Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-09-01 | 37 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Жизнь Левитана бедна внешними событиями; она представляет, в сущности, историю его творчества.
Исаак Ильич Левитан родился 18/30 августа 1861 г. в маленьком местечке Кибарты, подле Вержболова, на польско-германской границе, в малосостоятельной семье мелкого железнодорожного служащего, еврея. Отец его, в поисках более обеспеченной жизни, вскоре перебрался в Москву, куда перевез с семьей и маленького Исаака и где перебивался давая уроки в банкирских и купеческих домах.
9 001
Право называться «русской школой живописи», - искусство, целиком связанное с пытливым изучением окружавшей художника русской действительности, с ее национальными особенностями с историей ее народа.
Таким же целиком национально-самобытным художником был и любимый учитель Левитана, пейзажист Саврасов. Левитан всегда с нежностью вспоминал о годах ученья у Саврасова. Его мастерская в Московском училище живописи в начале 70-х годов была как-то по-особенному спаяна общей любовью учителя и учеников к русской природе. Художник, создавший одно из лучших произведений русской пейзажной живописи – «Грачи прилетели», умел внушить эту любовь и своим ученикам. Но он учил их также твердому рисунку и точному владению формой.
Все это, несомненно, оказывало большое воздействие на природную одаренность Левитана. Левитан много работал в классе, но еще больше писал этюды; каждое лето было новым шагом вперед.
Ранние работы Левитана очень близки по манере, по их живописной поверхности, по цвету и построению к работам Саврасова, да и не одного Саврасова: еще больше в них было от общего всем ранним передвижникам-пейзажистам глубокого добросовестного «списывания» натуры, подчеркнутой скромности в выборе сюжета и излишней детализации. Таковы многие его ранние рисунки, а среди них – жестко, мелко вписанный «Пейзаж» (1882), изображающий болото с чернеющими кочками, маленькими лужицами и мрачным, задымленным закатным небом, точно и сухо прорисованный «Поселок» (1885) и др.
|
Гораздо меньше в ранних этюдах Левитана чувствуется влияние Поленова, у которого после Саврасова некоторое время учился Левитан. Но из еще несамостоятельных работ начинают и в Училище, а в особенности по его окончании, выделяться вещи, уже несущие в себе индивидуальные левитановские черты. Так, в 1879 г. на ученической выставке появилась картина Левитана «Осенний день. Сокольники», купленная известным собирателем русской живописи П.М. Третьяковым. По осенней алее парка, усыпанной листьями и окаймленной тонкими рыжими деревцами, идет женщина в черном. Печаль пасмурного осеннего дня, так остро передаваемая впоследствии Левитаном, здесь, в это еще ученической картине, выражена им в первую очередь печальное черной фигурой. Пейзаж здесь служит окружением и дополнением к ее настроению. Он становится понятен только через нее. Молодой художник еще не сумел выбрать из увиденного им пейзажа такую характерную черту, которая смогла бы ввести зрителя в пейзаж, сама заставила бы понять мысль художника без дополнительных разъяснений.
Впоследствии Левитан научился так вдумчиво и глубоко строить свои пейзажи, что не нуждался больше для передачи своей мысли в лишних подробностях. Между прочим, вскоре за «Осенним днём» он написал «Осинник» (1880), где тот же серый осенний день как бы пропитал собой хмурую мокрую землю и обнаженные тонкие ветки низких деревьев. Эта картина, написанная ещё очень несвободной и неширокой кистью, все же показала в Левитане совершенно своеобразного художника.
В следующие годы неоднократно возвращался Левитан к своей ученической жесткой, сухой и подробной манере; не сразу смог он пробиться сквозь усвоенные приемы. Таков, например, «Вечер» (1882), с черными избами и изгибающейся между ними дорогой, где за жесткой живописью исчерна-черных изб и добросовестно выписанной дорожной колеей зритель не увидит и не почувствует мягких красок позднего заката. Но появившийся на Передвижной выставке 1883 г. «Вечер на пашне», с высоко поднятым горизонтом и темной тенью пахаря и лошади на ярко-закатном небо, и в особенности другая «Пашня» (1885) – показывает уже нового Левитана.
|
И. Гинзбург - "Левитан". Страница 3
1-2- 3 -4-5-6-7-8-9-10-11
«Пашня» - безлюдное, хмурое поле с маленькой рощей на отдаленном низком горизонте – с этой токи зрения особенно характерна. Все дальнейшее творчество Левитана говорит о нем как о мастере, обладавшем исключительным чувством реального пространства и умением воссоздавать это пространство на холсте. Левитан, как никто другой, понимал и видел широкие русские равнины: тянущие и зовущие вглубь и вдаль русские поля и степи. И в этой ранней, молодой работе начинающего художника уже сказывается его будущее мастерство построения картины в соответствии с особенностями русской природы.
Тем не менее, первые работы Левитана, хотя и обратили на себя внимание своей правдивостью и своеобразием, не могу быть причислены к его лучшим произведениям. Цвет в них еще жесток, воздух не чувствуется, форма предметов обременена деталями. В них еще далеко не достаточно осознаны художником основные черты русского пейзажа. Он вообще еще учится писать, несколько разбрасывается, часто увлекается подробностями в ряде случаев слишком связан и прямым подражанием своему учителю Саврасову.
И все же в последний год учения творческая самостоятельность Левитана была настолько ясна, что не на шутку раздражала некоторых преподавателей, особенно крепко державшихся за усвоенные еще в Академии художеств приемы. Саврасов к тому времени был серьёзно болен и уже не посещал Училища. Эскиз картины, сделанный Левитаном на соискание медали необходимой для получения звания «классного художника», показанный Саврасову и имевший его пометку «2-я серебряная медаль», советом Училища был забракован как негодный.
Молодой художник, оскорбленный за свой эскиз и за недоверие к любимому учителю, перестал посещать Училище, хотя еще несколько раз давал свои картины на ученические выставки. Так будущий лучший русский пейзажист получил в 1884 г. «за непосещение» Училища звание «неклассного художника», что давало ему право лишь преподавать рисование и чистописание в средней школе. Левитан был, впрочем, не первым и не последним в списке талантливых русских людей, выброшенных за борт дореволюционной школьной казенщиной.
|
В поисках новых путей пейзажной живописи Левитан в конце 70-х – начале 80-х годов был не один. Немало в этом направлении было сделано уже учителями молодёжи – передвижниками Саврасовым и Поленовым; над этими же задачами работали многие соученики Левитана, в том числе Светославский и К. Коровин, оказавшие несомненное воздействие на его творчество.
По свидетельству искусствоведа и художника И. Грабаря начало 80-х годов в среде молодых московских живописцев было связано с особо страстным увлечением русским пейзажем. Мы видели, что это увлечение шло в ногу с общим подъёмом национального в искусстве. Но Грабарь подчеркивает ещё один существенный факт: к концу 70-х годов русские художники смогли поближе познакомиться с современной им западноевропейской, и в частности французской, живописью в картинных галереях Солдатенкова и Третьяков.
В этих галереях было собрано немало работ барбизонцев – французских пейзажистов, получивших свое прозвище по местечку Барбизон близ Фонтенбло, где они жили подолгу и где писали свои пейзажи на открытом воздухе, при естественном освещении, в противоположность установленной до того в живописи традиции писать в мастерских при холодном свете окна. Барбизонцы считали, что пейзажисту необходимо – во всяком случае, для этюдов – работать на открытом воздухе, в «пленэре» (откуда произошло их второе прозвище – «пленэристов»). Это принципиальное требование, основанное на практических наблюдениях и достижения лучших мастеров мировой живописи, привело к тому, что барбизонцы открыли глаза зрителю, приученному к условной черноте академических картин и их условных эффектам, на неприкрашенную красоту северного французского пейзажа, на его мягкие цвета, мягкие линии, тихие реки, серебристую зелень, влажный воздух.
|
И. Грабарь правильно отмечает, что русские художники, увлекавшиеся барбизонцами, не только и не столько видели в них тонких мастеров пленэрной живописи (хотя, несомненно, учились ей), но прежде всего поняли их как призыв к созданию своей национальной пейзажной живописи. Умное мастерство французов открывало художникам глаза и на окружающий, до того времени как бы не замечавшийся, скромный русский пейзаж. Искусство барбизонцев видеть предметы окружёнными реальной воздушной средой, смягчающей их очертания и влияющей на их цвет, помогало найти путь к реальному изображению тающего весеннего снега и теней еще оголенных берез, мягких контрастов глубокой русской зимы и резких, свежих цветов поздней солнечной осени – всего того, что впоследствии лучше других сотоварищей делала Левитан.
С барбизонцами Левитан был знаком особенно близко и глубоко, потому что в 1886 г. получил заказ копировать сильнейшего из них – Коро, а это всегда служит хорошим способом к раскрытию приемов изучаемого мастера. Левитан с увлечением знакомился и с жизнью Коро по книге Руже Миллэ, для чего специально изучал французский язык.
На 1885 г. падает также очень важный для Левитана поворотный момент. В этом году он был приглашен помощником к своему руководителю Поленову, писавшему декорации в частном оперном театре известного московского богача-предпринимателя и покровителя искусств Саввы Мамонтова. Здесь Левитаном были написаны декорации к «Виндзорским кумушкам», сад к «Фаусту», декорации к «Русалке» (вместе с художниками Яновым и Васильевым) и др. Здесь же им были получены первые большие деньги, позволившие ему осуществить давнишнее желание – съездить на юг, в Крым.
Поездка в Крым, откуда Левитан привез десятки свежих этюдов, послужила в развитии его творчества таким же толчком, как и пристальное изучение барбизонцев. Она освежила его палитру, научила его разбираться в цветовых контрастах. С этого времени – со второй половины 80-х годов – начинается плодотворнейший отрезок жизни Левитана, полный свойственным ему глубоко лирическим творческим напряжением. Отныне пейзажи Левитана открывают новую страницу в истории русской живописи, вызывают подражания и привлекают друзей.
И. Гинзбург - "Левитан". Страница 4
1-2-3- 4 -5-6-7-8-9-10-11
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!