Этап III : Отрочество Герострата — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Этап III : Отрочество Герострата

2022-09-01 32
Этап III : Отрочество Герострата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В четырнадцать лет Герострат в очередной раз подрался с матерью. Он все еще был недостаточно силен, а потому проиграл. Кассандра вышвырнула его из дома. Кудрявый отрок шел по улице, опечаленный случившимся. Он думал:

– Вот бы этот мир рассыпался на части… Здесь меня ничего не радует. Здесь так глупо. Так пусто. Мать, презренная женщина…

Тут героя догнал сверстник и его лучший друг Илиодор. Мальчик был на голову выше Герострата и выглядел куда более внушительно. Илиодор сказал:

– Друг мой! Чего такой грустный?

– Мать избила.

– Опять? Неугомонная. Пошли на урок к Геротону! Он недавно стал главой гераклитовцев.

– Я не могу. Мать запретила мне.

– Пффф! Женщина не может ничего запретить мужчине! Даже если она мать!

– Она сказала, что изобьет меня палкой до полусмерти, если я пойду… Я на всю жизнь запомнил эти слова и её безумные глаза…

– Герострат, ты же умный парень. Что ты будешь делать в жизни без отца? Мать тебе не поможет!

– Мать мне помешает… Что бы я ни делал, мать мне мешает.

– Так не давай мешать. Пошли!

Герострат согласился.

 

***

 

Уже довольно пожилой Геротон читал лекцию в той самой пещере. Напротив сидели ученики, во главе которых находился и уже довольно старый Герократ, возраст которого трудно было измерить человеческой мерой. Ему было глубоко за сто лет, и он все еще был жив.

Геротон говорил:

– Друзья мои, учение огня разрастается. С каждым годом мы находим все больше единомышленников, многие из которых дополняют позицию Гераклита. Думаю, мы провели существенную работу за последние годы, и это нам воздастся.

Герократ поднял палочку, на которую обычно опирался:

– Глупости! Раньше было лучше!

Геротон покачал головой.

– Учитель, мы должны соответствовать ходу времени. Гераклит был гениальным мыслителем, но невозможно учесть все и сразу. Поэтому мы, его ученики, должны дорабатывать учение Гераклита, чтобы оно могло конкурировать с другими учениями.

– Гераклит не требует доработок!

– Учитель, вы сначала были за изменения. Все течет, все меняется. Даже учение Гераклита должно изменяться.

– Нет! Только истина неизменна! В том смысле, что мы уже знаем, что все течет и меняется. И знаем, что все сгорит. Что еще нужно?

Геротон ответил:

– Нужно разработать риторику, опровергать учения оппонентов и поработать над этикой. Сейчас нарождается этическая философия. Мы должны выработать стратегию жизни, свойственную нашему учению, иначе…

– Чушь все это… Люди мелочны. Вот что говорил Гераклит!

Спор двух стариков продолжался очень долго. Герократ разозлился и очень резко встал. Он хотел было сказать что-то неприятное своему ученику, но тут же потерял сознание и упал на пол. Ученики сразу же окружили учителя и попытались привести его в чувства, но ничего не получилось. Так умер один из самых старых жителей Эфеса.

 

***

 

После похорон Геротон подошел к двум новым ученикам: Герострату и Илиодору.

– Смерть Герократа была большим ударом для всех нас, но мы должны принять её с пониманием. Если в воде перемены несет течение, если в земле перемены несут землетрясения, если в воздухе перемены происходят сами собой, то в жизни человечества все большие перемены происходят благодаря смерти. При жизни учителя сдерживают своих учеников, приучают их, контролируют. После же смерти учителя мы уже увидим, чего стоят его ученики. Одни будут неумело повторять выученное, другие будут искусны, и, главное, третьи будут развивать идеи дальше.

Илиодор спросил:

– И вам не жалко?

– Я провел с этим человеком большую часть своей жизни. Он помог мне стать тем, кто я есть. Конечно, мне жалко, но я умею отпускать. И так Герократ очень сильно задержался в нашем мире. И я задержался. Мы прожили длинную жизнь…

 

***

 

На пути домой Илиодор и Герострат встретили жрицу Артемиды, Клименту. Она перегородила мальчикам дорогу и сказала:

– Я знаю, что вы что-то замышляете.

Илиодор ответил:

– Нет же, великая жрица. Ничего не замышляем.

– Наверное, вы с гераклитовцами. Они скрываются от меня. Они прячутся. И вы с ними. Расскажите, где они живут.

– Мы ничего не знаем.

– Мелкие и грязные недоноски, я вижу, что вы что-то скрываете. Где убежище гераклитовцев?

– Я впервые о них слышу. А ты, Герострат?

Герострат ответил:

– Я тоже.

Климента подошла к Герострату и заглянула к нему в глаза.

– Ты, мелкий урод, никем не защищен. У тебя нет отца. Твоя мать дешевая гетера. С тобой я смогу сделать все что угодно. Герократ – почтенный житель Эфеса. У Илиодора уважаемые родители. Но ты… Ты никто! И если с тобой случится что-то, то всем в городе будет плевать… Говори, где прячутся гераклитовцы.

Герострат покачал головой.

– Ничего об этом не знаю.

Климента ушла.

 

***

 

На следующий день Герострат вернулся к дому, и обнаружил, что он горит. У самих дверей сидела его мать и плакала. Она жалела об оставленных внутри драгоценностях. Герострат подошел к матери. Как только она увидела его, то сразу же набросилась на мальчика с кулаками. Точным ударом по лицу она повалила сына, а после села сверху и начала избивать, крича на всю улицу:

– Я же говорила тебе! Я же говорила! Не связывайся с ними! Не связывайся!

Руки Кассандры в итоге оказались в крови. Она разбила кулаки о лицо своего сына. Герострат же тогда был действительно избит до полусмерти.

Этап IV: Юность Герострата

Илиодор нашел тело Герострата и отнес его в пещеру, где ученики Геротона оказали ему помощь. С тех пор Герострат рос в окружении гераклитовцев. Он впитывал их учение и становился умнее с каждым годом. В итоге ему исполнилось восемнадцать лет. Вместе с Илиодором он довольно часто гулял по городу и обсуждал всевозможные философские вопросы.

– Послушай, друг мой, Герострат, мне кажется, ты не совсем так понимаешь фразу о том, что все должно сгореть. Это не значит, что мы должны поджигать что-то.

– Илиодор, мне кажется, что это ты не понимаешь. Если поджигать все вокруг, то это приблизит мировой пожар.

– Нет же. Мировой пожар – это явление, которое происходит само по себе и ни от чего не зависит.

– Ты так думаешь?

– Да. Как же иначе? Много что в мире горит, но это не приближает мировой пожар. Весь мир может сгореть, но это не приблизит мировой пожар. Мы можем бесконечно жечь сущее, но это не приблизить день мирового пожара.

– И все же довольно странно. Все есть огонь. Если все есть огонь, то почему мы не поджигаем все вокруг? Я бы хотел поджечь дом Клименты. Эта старая жрица…

– Герострат, не злись. Это было давно. Да, люди Клименты подожгли твой дом, но это не значит, что ты тоже должен что-то поджечь.

– Климента лишила меня дома и матери…

– Ты хочешь отомстить?

– Возможно.

– Друг, держи себя в руках. Климента – могущественная женщина. С ней лучше не связываться.

– Не связываться…

 

***

 

Геротон читал лекции в той самой пещере. Илиодор, Герострат и другие ученики слушали своего пожилого учителя. После регулярных занятий учитель давал своим ученикам задания.

Илиодор подошел к Герострату и сказал:

– Я за месяц должен обосновать этику гераклитовцев с ссылками на самого Гераклита и работы его учеников. А тебе что досталось?

Герострат ответил:

– Я должен наблюдать за огнем и записывать все, что увижу.

– Как интересно! Вот бы и мне заняться чем-то подобным!

– Я не буду меняться заданиями.

– Когда-нибудь я стану главным учителем и сам начну назначать себе задания.

– Ты не станешь учителем.

– Эй! Почему это?

– Разве, ты показываешь выдающиеся успехи? Да и есть много других претендентов.

 

***

Герострат сидел в одном из помещений пещеры и гипнотизировал огонь, при этом думая:

– Треск. Танец огня. Как же он красив. Как же он манит. В огне есть и музыка, и картинка. Он прекрасен… Он невероятен… Мировой пожар скоро наступит… Это моя мечта. Я хочу хотя бы краем глаза увидеть, как сгорает вселенная… И моя мать… И Климента… И этот проклятый храм Артемиды…

 

***

 

Геротон объявил через несколько месяцев:

– Ученики, мне кажется, мы готовы к тому, чтобы сделать наше учение великим и, главное, бессмертным. Мы долгое время скрывались, долгое время прятали наши идеи, разрабатывали их. Теперь мы можем без особого стыда явить их миру, чтобы показать, что учение Гераклита может сравниться с любым другим учением. Нет ничего важнее для грека, чем слава. В славе мы обретаем себя и являем себя перед вечным потоком изменений. Ничто не стоит на месте. И слава, возможно, не вечна, но мы понимаем изменчивость мира, а потому должны удержать наше учение в потоке бесконечных изменений.

Герострат задумался:

– А что, если приняться разрушать? Возможно, в разрушении можно прославиться. Разве разрушающий не делает великое дело? Разве разрушение – не подвиг? Тот, кто разрушает, тот освобождает место для изменений. Тот, кто разрушает, готовит вещь к вечному возвращению. Великое движение продолжается, когда что-то разрушается. Тот, кто разрушит нечто великое, уподобится самому Гераклу.

 

***

 

В свободное время Герострат продолжал исследовать свойства огня и выбивать свои наблюдения на глиняных табличках, которых накопилось у него уже около двух десятков.

– Удивительно. Можно бесконечно изучать любой предмет. Особенно огонь. Кажется, я уловил закономерность его движения. Геротон будет счастлив, когда узнает.

 

***

 

Геротон ознакомился с работами своих учеников и объявил, когда те собрались в пещере:

– Вы были очень трудолюбивы. Каждый из вас сделал нечто важное для нашего учения. И все мы в итоге стали еще ближе к созданию «Гераклитовского корпуса», в котором содержится совокупность всех наших знаний об огненном мире. Этот великий труд превосходит даже корпус текстов Пифагора, которого многознание уму не научило, но учеников у него было полно.

 

***

 

Герострат много думал над словами учителя. Он вспоминал все, что тот сказал, и пришел к единственно возможному, как ему казалось, выводу:

– Нужно сжечь храм Артемиды.

Впрочем, тут же он вспомнил слова Илиодора и продолжил размышлять:

– Если я сожгу храм Артемиды, то меня казнят. Это точно. Поэтому… Да, я не могу пойти против народа Эфеса. Я боюсь. Они боятся Артемиду… И слушаются жриц. Нет. Я не смогу сжечь этот храм, но так сильно хочется. Это точно принесет мне и другим гераклитовцам великую славу. Весь мир узнает об учении огня, если сгорит это великое строение!


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.