Основные даты жизни Э. Т. А. Гофмана — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Основные даты жизни Э. Т. А. Гофмана

2022-09-01 27
Основные даты жизни Э. Т. А. Гофмана 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1776, 24, января —  Гофман родился в Кёнигсберге, Пруссия, в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и его супруги (и кузины) Луизы Альбертины, урожденной Дёрфер.

1778  — развод родителей. Старший брат остался с отцом. Мать с двухлетним Эрнстом возвращается в дом своей овдовевшей матери. Эрнст растет под присмотром семейства Дёрферов.

1779, 24 мая —  смерть глубоко любимой тети Шарлотты Вильгельмины Дёрфер (тетя «Фюсхен»).

1782 —  посещение реформатской школы в Кёнигсберге (до 1792 года). Отца Гофмана переводят в Инстербург.

1786 —  знакомство с Т. Г. Гиппелем (род. в 1775 году). Гиппель сначала был школьным товарищем Гофмана, а затем его другом на всю жизнь.

1790 — Гофман берет уроки музыки у соборного органиста Подбельского и уроки рисования у художника Земана. Его способность к музыке и живописи находит признание. Семейство Гиппелей возводится в дворянство, и друг юности Гофмана становится юнкером.

1792 —  продолжая семейную традицию, Гофман начинает изучать право в Кёнигсбергском университете. Часы своего досуга он посвящает писательству, музицированию, сочинению музыки и рисованию.

1793 —  Гофман влюбляется в замужнюю, на 9 лет старше его Дору Хатт.

1794 —  Гиппель, раньше закончивший изучение права, покидает Кёнигсберг. Оживленная переписка Гофмана с ним.

1795 —  Гофман работает над романами «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный» (оба до нас не дошли). Впервые знакомится с «Дон Жуаном» Моцарта; читает романы Гроссе, Стерна, Жана Поля, Шекспира, Руссо. Тайная, лишь отчасти взаимная любовь к Доре Хатт продолжается.

22 июля  — первый экзамен по юриспруденции. Гофман становится судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении.

1796, январь —  Гофман конфликтует с любовником Доры Хатт, собирается покинуть Кёнигсберг. Семья решает отправить его на попечение к крестному отцу, дяде по матери И. Л. Дёрферу в Глогау.

13 марта  — смерть матери.

Июнь  — переезд в Глогау. Знакомство с художником Алоисом Молинари, которому он помогает расписывать местную церковь иезуитов. Знакомство с И. фон Фоссом.

1797 —  дружба с акцизным чиновником и композитором Иоганном Хампе.

27 апреля —  смерть отца.

Май — июнь  — поездка в Кёнигсберг. По пути короткая встреча с Гиппелем, который собирается вступить в наследство имением. Неловкость и отчужденность в отношениях между друзьями. Последнее свидание с Дорой Хатт. Окончательный разрыв.

1798 —  Гофман помолвлен со своей кузиной Минной Дёрфер (род. в 1775 году).

20 июня —  успешная сдача второго экзамена по юриспруденции. Дядя И. Л. Дёрфер (отец Минны) переводится в Берлин на должность тайного советника верховного трибунала, поэтому Гофман хлопочет о своем переводе в Берлин на должность референдария апелляционного суда.

Август —  перевод в Берлин. Со своим экзаменатором Ф. Г. Ягвицем совершает путешествие по Исполинским горам. Первое увлечение азартной игрой. Через Дрезден Гофман возвращается в Берлин, куда прибывает в конце августа и поселяется сначала в пансионе, а затем у Дёрферов. Берет уроки музыкальной композиции у Фр. Рейхардта. Начало дружбы с актером и гитаристом Фр. фон Гольбейном.

1799 —  сочинение текста и музыки трехактного зингшпиля «Маска».

1800, январь —  Гофман тщетно предлагает свой зингшпиль для постановки в Королевском Национальном театре. Совместно с Гиппелем, на некоторое время прибывшим в Берлин, готовится к третьему экзамену по юриспруденции, который сдает 27 марта.

Май  — назначение на должность асессора в познаньском окружном суде.

Начало лета —  поездка с Гиппелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден. Прибытие в Познань. На Рождество поездка в Берлин и знакомство с Жаном Полем, который бывает в доме Дёрферов.

1801 —  сочинение зингшпиля «Шутка, хитрость и месть» на слова Гёте; постановка его на познаньской сцене. Жан Поль направляет партитуру Гёте, снабдив ее своей рекомендацией.

1802, февраль —  во время бала-маскарада распространяются карикатуры Гофмана на верхушку познаньского общества. Скандал и перевод Гофмана в порядке наказания в Плоцк.

Начало марта —  Гофман расторгает помолвку с Минной Дёрфер.

26 июля —  Гофман женится на польке Михаелине (Мише) Рорер-Тжчиньской.

Лето  — переезд молодоженов в Плоцк. Гофман чувствует себя в этом маленьком польском городе как в изгнании, ведет замкнутый образ жизни, сочиняет церковную музыку и фортепьянные произведения, углубляется в изучение теории композиции.

1803 —  тщетные попытки найти издателя для своих музыкальных произведений. Гофман сочиняет эссе «Письмо монаха своему столичному другу», которое 9 сентября опубликовано в «Прямодушном», — это первая литературная публикация Гофмана. Он безуспешно принимает участие в проведенном Коцебу конкурсе на лучшую комедию («Премия»). Гофман ходатайствует о своем переводе в одну из западных прусских провинций.

1804, 24 января — 25 февраля —  последнее посещение Кёнигсберга. Встреча с Гиппелем и Мальхен Хатт, дочерью к тому времени умершей возлюбленной Доры.

Март —  Гофман переведен в Варшаву на должность правительственного советника. Там начинается его дружба с Юлиусом Эдуардом Хитцигом.

Декабрь —  Гофман сочиняет двухактный зингшпиль «Веселые музыканты» (по тексту К. Брентано). На титульном листе партитуры Гофман в первый раз называет себя именем Амадей.

1805 —  более близкое знакомство с Захарией Вернером, для которого Гофман пишет музыку к спектаклю «Крест на Балтике». В Варшаве состоялось представление «Веселых музыкантов».

31 мая —  учреждение «Музыкального общества», одним из руководителей которого стал Гофман.

Июль  — рождение дочери Цецилии.

1806 —  после приобретения «Музыкальным обществом» дворца Мнишков Гофман занимается его внутренним оформлением, собственноручно расписывая многие помещения. По случаю торжественного открытия дворца Гофман дирижирует своей симфонией ми-бемоль мажор.

28 ноября —  в город вступают французы. Из-за роспуска прусских учреждений Гофман лишается должности.

1807, январь —  Миша и дочь Цецилия уезжают к родственникам в Познань. Гофман поселяется в мансарде дворца Мнишков, который теперь стал резиденцией Дарю. Тяжелая болезнь Гофмана. Он собирается переехать в Вену, но не получает визы, поэтому отправляется в Берлин, где рассчитывает получить помощь от Хитцига.

18 июня  — прибытие в Берлин. Начало нужды и голода. Попытка целиком посвятить свою жизнь искусству.

Середина августа —  смерть в Познани двухлетней дочери Цецилии.

1808, середина апреля —  Гофман приглашен в качестве капельмейстера в Бамберг.

Начало мая —  нужда достигает своего пика. Замысел «Кавалера Глюка».

9 июня —  отъезд из Берлина, посещение Хампе в Глогау. В Познани Гофман забирает Мишу.

1 сентября  — прибытие в Бамберг.

21 октября —  неудачный дебют в качестве дирижера в Бамбергском театре. Гофман слагает с себя обязанности дирижера, сохраняя при этом звание капельмейстера, и отныне зарабатывает на жизнь частными уроками и сочинением от случая к случаю музыки для театра.

1809, 15 февраля —  «Кавалер Глюк» опубликован во «Всеобщей музыкальной газете», с которой Гофман начинает активно сотрудничать. Знакомство со знаменитым врачом А. Ф. Маркусом. Знакомство с виноторговцем К. Ф. Кунцем, позднее ставшим первым издателем Гофмана.

Август —  Гофман сочиняет фортепьянное трио ми-мажор, которое тщетно предлагает издателям.

1810 —  Франц фон Гольбейн принимает руководство Бамбергским театром. Деятельность Гофмана в качестве помощника директора, режиссера, драматурга, декоратора и композитора. Начинается блестящий период Бамбергского театра. Особой славой пользуются инсценировки Гольбейна и Гофмана по произведениям Кальдерона. Гофман находит свое «alter ego», образ Крейслера («Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера»).

1811 —  любовь к Юлии Марк, которой Гофман дает уроки пения и которая еще не подозревает о чувствах своего учителя Знакомство с Карлом Марией фон Вебером, посетившим Бамберг.

1812 —  страстная любовь к Юлии Марк достигает апогея. Миша ревнует. Мать Юлии устраивает помолвку дочери. Гофман опасается впасть в безумие. Мысли о двойном самоубийстве. Первые планы романа «Часы просветления некоего безумного музыканта». Интенсивные занятия натурфилософией и «животным магнетизмом».

14 мая  — Наполеон проездом посещает Бамберг.

Лето  — замысел оперы «Ундина».

5 сентября —  драматический разрыв отношений с семейством Марк во время увеселительной поездки в Поммерсфельден.

19 сентября —  Гофман приступил к написанию «Дон Жуана».

Конец ноября —  серьезные денежные затруднения.

Декабрь —  свадьба купца Грепеля с Юлией Марк. Фуке пишет либретто для оперы «Ундина».

1813, февраль —  Гофман получает предложение занять должность музыкального директора оперной труппы Иозефа Секонды (Лейпциг и Дрезден).

18 марта —  заключен издательский договор с Кунцем.

25 апреля —  прибытие в Дрезден, случайная встреча там с Гиппелем, находившимся при Гарденберге в качестве государственного советника. Друзья общаются вплоть до вступления 8 мая в Дрезден Наполеона.

19 мая —  Гофман начинает писать «Магнетизера».

20 мая —  отъезд в Лейпциг, где находится оперная труппа Секонды. По дороге почтовая карета попадает в аварию, Миша получает серьезную травму. В Лейпциге Гофман приступает к исполнению обязанностей музыкального директора оперной труппы Секонды.

24–25 июня —  во время перемирия Гофман едет с оперной труппой в Дрезден.

26–27 августа  — Гофман становится свидетелем битвы под Дрезденом.

Октябрь–ноябрь —  Гофман дирижирует оперными спектаклями в осажденном, переживающем эпидемии и голод Дрездене. Замысел «Золотого горшка».

10 декабря  — поражение Наполеона, после которого Гофман возвращается с оперной труппой в Лейпциг.

1814, 15 февраля  — Гофман завершает сказку «Золотой горшок».

26 февраля —  разрыв с Секондой, усомнившимся в компетентности Гофмана и уволившим его. Вновь нужда, которую Гофман пытается преодолеть, рисуя антинаполеоновские карикатуры и сочиняя рецензии для «Всеобщей музыкальной газеты».

5 марта —  начало работы над романом «Эликсиры сатаны», который, как надеется Гофман, в финансовом отношении станет для него «эликсиром жизни».

Начало мая  — выходят в свет первые два тома «Фантазий в манере Калло».

6 июля  — неожиданный приезд Гиппеля, который советует Гофману возвратиться на государственную службу.

5 августа  — завершение оперы «Ундина».

Сентябрь  — прусское министерство юстиции предлагает Гофману работу, на первых порах без оклада, в должности государственного чиновника. Гофман соглашается.

26 сентября —  прибытие в Берлин. Встреча с Хитцигом, личное знакомство с Фуке, Шамиссо, Тиком, Францем Хорном, Филиппом Фейтом. «Фантазии в манере Калло» пользуются успехом. Гофман становится желанным гостем в литературных салонах.

1815 —  Гофман становится популярным автором альманахов и карманных изданий. Он принимает предложения издателей, поскольку, будучи в то время чиновником без оклада, нуждается в деньгах. Прекращение малодоходной работы для «Всеобщей музыкальной газеты».

27 мая  — генеральный интендант Брюль принимает «Ундину» для постановки в Национальном театре. Знакомство с Брентано и Эйхендорфом.

1 июля  — Гофман арендует свою последнюю квартиру на Таубенштрассе, 31 (на Жандармском рынке). Начало дружбы с Девриентом.

Сентябрь  — выходит в свет первый том «Эликсиров сатаны».

1816 —  не сбывается надежда Гофмана занять вакантную должность капельмейстера. Разочарованный, он смиряется со своей юридической должностью «ради хлеба насущного»

22 апреля —  назначен советником апелляционного суда (с окладом). Май —  выходит в свет второй том «Эликсиров сатаны».

Июнь — июль —  начало дружбы с К. М. фон Вебером.

3 августа  — премьера оперы «Ундина», музыка Гофмана и декорации Шинкеля имеют успех. Начинают выходить «Ночные рассказы» (до 1817 года).

1817, 17марта —  во «Всеобщей музыкальной газете» выходит пространная положительная рецензия К. М. фон Вебера на «Ундину». В апелляционном суде Гофман считается блестящим судьей; как композитор он создал себе на короткое время имя; издатели нарасхват берут его литературные сочинения. Соответственно, поправилось и его финансовое положение.

27 июля —  четырнадцатое (и последнее) представление «Ундины».

29 июля —  пожар в театре, уничтоживший бесценные декорации «Ундины». Пожар едва не перебросился и на дом, в котором жил Гофман. Гофман прекращает посещение салонов и кружков и становится завсегдатаем питейных заведений, особенно винного погребка «Люттер и Вегнер»

1818 — замысел литературного произведения «Мастера пения. Роман для друзей музыкального искусства». Хотя эта книга и была объявлена в каталоге ярмарки, Гофман так и не написал ее. Замысел большого сборника рассказов (первоначальное название «Серафимовы братья», затем — «Серапионовы братья»). Замысел новой оперы по произведению Кальдерона «Любовник после смерти». Контесса пишет для нее либретто.

Весна  — тяжелая болезнь. Замысел «Крошки Цахеса».

Лето —  Гофман заводит кота и дает ему имя Мурр

Октябрь —  окончание рассказа «Мадемуазель де Скюдери».

14 ноября  — учреждение Серапионова кружка, в который наряду с Гофманом вошли Хитциг, Контесса, Кореф и др.

1819, январь —  выходит второе издание «Фантазий в манере Калло». Платоническая любовь к Иоганне Эунике.

Февраль —  выходит первый том «Серапионовых братьев».

Май —  начало работы над «Житейскими воззрениями кота Мурра».

Середина июля — начало сентября  — поездка с целью отдыха в Исполинские горы. Сочинение оперы по произведению Кальдерона не двинулось дальше начала.

1 октября  — Гофман назначен членом «Непосредственной следственной комиссии по выявлению изменнических связей и других опасных происков».

Октябрь — ноябрь  — судебные заключения Гофмана, в которых содержится требование об освобождении «демагогов».

Конец ноября —  разногласия «Непосредственной комиссии» (особенно Гофмана) с прусским правительством по поводу ареста «отца гимнастического движения» Яна, иск которого об оскорблении, поданный против начальника полиции Кампца, поддерживает Гофман.

Декабрь —  выходит первый том романа о Крейслере и Мурре; содержащаяся в нем завуалированная критика «преследования демагогов» пока что остается незамеченной.

1820, февраль —  развернутое решение по делу Яна, в котором Гофман требует его освобождения.

23 марта  — письмо Бетховена Гофману с выражение признательности.

Начало лета  — написана «Принцесса Брамбилла».

Сентябрь — октябрь  — выходит третий том «Серапионовых братьев». Сотрудничество с генеральным музыкальным директором Спонтини, для которого Гофман переводит и перерабатывает либретто оперы «Олимпия».

1821 —  Гофман становится объектом критики со стороны патриотически настроенных противников Спонтини.

8 июня  — в Берлине состоялась премьера оперы К. М. фон Вебера «Вольный стрелок», которую противники Спонтини использовали как орудие борьбы против него. Гофман оказался между двух огней. Вопреки обещанию, данному Веберу, он не написал рецензию на «Вольного стрелка».

Август —  начало работы над вторым томом «Житейских воззрений кота Мурра» (окончены в начале декабря).

8 октября —  перевод Гофмана в Верховный апелляционный сенат апелляционного суда, повышение должностного оклада.

6 ноября —  первые страницы рукописи «Повелителя блох» (впоследствии ставшие предметом судебного разбирательства) отправлены издателю Вильмансу во Франкфурт. План романа «Предсвадебный медовый месяц Тимотеуса Шнельпфеффера» (не осуществлен).

29/30 ноября  — смерть кота Мурра.

Середина декабря  — выходит второй том романа о Мурре и Крейслере.

1822, около 18 января —  начало болезни Гофмана

23 января  — прусское правительство распорядилось конфисковать рукописи и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписку с издателем.

31 января  — Кампц считает доказанными обвинения, выдвинутые против Гофмана по поводу осмеяния преследования «демагогов» и нарушения служебной тайны, и требует строгого наказания писателя. Гиппель, в течение нескольких недель находившийся в Берлине, заступается за Гофмана и добивается переноса намеченного допроса.

23 февраля —  Гофман диктует защитительную речь.

28 февраля —  Гофман диктует окончание «Повелителя блох».

26 марта —  завещание. Вскоре после этого наступает полный паралич.

Апрель —  Гофман диктует «Угловое окно». «Повелитель блох» выходит в урезанном виде.

Около 10 июня —  Гофман диктует анекдот «Наивность», а также рассказ «Враг», так и оставшийся неоконченным.

24 июня  — паралич становится почти полным (достигает шеи).

25 июня, около 11 часов утра  — Гофман умирает.

28 июня  — погребение.

 

БИБЛИОГРАФИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

 

 

Сочинения Гофмана

 

Серапионовы братья. Собрание повестей и сказок. М., 1836.

Полное собрание сочинений / Перев. и изд. под ред. Н. В. Гербеля и А. Л. Соколовского. Т. 1–4. СПб., 1873–1874.

Собрание сочинений. Т. 1–8. СПб., 1896–1899.

Собрание сочинений / Под общ. ред. и с предисл. П. С. Когана. Т. 1–7. М., 1929–1930.

Избранные произведения. В 3 т. М., 1962.

Житейские воззрения кота Мурра. М., 1967 (Библиотека всемирной литературы).

Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. М., 1972 (Литературные памятники).

Новеллы. М., 1978.

Избранные произведения / Вступит, ст. И. Ф. Бэлзы. М., 1989.

Новеллы / Сост. Н. А. Жирмунской. Л., 1990.

Собрание сочинений / Редколлегия: А. Б. Ботникова и др.; предисл. А. Карельского. В 6 т. М., 1991–2000.

Эликсиры сатаны / Изд. подг. Н. А. Жирмунская. СПб., 1993.

 

Исследования

 

Ботникова А. Б.  Э. Т. А. Гофман и русская литература (Первая половина XIX в.): К проблеме русско-немецких литературных связей. Воронеж, 1977.

Браудо Е. М.  Э. Т. А. Гофман. СПб., 1922.

Виткоп-Менардо Г.  Э. Т. А. Гофман, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1999.

В мире Э. Т. А. Гофмана: Сборник статей / Под ред. В. И. Грешных. Калининград, 1994.

Грешных В. И.  В мире немецкого романтизма: Ф. Шлегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне. Калининград, 1995.

Житомирская З. В.  Э. Т. А. Гофман. Библиография русских переводов и критической литературы. М., 1964.

Федоров Ф. П.  Эстетические взгляды Э. Т. А. Гофмана. Рига, 1972.

Художественный мир Э. Т. А. Гофмана: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлзы. М., 1982.

Э. Т. А. Гофман: Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Сост. К. Гюнцеля. Перев. с нем. М., 1987.

 

Иллюстрации

 

 

Автопортрет Гофмана с его другом Теодором Готлибом фон Гиппелем в образе Кастора и Полидевка. 1803 г.

 

Соборная площадь в Кёнигсберге.

 

Теодор Готлиб фон Гиппель-старший. бургомистр Кёнигсберга.

 

Теодор Готлиб фон Гиппель-младший, друг Гофмана.

 

Общий вид Кёнигсберга.

 

Иоганн Готлиб Фихте.

 

Иммануил Кант.

 

Кёнигсбергский университет.

 

Контрабасист. Рисунок Гофмана.

 

Фантазии воспаленного воображения. Рисунок Гофмана.

 

Юлиус Эдуард Хитциг.

 

Захария Вернер.

 

Плоцк. Кафедральный собор и церковь.

 

Прусские чиновники И. К. Маргграф и фон Клебер в Варшаве. Карикатура Гофмана. 1805 г.

 

Варшавские советники. Рисунок Гофмана.

 

Дом в Бамберге, в котором жил Гофман и где ныне размешается его музей.

 

Юлия Марк в зрелые годы.

 

Бамберг. Вид на город у канала.

 

Кавалер Глюк.

 

Вольфганг Амадей Моцарт.

 

Гофман в гостях у своего издателя Кунна. Рисунок Гофмана.

 

Креислер в безумии. Рисунок Гофмана.

 

Юлиус Эдуард Хитциг с женой Евгенией. Акварель Гофмана. 7 сентября 1807 г.

 

Каноник Зееберт в пивной «Буг» в Бамберге. Рисунок Гофмана.

 

Каноник Штёр. Рисунок Гофмана.

 

Врач Кристиан Пфейфер обследует виноторговца Кунна. Рисунок Гофмана.

 

Карл Фридрих Кунц со своей семьей. Рисунок гуашью Гофмана Февраль 1813 г.

 

Магнетизер Гравюра Д. Ходовицкого. 1790 г.

 

Гофман. Автопортрет.

 

Актер Кезелиц в «Женитьбе Фигаро». Рисунок Гофмана.

 

Актер Унцельман в зингшпиле «Микеланджело». Рисунок Гофмана.

 

Автопортрет Гофмана с шутливыми пояснениями  — нос: b —  лоб: и так далее).

 

Эрнст Теодор Амадей Гофман. Автопортрет.

 

Адальберт фон Шамиссо.

 

Новалис.

 

Людвиг Тик.

 

Барон Фридрих де ла Мотт Фуке.

 

Карл Мария фон Вебер.

 

Карл Вильгельм Контесса.

 

Бранденбургские ворота в Берлине.

 

Франц фон Хольбейн.

 

Граф Карл фон Брюль.

 

Здание Королевской оперы в Берлине.

 

Гофман. Автопортрет.

 

Актер Людвиг Девриент.

 

Актриса Иоганна Эунике.

 

Гофман и Девриент в кабачке «Люттер и Вегнер». Рисунок Гофмана.

 

Иоганн Фридрих Рейхардг.

 

Гаспар Спонтини.

 

Проект сценической декорации к опере Луиджи Керубини «Водовоз».

 

Гофман верхом на коте Мурре сражается с прусской бюрократией. Карикатура, предположительно принадлежащая перу правительственного советчика фон Камптца.

 

Берлинский Королевский апелляционный суд.

 

Гофман. Автопортрет.

 

«Эликсиры сатаны»: встреча с двойником. Иллюстрация Т. Хоземана.

 

Сын Хитинга Фриц, ставший героем сказки «Щелкунчик и Мышиный король». Акварель Гофмана. 1815 г.

 

Сцена из «Песочного человека». Рисунок Гофмана.

 

«Житейские воззрения Кота Мурра» Иллюстрация Т Хоземана.

 

Гофман, страдающий подагрой. Автопортрет из письма К Ф. Купцу от 4 марта 1814 г… «Да изменит Бог к лучшему!»

 

Гофман переселяется в свою последнюю квартиру в Берлине. Рисунок из письма Купцу от 18 июля 1815 г.

 

Надгробие на могиле Гофмана.

 

«Нам всем предстоит умереть». Рисунок Гофмана из письма Кунцу.

 

Э. Т. А. Гофман. Рисунок Г. Штайнера.

 

 


[1] Еще один парадокс: в библиотеке Немецкого культурного центра имени Гёте в Москве нет ни произведений самого Гофмана, ни книг о нем — невероятно, но факт!

 

[2] Встречающиеся в тексте книги цитаты из произведений Гофмана большей частью переведены мною, за исключением отдельных, ставших уже классическими, переводов (В. С. Соловьева, А. А. Морозова).

 

[3]  Ифланд (Иффланд) Август Вильгельм  (1759–1814), немецкий актер, режиссер и драматург, возглавлял Берлинский Королевский Национальный театр (Здесь и далее прим перев.)

 

[4]  Канетти Элиас,  австрийский писатель, нобелевский лауреат (1981).

 

[5]  Гогенцоллерны  — династия бранденбургских курфюрстов (1415–1701), прусских королей (1701–1918) и германских императоров (1871–1918).

 

[6] Игра слов: по-немецки Kaufmann  означает «купец».

 

[7] От немецких слов fach  — панель, секция; и werk  — сооружение. Дома, состоящие из системы стоек, раскосов и обвязок, с заполнением камнем, кирпичом или глиной.

 

[8]  Гермес Иоганн Тимофей  (1738–1821), известный немецкий писатель-романист.

 

[9]  Вёльнер Иоганн Христофор  (1732–1800), прусский министр, пользовавшийся большим влиянием на короля Фридриха Вильгельма II. Бишофвердер Иоганн Рудольф фон,  религиозный мистик, фаворит прусского короля Фридриха Вильгельма II.

 

[10]  Фихте Иоганн Готлиб  (1762–1814), немецкий философ, профессор Йенского университета, с 1810 года профессор и первый выборный ректор Берлинского университета. Гердер Иоганн Готфрид  (1744–1803), немецкий философ, критик, идеолог движения «Бури и натиска». Ленц Якоб Михаэль Рейнхольд  (1751–1792), немецкий писатель, принадлежал к движению «Бури и натиска». С 1781 года жил в России. Мендельсон Мозес  (1729–1786), немецкий просветитель, философ. Генц Фридрих, фон —  (1764–1832), немецкий публицист, с 1802 года на австрийской службе, проводник политики К. Меттерниха.

 

[11] Волшебный фонарь (лат.).

 

[12]  Лессинг Готхольд Эфраим  (1729–1781), немецкий драматург, теоретик искусства, один из основоположников немецкой классической литературы Трагедия «Эмилия Галотти» была написана в 1772 году.

 

[13]  Коцебу Август Фридрих Фердинанд фон  (1761–1819), немецкий писатель, монархист, убит по политическим мотивам студентом Карлом Зандом.

 

[14]  Гиммель Фридрих Генрих  (1765–1814), композитор, капельмейстер прусского короля Фридриха II.

 

[15]  Гроссе Карл  (1768–1847), немецкий писатель, автор приключенческих романов, пользовавшихся популярностью среди романтиков.

 

[16]  Шлегель Фридрих  (1772–1829), немецкий писатель, критик, языковед, философ культуры; с 1809 года на австрийской государственной службе, сотрудничал с К. Меттернихом. Вместе со своим старшим братом Августом Вильгельмом  (1767–1845) являлся одним из главных теоретиков немецкого романтизма.

 

[17]  Брентано Клеменс  (1778–1842), писатель и поэт, помимо прочего, издавал (совместно с Л. А. Арнимом) сборники народных стихов, песен и баллад.

 

[18]  Тик Людвиг Иоганн  (1773–1853), писатель и поэт, один из основоположников немецкого романтизма.

 

[19]  Шлейермахер Фридрих  (1768–1834), протестантский теолог и философ, переводчик.

 

[20] Возлюбленную (итал).

 

[21] Право (лат.).

 

[22] Ничегонеделания (итал).

 

[23] Будущий (лат.).

 

[24]  Арним Людвиг Ахим фон  (1781–1831), писатель и поэт; издавал (совместно с К. Брентано) сборники народных стихов, песен и баллад.

 

[25]  Ваккенродер Вильгельм Генрих  (1773–1798), немецкий писатель.

 

[26]  Лесаж Ален Рене  (1668–1747), французский писатель Роман «Хромой бес» был написан в 1701 году.

 

[27]  Глюк Кристоф Вимибалъд  (1714–1787), композитор, работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма, отразила новые тенденции в искусстве Просвещения.

 

[28] Скандальная хроника (франц.).

 

[29] Взбешенного музыканта (франц.). Хогарт Уильям  (1697–1764), английский живописец, график, мастер сатирического бытового жанра.

 

[30]  Кальдерон де ла Барка Педро  (1600–1681), крупнейший драматург испанского барокко.

 

[31]  Фонтане Теодор  (1819–1898), немецкий писатель. Новелла «Шах фон Вутенов» написана в 1883 году

 

[32] Великое произведение (лат.).

 

[33] В зародыше (лат.).

 

[34]  Люлли Жан Батист  (1632–1687), композитор, основоположник французской оперной школы.

 

[35] Второе я (лат).

 

[36] Как у Тита (фр.).

 

[37] Проклятый поэт (фр.).

 

[38] Здесь: угасание (итал.).

 

[39] В литературе (лат.).

 

[40] Возлюбленная тень (шпал.).

 

[41]  Штейн Генрих Фридрих Карл, фон  (1757–1831), глава прусского правительства в 1807–1808 годах; провел ряд буржуазных преобразований.

 

[42]  Арндт Эрнст Мориц  (1769–1860), немецкий поэт, публицист, историк.

 

[43]  Геррес Йозеф  (1776–1848), немецкий писатель, философ и публицист, глашатай освободительной войны против Наполеона.

 

[44] По преимуществу, в высшей степени (фр.).

 

[45]  Мюллер Адам Генрих  (1779–1829), немецкий публицист на службе у К. Меттерниха; боролся с влиянием революционных идей XVIII века в Германии.

 

[46]  Юнг-Штиллинг Иоганн Генрих  (1740–1817), немецкий писатель, врач, автор романов и религиозно-мистических сочинений.

 

[47]  Марквард Одо  (род 1928) — философ, профессор Гисенского университета, противник притязания философии на абсолютное значение.

 

[48]  Парацельс  (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493–1541), врач и естествоиспытатель, один из основоположников т. н. ятрохимии — направления в медицине, которое рассматривало процессы, происходящие в организме, как химические явления, а болезни — как результат нарушения химического равновесия.

 

[49]  Вебер Карл Мария фон  (1786–1826), композитор и дирижер, музыкальный критик, основоположник немецкой романтической оперы.

 

[50]  Шамиссо Адальберт фон  (1781–1838), немецкий писатель, поэт и ученый-естествоиспытатель. Фуке Фридрих де ла Мотт  (1777–1843), немецкий писатель, драматург, автор рыцарских романов.

 

[51] Вчетвером (фр).

 

[52] Роман «Эффи Брист» Т. Фонтане издан в 1895 году.

 

[53]  Гумбольдт Вильгельм фон  (1767–1835), немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Брат естествоиспытателя Александра фон Гумбольдта. Цельтер Карл Фридрих  (1758–1832), немецкий композитор, хормейстер, педагог, основатель первого в Германии любительского хорового общества. Пюклер Герман  (1785–1871), с 1822 года князь фон Пюклер-Мускау, немецкий писатель и ландшафтный архитектор. Гёте Август фон,  сын Иоганна Вольфганга фон Гёте.

 

[54]  Эйхендорф Йозеф фон  (1788–1857), немецкий писатель, автор эпических поэм, новелл, романов, а также литературных воспоминаний.

 

[55] Бидермейер — так называется в немецкой историографии период между 1815 и 1840 годами.

 

[56]  Конзалик Хайнц  (1921–1999), немецкий писатель, автор популярных романов с шаблонными сюжетами. Зиммель Марио  (род. в 1924), австрийский писатель, популярно и увлекательно трактующий в своих романах актуальные темы.

 

[57]  Гнейзенау Август Вильгельм Антон, граф Нейтхарт  (1760–1831), прусский военачальник, генерал-фельдмаршал (с 1825). В 1815 году начальник штаба прусской армии; с 1830 года главнокомандующий прусской армией.

 

[58] Прекрасный дурман (итал.).

 

[59]  Сакс Ганс  (1494–1576), немецкий поэт, мейстерзингер. По профессии был башмачником.

 

[60]  Рихтер Людвиг  (1803–1884), немецкий живописец и график, представитель позднего романтизма.

 

[61]  Мёрике Эдуард  (1804–1875), немецкий писатель-романтик.

 

[62] Скрытое безумие (лат.).

 

[63]  Бюхнер Георг  (1813–1837), немецкий писатель, политический деятель. Драма «Войцек» написана в 1837 году.

 

[64] Индивид невыразим (лат).

 

[65]  Шпенглер Освальд  (1880–1936), немецкий философ, историк.

 

[66] Игра слов: фамилия Гофман по-немецки пишется Hoffmann,  а слово Hofmann  означает «придворный».

 

[67] Диктуя (лат.).

 

[68]  Блох Эрнст  (1885–1977), немецкий философ.

 

[69] В состоянии умирания (лат.).

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.369 с.