Совершенствование нашей психики — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Совершенствование нашей психики

2022-09-01 36
Совершенствование нашей психики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследования, проведенные Хант, очень важны, так как они

проливают свет на утверждения йогов и медиумов, что существу-

ют более тонкие уровни восприятия, тесно связанные с физичес-

ким телом, что эти уровни восприятия, по существу, являются

дальнейшим развитием наших обычных грубых физических воз-

можностей восприятия.

Йоги уверяют нас в том, что мы можем увидеть явления, кото-

рых не замечают многие из-за грубых психофизических напря-

жений и рассеянного, расстроенного ума. Для этого необходимо

развить аджна чакру, область мозга, где размещена шишковидная

железа/таламус и сконцентрировать ум в расслабленном состоя-

нии. Нет ничего сверхъестественного, ненормального или сверх-

нормального в самой природе психического феномена. Большин-

ство из нас не смотрят на объекты достаточно долго, чтобы тон-

кое и едва уловимое излучение из них отразилось в нашем мозгу.

Мы видим что-то и сразу отвлекаемся, считая, что в этой ситуа-

ции больше нечего рассматривать и изучать, но если мы уделим

нашему созерцанию больше времени, мы можем извлечь для се-

бя большую пользу. Нам известно, что зрение - одна из главных

систем обработки информации, поступающей к нам извне. Де-

фекты в зрительной системе приводят к таким проблемам, как

аллергия, беспокойство, бессонница, нарушения осанки и другим

психофизическим комплексам1. Оптометрист из Коннектикута

Альберт Шенкмен говорил: "Искусство видения взаимосвязей -

главный принцип зрительного воспитания. Дисциплина зрения -

сущность воспитания ума"2. Шенкмен и другие исследователи

давно заметили, что концентрация зрительного потока непосред-

ственно влияет на качество гибкости ума и творческого стиля

мышления.

На это же акцентирует и йога в упражнении тратака, когда ре-

комендует пристально смотреть на предмет без предвзятости,

позволяя вибрациям свободно проникать в наш ум и спонтанно

трансформироваться во внутреннее видение. Йоги имеют в виду

именно этот процесс трансформации сознания, когда говорят о

гармонизации внешнего и внутреннего, о сбалансированной ра-

1 Vision Training Provides Window to Brain Changes // Brain Mind

Bulletin.- 1982, Oct. 25,7(13).

2 Ibid.

235

боте обоих полушарий мозга, о взаимодействии иды и пингалы,

пробуждающих скрытые способности, дремлющие в нас, способ-

ности, о которых мы не подозреваем и не развиваем.

Исследования Хант и других доказывают, что наши тайные и

необычайные способности - не миф, который изобрели отдель-

ные йоги из гималайских пещер, а реальность, уже доказанная в

научных лабораториях.

Чакры существуют

Опыты Мотоямы и Хант выявили, что внутри наших тел в

строго определенных местах фиксируются функциональные ха-

рактеристики того, что не поддается физическому обнаружению.

Однако зарегистрированные Мотоямой физические излучения и

записанные Хант психические эманации полностью соответству-

ют йогическим описаниям чакр.

Когда йог концентрирует психическую энергию (читта шак-

ти) в чакре или совершает асану, одновременно происходит сти-

муляция как физических, так и психических возможностей этой

чакры, и начинают проявляться различные экстрасенсорные фе-

номены (истечение света и цвета, гонкие восприятия и т.д.).

Конечно, ученым еще предстоит выяснить природу этих фено-

менов, как эти силы взаимодействуют под управлением психофи-

зики тела, как влияют на поведение человека, но все же учеными

сделано уже немало: они наконец-то обнаружили чакровые оча-

ги, дали им психофизиологическое определение, установили, что

чакры воздействуют на тело, ум и чувства, что именно отсюда ис-

текает физическая и психическая энергия, которая может быть

измерена количественно и качественно.

Итак, внутри человека находится удивительная структура, ко-

торая ожидает, когда мы с ней познакомимся и разбудим для на-

шего же блага.

Глава 8 - К ТАЙНАМ ВНУТРЕННЕГО КОСМОСА

Мы живем на берегах грандиозной Вселенной. Она изумляет

нас, внушает благоговейные чувства, и всякий раз, когда нам уда-

ется проникнуть еще глубже в ее тайны, мы восхищаемся велики-

ми открытиями. Достижения человека в ракетостроении, элект-

ронике, ядерной физике расширяют наш внешний кругозор, но

кругозор внутренний по-прежнему нам неведом... Наша внут-

236

ренняя Вселенная, еще более необъятная, чем внешняя, игнори-

руется нами, а между тем именно ей мы обязаны всем нашим от-

крытиям. Если реальны открытия, разумно ли сомневаться в ис-

точнике этих открытий?

С тех пор как Запад узнал о кундалини, природой этого не-

обычного явления заинтересовались как ученые, так и люди,

пытавшиеся логически осмыслить этот феномен, который в

будущем может стать своеобразной ракетой, нацеленной на

внутреннюю звездную Вселенную. В отличие от внешней, она

находится вне времени и пространства - в той духовной сфе-

ре, где спит великая тайна нашей души. Лишь сорвав завесу с

этой тайны, ученые смогут наконец понять смысл многих

внешних тайн.

Последние изыскания нейрофизиологов, изучавших природу

медитации, приблизили возможное объяснение феномена кунда-

лини как синтеза физического и психического аспектов. Благода-

ря такому пониманию природы кундалини, становится понятно,

каким образом медитация высвобождает энергию из недр нерв-

ной системы, обнажая скрытые способности и ускоряя нашу эво-

люцию на физическом уровне и на уровне сознания. Трансфор-

мированное сознание значительно расширяет наши возможнос-

ти и позволяет воспринимать Вселенную из ноной, более глубо-

кой перспективы, созерцать объекты со всех сторон, переоцени-

вая заново и жизнь, и себя.

Синдром физио-кундалини

В процессе медитации и пробуждения кундалини в человечес-

ком теле происходят определенные изменения. Исследователь

Ицхак Бентов разработал оригинальный метод измерения этих

состояний. В своей книге "Колебания бешеного маятника" он да-

ет подлинно йогическое понимание сознания и материи как

единственное корректное толкование существа кундалини с точ-

ки зрения физики. Бентов как бы моделирует кундалини в физи-

ологических терминах.

"Нервная система человека, - говорит он, - имеет огромные

потенциальные возможности эволюционировать дальше. Это

развитие можно форсировать при помощи медитативной техно-

логии, хотя иногда она происходит спонтанно у человека, ничего

не подозревающего об этом. Однако в любом случае человек ис-

пытывает при этом необычные психофизические состояния. Тот,

кто медитировал, может увязать подобные состояния с медита-

цией, но если реакция наступила спонтанно, она пугает и застав-

237

ляет обращаться к врачу. К сожалению, современная медицина,

особенно западная, не имеет соответствующего оборудования,

которое позволило бы управлять этим процессом и приблизить-

ся к решению данной непростой проблемы. Но удивительнее все-

го то, что, несмотря на интенсивность симптомов, физическая

патология почти не проявляется"1.

Обсуждая этот вопрос с психиатрами, Бентов сообщает, что

25-30% от общего числа зарегистрированных шизофреников

принадлежат к той вышеназванной категории людей, которые

спонтанно или сознательно входили в необычные психофизичес-

кие состояния. Такова огромная потеря человеческого потенциа-

ла... Необходимо признать, что обширная область человеческой

психики остается невостребованной в нашей повседневной жиз-

ни и потому мы бываем порой бессильны, когда явление не соот-

ветствует нашим представлениям. Бентов замечает, что необыч-

ные явления не наблюдаются в здоровом, расслабленном состоя-

нии лишь тогда, когда энергия в теле достигает определенного

напряжения. Это замечание вполне совпадает с йогической реко-

мендацией предварительного совершенствования в длительной

садхане, чтобы избежать неприятных последствий.

Бентов уверен, что ученый мир настоятельно нуждается в ме-

тодах йоги, но постигнуть их можно, если использовать в полной

мере научные методы. В качестве примера Бентов предлагает на-

учную и уникальную модель медитации, надеясь, что в дальней-

шем она будет развита и дополнена учеными и психотерапевтами.

Так расширяется и углубляется наука о человеке среди врачей

и ученых, работающих над физическими основами духовного

знания.

Измерение биотоков мозга

Приступая к занятиям медитацией, мы испытываем приятное

спокойствие и расслабление, по более продолжительная практика

уносит нас далеко за пределы этих первоначальных перемен, ко-

торые многие исследователи принимают за основную цель и эф-

фект медитации. Однако, через определенное время, после углуб-

ленной медитации наступают действительные психофизиологи-

ческие изменения в форме функционирования нервной системы.

Для измерения этих изменений Бентов применил модифициро-

ванный баллистокардиограф, который записывал малейшие ко-

1 Bcntov I. Stalking the Wild Pendulum // Great Britain, ftmtana, 1979, p.174.

238

яебания тела от прохождения крови но кровеносным сосудам1.

"Субъект сидит на стуле между двумя металлическими пластина-

ми - одна выше головы, а другая иод сидением, в 5-10 сантимет-

рах от тела. Обе пластины являются частью настраиваемой элек-

трической цепи. Мельчайшие колебания тела модулируют поле

между пластинами, сигнал обрабатывается, и производится за-

пись в одноканалыюе устройство, которое регистрирует как дви-

жение грудной клетки во время дыхания, так и движение тела,

возникающее в результате пульсации крови в системе "сердце-

аорта"2.

Бентов утверждал, что спинной мозг похож на пружину, кото-

рая чутко реагирует на продвижение крови в различных частях

тела во время медитации. Когда сердце выталкивает кровь в боль-

шой кровеносный сосуд, называемый аортой, аорта изгибается

вверху, пропуская кровь к голове, отчего тело сотрясается от вер-

хнего толчка. Затем кровь движется вниз, натыкаясь на разветв-

ления аорты, и в нижней части живота мягко толкает тело вниз.

Это микродвижение записывается баллистокардиографом и сос-

тавляет 0,003 до 0,009 миллиметров в минуту. Эти слабые движе-

ния тела вверх-вниз раскачивают также и позвоночник, и череп.

Естественный ритм такого колебания равен 7 циклам в секунду (7

герц). Находясь в обычном состоянии, мы, разумеется, не ощуща-

ем этих колебаний, но при погружении в глубокую медитацию

самые ничтожные ритмы создают рябь в недрах нервной систе-

мы, а при самососредоточении эти вибрации становятся весьма

ощутимы.

Недаром в йогической практике акцентируется внимание на

прямой и сильный позвоночник, натренированный с помощью

асан, а также неподвижность тела, чувств и ума, развитые с помо-

щью пранаямы. С помощью модели Бентова, мы можем понять,

как при неподвижности тела, дыхания и ума возникают ритми-

ческие волны внутри позвоночника, черепа и спинно-мозговой

жидкости.

Когда человек погружается в глубокое медитативное состоя-

ние, приборы Бентова начинают выписывать четкую, повторяю-

щуюся синусоидную волну S-образиой формы с большой ампли-

тудой со скоростью 7 циклоп в секунду. Эта запись не соответст-

вует той, которая фиксирует наше состояние во время отдыха,

1 Bentov I. Micromotion of [he Body as a Factor in the Development of the

Nervous System. Appendix Л in Kundalini - Psychosis or Transcendence? by

Lee Sannella. San Francisco, 1976. P.71 -92.

2 Ibid, p.73.

239

бодрствования, сна, до или после медитации. С нами происходит

что-то особенное при глубокой медитации: наше дыхание почти

прекращается, потребность тканей в кислороде максимально

уменьшается, и наступает гипометаболическое состояние. Инте-

ресно, что такую же синусоидальную волну на баллистокардиог-

рафе мы можем вызвать при помощи задержки дыхания, но при

этом у нас быстро развивается кислородная недостаточность, и

мы начинаем усиленно дышать, чтобы сбалансировать дыхание.

При погружении в глубокую медитацию этого не происходит, и

уравновешенность на всех уровнях не покидает нас.

Вибрирующие цепи

Движение тела вверх и вниз, производимое сердцем во время

медитации, воздействует на мозг, плавающий в защитной обо-

лочке из черепномозговой жидкости и черепа. Бентов считает, что

данное микродвижение вверх и вниз производит акустические и

электрические волны, осциллирующие в черепе. Иными словами,

механическая вибрация трансформируется в электрическую.

Звуковые волны возникают в глубинах мозга, внутри третьего

и бокового желудочков, которые представляют небольшие пеще-

роподобные структуры, заполненные спинно-мозговой жидкос-

тью. Пока тело пребывает в медитативном состоянии, частота

волн внутри желудочков мозга локализована от вибраций систе-

мы "сердце-аорта". Бентов понимал, что внутренние вибрации

мозга соответствуют тем звукам, которые слышат йоги в медита-

ции и которая называется нада-йогой. Эти звуки являются пред-

вестниками пробуждения кундалипи.

Защитный контур

Согласно Бентову, стоячие волны, локализованные в желудоч-

ках, являются колебаниями звукового и ультразвукового диапа-

зонов. Они механически стимулируют кору головного мозга, при

этом импульс распространяется по замкнутому контуру вокруг

каждого полушария мозга. Боковой желудочек расположен сразу

же под твердым сводом и связывает оба полушария. Верхнее пок-

рытие бокового желудочка функционирует как натянутая на ба-

рабане кожа, которая вибрирует вверх-вниз, создавая механичес-

кие волны, стимулирующие кору головного мозга.

Если мы рассмотрим поперечное сечение мозга (см. рисунок),

нам легче будет понять механизм этой стимуляции.

Волны начинаются от номера 1 и, достигая номера 22, возвра-

щаются опять к номеру 1, образуя круговую петлю. Когда поток

240

возвращается к начальной точке, он стимулирует центры наслаж-

дения в различных областях мозга, которые окружают боковой

желудочек (латеральный гипоталамус, вся лимбическая система и

др.). Вследствие этого возникает чувство блаженства, экстаза, о

котором сообщают все медитирующие, чьи шакти проснулись.

Сенсорный поток перемещается вокруг коры головного мозга

за 7 циклов в секунду.

Поперечное сечение мозга обнажает его сенсорную область и

указывает на участки тела, которые располагаются вдоль цент-

ральной борозды. Это называется чувственный человек (sensory

homunculus) - символический человек внутри мозга (см. труд

Пенфильд и Рассмусен "Человеческая кора головного мозга",

Макмиллан, Нью-Йорк, 1950).

СТИМУЛИРУЕМЫЕ УЧАСТКИ ТЕЛА:

1. большие пальцы ног

2. лодыжки

3. колено

4. бедро

5. туловище

6. плечо

12. средний палец

13. указательный палец

14. большой палец руки

15. шея

16. бровь

17. веко и глазное яблоко

241

7. локоть

8. запястье

9. кисть руки

10. мизинец

11. безымянный палец

18. лицо

19. губы

20. челюсть

21. язык

22. гортань

Далее Бентов размышляет о том, что возбуждение верхнего

покрова мозга действует, по-видимому, стимулирующе на сен-

сорную область, вызывая ощущение чего-то движущегося от

ступней вверх по позвоночнику, через голову и опять вниз, к жи-

воту и тазобедренной области. Возможно, говорит он, именно эти

ощущения люди связывают с пробуждением кундалини.

Об этих ощущениях действительно сообщают многие источ-

ники из различных регионов планеты (Индия и Китай, Африка и

Америка). И всюду говорится о таинственной энергии, которая

поднимается вверх. Кто же поднимает ее? Это постепенное и пос-

ледовательное восхождение предполагает некое управление, лока-

лизованное в сенсорной коре головного мозга. К размышлениям

Бентова можно добавить, что если сидеть в падмасане или сидд-

хасане, ощущения в стопах блокируются и мы испытываем некое

движение, начинающееся с уровня муладхары.

В обычных повседневных ситуациях сенсорно-двигательные

импульсы проскальзывают либо в мозг, либо из мозга сквозь та-

ламус, но в состоянии медитации мы отсекаем внешние раздра-

жители (пратьяхара), что способствует образованию замкнутого

контура.

Напомним, что сенсорные сигналы приходят в кору головно-

го мозга через таламус, т.е. тог участок, который расположен пе-

ред шишковидной железой и ассоциируется йогами с аджна чак-

рой, которую подпитывает поднимающаяся из недр муладхары

кундалини.

Бентов чувствовал, что перемещение вибраций сквозь кору

имеет прямое отношение к природе кундалини. Мы, однако, дол-

жны сказать, что здесь еще рано говорить о пробуждении кунда-

лини, что соответствовало бы пробуждению ирана шакти, кото-

рая в конечном счете приводит к пробуждению кундалини. Пос-

тепенное развитие мозга может занять много лет, прежде чем ра-

зовьется замкнутый контур и различные ассоциации, которые

смогут выработать достаточное количество энергии, необходи-

мой для стимулирования определенных зон.

242

Психические зоны

Бентов утверждал, что в результате круговых биотоков мозга

возникает пульсирующее магнитное поле в каждом полушарии

порядка 10-9 Гаусса, причем в правом полушарии магнитные си-

ловые потоки поля направлены спереди назад (с севера на юг), а

В левом - наоборот. Это направление энергий соответствует Ло-

гическим знаниям об иде и пингале. Далее Бентов рассуждал о

том, что внутреннее магнитное поле взаимодействует с внешним

магнитным полем Земли, в результате чего возникают те ощуще-

ния, которые в Логических текстах называются побочными след-

ствиями регулярной и глубокой садхапы. "Это магнитное иоле, -

писал Бентов, - излучается из головы, которая играет роль антен-

ны, и в дальнейшем это поле начинает взаимодействовать с элек-

трическими и магнитными полями окружающей среды. Голова -

это одновременно передающая и принимающая антенна, которая

настраивается на одну из резонансных частот мозга. Внешние

магнитные поля могут быть обратной связью для мозга, модули-

руя, таким образом, эту звуковую частоту. И мозг интерпретиру-

ет данную модуляцию как полезную информацию"'.

Любопытно, что ритм магнитной пульсации мозга в состоя-

нии медитации, равный 7 циклам в секунду, соответствует маг-

нитной пульсации Земли, тороидальное поле которой имеет ве-

личину 0,5 Гаусс. Эти волны имеют крайне низкую частоту в 7,5

циклов в секунду и называются "резонансом Шумана ".

И еще одна интересная особенность: частота волн мозга в 7

колебаний в секунду находится в интервале между альфа и тета

частотами и является пограничным между бодрствованием и

сном, т.е. соответствует наибольшему расслаблению. Если мы

способны оставаться бодрствующими в медитации, мозг воспря-

нет для творчества и интуиции. 11ри гаком состоянии сознания

возрастает наша психическая восприимчивость. Профессор лау-

рентского университета из лаборатории психофизиологии Майкл

Персингер полагает, что волны сверхнизкой частоты являются

носителями информации о психических феноменах, что согласу-

ется с теорией Бентова2.

1 Bentov I. Micromotion of (he Body as a Factor in the Development of the

Nervous System. Appendix A in Kundalini - Psychosis or Transcendence? by

Let1 Sannella. San Francisco, 1976. P.73.

2 Satyamurti S. Prank Mind Field // Yoga,15{6). - 1977, 29-37, June.

243

Пять колебательных систем

Бентов сообщает о пяти колебательных системах, взаимно

связанных и обусловливающих друг друга:

1. Система "сердце-аорта" вызывает вибрацию в позвоночни-

ке и черепной коробке в 7 циклов в секунду, что способствует ус-

корению -

2. микродвижений черепа и мозга вверх-вниз, что способству-

ет возникновению звуковых волн, которые формируют -

3. локализованные волны внутри желудочков мозга, которые

стимулируют -

4. замкнутый контур в сенсорной коре с вибрацией в 7 циклов

в секунду, что приводит к -

5. магнитному полю противоположной полярности, пульси-

рующему в 7 циклов в секунду и взаимодействующему с полями

окружающей среды сверхнизкой частоты с резонансом на часто-

те в 7,5 циклов в секунду.

Продолжительная медитация постепенно блокирует эти сис-

темы, заставляя их работать синхронно, вследствие чего пробуж-

дается дремлющий потенциал и происходит квантовый скачок в

мир иной жизни, которую йоги называют экстатическим танцем

кундалини. В Тантрах сказано, что если человек способен в тече-

ние трех часов сидеть совершенно неподвижно, сохраняя созна-

ние бодрствующим, начинают пробуждаться внутренние энер-

гии и приближается самадхи. Модель Бентова сопрягается с тан-

трической точкой зрения.

Еще одна интересная деталь. Бептов полагает, что качествен-

ные преобразования, по всей вероятности, начинаются с правого

полушария мозга, так как многие медитативные практики разви-

вают интуитивную, чувственную правую долю мозга, чтобы урав-

новесить ее с непомерно развитой рациональной, логической,

прямолинейно мыслящей левой частью. Бентов пришел к этому

заключению после того, как обратил внимание на то, что многие

медитирующие, отвечая на его вопросы, отмечали, что чувство-

вали пробуждение энергии в левой стороне тела, которая управ-

ляется правым полушарием мозга1. Эта весьма интересная под-

робность согласуется с исследованиями Д'Аквилль, который при-

шел к выводу, что духовный опыт контролируется правой частью

мозга2.

1 BentovI.Op.cil.// р. 180.

2 Black M. Brain Flash: The Physiology of Inspiration/ - Science Digest. -

1982, August.

244

Воспламенение кундалини

Из опыта мы знаем, что бревно, долго лежащее на тлеющих

углях, может внезапно вспыхнуть, несмотря па отсутствие огня.

Приблизительно те же механизмы действуют и в нервной системе,

подготавливая и приближая ситуацию, подобную вспышке хоро-

шо подсушенного дерева. Эту же модель используют ученые, ин-

терпретируя такие явления, как память, эпилепсия, динамические

колебания настроений при депрессиях и пробуждении кундалини.

Возбуждение подобного феномена было засвидетельствовано

в 1969 году в Канаде в университете им. Ватерлоо Ч.В.Годдардом и

его коллегами1. Они установили, что периодически повторяемая

низкочастотная электростимуляция мозга животных усиливает

его активность особенно в той части, которая управляет эмоция-

ми, возбуждается и лимбическая система. Так, например, стиму-

ляция амигдалы (часть лимбической системы) раз в день в тече-

ние полусекунды поначалу не имела воздействия, но спустя две-

три недели начались конвульсии. Годдард обнаружил, что подоб-

ные стимулы могут вызвать постоянные изменения возбудимос-

ти мозга. Бывало, что у животных наблюдались приступы в тече-

ние года после первоначального периода возбуждения. Другой

исследователь, Джон Гайто из Йоркского университета, определил,

что подобные вспышки электрической активности возбуждают

прилегающие области мозга, при этом порог чувствительности

снижается так, что уже меньшие дозы электрического сигнала

вызывают конвульсии2.

Однако слабая постоянная электростимуляция не вызывает

возбуждения, скорее она приводит к адаптации и терпимости.

Стимуляция должна быть прерывистой, предпочтительно каж-

дые 24 часа, чтобы быть эффективной. Роберт Пост обнаружил,

что воспламенение кундалини может быть вызвано кокаином и

другими средствами, стимулирующими лимбическую систему3.

При этом возрастает агрессивность.

Эпилепсия также способна вызвать преждевременное воспла-

менение кундалини в одной из чакр и проявиться как феномен

мистической проницательности; подобное явление может насту-

пить и вследствие воздействия медитации на психику. По этому

поводу Мерилин Фергюссон писала: "Весьма интересно сопоста-

вить эпилептическое возбуждение с медитативным эффектом.

1 Post R.M. Kindling: A Useful Analogy for Brain Reactions // Psychology

Today. -1980, August, - P.92.

2 Gaito J. Psychological Bulletin. - 83:1097-1109.

' Post, op.cit.

24 5

После медитативного эффекта пациенты не испытывали патоло-

гических переживаний, а погружались в состояние расслабления.

Эпилептические приступы отступали, и отслеживалось постепен-

ное конструктивное восстановление нервной системы"1.

Бернард Глюк из Хартвордского института жизни размышля-

ет о том, что мантра-медитация пробуждает эффект резонанса в

лимбической сфере мозга2. Повторение мантры - самая очевид-

ная форма медитации, способная вызвать возбуждение кундали-

ни, но, согласно модели Бентова, любая форма, предполагающая

неподвижность и самоуглубленность, приводит к одному и тому

же результату.

По Бентову, замкнутый контур в сенсорной коре головного

мозга поднитывается неподвижным сидением в медитации, сти-

мулирует центры наслаждения в амигдала (область мозга) и явля-

ется причиной возбуждения. Спустя некоторое время в нервной

системе наступают устойчивые изменения. Недаром все учителя

йоги, как и специалисты в области наук и искусств, говорят об од-

ном и том же: для достижения успеха необходимы регулярная

практика и настойчивость. При этом не столь важно, что мы ис-

пытываем в медитации, - все эти детали являются лишь вехами

на пути к более существенному, т.е. к пробуждению кундалини.

Важно другое: подъем кундалини обеспечивает стабильность

измененного состояния сознания и значительно увеличивает ак-

тивность мозга, ускоряя энергетические процессы. Таким обра-

зом, медитация настолько совершенствует нади, что энергия мо-

жет перетекать к различным центрам, пробуждая в них высшие

функции.

Медитация и мозг

Тот, кто изучал пауку кундалини, должен знать, что существу-

ет столько методов пробуждения кундалини, сколько людей, пос-

тигающих эту науку, и даже, быть может, больше. Однако выделя-

ются четыре основных метода: раджа йога, крийя йога, дзадзен и

трансцендентальная медитация. И все эти психотехники исполь-

зуют одно и то же: сидение, контроль за дыханием и мантру. Йо-

ги различают два типа медитации: релаксация и концентрация.

Однако, какой бы психотехникой мы пи занимались, следует пом-

нить, что вначале мы должны расслабиться, чтобы дать возмож-

ность проявиться внутренним процессам.

1 Ferguson M. Kindling and Kundalini Effects // Brain Mind Bulletin 2(7).

- 1977, Feb, 21.

2 Ibid.

246

Ученые, исследующие состояние мозга при медитации, обна-

руживают определенные биотоки, которые они подразделяют на

четыре группы:

1. Бета - сосредоточенность на внешних предметах, концент-

рация, логическое мышление, беспокойство, напряженность.

2. Альфа - релаксация, расслабленность, дремотное состояние.

3. Тета - воображение, творчество.

4. Дельта - глубокий сон.

Изучение медитативных техник привело ученых к выводу, что

расслабление наступает тогда, когда преобладают альфа волны,

реже - тета волны, но у более продвинутых медитирующих появ-

ляются дельта волны, которые характерны для глубокого сна'.

Погружение в глубокую медитацию применяется при таких пси-

хосоматических болезнях, как высокое кровяное давление.

Но однажды, неожиданно для ученых, произошло непредви-

денное: в лаборатории совершенно случайно было зафиксирова-

но, что медитация может, оказывается, не только расслаблять, но

и возбуждать. Сперва медитирующий погружается в релаксацию,

как об этом свидетельствуют волны альфа и тета, но уже на сле-

дующей стадии происходит нечто удивительное: опять активизи-

руются бета волны, хотя медитирующий сосредоточен на внут-

реннем мире. Более того, волны эти - ритмичны, с высокой амп-

литудой, не похожи на обычные, малоамплитудные волны, регис-

трируемые при исследовании биотоков у рядовых людей.

Подобный феномен был впервые обнаружен в 1955 году Да-

сом и Гастантом, которые исследовали природу крийя йоги2, а

позднее Бэнквайт, изучавший природу трансцендентальной ме-

дитации, также подтвердил, что после тета волн продуцировались

ритмические бета волны, которые улавливались по всему скаль-

пу, но "наиболее поразительным было го, что наблюдалась синх-

ронизация между тета и бета волнами"3. Весь мозг пульсировал

синхронно, ритмично и слаженно, что в субъективном смысле оз-

1 Wallasc R.K., Benson H. The Physiology of Meditation // Scient.Am. -

Feb., 1972, 226(2):84-90.

Anand B.K., Chhina G.S., Singh B. Some Aspecls of EEG Studies in Yoga //

EEG and Clin. Neurophys. - 1961, 13:452-456.

Kasamatsu A., Hirai T. An EEG Study of the Zen Meditation // Folia

Psychiat. et Neurologica Japonica. -1966, 20(4):315-336).

2 Das N., Gastaut H. Variations de I.'activile eleclrique du cerveau, du

coeur, et des muscles sque lettiques au course de la meditation et de L'extase

yoguie // EEG and Clin. Neurophys. - 1955, Sup. 6. - 211-219. 3 Banquet J.P. Spectral Analysis of the BEG in Meditation // EEG and Clin.

Neurophys. - 1973, 35. -P. 143-151.

247

начает вхождение в глубокую медитацию, или трансценденталь-

ное состояние.

Бэнквайт писал: "Мы должны признать, таким образом, что

изменения на ЭЭГ во время медитации не зависят от взаимодей-

ствия между субъектом и внешним миром, и продуцируются спе-

цифической умственной активностью практикующего... Образо-

вание контура между кортексом, таламо-кортикальной коорди-

нирующей системой и подкорковыми структурами... может объ-

яснить различные изменения состояния мозга"1. Эта точка зре-

ния Бэнквайта согласуется с теорией Бентова о замкнутом конту-

ре, которая имеет прямое отношение к пробуждению кундалини.

Левин, также исследовавший трансцендентальную медита-

цию, подтвердил обнаруженную Бэнквайтом связь и синхрониза-

цию мозговых волн, как внутри каждой церебральной полусфе-

ры спереди назад, так и между обеими полусферами2. Кроме то-

го, Корби и его коллеги еще раз подтвердили, что при тантричес-

кой медитации происходило скорее возбуждение нервной систе-

мы, чем ее расслабление3. Этот феномен был охарактеризован как

приближение йогического экстатического состояния интенсив-

ной концентрации. Испытуемые переживали: внезапное пробуж-

дение энергии, озноб, смех, сменяющие друг друга эмоции, ост-

рое желание слиться с воображаемым объектом, экстаз, вспоми-

нали эпизоды своей жизни4. Люди, за которыми наблюдал Корби,

медитировали около трех часов в день, используя более изощрен-

ные психотехники, чем те, которые обычно исследуются в лабора-

торных условиях.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.316 с.