Крупнейшие державы эллинистического периода — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Крупнейшие державы эллинистического периода

2022-09-01 29
Крупнейшие державы эллинистического периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во время ожесточенной борьбы полководцев Александра складываются новые политические и экономические отношения в возникающих государствах. Македоняне и греки, купцы и воины оседали на новых местах, приносили свои обычаи, воспринимали частично и обычаи местного населения. В свою очередь правители эллинистических государств также искали пути сближения с местной знатью, что порождало новую систему управления. В эллинистический период родились мировые державы, в которых большую роль играла традиция. Социальным и экономическим изменениям сопутствовали новые явления и в идеологии. Развивается культ правителей. Некоторые восточные культы распространяются среди эллинов, не только тех, кто обосновался на новых землях, но и в самой Элладе. Примером служит почитание египетского божества Сераписа, проникшего даже в Италию. Благодаря внедрению товарно-денежных отношений в различные области хозяйственной жизни, существенные изменения претерпевала экономика. Усиливающийся обмен между государствами способствовал вовлечению в сферу товарных отношений и сельскохозяйственных территорий. Монополия в области внешней торговли – поощрение экспорта одних товаров и запрета на ввоз других – позволяла государству извлекать громадные доходы. Стремление контролировать торговые дороги, места стоянок кораблей приводило к постоянным столкновениям между эллинистическими монархами. Государство вмешивалось и в ремесленное производство. В эллинистическом Египте, например, контролировались как некоторые сферы производства, так и торговля готовым продуктом даже в пределах собственной территории (производство масла).

Развитие товарно-денежных отношений внесло изменения в организацию хозяйства и методы эксплуатации занятых в производстве, прежде всего в сельском хозяйстве общинников. Принцип насилия в сочетании с договорным началом распространяется на свободных, что привело к появлению новых форм зависимости. (В классический период на принципе насилия – внеэкономическое принуждение – строились только взаимоотношения между рабами и свободными.) Договором оформлялись взаимоотношения между теми, кто предоставлял работу (в том числе и государство), и теми, кто ее исполнял. При неравенстве сторон возникала зависимость, при которой положение свободного оказывалось близким к статусу раба. В то же время рабы стали не только объектом права, но и субъектом. Некоторые из них, возглавляя по поручению своего господина то или иное предприятие, могли защищать его интересы в суде.

В области политических изменений необходимо отметить сочетание монархии с самоуправляющимися коллективами граждан (лишенный автономии полис продолжал существовать), в состав которых большая часть населения страны не входила. Безусловно, для эллинистических монархий, возникших на территориях, имевших длительный предшествующий период развития, в силу этого характерны существенные различия. Наиболее полно эти особенности выявлены благодаря наличию широкого круга источников для Птолемеевского Египта.

Одним из крупнейших государств эллинистического периода стала держава Птолемеев, которая наряду с другими постоянно вмешивалась в борьбу, происходившую на Балканах, боролась за преобладание с Македонией и с Селевкидами, вступая в некоторые периоды с ними же в династические связи, отстаивая свои территории в Азии и господство над морскими дорогами. Конец ее наступил позднее, чем других эллинистических государств или союзов эллинов, и прежде чем это случилось, последняя царица Египта Клеопатра VII (69–30 гг. до н. э.) попыталась возродить прежние границы и могущество государства. Но силы были неравными: победителем вышел Рим.

 

3. 1. Держава Селевкидов

Полководцу Александра Македонского Селевку Никатору (ок. 356 – 281 г. до н. э.) досталась наиболее обширная часть бывшей державы Александра, но противодействие местных династов, ослабление центральной власти вследствие дворцовых интриг привели к тому, что к середине I в. до н. э. от первоначальной территории осталась только Сирия. В полиэтничном образовании, каковым являлась держава Селевкидов говорили на греческом, сирийском, персидском, армянском, еврейском языках, а греко-македоняне не составляли большинства ее обитателей. В некоторые периоды государство простиралось от побережья Средиземного моря до пределов Индии и берегов Черного моря – при Антиохе III Великом (242–187 г. до н. э.), который стремился расширить пределы царства вплоть до Индии, захватил Бактрию и Мидию, ему пришлось противостоять и экспансии Египта. Пожалуй, при правнуке Селевка I Антиохе III государство переживало последний период процветания, но завоеватель потерпел поражение от римлян в сражении при Фермопилах, затем пи Магнесии (191 и 190 г. до н. э.) и вынужден был отказаться от земель к западу от гор Тавра и пойти на заключение Арамейского мира (188 г. до н. э.). Его третий сын Антиох IV Эпифан 14 лет проел заложником в Риме после поражения при Магнесии. Вернувшись на родину (царь 175–164 гг. до н. э.), он проводил политику эллинизации евреев, что привело к восстанию под предводительством Маккавеев. Последним правителем державы стал Антиох XIII Филадельф (69–64 гг. до н. э.), лишенный трона Помпеем (и в последующем казненный). Территория державы Селевкидов, значительно сократившаяся к середине I в. до н. э. после завоеваний Рима на Востоке была включена в состав одной из одной из провинций – провинции Сирия. К этому времени уже существовали провинции Азия (120 г. до н. э.), Киликия (101 г. до н. э.), Вифиния завещанная Риму ее последним правителем Никомедом IV в 74 г. до н. э. Еще около середины III в. до н. э. на окраинных землях империи возникло Греко-Бактрийское государство; укрепилась династия Аршакидов в Парфии; Митридат I (171–138 до н. э.), подчинив Мидию, Персиду, Вавилон, создал царство, простиравшееся от Каспия до Персидского залива, от Евфрата до Герата[24].

Для защиты торговых дорог в стратегически значимых местах и на побережье Селевк I основывал города и выводил клерухии. Они осуществляли контроль над местным населением, которое использовалось для обработки наделов эллинов. Верховным собственником земли являлся правитель, даровавший ее городским общинам и храмам. В Малой Азии существовали целые жреческие области, например, в Пессинунте при храме богине Великой Матери богов – Кибеле. В городах же создаваемых по гиппокртовой системе планировке наряду с храмами и святилищами эллинских богов существовали храмы и местных. Города обладали самоуправлением под контролем назначаемого центральной властью эпистата; жители их платили прямые и косвенные налоги т в некоторых случаях обязаны были содержать гарнизон. Селевку I приписывается основание около 60 городов (некоторые возникли в результате слияния нескольких деревень или просто были переименованы). Города являлись не только торговыми и стратегическими центрами, но и центрами распространения эллинской культуры. Одним из крупнейших городов была Антиохия на р. Оронте, основанная в 3000 г. до н. э. для 10 тыс. колонистов. В I В. до н. э. ее население составляло около 400 тыс.

Продолжателем политики урбанизации являлся и его сын, предводитель конница в битве при Ипсе (301 г. до н. э.) Антиох I Сотер (324–261 гг. до н. э.), назвавший именем отца 16 городов; он отстаивал территорию державы и власть в борьбе с Антигоной Гонатоми[25] и вторгшимся в пределы его царства кельтами. Противостоять Птолемеям, защищая границы государства пришлось Антиоху II Теосу (ок. 278 – 246 г. до н. э.), правление которого ознаменовалось многочисленными дворцовыми интригами.

Неповиновение местных династов, интриги, борьба с правителями Пергама и Птолемеями в конечном итоге привели к закату одного из крупнейшего территориально царства, возникшего на землях, завоеванных Александром Македонским.

 

3. 2. Держава Птолемеев

Основателем державы, являющейся одним из вариантов эллинистических монархий, был полководец Александра Птолемей Лага, вошедший в историю Египта под прозвищем Сотер (Спаситель). Птолемей Лага в результате многочисленных походов (воюя с Селевком) включил в состав государства Южную Сирию, Палестину, часть Финикии. Этими землями на протяжении ста лет владели его преемники. Богатый медью Кипр входил в состав державы (только на краткий срок в 306 г. до н. э. им овладели македоняне) до 58 г. до н. э., когда был захвачен римлянами. Стремление контролировать торговые морские пути привело к войне Птолемея I с правителем Македонии Деметрием Полиоркетом за остров Родос. По просьбе его жителей Птолемей I помог им изгнать Деметрия, за что и получил прозвище Сотер.

При Птолемее Сотере возник новый культ – бога Сераписа. Именно в период его правления отстраивается Александрия, совершенствуется александрийский порт.

При Птолемее Сотере была введена монетная система и появился новый культ Сераписа (Сараписа). Он покровительствовал писателям и ученым и создал Мусейон, где они трудились, находясь на полном государственном обеспечении.

Политику расширения границ державы продолжали преемники Птолемея I. Птолемей II Филадельф (283–246 гг. до н. э.) предпринял две Сирийские войны (против Селевкидов), завладел Киреной, Кипром, Памфилией, Анти-Ливаном вокруг Баальбека-Гелиополиса, оказывал влияние на города Кикладского архипелага, возродил Фаюмский оазис, построил канал Нехо, провел реформу монетной системы. Унаследовал он от отца и страсть познания: отправив посольства в Рим и Индию. При Птолемее II Мусейон и библиотека достигли расцвета. Библиотека была расширена его сыном – Птолемеем III Эвергетом I (246–221 гг. до н. э.), который совершил ряд военных экспедиций в Азию. В одной из надписей в честь Птолемея III сказано, что он получил от своего отца Ливию, Финикию, Сирию, Кипр, Кикладские острова и совершил многочисленные походы. Однако военные экспедиции, содержание двора, огромная армия чиновников требовали значительных средств, которые выкачивались из рядового земледельческого населения, прибыли приносила государственная монополия и контроль в ремесленном производстве. И во второй половине правления Птолемея III произошло ряд восстаний, началась порча монет. Птолемею IV Филопатору пришлось ослабить государственный пресс. Собственно об амнистии, проведенной в начале правления, о раздаче привилегий и говорится в Розеттском камне – трехъязычной надписи, благодаря которой были дешифрованы иероглифы.

При Птолемее V Эпифане держава утратила многие из своих «заморских владений», сохранив только Кипр и Кирену. После смерти Птолемея V начался затяжной кризис, который усугубляли дворцовые распри и интриги, усилившиеся при Птолемее XII Авлете, а мечта о возрождении прежней славы Египта, лелеянная его дочерью Клеопатрой оказалась несбыточной и как и другие земли вокруг Средиземного моря Египет включен в состав Римского государства.

Развитие социальных отношений в эллинистическом Египте при всей общности, характерной для периода в целом, имело существенные отличия, выявить которые, познакомиться с частной жизнью, взаимоотношениями подданных и носителей власти позволяют многочисленные папирусы, представляющие собой документы частного характера (расписки, квитанции), распоряжения и наказы Птолемеев. Большое значение для изучения экономического и социального развития имеет архив Зенона – переписка управляющего хозяйством одного из сановников Птолемея II. Папирусы и эпиграфические памятники стали важнейшими источниками для реконструкции истории этого государства[26].

В отличие от державы Селевкидов, Египет не отличался этническим разнообразием. Несмотря на некоторые владения в Азии, центральное место в территориальной структуре государства занимала долина Нила. В державе Птолемеев в большей степени, чем в других государствах эллинистического времени, сказывался принцип традиции в административном делении (сохранились номы), в представлениях о верховной власти и в титулатуре правителей. Но, как и Селевкиды, Птолемеи много воевали. Но в пределы их египетских владений армии противника на протяжении трех веков не вторгались (исключение составляет кратковременная военная экспедиция Антиоха IV). Географический и этнический факторы способствовали сохранению целостности страны. Каждая из двух крупнейших держав эпохи претендовала на земли Палестины и Сирии, на о. Кипр, позволявший контролировать торговые дороги Средиземноморья; вмешивалась они и в дела на Балканах, используя антимакедонские настроения полисов[27].

Основная масса населения страны продолжала говорить на своем языке, греческий не был столь распространен, как в державе Селевкидов. Даже государственные декреты издавались не только на официальном языке, языке двора: пример – упомянутая выше Розеттская надпись[28]. Процесс смешивания населения (начало его восходит к политике Александра Македонского) для Египта не был характерен, как и возникновение многочисленных городов. В азиатских пределах государства Птолемеи создали около 30 городских центров, в Египте один – Птолемаиду. Кроме Птолемаиды и столицы Александрии существовал еще один город, появившийся на карте страны уже давно, – Навкратис.

Птолемеи считались наследниками фараонов, передавая за исключением редких случаев власть по наследству (Птолемей I узаконил побочно сына, которому и передал трон – Птолемей II). Опорой власти являлись армия и жречество. Еще во время раздела наследства Александра, став сатрапом Египта, Птолемей Лага вернул ряду храмов земли, которых они лишились во время господства персов. Сохранил он, как и другие монархи, деление на номы, во главе которых были поставлены стратеги. Македонским и греческим колонистам (клерухи) предоставлялись земельные участки на условиях несения военной службы.

Александрия и Птолемаида – крупнейшие торговые центры – имели самоуправление. В Александрии население делилось на несколько категорий: полноправные граждане, александрийцы (имели ограниченную правоспособность), самоуправляющиеся группы переселенцев – политевмы (например, политевма иудеев), бесправные египтяне (подданные), лаой – люди. Наряду с избираемыми гражданами магистратами царские чиновники наблюдали за внутренней жизнью города и руководили ей.

Завоеватели и в то же время наследники фараонов, Птолемеи, являясь верховными собственниками всего земельного фонда страны. Так надпись в храме в Эдфу гласит, что бог Хор даровал правителю все земли Египта, которые подразделялись на собственно царские земли и «уступленные». «Уступленные» – это участки клерухов, земли, подаренные храмам и высшим чиновникам, городам, существовали также наследственные владения частных лиц. Обработка всех земель контролировалась государством, все земли, за исключением дарственных, облагались налогами. На царских землях трудились арендаторы – царские земледельцы, с которыми заключался договор. Условия таких договоров предписывали сроки посева, вид культуры, количество урожая, которое следовало сдать в хранилища. Посевной фонд, в отдельных случаях и рабочий скот, царские земледельцы получали в ссуду, за которую следовало расплатиться. За своевременность возврата ссуды и за сдачу урожая в государственное хранилище отвечало все население деревни – комы. Юридически оно было свободным, но за неуплату ссуды любой житель комы мог быть продан в рабство. Самостоятельный уход из деревни не разрешался, в случае обнаружения беглеца его возвращали в родное село. «Сельская» администрация – старосты комы – комархи – назначались и также, как «инспектор урожаев», следили за выполнением обязательств, оговоренных в договоре. «Уступленные» земли облагались налогом, размер которого определялся царем, ответственность за его своевременную выплату несли не чиновники, а владельцы земель.

Торговля зерном, маслом, папирусом находилась в руках государства.

Детальный контроль существовал и в ремесле. Получая сырье из казны, ремесленники должны были производить определенное количество продукции, ассортимент и качество которой определялись государством. Готовая продукция сдавалась в казну, за невыполнение условий налагался штраф. Сохранившиеся инструкции чиновникам свидетельствуют о детальном контроле в тех отраслях производства, которые являлись государственной монополией. Примером может служить изготовление масла. Эконом должен был следить за ходом сева, за тем, употреблены ли все выданные семена по назначению, качественно ли обработана земля, соблюдено ли расписание посева, весь ли урожай поступил в хранилища. Изготовление масла также контролировалось государством, конфисковавшим все прессы. Торговля маслом осуществлялась откупщиками. Им предписывался размер дохода, недоимки они покрывали из собственных средств. Вознаграждением служили 5 % от собранной (установленной государством) суммы. Фактически весь доход от его продажи поступал в казну.

Все египтяне платили подушный налог и различные пошлины: за аренду дома, за продажу товара. Будучи подданными государства, они должны были принимать участие в строительстве дорог, ирригационных сооружений, в работе на «дом царя». Особенно тяжелым являлось положение тех, кто трудился в рудниках, на разработке золота в Нубии. Здесь использовались рабы и осужденные за преступления, часто вместе с семьями.

Детальный контроль хозяйственной деятельности, монополия государства позволяли получать огромные доходы, которые шли на содержание двора, вознаграждение войска и целой армии чиновников – диойкетов, получавших и дарственные земли. Практиковалась также раздача низшим чиновникам пустующих земель в вечное пользование при условии уплаты налога. В некоторых случаях пустующие земли передавались храмам, которые обрабатывались иеродулами (священными рабами) – юридически свободными лицами, отдавшими себя под покровительство храма. Они имели семью, собственное имущество, арендовали у храма землю и выполняли работы в пользу храма. Иеродулия являлась наследственным институтом зависимости. Возникла она из-за экономической незащищенности человека, поиска покровителя, суеверий.

В последней четверти III в. до н. э. стали заметны первые симптомы кризиса, нашедшие отражение в борьбе за власть, неудачных войнах, мятежах и волнениях подданных. Наконец, в 30 г. до н. э. как и другие государства, возникшие в эллинистическую эпоху, Египет был завоеван римлянами и превращен в личное владение императора.

*       *

*

Мы завершили анализ событий, имевших место на протяжении многих веков развития греческой цивилизации, оставившей значительный след в культуре многих народов.

«Греция. Это слово будит мечты... На протяжении многих веков образы, которые оно вызывало, олждало в людях совершить путешествие, познать великую цивилизацию, с которой мы европейцы, связаны столькими нитями»[29].

Архитекторы Эллады подарили миру монументальные сооружения, среди которых на первом месте стоит Парфенон, статуи богов и героев, восхищающие совершенством пропорций. Фидий и его ученики, отказались от скованности и условности фигур, характерных для предшествующего периода. Руке Фидия принадлежат величественные изображения Афины, которые легли в основу многочисленных копий более позднего времи. Школе Фидия принадлежат динамичные рельефы Парфенона. В классический период рождается искусство портрета (Кресилай). В спокойно стоящих фигурах, изваянных Поликлетом, представителем Аргосско-сикионской школы, отражались чувства и движение. Во второй половине V в. до н. э. работали Мирон и Пеоний.

Основы, заложенные ваятелями V в. до н. э., получили развитие в скульптуре Новоаттической школы, для мастеров которой присуща передача индивидуальности, сложные повороты фигур передавали динамику движения. Это и Лисипп из Сикиона, оказавший большое влияние на скульпторов эллинистической эпохи, и его старший современник Леохар, принимавший участие в украшении Мавзолея в Галикарнасе, и работавший вместе с ним Скопас с о. Парос. На 370–340 гг. дл г. э. приходится время расцвета творчества выдающегося ваятеля классической эпохи Праксителя, сына Кефисодота Старшего, статуи которого расписывал знаменитый художник Никий. Работы его не сохранись до наших дней, как и многие произведения тех, имена которых были названы выше. Но их скульптуры послужили в последующем основой при создании копий или реплик, их творчество повлияло на ваятелей различных школ эллинистической эпохи, среди которых выделяется Пергамская с присущим ей динамизмом и Родосская. В эллинистический период получила развитие жанровая скульптура, появились многочисленные изображения детей и эротов, украшавших парки и сады, но сохранился и академизм, последним представителем которого стал Паситель (I в. до н. э.), римский скульптор, создавший пять книг по истории скульптуры.

В античную эпоху рожается наука, заложены основы философских течений, развивались принципы градостроительства, сохранившие значение до наших дней. И, завершая наш краткий обзор истории Древней Греции, обратимся к словам английского историка М. Гранта: «Наши корни, как постоянно и справедливо утверждается, в основном следует искать в истории классической Греции… Наши сегодняшние поступки и образ мыслей в значительной степени были подготовлены Грецией классического периода. Но история греков должна рассматриваться в их собственном восприятии, как явление того времени, бесконечно ценное само по себе»[30].

 


[1] Алфавитное письмо возникло в Финикии, оно состояло из 22 букв, обозначавщих согласные звуки. Эллины усовершенствовали финикийский алфавит, введя обозначения гласных звуков. О заимствовании эллинами алфавита финикийцев свидетельствуют названия букв («альфа», «бета», «гамма», «дельта»), соотносимые с финикийскими знаками, их формой и названиями, а также порядком. Письмо стало средством сближения греческих племен. Благодаря пользованию общими письменными текстами из диалектов сформировался единый язык. Письмо, которое на Востоке и в Эгейском мире было доступно лишь избранным, благодаря алфавиту превоатилось во всеобщее достояние. Алфавит стимулировал появление неведомого Востоку человека читающего, привел к возникновению в широких слоях общества потребности в чтении. Собственные поэты и историки появляются едва ли не в каждом из античных полисов. Древнейшие надписи, сделанные на сосудах и черепках, датируются VIII в. до н. э. Формы обозначения букв в ранних греческих надписях настолько различаются, что не приходится говорить об единовременном введении греческого алфавита. Заимствование и приспособление финикийского письма происходило в разных местах обитания эллинов, независимо друг от друга. Первоначально они, как и финикийцы, писали справа налево, но позже перешли на письмо слева направо. В качестве основы для письма из-за редкости и дороговизны папируса эллины-ионийцы поначалу использовали козьи и овечьи шкуры, очищенные от жира и шерсти. Писали также на дереве, камне, металле, кости, керамике, полотне. Для обучения и при переписке использовали деревянные или костяные таблички с углублением, заполненным воском. Буквы на воске процарапывались деревянными и костяным или металлическими стержнями (стило). От этого мнструмента для письма произошло слово, обозначающее стиль – совокупность приемов и признаков, свойственных писателю, литературному произведению, жанру. Несколько прикладываемых друг к другу табличек образовывали складень. На бортиках нескольких найденных в Этрурии складней содержатся образцы алфавитов. Этруски заимствовали алфавит у греческих колонистов и приспособили его к своему языку. Этрусский алфавит, в свою очередь, заимствовали латиняне, венеты, умбры, мессалы и другие народы Апеннинского полуострова.

 

[2] В отношении времени извержения вулкана существуют и иные мнения.

[3] Периодизация А. Эванса имеет отличия: раннеминойский (3000–2200 гг. до н. э.), среднеминойский (2200–1600 гг. до н. э.), позднеминойский (1600–1200 гг. до н. э.). Его периодизация до настоящего времени присутствует в ряде работ, посвященных истории Крита.

[4] Пеласги упоминаются Гомером, отмечавшим, что они обитали в Фессалии (родина Ахилла), о них, как раннем населении Аттики писали и историки V в. до н. э. Более того существует точка зрения, что на Пелопоннесе до прихода ахейцев существовало царство пеласгов.

[5] Предполагается, что создателями поселений, вошедших в союз Двенадцати городов, являлись выходцы из Пелопоннеса и Аттики. Происходили ионийцы, согласно мифам к общему предку Иону. В процессе расселения возникали и новые диалекты, одним из них стал ионийский. Другая группа племен, родственных дорийцам (фессалийцы, беотийцы), смешавшись с ахейцами, породила эолийский диалект. Свое происхождение они возводили к Эолу, брату Иона. Говорившие на дорийском диалекте возводили свое происхождение к Дору.

[6] В числе ранних центров западного направления стал эмпорий на о. Питекусса (Обезьяний; совр. Искья), где обосновались халкидяне (о. Эвбея) около 750 г. до н. э. В близкое время на Сицилии возник Наксос, неподалеку от него около 733 г. до н. э. коринфяне основали Сиракузы; около 728 г. до н. э. возникли города халкидян Леонтина и Катана. Одним из богатейших центров на Апеннинском полуострове (древнегр. Тиррения) являлся Сибарис – ахейская апойкия, возникшая в VIII  в. до н. э. К числу более поздних (ок. 600 г. до н. э.) относится Массалия (Марсель), созданная фокейцами. Античная традиция свидетельствует, что Массалия являлась местом, куда единовременно переселилось все граждане метрополии. Эллины в процессе освоения земель на Сицилии и Сардинии и на других островах региона встретились с соперниками – карфагенянами.

[7] Кирена, область (Киренаика) и город в Северной Африке, создана в 630 г. до н. э. В городе существовала собственная философская школа, оказавшая влияние на Эпикура. В IV в. до н. э. включена в состав державы Птолемеев, в начале I в. до н. э. – в Римскую республику. После подавления восстания иудеев в 117 г. город пришел в запустение.

[8] Яйленко В. П. Греческая колонизация VIII–III вв. до н. э. М., 1982. С. 61–83.

[9] На V в. до н. э. приходится Третья Мессенская война – восстание илотов во время землетрясения 464 г до н. э. Плутарх свидетельствует (жизнеописание Кимона), что илоты долины Еврота напали на спартанцев и что после этого мятежа введены криптии.

 

[10] Город был разрушен кротонцами, победе которых способствовали раздоры среди сибаритов. Среди торговых партнеров одного из крупнейших центров западного Средиземноморья был Милет.

[11] Фролов Э. Д. Политические лидеры Афинской демократии: Опыт типологической характеристики // Политические лидеры античности, средневековья и нового времени. Л., 1983).

[12] Показателем сопротивления союзников гегемонии афинян является восстание на о. Самос, который являлся одним из инициаторов создания Делосской симмахии. В 439 г. афиняне вмешались в конфликт между Самосом и Милетом, который обратился за поддержкой в Афины. Афинская эскадры, оказала поддержку демократическим элементам острова, что привело к падению существовавшего здесь олигархического режима. Однако вмешательство афинян привело к восстанию. Дополнительно посланные корабли увеличили силы афинян до 200 судов против 70. Превосходство военной мощи позволило афинянам захватить остров, на граждан которого была наложена огромная контрибуция, а корабли самосцев пополнили афинский флот. Контрибуцией в 1200 талантов жители острова «оплатили» расходы на подавление восстания.

[13] Одной из причин выходы мегарцев из союза стал захват афинянами Эгины.

[14] Для 403 г. до н. э. можно упомянуть и такое событие как принятие декрета об изучении грамоты детьми всех граждан. В свою очередь это привело к появлению государственных школ. Показательно, что несмотря на нехватку средств в казне, развитие кризисных явлений гражданский коллектив взял на себя затраты на обучение. До этого начальное обучение – до 12 лет (грамматика, литература, арифметика, музыка и рисование) не контролировалось полисом и являлось частным делом.

[15] Рассматривая характерные черты эпохи, мы перечислили наиболее крупные внешнеполитические события, однако, следует сказать несколько слов о Мавсоле (377–353 г. до н. э.), известном благодаря гробнице (мавзолею), сооруженной после его смерти вдовой Артемисией II. В последующем мы еще встретимся с правителями Карии. В частности с Адой, изгнанной персидским сатрапом Пиксодаром и восстановленной на престоле Александром Македoнским. Ада и ее супруг Идревс унаследовали власть в Карии после смерти Артемисии II (351/350 г. до н. э.).

Карией, находившейся на юго–западе Малой Азии, до 546 г. владели Крез, затем персидский царь Кир II. Во время восстания против Дария I в Ионии карийцы присоединились к восставшим. Столицей Карии стал Галикарнас. Среди правителей этого времени источники называют полулегендарную Артемисию I, которая сражалась на стороне персов при Саламине. В последующем Галикарнас вошел в состав Делосского морского союза. Во время борьбы за престол Артаксеркса II Мавсол добился признания своей власти, формально подчиняясь персидскому двору. Мавсол создал крупный флот, установил контроль над побережьем, затрудняя доставку зерна из Египта в Афины.   

[16] В Спарте появление закона о дарении, утрата Мессении, в целом разорение граждан привели к тому, что численность спартанцев с полным владением – клером сократилась с 5 тыс. в конце V в. до н. э. до 1,5 тыс. в первой половине IV в. до н. э. Гражданский коллектив уменьшился также за счет людских потерь во время многочисленных военных экспедиций. Сокращение числа граждан в Афинах также было значительным. Например, во время Сицилийской операции около 10 тыс. гоплитов погибло; эпидемия сыпного тифа во время Пелопоннесской войны унесла около 1/4 населения Афин. Восполнение армии за счет наемников из-за отсутствия граждан, которые могли приобрести оружие, приводило к «покупке воинов», что неминуемо вело к еще большим расходам, новым поискам средств пополнения казны и т. д.

 

[17] Исократ. О мире / Пер Л. М. Глускиной // Исаева В. А. Античная Греция в зеркале античной риторики: Исократ. М., 1994. 

[18] После поражения 359 г. до н. э. македоняне выплачивали дань победителям.

[19] На присоединенной к царству территории был создан город Филиппы, где работал государственный монетный двор, выпускались золотые «филиппики» по образцу персидских «дариков». Чеканка монеты приносили существенные доходы.

[20] Амфиктиония являлась Дельфийским культовым союзом, который осуществлял управление имуществом храма.

[21] Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; Л., 1950. С. 30.

[22] Эллинизм: К спорам о сущности// Эллинизм: Экономика, политика, культура. М., 1990. С. 13.

[23] Деметрий Фалерский после изгнания из Афин нашел приют в Египте и стал советником Птолемея I. От его сочинений сохранились отрывки из трудов по риторике, философии, истории и отчет об управлении в Афинах.

[24] Последним правителем Понтийской державы был Митридат VI Евпатор (132–63 гг. до н. э.), потерпевший поражение в борьбе с Римом, покинутый сыном, которому он даровал Боспорское царство, он предпочел смерть позору быть проведенным за колесницей триумфатора.

В период борьбы эпигонов в северной части Малой Азии возникло Пергамское царство Атталидов. Создателем его стал полугрек евнух Филетер, которому Лисимах доверил охрану своих сокровищ. В 287 г. до н. э. он перешел на сторону Селевка I и тот оставил ему в управление Пергам. Племянник Филетера Эвмен в 263 г до н. э. порвал с Антиохом I – первым носителем царского титула стал Аттал I (241–197 гг. до н. э.). В Пергаме был создан при Эвмене II (197–159 гг. до н. э.) в ознаменование победы над галатами величественный Большой алтарь, посвященный Зевсу и Афине. В 133 г. до н. э. бездетный Аттал III завещал царство Риму.

[25] Антигона II Гонат (ок. 319 – 239 г. до н. э.), царь Македонии (276–239 гг. до н. э.), боролся за гегемонию в Северной и Центральной Греции; противниками его являлись Пирр Эпирский и Птолемей III; дружил со стоиком Зеноном Китиенским.

[26] Лучшая оснащенность источниками Египта эллинистической эпохи в сравнении с другими регионами постоянно отмечается исследователями, полагающими, что выявление особенностей развития Птолемеевской державы (как социально-экономической модели) позволяет понять сходные процессы в других эллинистических монархиях (см.: Немировский А. И. История Древнего мира. Античность. М., 2007. С. 393). 

[27] Но Селевкидам пришлось воевать не только с другими эллинистическими монархами, но и местным полиэтничным населением, что приводило к утрате контролируемых властью территорий в первоначально самом крупном государстве. Однако в отличие от Птолемеев они имели опору в многочисленных, заселенных эллинами городах.

[28] К высшим должностям в государстве местное население не допускалось; чиновники среднего и низшего уровня из египтян должными были знать греческий язык.

[29] Бюттен Ани-Мари. Елассическая Греция. М., 2006. С. 3.

[30] Грант М. Классическая Греция. М., 1998. С. 6.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.