Способ овладения крийя йогой — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Способ овладения крийя йогой

2022-09-01 32
Способ овладения крийя йогой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Невозможно научиться крийя йоге сразу. Поэтому мы совету-

ем, чтобы вы изучали и овладевали каждой крией отдельно в

строгой последовательности, затрачивая по меньшей мере одну

неделю на одну крийю, постепенно добавляя каждую новую к

тем, что уже изучены. Иными словами, в первую неделю вы овла-

деваете крийей № 1 (випарита карани мудра), во вторую неделю -

крийей № 2 (чакра анусандхана), совершая ежедневно и № 1, и

№ 2, на третьей педеле вы изучаете крийю № 3 (нада санчалана) и де-

лаете ее ежедневно вместе с предыдущими двумя крийями. Таким

образом, все крийи могут быть систематически и основательно

изучены за 20 недель. Однако пройдет не один месяц регулярной

практики, прежде чем вы доведете их до совершенства.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИКИ

При постепенном включении в практику все большего коли-

чества крий потребуется все больше и больше времени, пока на-

конец продолжительность практики из 20 крий займет от 2 до 2,5

часов. Если вы сможете столько времени уделять крийя йоге, ус-

пех не заставит себя ждать. Однако большинство людей, несмот-

ря на их искренние побуждения, не могут посвящать столько вре-

мени своим занятиям. Вот почему мы составили расписание, в

котором указаны как полное количество раундов, так и снижен-

ное их количество:

№ Название крийи Полный цикл, Краткий цикл,

мин. мин.

1. Випарита карани мудра 21 11

2. Чакра анусандхана 9 9

3. Нада санчалана 13 5

4. Паван санчалана 49 11

5. Шабда санчалана 59 11

6. Маха мудра 12 6

7. Маха бхеда мудра 12 6

8. Мандуки крийя 1-3 1-3

9. Тадан крийя 7 7

10. Наумукхи мудра 5 5

11. Шакти чалини 5 5

12. Шамбхави 11 5

13. Амрит пан 9 9

169

14. Чакра бхедан 59 11

15. Сушумна даршан

16. Прана ахути 1 1

17. Уттхан 2-3 2-3

18. Сварупа даршан 2-3 2-3

19. Линга санчалана 2-3 2-3

20. Дхьяна

Ежедневная программа, содержащая все крийи со сниженным

количеством циклов, займет в общей сложности от 1 до 1,5 часов.

И хотя пользы от такой практики будет меньше по сравнению с

полным циклом раундов, позитивных плодов будет немало.

Изучая каждую крийю, вы должны выполнять то число

циклов, которое указано в вашей графе, но его можно умень-

шить, когда вы прибавляете следующую крийю.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ

Если вы хотите извлечь максимальную пользу от ваших заня-

тий, то:

1. Не напрягайтесь пи физически, ни умственно. Это особен-

но важно тогда, когда ВЫ выполняете такие крийи, как маха муд-

ра, маха бхеда мудра, тадан крийя, наумукхи и шакти чалини. Ре-

гулярная практика внесет в ваш ум и тело такие изменения, что

вы сможете выполнять их без особых усилий.

2. Не задерживайте дыхания до удушья. Выполняя такие кри-

йи, как маха мудра и маха бхеда мудра, больше доверяйте своему

инстинкту. Возможно, вначале придется прерывать упражнение в

середине раунда или отдыхать в конце его, восстанавливая дыха-

ние. Не печальтесь, вскоре регулярная практика сама устранит

эти сбои.

3. После продолжительной задержки дыхания, перед выдохом

постарайтесь слегка вдохнуть, так как легкие во время кумбхаки

сжимаются и возникает затруднение перед выдохом. Еле замет-

ный вдох снимет эту проблему.

4. Во время выполнения крий следите за тем, чтобы они совер-

шались правильно.

170

Глава 14 - ПРАКТИКА КРИЙЯ ЙОГИ

Крийя йога насчитывает 76 кундалини-крий, среди которых

20 являются основными и делятся на три группы: 1) пратьяхары,

2) дхараны и 3) дхьяны. Однако все три состояния должны восп-

риниматься как единый процесс, три части которого переливают-

ся одна в другую в непрерывной последовательности. Нельзя

форсировать выполнение всех этих психотехник, вожделея пос-

корее достигнуть возвышенного состояния сознания. Их следует

выполнять регулярно, под руководством опытного гуру, и тогда

возвышенное состояние сознания не заставит себя долго ждать.

Помните, что каждую крийю необходимо совершенствовать в

течение недели.

ПРАКТИКА ПРАТЬЯХАРЫ

№1: ВИПАРИТА КАРАНИ МУДРА* (перевернутая поза)

Примите випарита карани асану (описана в главе 9). Подборо-

док не должен касаться груди. Выполните уджайи пранаяму. Убе-

171

дитесь, что ноги совершенно вертикальны. Закройте глаза. Вдохни-

те с уджайей и одновременно прочувствуйте горячий поток амри-

ты (нектара), скользящий вдоль позвоночника от манипура чак-

ры к вишуддхе в горле.

Нектар скапливается в вишуддхе. Задержите дыхание на нес-

колько секунд и прочувствуйте остающиеся в вишуддхе нектар и

прохладу. Затем выдохните с удджайей, ощущая, как нектар про-

никает из вишуддхи через аджну и бинду к сахасраре. Кажется,

будто нектар всасывается туда с дыханием. После выдоха сразу же

переместите свое внимание к манипуре и повторяйте крийю, что-

бы добавить к вишуддхе больше нектара, перетекающего к сахас-

раре. Выполните 21 дыхание, или 21 раунд.

№2: ЧАКРА АНУСАНДХАНА (раскрытие чакр)

Сядьте в сиддхасану (или в сиддха йони асану или падмасану).

Закройте глаза, дыхание обычное.

Внимание - на муладхара чакре. Медленно перемещайте вни-

мание по переднему проходу арохан от муладхары к передней

точке свадхистаны у лобковой кости, затем к манипуре у пупка, к

анахате у грудины, к вишуддхе в горле и через бинду на макушке,

сзади головы. Продвигаясь вверх сквозь чакры, мысленно повто-

ряйте: "муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишуддха,

бинду". Теперь ваше внимание скользит вниз по позвоночному

проходу аварохан, от бинду к муладхаре, и вы мысленно повтори-

172

ете: " аджна, вишуддха, анахата, манипура, свадхистана, муладха-

ра", когда проходите через эти центры. Далее, от муладхары сразу

же начинайте подъем по переднему проходу, как до этого, мыс-

ленно перечисляя названия чакр, когда поднимаетесь, начиная со

свадхистаны. Продолжайте этот круговорот сознания в постоян-

ном потоке 9 раундов. Пересекая ту или иную чакру, не напрягай-

тесь, пытаясь уловить ее местонахождение. Это опасно. Просто

мельком взгляните на нее, как вы обычно смотрите на объекты из

окна быстро движущегося поезда. Можете, если желаете, предста-

вить скольжение тонкой серебристой змеи по эллипсу внутри ва-

шего тела.

№3: НАДА САНЧАЛАНА {с концентрацией на ОМ)

Сядьте в сиддхасану (сиддха йони асану или падмасану). Пол-

ностью выдохните. Глаза открыты.

Уроните голову вперед расслабленной. Подбородок не должен

плотно упираться в грудь. Внимание - на муладхара чакре. Мыс-

ленно повторяйте: "муладхара, муладхара, муладхара". Затем, во

время вдоха, внимание поднимается вверх через передний проход

арохан к бинду. Четко осознавайте свадхистану, манипуру, анаха-

ту и вишуддху, когда пересекаете их, продвигаясь к бинду, и мыс-

173

ленно повторяйте их названия. Когда ваше внимание приближа-

ется к отрезку от вишуддхи к бинду, ваша голова медленно под-

нимается и слегка отклоняется назад под углом в 20 градусов к го-

ризонтали к моменту окончания вдоха.

С запасом воздуха в легких и с концентрацией внимания на

бинду мысленно повторяйте: "бинду, бинду, бинду". Как только

внимание начнет опускаться по каналу аварохан, вы поете мант-

ру ОМ, при этом звук "О" должен быть как бы взрывным и вне-

запным, а звук "М" - длительным и протяжным, почти переходя-

щим в жужжание к тому моменту, когда вы достигаете муладха-

ры. По мере того как внимание скользит по позвоночному стол-

бу вниз, ваши глаза постепенно закрываются в унмани мудру.

Когда вы опускаетесь по каналу аварохан со звуком ОМ,

транзитно фиксируйте последовательно мелькающие чакры

(аджна, вишуддха, анахата, манипура и свадхистана), но мыс-

ленно не повторяйте их названия. Когда же вы достигли му-

ладхары, уроните голову вперед и откройте глаза, мысленно

повторяя "муладхара, муладхара, муладхара" с дыханием, удер-

живаемым на пределе, и вновь начинайте подъем со вдохом и

повторением названий чакр при прохождении сквозь них. Вы-

полните 13 циклов, заканчивая каждый из них повторением

"муладхара, муладхара, муладхара".

№4: ПАВАН САНЧАЛАНА

(концентрация внимания на дыхании)

Сядьте в падмасану, сиддхасану или сиддха йони асану. Глаза

закрыты. На протяжении всего упражнения вы-полняйте кхеча-

ри мудру. Полностью выдохните и наклоните голову вперед, как в

нада санчалана. Перенесите внимание на муладхару, мысленно

повторяя: "муладхара, муладхара, муладхара". Затем мысленно

скажите себе: "арохан" - и начинайте свой подъем через передний

проход с тонким уджайи-вдохом. Поднимаясь, отмечайте про се-

бя чакры, которые вы пересекаете, и мысленно называйте их. По

мере продвижения вашего внимания от вишуддхи к бинду голо-

ва должна медленно подниматься, пока она слегка не отклонится

назад, как в нада санчалапа. Дойдя до бинду, мысленно повторяй-

те: "бинду, бинду, бипду". И опять внутренне скажите себе: "аваро-

хан", опускаясь через позвоночный проход с уджайи-выдохом,

мысленно повторяя названия тех чакр, сквозь которые вы прохо-

дите. Одновременно с этим веки ваших глаз постепенно смыка-

ются, формируется унмани мудра (поза дремотного состояния).

Когда внимание достигает муладхары, глаза уже закрыты. Опять

174

откройте их и наклоните голову вперед, повторяя мысленно: "му-

ладхара, муладхара, муладхара". И вновь начинайте подъем с уд-

жайи-вдохом, как прежде. Выполните 49 циклов, или полных ды-

ханий. Всякий раз после повторения слов "муладхара, муладхара,

муладхара" открывайте глаза и на этом заканчивайте занятие.

№5: ШАБДА САНЧАЛАНА

(с концентрацией внимания на звуках вдоха и выдоха)

Сядьте в сиддхасапу, сиддха йони или надмасану. Глаза откры-

ты. На протяжении всего упражнения сохраняйте кхечари мудру.

Полностью выдохните, нагните голову вперед и в течение нес-

кольких секунд концентрируйте внимание на муладхара чакре.

Вдохните с уджайей и поднимитесь по арохан, прислушиваясь к

звуку вдоха - это естественно звучит мантра СО. Слушая этот

звук, фиксируйте каждый кшетрам, но без ментального повторе-

ния. Продвигаясь от вишуддхи к бинду, медленно поднимайте го-

лову, как в паван санчалана и нада санчалана. Задержав дыхание

на несколько секунд, зафиксируйте внимание на бинду, после че-

го начинайте опускаться вдоль позвоночного столба, входя посте-

175

пенно в унмани мудру и слушая звук выдоха в форме мантры

ХАМ. Осознавайте каждую чакру без повторения ее названия.

Дойдя до муладхары, откройте глаза и опустите голову. Вновь на-

чинайте уджайи-вдох, поднимаясь по переднему пути арохан с

мантрой СО. Проделайте 59 циклов, или дыханий.

№6: МАХА МУДРА* (великий жест)

Эту крийю можно ВЫПОЛНЯТЬ в сиддхасане, сиддха йони асане

либо в уттан падасане. Если маха мудра выполняется в сиддхаса-

не, ее совершают так: сесть в сиддхасану или сиддха йони асану с

пяткой, крепко прижатой к муладхара чакре.

Выполните кхечари мудру, выдохните полностью и наклоните

голову вперед. Глаза открыты. Повторяйте мысленно: "муладхара,

муладхара, муладхара". Теперь перемещайте внимание по перед-

нему пути арохан с уджайи-вдохом, фиксируя кшетрам, когда

проходите сквозь него. Проходя отрезок от вишуддхи к бинду,

поднимайте голову, а достигнув бинду, мысленно повторяйте:

"бинду, бинду, бинду". Все еще удерживая вдох, выполните мула

бандху и шамбхави мудру. Скажите мысленно: "шамбхави-кхеча-

ри-мул", когда ваше внимание соответственно перемещается к

межбровному центру (шамбхави), к языку и нёбу (кхечари), к му-

ладхаре (мул). Начинающие должны повторять это перемещение

176

внимания 3 раза, а более квалифицированные - 12 раз. Перемес-

тите внимание опять к бинду и отправляйтесь вниз по аварохан

вдоль позвоночника к муладхаре с уджайи-выдохом и унмани

мудрой, осознавая чакры, когда проходите сквозь них. Достигнув

муладхары, наклоните голову вперед. Повторите "муладхара, му-

ладхара, муладхара" и поднимитесь вверх по переднему пути с уд-

жайи-вдохом, как прежде. Выполните 12 раундов, или дыханий, а

в конце - "муладхара, муладхара, муладхара".

Альтернативная практика в уттан падасане. Когда практи-

куете маха мудру в уттан падасане, данное упражнение нуждает-

ся в небольшом уточнении. После подъема к бинду повторите

"бинду, бинду, бинду", затем наклонитесь вперед и ухватитесь за

большой палец вытянутой ступни пальцами обеих рук, чтобы об-

разовать уттан падасану. Вытянутое колено не должно сгибаться.

Теперь выполните мула бапдху и шамбхави мудру, повторите "шам-

бхави - кхечари - мул" от 3 до 12 раз, проходя сквозь соответству-

ющие названия. Освободите шамбхави, затем мула бандху и ут-

тан падасану и положите руки на колени. Вернитесь вниманием к

бинду и опустите его по позвоночному пути с уджайи-выдохом и

унмани мудрой. Если маха мудра выполняется с уттан падасаной,

совершите 4 раунда с вытянутой вперед правой ногой, 4 раунда с

вытянутой вперед левой ногой и 4 раунда с вытянутыми вперед

обеими ногами.

177

Выбор метода: Обе альтернативы одинаково хороши, так как

оказывают прочное и постоянное давление на муладхару. Если вы

легко сидите в сиддхасане, лучшим вариантом для вас является

первый. В противном случае, используется второй. Первый вари-

ант может погрузить вас в дремотное состояние, а второй помо-

жет устранить его.

Примечание: Можно мысленно повторять названия чакр и

кшетрам, когда вы поднимаете или опускаете внимание по аро-

хан и аварохан

№7: МАХА БХЕДА МУДРА (жест великой проницательности)

Практикуйте эту мудру в сиддхасане, в сиддха йони асане ли-

бо в уттан падасане. Выполните кхечари мудру, глаза закрыты, го-

лова опущена, полный выдох с мысленным повторением "мулад-

хара, муладхара, муладхара". Начиная подъем по переднему пути

арохан, вдохните с уджайи и в интервале от вишуддхи к бинду

поднимите голову, повторяя мысленно "бинду, бинду, бинду", а за-

тем опускайтесь вдоль позвоночника к муладхаре с уджайи-выдо-

хом и уимани мудрой. Не забывайте примечать чакры, когда

проскальзываете их. Выполните джаландхара бандху с задержкой

178

дыхания, а затем - мула бандху, уддияна бандху и насикагра

дришти, повторяя мысленно "насикагра", "уддияна" и "мул" соот-

ветственно. Повторите этот цикл 3 раза, если вы - начинающий,

и 12 раз, если вы - из опытных. Расслабьте замки насикагра дриш-

ти, мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, но голову

держите опущенной. Возвращайте внимание в муладхару, мыс-

ленно повторяя "муладхара, муладхара, муладхара". Затем с уджа-

йи-вдохом поднимитесь по переднему пути к бинду для следую-

щего цикла, выполнив 12 таких циклов-дыханий.

Альтернативный метод в уттан падасане. Если маха мудра

выполняется в уттан падасане, процесс таков: положите руки на

согнутое колено, полностью выдохните и наклоните голову впе-

ред. Глаза открыты. Повторяйте мысленно "муладхара, муладхара,

муладхара". Вдохните с уджайей, когда поднимаетесь по передне-

му пути от муладхары к бинду, и постепенно поднимайте голову

в интервале от вишуддхи к бинду, мысленно повторяя "бинду,

бинду, бинду", а затем выдохните с уджайей через позвоночный

проход с унмаии мудрой и с осознанием чакр по пути. Задержите

дыхание и наклонитесь вперед, чтобы ухватиться за большой па-

лец вытянутой ступни для вхождения в уттан падасану. Прижми-

те подбородок к груди для джаландхара бандхи. Выполните мула

бандху, уддияна бандху и насикагра дришти, пока длится задерж-

ка дыхания. Повторяйте мысленно "насикагра - уддияна - мул",

одновременно переметая внимание в эти места (т.е. кончик носа,

179

пупок и муладхара). Повторите цикл 3 раза, если вы начинаю-

щий, и 12 раз, если вы продвинуты. Теперь расслабьте замки на-

сикагра дришти, мула бандхи и уддияна бандхи. Положите руки

на колени и сядьте прямо. Расслабьте джаландхару, но голову дер-

жите наклоненной вниз.

Верните внимание опять в муладхару, повторяя мантру "му-

ладхара, муладхара, муладхара", и поднимитесь по переднему пу-

ти с уджайи-вдохом. Выполните таким образом 4 полных цакла

(или дыхания) с вытянутой правой ногой, затем 4 раза с вытяну-

той левой ногой и наконец 4 раза с вытянутыми обеими ногами.

После 4-х раз каждой позиции поднимитесь один раз к бинду с

уджайи-вдохом. Повторите бинду-мантру, опуститесь к муладхаре и

повторите ее мантру. Расслабьтесь и смените положение ног.

Примечание: Перемещение внимания через насикагру, уддия-

ну и мулу делается с задержкой дыхания после выдоха и концен-

трации внимания на муладхаре. Мы советуем практиковать пона-

чалу только три чередования, медленно увеличивая по одному че-

редованию в неделю до тex пор, пока не сможете выполнить 12 че-

редований.

- Убедитесь, что все баидхи выполняются правильно и в нуж-

ной последовательности. Сначала вам придется уделять этому

особое внимание, но с регулярной практикой бандхи будут запи-

раться и натягиваться автоматически, без особых усилий и в пра-

вильной очередности.

180

- Пристальш. й взгляд на кончик носа помогает натяжению

замка бандх. Убедитесь, что насикагра дришти и бандхи выполняют-

ся одновременно, и что вы никакую из них не пропускаете, пока по

очереди проводите внимание через центры. Не напрягайтесь.

- Если вы почувствовали боль или дискомфорт в глазах, прер-

вите насикагра дришти, но продолжайте бандхи и перемещение

внимания. Медленно увеличивайте продолжительность насикаг-

ры, если заметили, что глазные мышцы адаптировались к этому

упражнению.

- Вы можете повторять мантру "муладхара" 3 раза перед бан-

дхами так же, как и в начале нового цакла.

- Можно также мысленно повторять названия чакр и кшет-

рам, когда поднимаетесь и опускаетесь через арохан и аварохан.

№8: МАНДУКИ КРИЙЯ (поза лягушки)

Сядьте в бхадрасану, тронную позу. Глаза открыты. Колени

должны касаться земли. Если это не получится, подложите под

ягодицы подушку. Руки положите на колени и выполняйте наси-

кагра дришти. Прочувствуйте естественное дыхание, протекаю-

щее в и из ваших ноздрей: со вдохом воздух проходит сквозь обе

ноздри и соединяется в центре межбровья, с выдохом два потока

расходятся из центра межбровья и выходят наружу через обе

ноздри. Дыхание, таким образом, протекает через Л-образную

форму. Прочувствуйте это, как и запахи, которые могут появить-

ся. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы почувство-

вать аромат астрального тела, подобный запаху сандалового де-

рева. Если ваши глаза устали, закройте их на некоторое время, а

затем возобновите насикагра дришти. Упражняйтесь до тех пор,

пока не почувствуете легкое опьянение. Однако не доводите себя до

самонаслаждения, когда вам не захочется заканчивать практику.

№9: ТАДАН КРИЙЯ (стимуляция кундалини)

Сядьте в падмасану с открытыми глазами. Положите ладони

на пол по сторонам тела, рядом с бедрами, пальцы направлены

вперед. Отклоните голову слегка назад и выполните шамбхави

мудру. Вдохните через рот со слышимой уджайи пранаямой. Ког-

да вы вдыхаете, почувствуйте, что воздух проходит через трубку,

соединяющую рот с муладхара чакрой. Воздух как бы конденси-

руется в муладхарном ''накопителе". Задержите дыхание и внима-

ние в муладхаре и выполните мула бандху. С помощью рук при-

поднимите тело от земли и легко уроните его так, чтобы муладха-

ра получила мягкий толчок. Повторите эту стимуляцию кундали-

181

ни несколько раз, но не слишком быстро и не грубо. После тре-

тьего толчка мягко выдохните через нос с уджайей пранаямой.

Может показаться, что воздух словно вытекает по всем направле-

ниям из "накопителя" в муладхаре. Выполните это упражнение 7

раз. Количество дыханий за один цакл - от 3 до 11.

182

ПРАКТИКА ДХАРАНЫ

№10: НАУМУКХИ МУДРА (закрыть девять врат)

Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза

должны оставаться все время закрытыми. Если необходимо,

пользуйтесь подушкой,

чтобы быть уверенным,

что муладхара сжата.

Сделайте кхечари

мудру и слегка наклони-

те голову вперед (это -

не джаландхара банд-

ха!). Повторяйте мыс-

ленно "муладхара, му-

ладхара, муладхара", а

затем вдохните с уджа-

йей, поднимаясь вверх

по переднему пути к

бинду. Поднимите го-

лову, когда проходите

от вишуддхи к бинду.

Выполните йони муд-

ру, закрыв уши боль-

шими пальцами рук,

глаза - обоими указа-

тельными пальцами,

ноздри - средними паль-

цами, верхнюю губу -

безымянными и ниж-

нюю губу - мизинца-

ми. Не давите пальца-

ми! Выполните мула

бандху и ваджроли мудру. Девять врат тела теперь закрыты - гла-

за, уши, ноздри, рот, анус и половой орган. Прочувствуйте позво-

ночный проход и бинду. Представьте сияющий медный трезубец

(тришул), корень которого находится в муладхаре, стебель - в спин-

ном мозгу, а зубцы (весьма острые) простираются вверх от ви-

шуддхи. Этот трезубец будет слегка подниматься несколько раз и

протыкать бинду своим центральным зубом. Когда он протыкает

бинду, повторяйте мантру "бинду бхедан", которая означает: "бии-

ду проткнута". Спустя некоторое время освободитесь от замков

183

ваджроли мудры и мула бандхи. Откройте верхние врата и пере-

несите руки вниз на колени. Выдохните с уджайей через позво-

ночный проход от бинду до муладхары и мысленно повторите 3

раза "муладхара". Затем вдохните через передний путь вверх к

бинду, чтобы повторить крийю. Выполните 5 полных циклов (или

дыханий) и заканчивайте занятие выдохом.

Примечание: Крайне важно, чтобы на протяжении всего уп-

ражнения спина была совершенно прямой. Если позвоночник не

прямой, ощущения протыкания бипду не возникает.

- Важно, чтобы ваджроли мудра была правильно выполнена,

так как это усиливает ощущения, возникающие в данной практи-

ке. Если ваджроли мудра совершенна, сжатие ваджра нади может

быть достигнуто без сокращения мышц анального сфинктера.

Это ощущение напоминает электроток, пронизывающий вас по

всей длине от ваджра нади к мозгу. Вот почему так важно повы-

сить чувствительность в точке, в которой действительно, а не во-

ображаемо, происходит протыкание бинду.

- Поднимаясь и опускаясь но арохан и аварохан, вы можете

(если хотите) мысленно повторять названия чакр и кшетрам.

184

№11: ШАКТИ ЧАЛИНИ (мощь ментальной энергии)

Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза

должны быть закрыты па всем протяжении занятия. Выполните

кхечари мудру. Полностью выдохните и переместите внимание в

муладхару. Наклоните голову вперед, мысленно повторяя "мулад-

хара, муладхара, муладхара". Затем поднимитесь вверх по перед-

нему пути к бинду с уджайи-вдохом, поднимая голову, когда дос-

тигнете бинду. Задержите дыхание и выполните йони мудру, зак-

рывая уши, глаза, ноздри и губы пальцами. Позвольте вниманию

перемешаться на протяжении всего цикла, опускаясь по позво-

ночному проходу к муладхаре и поднимаясь вверх по переднему

пути к бинду по непрерывной петле, пока вы задерживаете дыха-

ние. Визуализируйте тонкую зеленую змею, движущуюся сквозь

психические пути. Хвост этой змеи находится в бинду, а тело

простирается вниз через муладхару и вверх по переднему пути.

Голова ее со ртом, кусающим конец хвоста, также в бинду. Наблю-

дая за этой змеей, ВЫ заметите, что она начинает продвигаться в

эллипсе психических проходов. Она может даже уйти с этого пу-

ти и следовать но новому. Внимательно наблюдайте за ней - за

185

всем, что она делает. Когда ваша задержка дыхания исчерпана, ос-

вободите йони мудру, верните руки на колени и переведите вни-

мание к бинду. Затем опуститесь в муладхару через позвоночный

проход с уджайи-выдохом, наклоняя голову вперед, повторяя 3

раза "муладхара", и поднимитесь по переднему пути.

Выполните эту крийю 5 раз без перерыва на протяжении 5 ды-

ханий.

Примечание: Ваджроли мудру и мула бандху можно выпол-

нять вместе с йони мудрой.

№12: ШАМБХАВИ (лотос Парвати)

Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Зак-

ройте глаза и выполните кхечари мудру. Представьте цветок ло-

тоса с длинным тонким стеблем, простирающимся вниз. Корни ло-

тоса белые или прозрачио-зеленые, стебель растет из муладхара чак-

ры и перемещается в вашем позвоночном стволе. Цветок лотоса по-

коится в сахасраре, во бутон его пока закрыт. На дне его - несколько

светло-зеленых неразвившихся лепестков. Главные лепестки цветка -

розовые с красивыми красными прожилками. Постарайтесь ясно

представить себе этот лотос и прочувствовать его в своем теле.

186

Выдохните и переместите внимание к корню лотоса в мулад-

харе. Вдохните с уджайи пранаямой, и пусть ваше внимание мед-

ленно поднимается через центр стебля лотоса внутри позвоноч-

ного прохода. В конце вдоха вы достигнете закрытого бутона на

вершине стебля. Ваш подъем будет подобен подъему гусеницы,

карабкающейся вверх внутри тонкого стебля.

Удерживайте внимание в сахасраре с задержкой дыхания. Хо-

тя вы находитесь внутри лотоса, его можно видеть и снаружи,

когда он медленно раскрывает свои лепестки. Когда бутон распус-

тится в прекрасный цветок, вы увидите в его центре тычинки с

желтой пыльцой на кончиках. Он опять медленно закрывается,

чтобы раскрыться вновь. После того как лотос перестанет откры-

ваться и закрываться, словно запечатанный, медленно опуститесь

сквозь стебель к муладхаре, плывя вниз по течению своего уджа-

йи-выдоха. Оставайтесь в муладхаре несколько секунд и предс-

тавьте корни, простирающиеся по всем направлениям. Еще раз

поднимитесь по стеблю с уджайи-вдохом. Так поднимайтесь и

опускайтесь 11 раз и заканчивайте крийю.

№13: АМРИТ ПАН (пить нектар)

Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза

закрыты в течение всего занятия. Выполняйте кхечари мудру. Пе-

187

ренесите внимание в манипура чакру - источник теплой сладкой

жидкости. Полностью выдохните и вдохните с уджайей, всасывая

часть этой жидкости вверх, в вишуддху, сквозь позвоночный

проход. Задержитесь в вишуддхе несколько секунд. Теплый нек-

тар, извлеченный вами из манипуры, охлаждается в вишуддхе. С

уджайей мысленно выдохните вверх, в лалапа чакру (задняя сто-

рона мягкого нёба) через проход нектара. Проталкивайте с выдо-

хом прохладный нектар вверх, к лалане. Там ваш выдох как бы

рассеивается сам собой. Немедленно возвращайтесь в манипура

чакру. Со следующим уджайи-вдохом продолжайте перемещать

тепло-сладкую жидкость вверх. Выполните 9 таких перемещений.

№14: ЧАКРА БХЕДАН (пронзите чакру)

Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза

закрыты в течение всей психотехники. Выполните кхечари мудру

и уджайи пранаяму. Между вдохом и выдохом нет пауз. Выдохни-

те и переведите свое внимание вниз, в свадхистана чакру у ос-

нования позвоночника. Вдохните и направьте внимание сначала

в муладхару, а затем вверх, по переднему пути.

Примерно на уровне вишуддха кшетрам вдох прекращается, и

вы начинаете выдох из вишуддха кшетрам в бинду, а затем вдоль

позвоночника из аджны в свадхистана чакру. Один цикл завер-

188

шен. Это упражнение обычно длится 59 цаклов, но если ваша дха-

рана началась до того, как вы исчерпали все цаклы, прервите

практику и переходите к следующему упражнению.

Примечание: При желании можно мысленно повторять назва-

ния чакр и кшетрам.

№15: СУШУМНА ДАРШАН (внутреннее видение чакр)

Прежде чем увидеть чакры внутри себя, изучите диаграмму

каждой чакры. Сядьте в сиддхасану, сиддха йони или падмасану.

Закройте глаза и дышите произвольно. Внимание - на муладхаре.

Воображаемым карандашом вы рисуете в муладхаре квадрат и

вписываете в него треугольник основанием вверх, а вокруг квад-

рата - окружность, которая соприкасается с его углами. Нарисуй-

те по лепестку на каждой стороне квадрата.

Теперь внимание - на свадхистану. Нарисуйте в этой чакре ок-

ружность того же радиуса, что в муладхаре, и 6 лепестков вокруг

окружности, а на дне круга - полумесяц.

Переходите к манипуре. Нарисуйте окружность и впишите в

нее треугольник основанием вверх, внутри которого нарисуйте

огненный шар. Вокруг окружности - 10 лепестков.

Внимание возвышается до анахаты. Нарисуйте в этой чакре

два взаимно пересекающихся треугольника - один основанием

вверх, другой основанием вниз. Вокруг шести образовавшихся

углов опишите окружность, окаймленную 12 лепестками.

Переходите к вишуддхе. Нарисуйте окружность, окаймлен-

ную 16 лепестками и внутри круга, в верхней его части, нарисуй-

те круг поменьше. Он символизирует амриту (нектар).

Поднимайтесь к аджне. Нарисуйте круг, а внутри него напи-

шите на санскрите ОМ (т.е.). С левой и правой стороны круга -

по лепестку.

В бинду нарисуйте полумесяц с крошечным кружочком над ним.

Вы достигли сахасрары. Нарисуйте круг и впишите в него тре-

угольник основанием ВНИЗ. Вокруг круга - 1000 лепестков. Теперь

постарайтесь окинуть единым взглядом все чакры в их последо-

вательности. Если не получается, то в первый день созерцайте

только две чакры и добавляйте по одной каждый день, пока вы не

сможете их представить в своем теле все вместе.

№16: ПРАНА АХУТИ (божественный душ)

Сядьте в сиддхасаиу, сиддха йони асану или падмасану. Зак-

ройте глаза и дышите произвольно. Ощутите мягкое касание бо-

жественной руки, лежащей на вашей голове. Из этой руки исхо-

189

дит тонкая прана и пронизывает ваше тело и ум. Она истекает из

сахасрары в позвоночную скважину. У каждого могут возникнуть

индивидуальные ощущения: прохлада, жар, энергия, электричес-

кий поток, воздушный поток, движение жидкости и т.д. В резуль-

тате этих ощущений вы можете ощутить вибрации, толчки, по-

дергивания, чувство щекотания.

Когда прана достигла муладхары, сразу же переходите к следую-

щему упражнению, не ожидая вторичных таких же ощущений.

№17: УТТАН (кундалини поднимается)

Сядьте в сиддхасану, сиддха йони асану или падмасану. Глаза

закрыты. Дыхание произвольное. Внимание - на муладхара чак-

ре. Постарайтесь тщательно разглядеть детали муладхары и уви-

деть чакру в целом. Вы созерцаете черный шивалингам, состоя-

щий из дымчато-газовой субстанции. Вокруг лингама в три с по-

ловиной кольца обвилась красная змейка, которая пытается раск-

рутиться и взвиться вверх по сушумне. Но тщетно - она не мо-

жет этого сделать сама и сердито шипит... Хвост змеи прочно

190

отождествлен с шивалингамом, но голова и тело ее способны вы-

тягиваться вверх и опускаться вниз. Впрочем, иногда змея вместе

с шивалингамом перемещаются так, что их возможно обнару-

жить и в аджне, и в сахасраре. Голова змеи широка, как ваше тело,

но это - не капюшон кобры. Вы можете ощутить некоторое стес-

нение в теле, после чего возникает ощущение блаженства. Это оз-

начает, что вы должны сразу же переходить к следующему упраж-

нению.

№18: СВАРУПА ДАРШАН (видение своей сущности)

Оставайтесь сидеть в сиддхасане, сиддха йони асане или пад-

масане и не открывайте глаз.

Прислушайтесь к своему физическому телу, которое не-

подвижно, и зафиксируйте этот факт. Вы уверены, что ваше тело

устойчиво, как скала. Обратите внимание на свое дыхание. Оно

естественно в своем постоянном потоке, но тело ваше постепен-

но деревянеет и как бы застывает. Когда ваше тело станет жест-

ким, как камень, и вы уже не сможете произвольно двигать им и

его частями, переходите к следующему упражнению.

191

№19: ЛИНГА САНЧАЛАНА (астральные возможности)

Оставайтесь в неподвижной асане с закрытыми глазами. Непод-

вижность вашего тела вынудит вас дышать в ритме уджайи, автома-

тически совершая кхечари мудру. Отождествитесь с дыханием, и вы

обратите внимание, что с каждым вдохом ваше тело как бы расши-

ряется, а с выдохом - сжимается, несмотря на то, что тело неподвиж-

но и окаменело, как статуя. По существу, расширяется и сжимается

ваше астральное тело, которое вы начинаете воспринимать как ре-

ально ощутимое. Когда амплитуда между сжатием и расширением

увеличится настолько, что астральное тело в момент сжатия ощу-

щается как ослепительная точка, вы должны немедленно прер-

вать упражнение и перейти к следующему.

192

ПРАКТИКА ДХЬЯНЫ

№20: ДХЬЯНА (медитация)

Вы выявили свое астральное тело как единственную точку

света. Теперь присмотритесь получше к этой точке света и вы об-

наружите, что она имеет форму золотого яйца. Наблюдая, вы за-

метите, что оно расширяется и пылает все более интенсивно, хо-

тя лучей света и не видно. Эта форма яйца постепенно принима-

ет форму вашего физического тела. Однако это не означает, что

она стала материальной или даже астральной.

Эта форма - есть пылающий свет, ваша причинная сущность.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.