Дзержинский индустриально-коммерческий техникум — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Дзержинский индустриально-коммерческий техникум

2022-09-01 31
Дзержинский индустриально-коммерческий техникум 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дзержинский индустриально-коммерческий техникум

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И РАБОЧЕГО МЕСТА

В УЧЕБНОЙ СЛЕСАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ

 

Учебное пособие

 

 

Для специальности:

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,

 

 

Дзержинск

2017


 

 

Составитель:

Володькин С.А., преподаватель

 

Рецензенты:

 

В пособии приведены инструкционно-технологические карты, применяемые при изучении приемов пользования инструментами, а также технологических операций слесарного дела.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов начального и среднего профессионального образования по специальностям: 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 270835 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», 190631.01 «Автомеханик», 190632.01 «Машинист локомотива», 190709.02 «Сварщик», - и может быть использовано также при выполнении курсового и дипломного проектирования.


Содержание

    Стр.
  Введение 4
  Памятка обучающемуся 6
  Инструкционно-технологические карты  
  №1 Пользование разметочным инструментом 8
  № 2 Пользование измерительным инструментом 12
  № 3 Разметка плоских поверхностей 16
  № 4 Разметка плоских поверхностей 21
  № 5 Рубка металла 25
  № 6 Рубка металла 28
  № 7 Правка металла 34
  № 8 Гибка металла 38
  № 9 Резание металла ножовкой и труборезом 41
  № 10 Резание металла ножницами 46
  № 11 Опиливание 49
  № 12 Опиливание плоских поверхностей 51
  № 13 Опиливание сопряженных плоских поверхностей 54
  № 14 Опиливание криволинейных поверхностей 55
  № 15 Сверление 57
  № 16 Зенкование, зенкерование и развертывание отверстий 60
  № 17 Нарезание наружной резьбы 63
  № 18 Нарезание внутренней резьбы 67
  № 19 Шабрение плоских поверхностей 69
  № 20 Распиливание и припасовка 73
  № 21 Притирка 77
  № 22 Клепка       80
  № 23 Паяние мягкими припоями и лужение 83

Введение

 

 

  В разных образовательных концепциях имеется широкий спектр представлений о том, насколько сопрягаются получаемые знания и реальная жизнь. Между тем до недавнего времени в самых смелых реализациях этих концепций технологизация знаний предъявляла себя, как правило, в отчужденных формах и доходила лишь до ручного труда, лабораторных практик, простейших операций рабочих профессий.

НПО – практикоориентированное обучение,  качество профессиональной подготовки зависит от уроков производственного обучения. Одним из важ­ных средств совершенствования про­изводственного обучения является при­менение документации письменного инструктирования — инструкционных карт для изучения трудовых операций и технологических карт для выполне­ния работ комплексного характера.

Руководство содержит инструкци­онно-технологические карты для проведения упражне­ний по выполнению приемов основных общеслесарных операций. Инструкци­онно-технологические карты составлены применитель­но к учебным программам производст­венного обучения слесарей в средних профессиональных учебных заведениях, они могут быть использованы также и при обучении обучающихся дру­гим профессиям, программы произ­водственного обучения которых вклю­чают изучение общеслесарных опера­ций.

Карты содержат инструктивные указания о последовательности и пра­вилах выполнения основных приемов общеслесарных операций, рисунки при­емов, а также указания по проверке качества их выполнения.

В картах раскрыты в основном все приемы выполнения общеслесарных операций, предусмотренные программой.

Учебный материал тем или подтем программы, охватываемый картой, раз­делен на упражнения, представляющие самостоятельные части операции. Уп­ражнения разделены на приемы, рас­положенные в типовой технологической последовательности их выполнения. По наиболее трудоемким и сложным операциям даны технические требова­ния, способы контроля и правила бе­зопасности труда. Таким образом, каждая карта дает обучющемуся практичес­кие рекомендации, что делать и как делать.

Приемы пользования разметочным и измерительным инструментом как общие для многих операций раскры­ты в отдельных картах. Указания о выполнении этих приемов в другие карты не включаются.

В отличие от ранее изданных посо­бий по обучению общеслесарным опе­рациям, рассчитанных на мастеров производственного обучения, данные карты содержат необходимые инструк­тивные указания только о последова­тельности и правилах выполнения при­емов и предназначены для обучающихся начального профессионального обучения, а также для молодых рабочих, обучающихся непосредствен­но на производстве.

Карты являются документом пись­менного инструктирования и исполь­зуются обучающимися на рабочем месте в процессе выполнения учебно-производ­ственных работ. Если у обучающихся воз­никают затруднения при выполнении приема, они самостоятельно обращают­ся к соответствующим разделам ин­структивных указаний, помещенных в картах, и без дополнительных разъяс­нений мастера продолжают работу. Карты повышают уровень самостоя­тельности обучающихся, приучают их пользоваться инструкционно-технической документацией.

Инструкционные карты могут быть также использованы мастерами производственного обучения при проведении вводного инструктажа. Для этого кар­ты необходимо изготовить на листах бумаги размером 600X800 или 800X 1000 мм и пользоваться ими как посо­биями при объяснении и показе при­емов.

Карты для проведения упражнений по пользованию измерительным и раз­меточным инструментом, а также кар­ты для проведения тренировочных упражнений по управлению сверлиль­ным станком и его наладке могут быть применены в качестве постоянных инструкционных документов в учебной мастерской. Для этого их необходимо изготовить в крупном масштабе и вы­весить у разметочной плиты и у свер­лильных станков.

Рекомендованные в руководстве объекты работ, инструменты, приспо­собления являются примерными. В за­висимости от конкретных условий мас­тер может заменять их. В руководст­ве не приводятся конкретные данные по выбору режимов при сверлении (оп­ределенные скорость и подача), по подбору сверл при нарезании резьбы в отверстиях и т. п. Эти данные опреде­ляются по таблицам, которые постоян­но находятся в мастерской колледжа.

 


ПАМЯТКА

I. До начала работы

1. Проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуаль­ного освещения и механизмов, исполь­зуемых в работе.

2. Ознакомиться с инструкционно-технологической картой, чертежом и техническими требованиями к пред­стоящей работе.

3. Проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе, получить недо­стающее.

4. Отрегулировать высоту тисков по своему росту так, чтобы выпрямлен­ные пальцы левой руки, согнутой в локте и поставленной на губки тисков, касались подбородка.

5. Расположить на верстаке инстру­менты, заготовки, материалы, приспо­собления, необходимые для начала работы. При этом руководствоваться следующими правилами:

а)    то, что берется правой рукой — располагать справа;

б)   то, что берется левой рукой — располагать слева;

в)    то, что берется двумя руками — располагать перед собой;

г)    то, чем пользуются чаще — располагать ближе;

д)   то, чем пользуются реже — располагать дальше;

е)    контрольно-измерительный инструмент располагать на полочках или в футлярах;

ж)  рабочий инструмент располагать на специальных планшетах.

II. Во время работы

1. На верстатке должен находиться только тот инструмент и приспособле­ния, которыми пользуются в данное время. Все остальное должно быть убрано в ящики верстака.

2. Использовав тот или иной инст­румент, следует сразу же положить его на определенное ему место.

3. Запрещается:

а)   бросать инструменты друг на друга или на другие предметы;

б)   ударять по рычагу тисков молотком или другими предметами;

в)   применять трубу для удлинения рычага тисков;

г)   загромождать верстак заготовками и обработанными деталями.

4.    Соблюдать принятый темп и ритм работы, чередовать работу с отдыхом, так как переутомление приводит к ошибкам.

5.    Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

III. По окончании работы

1. Очистить инструмент от стружки, обтереть его ветошью, уложить в вер­стачные ящики и футляры или сдать в инструментальную кладовую.

2. Очистить от стружки и обрезков тиски и столешницу верстака.

3. Убрать с верстака неиспользо­ванные материалы и заготовки, а так­же обработанные детали.

4. Выключить индивидуальное освещение.

5. Сдать рабочее место дежурному по учебной мастерской.

РУБКА МЕТАЛЛА

 

Последовательность выполнения операций Инструктивные указания Оборудование, инструменты, приспособления .
 
  1. Усвоение рабочего положения при рубке
     
  1. Нанесение кистевых ударов
      3. Нанесение локтевых ударов     4. Нанесение плечевых ударов  
     1. Принять правильное рабочее положение. Установить тиски на определенную высоту соответственно своему росту. Вставить прямо так, чтобы корпус был слева от оси тисков под углом 45° (рис. 40). Левая нога должна быть впереди на полшага (положение ступней показано на рис. 40).           Взять молоток правой рукой за рукоятку на расстоянии 15—30 мм от ее конца так, чтобы пальцы охватили рукоятку, а большой палец был нало­жен на указательный (рис. 41).     1.   Наносить кистевые удары без разжатия пальцев. При замахе и ударе молотком пальцы не разжимать. Удар молотком происходит в результате только дви­жения кисти. Темп — 40—60 ударов в минуту (рис. 42). 2.   Наносить кистевые удары с разжатием пальцев. При замахе разжимать мизинец, безымянный и средний пальцы. Ручку молотка охватывать только указатель­ным и большим пальцами. Удар молотком происходит в результате сжатия пальцев и движения кисти. Темп — 40—60 ударов в минуту (рис. 43).   Наносить локтевые удары. При замахе правую руку согнуть в локте до отказа, кисть отогнуть на­зад, пальцы, кроме большого и ука­зательного, слегка разжать, но так, чтобы мизинец не сходил с рукоятки молотка. Удар происходит в резуль­тате разгибания руки, движения кисти и сжатия пальцев. Темп — 40—50 ударов в минуту (рис. 44).   Наносить плечевые удары. При замахе согнуть руку в локте до отказа, кисть отогнуть назад и поднять до уровня уха, пальцы рас­слабить. Удар происходит в результа­те резкого опускания предплечья разгибания руки в локте, движения кисти и сжатия пальцев. Темп — 30— 40 ударов в минуту (рис. 45).   Молотки слесарные массой 500—600 г, деревянные бруски или тренировочные приспособления.  

 

РУБКА МЕТАЛЛА

Последовательность выполнения операций Инструктивные указания Оборудование, инструменты, приспособления
  1. Рубка полосового металла по уровню губок тисков     2. Срубание слоя металла на широкой плоской поверхности        
  1. Вырубание криволинейных канавок
   
  1. Рубка металла на плите
   
  1. Разрубить круглый и квадратный прутки.
4. Разрубить листовой металл.     5. Вырубить из листового металла заготовку.     6. Рубка пневматическим рубильным молотком   7. Заточка инструмента для рубки   2. Заточить канавочник.
  1.   Закрепить заготовку в тисках. При закреплении заготовки обратить внимание на следующее: часть заготовки, уходящая в струж­ку, должна быть над губками тисков; риска разметки должна находиться точно на уровне губок, перекос заго­товки не допускается; заготовка не должна выступать за правый торец губок. 2.  Приготовиться к рубке. Принять правильное рабочее положение. Взять зубило четырьмя пальцами левой руки на расстоянии 20—25 мм от ударной части его бойка, большой палец наложить на указательный. Зубило держать свободно, слегка расслабив пальцы. Установить зубило на выступающий из тисков край заго­товки с правой стороны так, чтобы рубку выполнять серединой лезвия (угол между заготовкой и осью зуби­ла 45°), угол наклона зубила 30—35° в зависимости от угла заострения режущей части. Взять молоток (рис. 46). 3. Обрубить заготовку. Рубку выполнять локте­выми ударами, соблюдая следующие правила: - смотреть не на головку, а на режу­щую кромку зубила; - после каждого удара переставлять зубило справа налево, заканчивать рубку кистевыми ударами.   1.Закрепить заготовку в тисках. Закрепить чугунную плитку прочно и без перекоса так, чтобы она высту­пала над губками тисков на 5—10 мм. 2.   Прорубить канавки крейцмейселем. Разметить на обрабатываемой по­верхности плитки прямолинейные канавки шириной 8—10 мм так, чтобы расстояние между ними было 9— 10 мм. Снять зубилом фаски (скосы) под углом 30—45° на переднем и заднем ребрах плитки. Крейцмейселем прорубить канав­ки, причем за каждый рабочий ход снимать стружку 1,5—2 мм, регули­руя ее толщину наклоном крейцмейселя. Рубку выполнять локтевыми уда­рами и только остро заточенным крейцмейселем. Заканчивать прорубание канавок следует с обратной стороны детали, чтобы избежать откалывания кромки, применяя при этом кистевые удары (рис. 47).   3.   Срубить зубилом выступы на поверхности. При рубке зубилом соблюдать те же правила, что и при рубке крейцмейселем. Рубку выполнять плечевыми ударами. После срубания всех выступов проверить плоскостность обработан­ной поверхности линейкой и устранить неровности (рис. 48).    1.Разметить канавки. Покрыть поверхность плитки (вкладыша) раствором мела и по шаблону разметить канавки. Накернить разметочные риски. 2.Прорубить канавки. Прорубить канавки за один рабочий ход, снимая стружку толщиной 1,5—2 мм. Глубину врезания регулировать наклоном канавочника. Рубку выполнять, применяя локтевые или кистевые удары в зависимо­сти от обрабатываемого материала. Выровнять канавки по глубине и ширине (рис. 49).     1. Разрубить полосу. Отметить мелом места разрубания (риски) с обеих сторон. Положить полосу на плиту (нако­вальню), установить зубило верти­кально на риску и надрубить полосу сначала с одной стороны примерно на половину толщины. Рубить, приме­няя локтевые или плечевые удары в зависимости от толщины полосы. Надрубить полосу по риске с обратной стороны. Надрубленную полосу осторожно переломить в тисках или на ребре плиты (рис. 50).   Отметить мелом место разрубания со всех сторон. Надрубить пруток со всех сторон, поворачивая его во время рубки. Переломить разрубаемый пруток.     При первом рабочем ходе надрубить лист, устанавливая зубило точно на риске разметки (рубить локтевы­ми ударами). Последующие рабочие ходы выполнять таким же образом, передвигая зубило по сделанному надрубу (рубить плечевыми или локтевыми ударами в зависимости от толщины листа). Заканчивать разрубание легкими ударами (рис. 51).     Вначале надрубить листовой ме­талл, а затем окончательно вырубить заготовку. При рубке оставлять при­пуск 1,5—2 мм для последующей обработки заготовки. При вырубании заготовки с криво­линейными контурами пользоваться зубилом с закругленным лезвием или крейцмейселем (рис. 52)   Обрубить деталь пневматическим рубильным молотком. Присоединить воздушный шланг к молотку и, нажимая на курок, проверить его работу на холостом ходу. Вставить зубило хвостовиком в ствол молотка так, чтобы режущая кромка при работе располагалась перпендикулярно плоскости рукоятки. Взять молоток правой рукой за рукоятку, а левой — за конец ствола, •установить зубило режущей кромкой на место обработки и включить мо­лоток. При выполнении работы нажимать на молоток обеими руками. Толщину стружки регулировать наклоном мо­лотка (рис. 53).   1. Заточить зубило (крейцмейсель). Установить подручник заточного станка таким образом, чтобы зазор между ним и периферией шлифоваль­ного круга не превышал 2—3 мм. Опустить защитный экран и вклю­чить заточный станок. Взять зубило (крейцмейсель) в обе руки и, опираясь левой рукой на подручник, расположить зубило под углом 30—40° к периферии круга. Заточить зубило (крейцмейсель) равномерно с двух сторон, перемещая его влево и вправо по периферии круга и опуская режущую часть (по мере затачивания) в воду для охлаж­дения и предотвращения отпуска. Угол заточки выбрать в зависимости от обрабатываемого материала, град: Твердые материалы (твердая сталь, бронза, чугун) 70 Материалы средней твердости (сталь)          60 Мягкие материалы (медь, латунь)               45 Алюминиевые сплавы                           35 Проверять угол заточки по шабло­ну (рис. 54).     Заточить нижнюю полукруглую часть лезвия канавочника. Заточить на периферии круга верх­ний скос канавочника под угол в соответствии с обрабатываемым ма­териалом (рис. 55). Молотки слесарные массой 500—600 г, зубила слесарные длиной 175 мм, крейцмейсели длиной 175 мм, Канавочники, линейки измерительные металлические, чертилки, кернеры, шаблоны разметочные, пневматиче­ские рубильные молотки, заточный станок, шаблоны для проверки углов заточки.  Тиски параллельные, плита для рубки (наковальня), мел, очки защитные.  

 

ПРАВКА МЕТАЛЛА

 

Последовательность выполнения операций Инструктивные указания Оборудование, инструменты, приспособления
  1.  Правка полосового металла, изо­ гнутого в плоскости
      2. Правка круглого металла         3.Правка металла, изогнутого по ребру     4. Правка листового металла          
1. Отметить выпуклые места полосы мелом. Надеть рукавицы. Левой рукой взять полосу за конец и положить ее на плиту выпуклостью вверх. Правой рукой взять молоток. 2.  Наносить удары по выпуклым местам полосы. Наносить сильные удары молотком (кувалдой) по наиболее выпуклым местам полосы, уменьшая силу удара по мере выпрямления и поворачивая полосу с одной стороны на другую по мере необходимости. Силу удара регулировать в зави­симости от размера сечения полосы и степени искривления, заканчивать правку легкими ударами (рис. 56).          3. Проверить выправленную по­лосу.   Проверить выправленную полосу «на глаз» или положить полосу на плиту и определить величину просвета между плитой и полосой (если просвет по всей длине равномерный, то полоса выправлена правильно) (рис. 57).     1.  Выправить круглый пруток на плите. Править и проверять круглые прутки, так же как и полосовой металл. 2. Выправить круглый пруток на призмах.Перекатыванием прутка по плите определить выпуклые места и отме­тить их мелом. Установить пруток на призмы выпуклым местом вверх так, чтобы призмы отстояли от отметки на рас­стоянии 50—100 мм. Наносить удары по выпуклому месту молотком со вставками из мягкого металла (меди, свинца). Если правку производят стальным молотком, то применяют подкладки из мягкого металла (рис. 58).   3. Выправить вал под прессом. Вставить вал в центры пресса так, чтобы он свободно вращался. Взять в правую руку мел и упереть руку в неподвижную поддержку. Левой рукой вращать вал, постепен­но подводя мел к валу (если вал искривлен, то мел будет касаться его только в отдельных выпуклых местах). Установить вал на призмы под винт (или шпиндель) пресса выпуклой частью вверх. Вращая рычаг, нажать винтом пресса на вал, периодически проверяя прямолинейность вала линейкой на просвет. Чтобы избежать вмятин и забоин, под вал и под шпиндель пресса устанавливать подкладки из мягкого ме­талла (рис.59).         1. Выправить полосу. Удары наносить носком молотка по вогнутой части полосы, располагая боек молотка поперек кромки до тех пор, пока она не примет прямолиней­ную форму (рис. 60). 2. Проверить качество правки. Проверять «на просвет» по плите.     1. Выправить лист с одной выпуклостью. Обвести мелом место выпуклости. Положить лист на плиту выпукло­стью вверх так, чтобы он лежал всей поверхностью на плите. Придерживая лист левой рукой, правой наносить удары молотком от края листа по направлению к выпук­лости, как показано стрелками на ри­сунке, по мере приближения к выпук­лости удары наносить чаще и слабее. Во время правки поворачивать лист в горизонтальной плоскости так, чтобы удары равномерно распределя­лись по всей его площади (рис. 61).     2. Выправить лист с несколькими выпуклостями. Обвести выпуклости мелом. Нанося удары молотком между выпуклостями, свести все выпуклости в одну. Выправить лист способом, указан­ным выше (рис. 62).   3. Выправить тонкий лист на пли­те с помощью бруска. Придерживая лист на плите левой рукой, прогладить его деревянным или металлическим бруском. При правке лист периодически пе­реворачивать (рис. 63). Молотки слесарные массой 500—600 г, молотки со вставками из мягкого металла, кувалда массой 1,5 кг, линейки поверочные длиной 600—700 мм, пресс винтовой или гид­равлический, плита правильная (наковальня), призмы, подкладки из мягкого метал­ла, мел.  

 

ГИБКА МЕТАЛЛА

 

Последовательность выполнения операций Инструктивные указания Оборудование, инструменты, приспособления
  1. Изогнуть полосу под прямым углом.     2. Изогнуть полосу под острым углом с применением оправок.       3. Изогнуть полосу двойным изги­бом с применением оправок.   4. Гибка с применением приспособлений          
  1. Гибка труб
   
     Отметить чертилкой место изгиба. Закрепить полосу в тисках так, чтобы разметочная риска была обра­щена к неподвижной губке тисков и выступала над ней на 0,5 мм. Ударами молотка, направленными к неподвижной губке, изогонуть полосу под прямым углом. Следить, чтобы на детали не оставалось вмятин, при необходимости применять молоток со вставками из мягкого металла (рис. 64).   Отметить чертилкой место изгиба. Закрепить полосу в тисках вместе с оправкой так, чтобы риска была об­ращена в сторону загиба и выступала над ребром оправки на 0,5 мм. Ударами молотка изогнуть полосу до полного прилегания ее к грани оп­равки (рис. 65).   Изогнуть полосу способом, описан­ным в п. 1. Отметить место второго изгиба. Закрепить полосу в тисках вместе с оправкой, соблюдая ранее указан­ные требования. Изогнуть полосу до полного при­легания к грани оправки (рис. 66).           1. Изогнуть пруток в кольцо в гибочном приспособлении. Закрепить в тисках гибочное при­способление штифтами вверх. Вставить пруток в зазор между штифтами. Нажимая рукой на свободный ко­нец прутка, изогнуть второй его ко­нец в кольцо. Если свободный конец прутка ко­роткий или пруток толстый, изгибать его ударами молотка (рис. 67).   2. Изогнуть деталь из листового материала в гибочных штампах. Смазать маслом ручьи матрицы и пуансон. Положить заготовку на матрицу так, чтобы совпадали оси заготовки и матрицы. Включив гидравлический пресс или вращая маховик винтового прес­са, опустить пуансон так, чтобы заго­товка полностью вошла в ручей мат­рицы. Извлечь деталь из ручья матрицы (рис. 68).   3. Изогнуть полосовой материал «на ребро». Закрепить приспособление в тис­ках или на плите. Вложить полосу в прорезь на верхней полке приспособления и за­крепить ее винтом упора. Смазать маслом верхнюю часть заготовки и ролик. Нажимая на ры­чаг, изогнуть заготовку (рис. 69).   1. Изогнуть трубу без наполните­ля с помощью роликового приспособ­ления.. Отметить мелом от конца трубы расстояние до середины изгиба. Вставить трубу в приспособление между роликами так, чтобы конец ее вошел в скобу (если труба сварная, то шов при этом должен быть распо­ложен снаружи). Нажимая на рычаг, подвижным роликом изогнуть трубу до заданного угла, соблюдая точно середину изгиба (рис. 70).   2. Изогнуть трубу с наполнителем в холодном состоянии.. Отжечь трубу при 600—700°С. Закрыть один конец трубы пробкой, через другой конец заполнить трубу мелким сухим песком и за­крыть пробкой. Изогнуть трубу в роликовом приспособлении или на оправке. Вынуть пробки и высыпать из трубы песок (рис. 71).      Молотки слесарные массой 500 г, линейка измерительная, разме­точный инструмент (чертилка, цир­куль разметочный), пресс винтовой или гидравлический; тиски, оправки разные, ги­бочные штампы разные, трубогиб ро­ликовый, гибочное приспособление для чертилок, масло машинное, песок реч­ной мелкий.  

 

 

РЕЗАНИЕ МЕТАЛЛА НОЖНИЦАМИ

Последовательность выполнения операций Инструктивные указания Оборудование, инструменты, приспособления
  1. Резание металла ручными ножницами           2. Резание металла рычажными ножницами       3. Резание металла электровибрационными ножницами       1. Разрезать лист металла по пря­мой линии. Разметить заготовку. Взять ножницы в правую руку — большой палец положить на верхнюю ручку ножниц, указательным, средним и безымянным пальцами охватить нижнюю ручку снизу, а мизинец рас­положить между ручками ножниц (он служит для их раздвигания во время разрезания) и развести лезвия ножниц примерно на 3/4 их длины; левой рукой взять разрезаемый лист металла и за­ложить его между лезвиями ножниц так, чтобы он был перпендикулярен им; при сжатии ручек ножниц во вре­мя разрезания следить за тем, чтобы лезвия не сходились полностью, так как это приводит к разрыву металла в конце разрезания; при раскрывании ножниц передвигать лист «на себя» осторожно держать лист левой рукой чтобы избежать пореза рук об острые кромки рекомендуется пользоваться рукавицами (рис. 81).        . Вырезать круг ручными ножни­цами. Разметить круг и вырезать заготов­ку круга прямым резом с припуском 5—6 мм. Поворачивая заготовку по часовой стрелке, вырезать круг по линии раз­метки, располагая ножницы так, что­бы они не закрывали лезвием линий разметки (рис. 82). При вырезании круга соблюдать все правила, указанные выше.         1. Разрезать лист металла на ры­чажных ножницах. Вынуть фиксирующий штифт и поднять рычаг в верхнее положение. Вставить между ножами разрезае­мый лист так, чтобы линия разметки находилась точно против кромки верхнего ножа и лист был перпендикулярен ножу. Придерживая лист рукой в гори­зонтальном положении, правой рукой опустить рычаг вниз, не доводя ножи до полного сжатия на 4—5 мм. Поднять рычаг вверх, продвинуть разрезаемый лист «от себя» и продолжать разрезание до конца (рис. 83).     Разрезать лист металла электро­вибрационными ножницами. Подключить токоподводящий про­вод к электросети и, нажимая кнопку на рукоятке, проверить работу элек­тровибрационных ножниц на холостом ходу. Взять ножницы правой рукой за рукоятку и подвести ножи к линии реза. Включить двигатель и выполнить разрезание по разметке, передвигая электроножницы вперед. При работе строго соблюдать пра­вила электробезопасности (рис. 84). Заготовки из листовой низкоуглероди­стой стали толщиной 0,7—2 мм с пря­молинейными и криволинейными кон­турами; ножницы руч­ные, линейка измерительная, разме­точные инструменты (циркуль разме­точный, кернер), ножницы рычажные, электровибрационные ножницы.  Материал — мел.  

 

 

ОПИЛИВАНИЕ

 

Последовательность выполнения операций Инструктивные указания Оборудование, инструменты, приспособления
1. Усвоение рабочего положения при опиливании       2. Усвоение рабочих движений при опиливании 1. Закрепить в тисках тренировоч­ное приспособление (или кусок швел­лера). Установить высоту тисков соответ­ственно своему росту. Предварительно слегка закрепить тренировочное приспособление (или кусок швеллера) в тисках, обращая при этом внимание на то, чтобы пластины приспособления были располо­жены в пазах деревянного бруска без перекоса, были параллельны губкам тисков и выступали над ними на 8— 10 мм. Отрегулировать положение пластин (швеллера) относительно губок тисков легкими ударами молотка по бруску и пластинам и прочно закрепить трени­ровочное приспособление (швеллер) в губках (рис. 85).     2. Принять правильное рабочее положение у тисков. Перед тисками стоять прямо и устойчиво, вполоборота к ним, корпус должен быть под углом 45° к оси тисков, правое плечо — против винта тис­ков. Ступни ног поставить под углом 60—70° одна к другой, расстояние между пятками 200—300 мм (см. рис. 86).          3. Взять напильник в правую руку. Конец рукоятки должен упираться в середину ладони, четырьмя пальца­ми охватить рукоятку снизу, большой палец расположить сверху вдоль оси рукоятки (рис. 87).     4. Наложить напильник на приспособление. Напильник наложить на приспособ­ление средней частью. Ладонь левой руки расположить поперек напильника на расстояние 20—30 мм от его носка. Пальцы слег­ка согнуть, но не свешивать. Локоть левой руки слегка припод­нять (рис. 88).   Выполнить рабочие движения напильником по пластинам приспособле­ния (или по ребрам швеллера). Напильник двигать строго горизонтально обеими руками вперед (рабо­чий ход) и назад (холостой ход) плав­но так, чтобы он касался обеих пла­стин (или ребер швеллера). Нажимать на напильник только при движении его вперед, строго соб­людая распределение усилий нажима на него правой и левой рук (баланси­ровку), а именно: а)      в начале рабочего хода основной нажим выполнять левой рукой, правой — поддерживать напильник в горизонтальном положении; б)      в середине рабочего хода усилие нажима обеими руками на напильник должно быть одинаково; в)      в конце рабочего хода основной нажим выполнять правой рукой, а левой поддерживать его в горизонтальном положении. В конце рабочего хода корпус слег­ка наклонять в сторону тисков. Упор делать на левую ногу. Выдерживать темп 40—60 движе­ний в минуту. При движении напильника назад — холостой ход — не отрывать его от пластин тренировочного приспособле­ния (швеллера) (рис. 89, а, б, в). Напильники плоские тупоносые с насечкой № 1 и 2 длиной 250—300 мм;  тиски па­раллельные, тренировочные приспособ­ления или швеллеры № 10.  

СВЕРЛЕНИЕ

Последовательность выполнения операций Инструктивные указания Оборудование, инструменты, приспособления
  1. Поднять (опустить) стол станка     2. Установить сверло в сверлильный патрон     3. Установить сверло (или патрон со сверлом) в отверстие шпинделя станка. 4. Сверление на станке   5. Удалить сверло (или патрон со сверлом) из шпинделя станка.        Поднимать и опускать стол всегда в такой последовательности: - ослабить прижимы клиньев; - поднять или опустить стол, вращая соответствующую рукоятку; -  закрепить прижимы клиньев      Проверить соответствие диаметра сверла размеру патрона. Специальным ключом развести ку­лачки патрона так, чтобы хвостовик сверла свободно входил в патрон, протереть хвостовик сверла. Вставить сверло в патрон так, что­бы оно упиралось хвостовиком в его дно, и ключом прочно закрепить свер­ло в патроне (рис 105).     Проверить соответствие номера ко­нуса сверла (патрона) номеру конуса Вставить сверло (патрон) в отверстие шпинделя так, чтобы лапка хвостовика вошла в прорезь, после этого сильным толчком вверх закрепить сверло (патрон) в отверстие шпинделя (рис. 106).    Просверлить отверстие насквозь по разметке при ручной подаче сверла. (рис 109) Разметить на заготовке отверстие и сделать в центре его глубокое керновое углубление. Установить заготовку и сверло, на­строить станок на соответствующую для данных условий работы частоту вращения шпинделя (число оборотов в минуту). Подвести сверло к заготовке, пере­местить машинные тиски с заготовкой на столе станка так, чтобы вершина сверла точно совпала с керновым уг­лублением, поднять шпиндель и вклю­чить станок. Засверлить пробное отверстие на глубину 1/3 режущей части сверла и проверить его совпадение с контроль­ными кернами. Плавно нажимая на рукоятку по­дачи, просверлить отверстие насквозь. При выходе сверла из заготовки на­жатие уменьшить. Сталь сверлить с применением ох­лаждающей жидкости эмульсии, чу­гун — без охлаждения. Вывести сверло из отверстия, не останавливая станок. Выключить станок.   Удалить сверло (или патрон со сверлом) из шпинделя станка. Удалить сверло из переходной втулки. Вставить клин узким концом в прорезь шпинделя. Придерживая левой рукой сверло (или патрон), нано­сить молотком легкие удары по широ­кому концу клина до тех пор, пока сверло (патрон) не выйдет из шпин­деля. Вынимать сверла из переходных втулок таким же способом (рис. 107)

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.