Глава 2 - кундалини - факт, а не вымысел — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 2 - кундалини - факт, а не вымысел

2022-09-01 27
Глава 2 - кундалини - факт, а не вымысел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

"Как человек открывает дверь ключом, так и йог открывает

врата освобождения ключом кундалипи. Могучая богиня спит,

сомкнув уста, и пока вы не откроете их, вам не подняться к Брах-

марандхе... к той обители, где нет ни боли, ни страдания. Кундали-

ни спит над кандой, освобождая йога и закрепощая глупца. Лишь

тот знает йогу, кто постиг кундалини. Спит кундалини, свернув-

шись в кольца. Освободится тот, кто развернет их".

Хатха Йога Прадипика, стихи 105-111

Сознание, ограниченное чувствами, от повседневно монотон-

ных напряжений, проблем, болезней, постепенно притупляется, и

современный человек неизбежно погружается в материальный и

духовный кризис. Этот обоюдоострый меч двойного кризиса по-

рабощает человека, так как кундалини и связывает, и освобожда-

ет. С одной стороны, она "плохая", так как наказывает человека

болезнями, бедствиями и страданиями, с другой - "хорошая", так-

как способна наделить человека блаженством и процветанием

197

(как личным, так и общественным). Недаром в настоящее время

так возрос интерес к йоге, медитации и духовным ценностям.

Постепенно возрождается йогический стиль жизни, люди все

больше тянутся к духовным знаниям. Йога и все, что имеет к ней

отношение, признается весьма авторитетным в сфере целительс-

тва, психологии и философии. Ученые с воодушевлением иссле-

дуют сокровенную мудрость йоги и пытаются использовать йо-

гические средства в современном мире. Мы видим, как наука

вновь открывает утраченные открытия йогов ... Так, например,

научные исследования в области йоги и смежных дисциплин по-

могли отождествить йогическую практику с новейшей терапев-

тической техникой, что привело ученых к биологической обрат-

ной связи, аутогенной тренировке, к различным психотехникам и

психолечениям. Открываются новые отрасли медицины. Начатое

Фрейдом переосмысление природы ума получило благодаря йоге

дальнейшее развитие: возникла стрессовая и психосоматическая

медицина. Пытаясь проникнуть в глубокие тайны прана шакти

(физический аспект психики) и читты (рациональный аспект

психики), выдающиеся ученые собрали и проанализировали цен-

нейший материал, неопровержимо доказывающий существова-

ние психической энергии, что также подтверждается учением йо-

ги. Наука признала очевидность тонкой энергии, как основы тела,

и определила, что состояние нашего сознания зависит от этой

энергии, которая является не метафизическим понятием, не ми-

фом, не просто идеей, а фактом. Кундалини и есть квинтэссен-

ция этой энергии, дремлющей в каждом из нас.

Парапсихология

Такие феномены, как телепатия, психолечение, телекинез

(способность передвигать объекты силой ума), обнаружение под-

почвенных вод или минералов при помощи ивового прута, телег-

нозис (считывание информации психическим путем) и другие

паранормальные явления все больше привлекают серьезных

ученых, которые исследуют проблему взаимосвязи энергии и

сознания.

Предприимчивые ученые США, Великобритании, Германии,

Голландии, Скандинавии и Австралии заняты серьезным изуче-

нием йогического наследия. То, что раньше именовалось биоэ-

лектроникой или парафизикой, ныне изучается как парапсихоло-

гия или психотроиика, а некоторые ученые решили завязать бо-

лее тесные связи с духовной традицией Индии: так, например,

чешский ученый Зденек Редждак высоко оценил деятельность

198

Свами Сатьянанды и еще в семидесятых годах остался в Школе

Йоги Бихар. Выступая в Японии на 5-й ежегодной конференции

Международной Ассоциации по религии и парапсихологии, д-р

Редждак определил психотронику (а следовательно, и все иоле па-

рапсихологии) как "науку, занимающую промежуточное положе-

ние между всеми дисциплинами, ибо она изучает еле уловимые

взаимодействия между живыми организмами и окружающей их

внутренней и внешней средой, а также энергетические процессы,

лежащие в основе этих проявлений, что в значительной степени

расширяет горизонты познания человека и природы".

Психическая энергия

Ученым удалось обнаружить психическую энергию лишь тог-

да, когда они усовершенствовали весь арсенал лабораторного

оборудования - от вольтметров до счетчиков Гейгера и магнито-

метров. Однако это вовсе не означает, что природа психической

энергии ограничена электрической, магнитной или радиоактив-

ной сферами. Скорее всего она включает в себя все эти свойства

и превосходит их. Большинство исследователей утверждает, что

психическая энергия обладает свойствами электрического потен-

циала, природа которого все же весьма отлична от электрической.

Наука йоги всегда убеждала в том, что материальная вселен-

ная пронизана особым субстратом, праной, которая является

сущностью всех энергий. Отсюда следует, что доктрина праны

включает в себя учения о всех энергиях и, стало быть, является

обобщающей доктриной.

Ученый мир наконец признал, что психическая энергия (ко-

торую ученые называют биоэнергией), является сущностью тела

и воздействует как на физическую, так и на ментальную его сфе-

ру (это обстоятельство, как известно, всегда акцентировала йоги-

ческая традиция). Биоэнергия была исследована как силовое по-

ле, и при этом обнаружилось, что оно возвышается над челове-

ческим телом на двенадцать футов. Данное открытие принадле-

жит йельскому психиатру доктору Леонарду Равитц', подтвер-

дившему истинность доктрины йогов о пранической природе те-

ла, которая побуждает физическую структуру к действию. Эта

точка зрения еще раз подтвердилась в результате исследований,

полученных при изучении медиумов. Так, например, доктор Сер-

геев из физиологического института им. Ухтомского в ленинград-

ской военной лаборатории записал биоритмы мозга, сердца и

1 Ostrander S., Schroeder, L. PSI - Psychic Discoveries Behind the Iron

Curtain. London: Abacus, 1977. P. 88-89.

199

пульса Нелли Михайловой, когда она демонстрировала психоки-

нез1. Было обнаружено, что когда Михайлова заставляла объек-

ты двигаться, не касаясь их, приборы фиксировали мощную виб-

рацию, которая пронизывала все ее тело, а также окружающее ее

силовое поле, особенно в пределах ее взгляда. Сердце и мозговые

волны Михайловой пульсировали в унисон с энергетической виб-

рацией вокруг тела. В описании научного эксперимента сказано:

"После проведения опытов Михайлова была обессилена. Пульс

почти не слышен. Она теряла четыре с половиной фунта в час.

ЭЭГ (характер мозговых вибраций) свидетельствует об интен-

сивном эмоциональном возбуждении. В крови - высокое содер-

жание сахара. Эндокринная система расстроена. Организм опус-

тошен, как после стресса. Испытуемая утратила ощущение вкуса,

ориентацию, чувствовала головокружение и боли в руках и но-

гах"2. В дальнейшем, когда снимался семичасовой фильм о спо-

собностях Михайловой, она временно ослепла. Другие советские

ученые нашли соответствия между природой мозговых вибра-

ций и телепатическими сигналами, а американские исследователи

обнаружили, что во время телепатических сеансов изменяется да-

же объем крови в организме.

Все эти исследования убеждают в том, что психическая энер-

гия, или биоэнергия, исходит из тела и принадлежит к тем же

энергиям, которые участвуют в метаболизме, в работе мозга, сер-

дца и желез, и что нельзя ее свести к эмоциям или чувствам. Пра-

на имеет широкие возможности воздействия и трактуется уче-

ными то как ясновидение, то как яснослышание, то как иной вид

экстрасенсорного восприятия, ибо она содержит в себе менталь-

ный или психический компонент и проявляется в грубой и тон-

кой форме.

Психическая энергия способна, однако, воздействовать на ве-

щество без какого-либо видимого посредника или медиума. Не

всякую энергию, однако, можно измерить, но обнаружить ее

можно по проявленному результату. Так, например, д-р Джуста

Смит (США) показала, что психическая энергия воздействует на

ферменты3. Она обнаружила, что пищеварительный фермент

трипсин понижает активность пищеварения, если подвергается

ультрафиолетовому излучению, и увеличивает эту активность,

если его облучить магнитным полем. В одном из экспериментов

1 Ostrander S., Schrocder, L. PSI - Psychic Discoveries Behind the Iron

Curtain. London: Abacus, 1977. P. 88-89.

2 Ibid. P. 398.

3 Ibid. P. 237.

200

раствор трипсина в воде находился в течение 72 минут в руках

признанного психоцелителя, вследствие чего трипсин увеличил

свою активность. Р.Иегер установил, что когда практикующий

куидалини йогу выполнял определенные техники пранаямы, а

затем садился на 15 минут рядом с луком, сомкнув ладони в двух

футах от экспериментального растения, метаболизм лука

увеличивался на 108%'. Контрольный субъект, сидящий в том же

положении, но не выполнявший пранаяму, не оказывал влияния

на растение.

Все эти эксперименты доказывают, что психофизическая

энергия соответствует описанию праны и кундалини в йогичес-

ких текстах и устных традициях.

Выводы

Современная наука убедилась, что психическую энергию мож-

но считать физически обоснованным феноменом, и, хотя эта

энергия не вмещается полностью в известные категории совре-

менной науки, ее воздействия могут' быть испытаны и неоднок-

ратно зафиксированы. Сейчас никто из серьезных ученых уже не

сомневается в ее существовании. Что она представляет, как она

функционирует, как она связана с телом и умом, каковы возмож-

ности ее использования как инструмента эволюции - все эти

вопросы требуют от ученых дальнейших исследований, которые

будут опираться па научные исследования и знания подлинных

йогов. Данными проблемами вплотную намеревается заняться и

Школа Йоги Бихар. Вся эта огромная работа поможет лучше по-

нять тонкие связи ума и тела и будет способствовать дальнейше-

му развитию таких областей, как психосоматическая медицина,

психология и др. Когда мы научимся дорожить той великой ра-

достью и хорошим здоровьем, которые исходят от психической

энергии, почти забытой нами, мы сможем развить наш врожден-

ный потенциал и ускорить духовную эволюцию.

1 Yaeger R. The effect of kundalini yoga on onion root cells mitosis //

Unpublished Paper, California State College. - New York, 1979. P. 266-267.

201

Глава 3 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДИ

Йога и Тантра - это практические науки о человеке. Тантра со-

держит философские, теоретические обоснования, а йога - мето-

дику, с помощью которой можно опытным путем утвердить эту

философию и достичь высшего знания. Таким образом, тантри-

ческая йога является живой философией, а не бесплодным умс-

твованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов на

них. При помощи такого сплава теории с практикой мы можем

осуществить свое предназначение, осознать Великое Единство и

добиться окончательного освобождения от всех оков.

Тантре суждено внести величайший вклад в судьбы мира, ибо

Тантра предлагает технику познания тела и ума при помощи про-

буждения кундалини. Современная медицина и психология мо-

гут извлечь огромную пользу из фундаментального учения о

пингале, иде и сушумне - рычагах развития тела, ума и духа. По

существу, эти три потока энергии исчерпывают сущность челове-

ка. Пытаясь понять природу этих энергий или стремясь показать

материальное существование этих каналов (нади), мы должны

прежде всего осознать, что они не являются физическими струк-

турами, которые можно увидеть и измерить, хотя именно они по-

буждают жизнь и сознание к действию.

Важно понять, что нади существуют независимо от того, пы-

таемся ли мы доказать или опровергнуть их существование. Ког-

да мы достигаем определенных состояний сознания, мы можем

убедиться в том, что нади существуют так, как их описали йоги,

т.е. как потоки энергий, которые мы можем прочувствовать на

психическом уровне, ощущая свет, цвет, звук и другие характе-

ристики. Эти нади составляют основу, которая отражена в телес-

ных функциях и процессах. Нет разницы между нади, телом и

умом - это одно и то же.

Двойственность жизни

Во многих восточных философиях вся вселенная представля-

ется разделенной на две великие полярные силы, Шиву и Шакти,

которые независимы и противоположны, но взаимно дополняют

друг друга. Вселенная висит, как своего рода сплетение взаимо-

действующих энергий, подвешенных и функционирующих внут-

ри структуры напряжения, развиваемого фундаментальной по-

202

лярностью. Карл Юнг утверждал: "Естественные процессы - это

проявленные энергии, возникающие из малоправдоподобных

состояний"1. Эта очевидная двойственность является унифици-

рованной холистической копией другого уровня сознания, но, на-

ходясь на своем собственном уровне, мы видим лишь отрывочную

ограниченную и частичную перспективу.

Полярность окружает нас повсюду - она и в природе, и внут-

ри нас, и в макрокосмосе, и в микрокосмосе: свет и тьма, позитив-

ное и негативное, мужское и женское. Все силы происходят из

этой двойственности. Кажется удивительным, что природа вещей

так проста и тем не менее так основательна. Однако просветлен-

ный ум ясно видит, что есть разительное сходство между вселен-

ной и человеком.

Таким образом, вся человеческая жизнь, все наши восприя-

тия, деятельность и опыт основаны на двух аспектах единой

двойственности. Наш ум и наше тело возникли из двух форм или

моделей энергии. Так, например, мы имеем правую и левую поло-

вины мозга, парасимпатическую и симпатическую нервную сис-

темы, анаболический и катаболический метаболизм, сознание и

подсознание. Мы балансируем между жизнью и смертью, и все

наше существование есть борьба за то, чтобы остаться в равнове-

сии между этими двумя силами.

Ида и пингала

Йоги осознали существование этих сил и их взаимосвязи. Они

понимают, что в человеке протекают три главных энергетических

потока (или нади) - ида, пингала и сушумна, которые приблизи-

тельно переводятся, как тело, ум и дух. В обычном человеке фун-

кционируют только два потока - ида и пингала (тело и ум), тре-

тий же аспект, сущумна, находится в дремлющем состоянии, по-

ка он не стимулируется йогой или какой-либо другой дисципли-

ной. Важно знать, что нади - не структуры, а функциональные

связи, а ида и пингала - лишь две стороны одной и той же моне-

ты. Недаром йоги описали нади не в терминах структур (хотя

структура и существует для управления ими), а в терминах энер-

гии, праны, жизненной силы. Свойства нади сводятся к следую-

щему:

Пингала может быть определена как динамическая, активная,

мужская, позитивная янь-энергия. Она обладает как психичес-

1 Yung C.G. Mystcrium Coniunclionis // Collected Works, Bollingen Series,

Princeton University Press. - 14:XVI-XVII.

203

кой, так и физической природой. Если аргументировать с точки

зрения 3. Фрейда, то психические свойства пингалы - это Эрос,

принцип наслаждения, а по теории К.Юнга - это самосознание,

рационализм, способность к различению. Физические свойства

пингалы - свет, жар, энергия накопления, созидания, центростре-

мительность, сжимание. Таким образом, пингала - психосомати-

ческая энергия, направленная наружу, когда ум воздействует на

тело, пробуждая органы действия (кармендрийи). Это - основная

энергия жизни.

Ида - внутренняя энергия личности, пассивная, воспринима-

ющая, женская, негативная, инь. На физическом плане это - мрак,

холод, лунный свет, энергия рассеивания, дезорганизующая, энт-

ропическая, экспансивная, центробежная, расслабляющая. Фрейд

назвал бы ее Танатос, инстинктом смерти, а Юнг - Анима, бессоз-

нательно-внутренней, эмоционально-женской, чувственно-инту-

итивной, непроницаемо-скрытой. Это - сомопсихический аспект

человека, когда его энергия направляется вовнутрь и тело воздей-

ствует на ум. Ида контролирует органы чувств (гьянендрийи) и

формирует наше представление о мире, в котором мы живем.

Третья сила

В природе, однако, существует еще третья сила, которая порой

мало кому известна и чаще всего игнорируется той формой жиз-

ни, которая как раз и предназначена для этой силы. Давно извес-

тно, что когда противоположные силы уравновешены, возникает

третья сила. Чиркните спичкой по спичечному коробку, и воз-

никнет огонь, подключите к электрической машине отрицатель-

ные и положительные потоки энергий, и ваша машина заработа-

ет, совместите тело и ум, и возникнет третья сила, сушумна, ду-

ховная энергия. Именно в этом и заключается цель йоги, которая

пробуждает сушумну, чтобы духовная энергия смогла подняться

к своему генератору и трансформировать сознание в космичес-

кое. Сушумна - это линия высокого напряжения, а ида и пингала -

линии, отсасывающие эту энергию для внутренних нужд.

Карл Юнг обрисовал тантрическую точку зрения как путь со-

вершенствования личности, достижения абсолютного равнове-

сия и союза противоположностей, как новый способ восприятия

и познания жизни в состоянии парадоксального покоя.

Кое-кто осознает эту третью силу, но большинство довольст-

вуется чувствами и рассудком. Каждые 90-180 минут ида и пинга-

ла чередуют свое преобладающее влияние, и только на несколько

секунд или минут сушумна выходит в потенциальное бытие.

204

Цель всех йогических психотехник - уравновесить, сбалансиро-

вать иду и нингалу (жизненную силу и самосознание) и соеди-

нить их в аджна чакре, чтобы вспыхнул свет знания, вечности и

блаженства.

Для того чтобы сбалансировать потоки энергии, йога предпи-

сывает различные техники, асаны, пранаямы, шаткарму и медита-

цию, которые активизируют либо иду и пингалу, либо сушумну.

Это, однако, не означает, что мы обычно активизируем одну

структуру, а йоги способны активизировать все.

Функциональные методы

Нади являются потоками энергии, которые проникают в каж-

дую часть тела, как, например, нервная энергия или кровь. Тыся-

чи таких потоков исходят из иды и пингалы, которые расположе-

ны спиралевидно вокруг позвоночного столба. Ида и пингала

представляют основу двух функциональных моделей, которые

воздействуют на все наши телесные и ментальные процессы, но

сушумна - это королевский путь, ведущий к высшему сознанию

и преобразующий функции иды и пингалы.

Каждая клетка нашего тела, каждый орган, мозг и ум - все по-

ляризовано и взаимосвязанно как на физическом, так и на тон-

ких уровнях, что позволяет нам думать, говорить и действовать

согласованным и сбалансированным образом, причем каждая

часть работает так, что помогает другой. В теле лишь две системы

контролируют эту взаимосвязь (т.е. ида и пингала), и если мы

стимулируем какой-либо компонент одной системы, включается

и другая. Именно таким образом воздействуют асаны, пранаямы,

медитация и весь арсенал йогических техник.

Артур Дейкман из отделения психиатрии (Центр медицины в

университете штата Колорадо, США) описывает эти две главные

модели, обусловливающие жизнь человека, с точки зрения совре-

менной психологии: "Давайте рассмотрим человеческое существо

как организм, укомплектованный двумя измерениями - биологи-

ческим (форма действия) и психологическим (форма восприя-

тия). Форма действия - это состояние приспособления к окружа-

ющей среде. Мышечная и симпатическая системы являются

главными физиологическими средствами воздействия. ЭЭГ фик-

сирует бета-волны и увеличение линейного мышечного напря-

жения. Основные психологические проявления этого состояния -

фокусное внимание, формальная логика, повышенная граница

восприятия и преобладание внешних характеристик над сенсор-

ными. Форма и смысл преобладают над цветом и структурой.

205

Форма действия - это состояние стремления, ориентированного

на достижение личных целей, которые колеблются от питания до

самообороны, до достижения общественных вознаграждений,

плюс разнообразные символические и чувственные удовольст-

вия так же, как и стремление избежать страданий".1

Таково описание Дейкманом пингалы, или "формы действия".

Иду, или "форму восприятия", Дейкман описывает скорее как

принятие окружающей среды, чем как манипуляцию ею. Здесь

уже сенсорно-воспринимающая система является доминирую-

щей и преобладает парасимпатическое функционирование. ЭЭГ

имеет тенденцию к альфа-волнам, мышечное напряжение - по-

ниженное, внимание - рассеянное, границы - размытые и т.д. Та-

ково состояние "недеяния".

Иными словами, "форма действия" - это такое состояние тела

и ума, которое похоже на действия водителя такси во время дви-

жения в часы пик, а "форма восприятия" - это глубокое расслаб-

ление в йога нидре. Истинным же медитативным состоянием, ко-

торое постигают далеко не все ученые исследователи, но которое

является основной целью йоги, - это третья форма, т.е. актив-

ность сушумны, когда действие и восприятие полностью сбалан-

сированы. Если человек погружается в это состояние, он сосредо-

точен одновременно и на внешнем, и на внутреннем. Например,

в таком состоянии человек может управлять такси и в то же самое

время находиться в состоянии общей релаксации, или "недеяни-

я". Йог в этом состоянии абсолютно неподвижен и насыщен ди-

намической энергией шакти, так что он полностью бодрствует и

внутренне активен. Подобное состояние трудно поддается описа-

нию. Нам известно, что наша активность обеспечивает наше вы-

живание, а пассивность - отдых и восстановление сил в бесконеч-

ной борьбе за жизнь и существование. В этом контексте телепа-

тический и психический феномены также можно отнести к фак-

тору выживания. Например, известно, что в условиях максималь-

ного стресса и крайней необходимости люди посылали телепати-

ческие призывы о помощи близким друзьям и родственникам.

Острая ситуация мобилизует паши силы и пробуждает прежде

скрытую способность. Многие "примитивные" люди также ис-

пользуют эти энергии и удивляются, почему "цивилизованный"

человек попусту волнуется из-за них.

Йоги тоже уверяют нас в том, что у практикующего йогу очи-

щаются пади, человек становится более выносливым и сознаю-

1 Deikman AJ. Bimodal Consciousness // Archives of Gen. Psichiat. - Dec.

1971,25:481-9.

206

щим и начинают проявляться сиддхи (сверхспособности) как по-

бочные продукты общего духовного развития. Это, говорят они,

происходит вследствие того, что йога синхронизирует функцио-

нирование всех составляющих нашего тела и ума, пробуждая

сферу, прежде дремавшую.

Необходимость равновесия

Хотя ида и пингала, как и их сферы влияния, противополож-

но направлены, они все же взаимно дополняют друг друга и нуж-

даются в уравновешенности ради общего здоровья и спокойст-

вия ума. Более того, равновесие между ними открывает врата

трансцендентальной сферы и новой формы функционирования.

Между тем, большинство из нас проводит свою жизнь в сос-

тоянии неуравновешенности: мы стремимся постоянно увеличи-

вать свою активность, так как вырастаем из нашего детства и на-

ходим, что трудно расслабляться в состоянии восприятия. Сегод-

ня именно в этом заключена главная причина роста психосома-

тических заболеваний. Дейкман в своих исследованиях обнажает

факт нашей дисгармонии, которая отражается во всех сферах де-

ятельности человека: социальной, культурной, хозяйственной и

политической. Он неоднократно подчеркивает, что "форма восп-

риятия", т.е. чувства, интуиция (с точки зрения йогической тер-

минологии - ида) традиционно недооцениваются, а между тем

это является едва ли не важнейшим компонентом для развития

высших способностей.

Возникла настоятельная необходимость разъяснять широким

массам, что такое ида и пингала и почему так возрастает интерес

в современном обществе к йоге, медитации и к эзотерической

философии. Совершенно очевидно, что человек отчаялся найти

удовлетворительный ответ для выхода из глубоко укоренившего-

ся страдания и напряжения, вызванного дисбалансом нади... Это

указывает на то, что наш подход к самим себе, к науке, обществу

и культуре нуждается в коренном пересмотре с более перспек-

тивной йогической точки зрения.

Настало время, когда люди начинают понимать, что тонкие и

неуловимые аспекты человеческого существования важны не ме-

нее (если не более), чем осязаемая, "прочная" и легко измеримая

материальная сторона бытия. Именно вследствие слишком боль-

шой переоценки пингалы (на которую мы возлагали все наши

надежды), мы не пришли к счастью, к умиротворенному уму, ис-

тинной и продолжительной надежности, так как эта сфера исхо-

дит из тонкой деятельности ума и принадлежит иде.

207

Йога предлагает эффективные техники, которые способны

внести равновесие в нашу жизнь и помогут не только понять

тонкие проявления ума, но оплодотворить жизнь человеческую

высшим разумом, тонкой интуицией и светлым творчеством.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.