ей стало больно, очень торопилась и т.п.)
или «Дети любят мороженое, потому что...» (оно вкусное, сладкое и т. д.);
4) «Саша еще не ходит в школу, хотя...» (уже собирается, уже подросла и т. п.) или «Даша еще маленькая, хотя...» (уже ходит в садик и т. д.).
За каждое безупречное дополнение начисляется 1 балл. Если содержатся мелкие ошибки— 0,5 балла
(максимально 8 баллов).


Задание 6. Интуитивный визуальный анализ - синтез
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №5).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Покажи. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» (и так далее).
Запишите ответы. Если ребенок медлит с ответом, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?» Если ему не понятно— назовите сами.
Если ребенок говорит, что лишних картинок нет (это может произойти после рассмотрения четвертого ряда картинок), отметьте это в бланке ответов. Затем попросите ребенка вновь посмотреть на ряд картинок и найти лишнюю. Запишите, какую картинку он выберет повторно.
Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.

Правильные ответы:
1. Собака (ряд картинок №1)
2. Цветы (ряд картинок №2)
3. Батон (ряд картинок №3)
4. Бумага (ряд картинок №4)
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 4 балла).

 


Задание 7. Визуальные аналогии
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания (см. приложение №6).
Инструкция: «Посмотри, здесь уже объединили «кошечку» и «котенка» (показать). Тогда к курочке вот сюда
(показать) какую из этих картинок (показать на картинки снизу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Если «кошечка и котенок», то «курочка и...»? Покажи».
Запишите ответ. Покажите следующие картинки. Повторите инструкцию, но больше не называйте то, что
нарисовано на картинках, а только показывайте. Принимайте и записывайте все ответы без критики, за правильные ответы обязательно хвалите ребенка.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально - 8 баллов).

Правильные ответы:
1. Цыпленок (картинка 3).
2. Портфель (картинка 2).
3. Глаз (картинка 4).
4. Бумага (картинка 3).
5. Еж (картинка 4).
6. Электроплитка (картинка 2).
7. Мороженое (картинка 1).
8. Лицо (картинка 4).


Задание 8. Абстрактное мышление
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

Задание №8.1
Инструкция: «Посмотри, нарисован холодильник. Знаешь, для чего холодильник используют? На какой из
этих картинок (показать на картинки справа) нарисовано чтото такое, что используют не для того, для чего нужен холодильник, а наоборот? Покажи эту картинку».
Запишите ответ, не требуйте объяснений. Перейдите к следующему заданию.
Правильный ответ: электроплитка— картинка 2.

Задание №8.2
Инструкция: «У этих двух картинок (показать на две верхние картинки) есть чтото общее. Какую из нижних
картинок (показать) к ним надо добавить, чтобы она одновременно подошла и к этой (показать на желуди),
и к другой картинке (показать на сов), и чтобы это об щее повторилось? Какая из нижних картинок лучше
всего подойдет сразу к двум верхним? Покажи».
Записать ответ; если ребенок указывает на «ягоды», спросить: «Почему?» и записать.
Правильный ответ: две ягодки— картинка 2

Задание№8.3.
Инструкция: «Какое слово длиннее— «кот» или «котенок»?».
Запишите ответ. В этом задании инструкцию повторять нельзя.

Задание №8.4
Инструкция: «Посмотри, вот так цифры записаны (показать): 2, 4, 6, … Сюда (показать на многоточие) какую цифру надо добавить: 5, 7 или 8?».
Записать ответ. Похвалите ребенка и скажите, что работа закончена.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально- 4 балла).

Собеседование с учителем позволит определить достигнутый к моменту опроса уровень развития ум ственных навыков ребенка. В бланке фиксации результатов подсчитайте общую сумму баллов, набранных ребенком с первого по восьмое задание. Если ребенок сможет безупречно выполнить все предложенные ему задания, то он наберет в сумме 57 баллов. Однако практика показывает, что нормальным результатом для 6–7летних детей, готовящихся к поступлению в школу, является сумма в 21 балл.
Высокий суммарный результат для дошкольника— более 26 баллов,
низкий— менее 15 баллов.
Обыкновенно «средний» дошкольник запоминает с первого раза около 5 слов и 5–6 картинок;
в 3, 4, 6, 8 заданиях набирает по 2–3 балла, в 5м задании — 5–6 баллов, а в 7м — только 2 балла.

 

Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)(в адаптации А.М.Прихожан)

 

Шкала явной тревожности для детей. Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale - CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A.Castaneda, В.R.McCandless, D.S.Palermo в 1956 г. на основе Шкалы явной тревожности (Manifest Anxiety Scales Дж.Тейлор (Taylor J.A., 1953), предназначенной для взрослых. Тест хорошо зарекомендовал себя при решении следующих практических задач: - выявлении групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей; - анализа характера эмоциональных проблем детей; - профилактики «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника; - выявлении причин школьной дезадаптации; - в психогигиенических целях - для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и т. п.; - при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и др.; - при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня; - в работе с детьми и родителями, в том числе при выявлении соотношения тревожности детей и родителей/педагогов (при проведении с родителями/педагогами взрослого варианта шкалы). Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.). Здесь же целесообразно оставить место для записи оценки и выводов по результатам исследования. На второй странице имеется инструкция к методике и примеры: Инструкция. На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: «ВЕРНО» и «НЕВЕРНО». В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово «ВЕРНО», если нет - «НЕВЕРНО». Не думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7-8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления текста, естественно, исключен. Примерное время выполнения теста - 15-25 мин. Вопросы: Давай потренируемся:
№ п/п Вопросы

Ответы

1 Ты мальчик ВЕРНО НЕВЕРНО
2 Тебе больше нравится играть во дворе, а не дома ВЕРНО НЕВЕРНО
3 Твой любимый урок - математика ВЕРНО НЕВЕРНО


А теперь отмечай нужные ответы на следующие утверждения:

№ п/п Вопросы

Ответы

1 Тебе трудно думать о чем-нибудь одном ВЕРНО НЕВЕРНО
2 Тебе неприятно, если за тобой наблюдают, когда ты что-нибудь делаешь ВЕРНО НЕВЕРНО
3 Тебе очень хочется быть во все самым лучшим ВЕРНО НЕВЕРНО
4 Ты легко краснеешь ВЕРНО НЕВЕРНО
5 Все твои знакомые тебе нравятся ВЕРНО НЕВЕРНО
6 Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце ВЕРНО НЕВЕРНО
7 Ты очень сильно стесняешься ВЕРНО НЕВЕРНО
8 Бывает, что тебе хочется быть как можно дальше от того места, где ты находишься ВЕРНО НЕВЕРНО
9 Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя ВЕРНО НЕВЕРНО
10 В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать ВЕРНО НЕВЕРНО
11 В глубине души ты многого боишься ВЕРНО НЕВЕРНО
12 Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой ВЕРНО НЕВЕРНО
13 Ты боишься оставаться дома один ВЕРНО НЕВЕРНО
14 Тебе трудно решиться на что-либо ВЕРНО НЕВЕРНО
15 Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что хочется ВЕРНО НЕВЕРНО
16 Часто тебя что-то мучает, а что - непонятно ВЕРНО НЕВЕРНО
17 Ты всегда и со всеми вежлив ВЕРНО НЕВЕРНО
18 Тебя беспокоит, что скажут родители ВЕРНО НЕВЕРНО
19 Тебя легко разозлить ВЕРНО НЕВЕРНО
20 Часто тебе трудно дышать ВЕРНО НЕВЕРНО
21 Ты всегда хорошо себя ведешь ВЕРНО НЕВЕРНО
22 У тебя потеют руки ВЕРНО НЕВЕРНО
23 В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям ВЕРНО НЕВЕРНО
24 Другие ребята удачливее тебя ВЕРНО НЕВЕРНО
25 Для тебя важно, что о тебе думают другие ВЕРНО НЕВЕРНО
26 Часто тебе трудно глотать ВЕРНО НЕВЕРНО
27 Часто ты беспокоишься из-за того, что, как выясняется позже, не имеет значения ВЕРНО НЕВЕРНО
28 Тебя легко обидеть ВЕРНО НЕВЕРНО
29 Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно, так, как следует ВЕРНО НЕВЕРНО
30 Ты никогда не хвастаешься ВЕРНО НЕВЕРНО
31 Ты боишься того, что с тобой может что-то случиться ВЕРНО НЕВЕРНО
32 Вечером тебе трудно уснуть ВЕРНО НЕВЕРНО
33 Ты очень переживаешь из-за отметок ВЕРНО НЕВЕРНО
34 Ты никогда не опаздываешь ВЕРНО НЕВЕРНО
35 Часто ты чувствуешь неуверенность в себе ВЕРНО НЕВЕРНО
36 Ты всегда говоришь только правду ВЕРНО НЕВЕРНО
37 Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает ВЕРНО НЕВЕРНО
38 Ты боишься, что тебе скажут: "Ты все делаешь плохо" ВЕРНО НЕВЕРНО
39 Ты боишься темноты ВЕРНО НЕВЕРНО
40 Тебе трудно сосредоточиться на учебе ВЕРНО НЕВЕРНО
41 Иногда ты злишься ВЕРНО НЕВЕРНО
42 У тебя часто болит живот ВЕРНО НЕВЕРНО
43 Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате ВЕРНО НЕВЕРНО
44 Ты часто делаешь то, чего не стоило бы делать ВЕРНО НЕВЕРНО
45 У тебя часто болит голова ВЕРНО НЕВЕРНО
46 Ты беспокоишься, что с твоими родителями что-нибудь случится ВЕРНО НЕВЕРНО
47 Иногда ты не выполняешь свои обещания ВЕРНО НЕВЕРНО
48 Ты быстро устаешь ВЕРНО НЕВЕРНО
49 Ты часто грубишь родителям и другим взрослым ВЕРНО НЕВЕРНО
50 Тебе нередко снятся страшные сны ВЕРНО НЕВЕРНО
51 Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой ВЕРНО НЕВЕРНО
52 Бывает, что ты врешь ВЕРНО НЕВЕРНО
53 Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь плохое ВЕРНО НЕВЕРНО



Обработка результатов.
Предварительный этап.
1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы - «верно») или правосторонней (все ответы - «неверно») тенденции полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.
Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков двойные ответы (то есть подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и так далее. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более 3 пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной степени это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, то есть является показателями скрытой тревожности.

Основной этап.
1. Подсчитываются данные по контрольной шкале - субшкале «социальной желательности».
Таблица 1.
Ключ к субшкале «социальной желательности» (номера пунктов CMAS):

Ответ "Верно" Ответ "Неверно"
5, 17, 21, 30, 34, 36 10, 41, 47, 49, 52


Критическое значение по данной субшкале - 9. Этот и более высокий результат свидетельствует о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.
2. Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.
Таблица 2.
Ключ к субшкале тревожности:

Ответы "Верно"
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53


Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку.
3. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка («стены»). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Тревожность. Перевод «сырых» баллов в «стены»

Ответы "Верно"
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53


4. На основании полученной шкальной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого. Характеристика уровней тревожности:

"Стены" Характеристика Примечания
1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное "чрезмерное спокойствие" может иметь или не иметь защитного характера
3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни
9 Явно повышеная тревожность Обычно носит "разлитой", генерализованный характер
10 Очень высокая тревожность Группа риска

 

Сюрреали́зм (от фр. surréalisme, букв. «сверхреализм», «надреализм») — направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в ху­дожественной куль­ту­ре западного аван­гар­диз­ма[1]. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов[2].

Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924)[3]. В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirésias») 1917 года было введено понятие «сюрреализм»[4]. Известными литераторами сюрреализма также были Поль Элюар и Луи Арагон[3].

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Джорджо де Кирико, Макс Эрнст[5]; фотографами — Филипп Халсман, Ман Рей, Грета Штерн; кинематографистами — Жан Кокто, Луис Бунюэль.

Общая характеристика[править | править код]

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они создали теорию освобождения желания, изобретая методы, направленные на воспроизведение механизмов сновидений[2]. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.

Сюрреалисты-художники искали новые технические методы уходить от реализма: Вольфгангом Пааленом был изобретен фьюмаж. Макс Эрнст изобрел фроттаж, придающий работам ирреальность, а также дриппинг. Оскар Домингес в 1936 году впервые использовал в творчестве декалькоманию — ещё один метод, позволяющий освободить сознание, затем Эрнст применил этот метод к масляной живописи. Граттаж, также изобретенный Эрнстом, развил Эстебан Франсес[2].

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — фильмы Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.

История сюрреализма

Стихотворение из Calligrammes

Сюрреализм оформился в 1910—1920-х годах во Франции, в дальнейшем утвердился в других странах Европы, а также в Северной и Южной Америке. Сюрреалисты считали своими предшественниками маркиза де Сада, Ж. де Нерваля, Лотреамона, А. Рембо. Они проявляли повышенный интерес к алхимии, оккультным практикам и мистицизму. Сюрреалисты рассматривали искусство как способ приближения к бессознательному и мифу, иррациональному смыслу бытия[1].

Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро и Одилон Редон. Ре­шаю­щее влия­ние на его ста­нов­ле­ние ока­за­ли ан­ти­ра­цио­на­ли­сти­че­ская и ин­туи­ти­ви­ст­ская фи­ло­со­фия (Дж. Берк­ли, Ф. Ниц­ше, А. Берг­сон, У. Джеймс), дос­ти­же­ния франц. пси­хи­ат­рии конца XIX века (П. Жа­не, Ж. М. Шар­ко, Г. де Кле­рам­бо), пси­хо­ана­лиз[1], а так­же сим­во­лизм и дадаизм (парижская «школа фумизма» во главе с писателем Альфонсом Алле и художником Артуром Сапеком). Многие выходки фумистов, а также их «живопись» и музыкальные произведения кажутся точными цитатами из творчества и личного поведения дадаистов, хотя были созданы почти на сорок лет раньше — на рубеже 1880-х годов. В дадаизме принимали участие некоторые из будущих сюрреалистов, после пришедшие к выводу, что дадаисты неспособны выразить желаемое (Бретон порывает с дадаизмом в 1922 году).

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто[1], и балетмейстера Леонида Мясин


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.